Прогностическая — функция дидактики — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Прогностическая — функция дидактики

2021-05-27 158
Прогностическая — функция дидактики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прогностическая - функция дидактики имеет две составляющие: функцию предвидения (поскольку теория заключает в себе возможность предвидения) и функцию преобразования (теория — руководство к действию). Функция предвидения охватывает обучение как объект изучения. При этом ставится задача предсказать его реальное «самодвижение», форму существования в том виде, в каком оно объективно протекает в действительности. Функция преобразования охватывает обучение как объект конструирования. В этом случае ставится задача предсказать свойства и поведение объекта, появляющегося в результате предусмотренного проектом обучения вмешательства человека.

 

 

Принципы формирования содержания образования в высшей школы

Современная педагогика стоит на методологической позиции, что развитие личности целиком определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные ЗУНы и способы творческой деятельности, из мировоззренческая и морально-эстетическая направленность.

 Содержание подготовки специалиста выполняет разно­образные функции.

Принципы, формирования содержания образования – те основные положения, которыми руководству­ются при разработке содержания образования и содер­жания обучения. образования определяется общеметодологическими принципами формирования содержания среднего образования, специальными принципами формирования содержания из области науки, из области искусства, из области труда и физического развития.

К общеметодологическим принципам ученый относит:

· общеобразовательный характер учебного материала, что предполагает обеспечение всестороннего развития личности ребенка, получения им общего представления о реальном мире, необходимого для социальной ориентировки;

гражданская и гуманистическая направленность содержания, что предполагает отбор материала, убедительно раскрывающего единство мира, его развитие в бесконечном движении и противоречиях и в целом является условием формирования научного мировоззрения;

связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

основообразующий и системообразующий характер учебного материала обусловлен тем, что учебный предмет представляет собой их научно-педагогический переработанную систему;

интегративность изучаемых курсов состоит в органичном объединении наиболее крупных идей, факторов, обобщений смежных и родственных наук в едином учебном предмете;

гуманитарно-этическая направленность требует усиления гуманитарно-эстетического аспекта;

развивающий характер учебного материала;

взаимосвязь и взаимообусловленность смежных предметов, что предполагает установления межпредметных связей;

эстетические аспекты содержания образования обеспечивает формирование эстетического отношения к действительности и искусству.

В качестве специальных принципов формирования содержания образования Лихачев Б.Т. выделяет принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки, политехнизма, единства и противоположности логики науки и учебного предмета

 

Принципы реформирования отечественного образования

Реформирование политической, социальной и экономи­ческой сферы обусловили необходимость реализации миро­вых образовательных тенденций в казахстанской системе об­разования.

Развитие системы образования на современном этапе ставит определен­ные социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести:

♦ развитие новых техноло­гий в ключевых областях экономики;

♦ дальнейшее развитие культуры и духовности общества.

К педагогическим целям относятся:

♦ обновление содержания образования;

♦ выработка новых технологий обучения;

♦ разработка новых направлений, профессий и спе­циальностей в обучении;

♦ разработка междисциплинарных исследований.

В связи с реформированием в нашей стране был взят курс на формирование идей новой образовательной парадиг­мы, в которые определили ведущие принципы раз­вития всей системы образования Казахстана.

Термин «парадигма» этимологически восходит к гре­ческому «paradeigma» в значении «пример, образец».

Перенос термина «парадигма» в сферу педагогики про­изошел в семидесятые годы XX в., способствуя дальней­шему сближению теории и практики педагогического об­разования.

Парадигма — это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики.

Смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических от­ношений во всех структурных компонентах системы об­разования. При этом постепенно стали изменяться от­ношения руководителя и руководимого, педагога и обу­чаемого, производства и образовательного учреждения в целом. Новые отношения постепенно становятся отноше­ниями партнерства и сотрудничества активных субъек­тов образовательного процесса. Новая об­разовательная парадигма предопределила основные принципы реформирования отечественной образователь­ной системы.

Демократизация образования  — следствие демокра­тизации всего общества, которая предполагает необхо­димость и возможность, а также средства и условия реа­лизации следующих принципов в образовании:

♦ равные возможности в получении образования и его бесплатный характер;

открытость и многообразие образовательных учреж­дений;

сотрудничество обучающих и обучаемых, студенчес­кое самоуправление;

регионализация образования;

♦ международная интеграция и сотрудничество;

♦ негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения;

общественно-государственное управление в системе образования;

демократический механизм руководства и контро­ля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

Гуманизация образования - ориентация образователь­ной системы и всего образовательного процесса на разви­тие и становление отношений взаимного уважения обу­чаемых и педагогов, основанного на уважении прав каж­дого человека на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностно­го потенциала.

Гуманитаризация  — это ориентация на освоение со­держания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.   

Гуманитаризация обучения и воспитания включает аксиологическую, эстетическую, этичес­кую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создает в учебных заведениях «гуманитарную среду».

Дифференциация - ориентация образовательных уч­реждений на достижения студентов с учетом удовлетво­рения и развития интересов, склонностей и способнос­тей всех участников образовательного процесса. Она пред­полагает разделение учебных дисциплин на обязательные (инвариант) и по выбору (вариативные), в соответствии с профессиональными и личностными интересами сту­дентов.

Диверсификация (от англ. Diverse - иной, другой) образования предполагает:

♦ многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию;

♦ разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки;

♦ многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

Стандартизация -ориентация образовательной си­стемы на реализацию прежде всего государственного об­разовательного стандарта - набора обязательных учеб­ных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариативность означает создание в образова­тельной системе условий выбора и предоставление каж­дому субъекту образовательного процесса возможности достичь успеха. На практике это выражается в том, что студентам предоставляется возможность выбирать темп обучения, достигать различного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т. д.

Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоре­тической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение при­дается глубокому и системному усвоению теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образова­тельного учреждения.

Информатизация образования связана с массовым использованием информатизационной технологии в учебно-воспитательном процессе.

Профессионализация - это ориентированность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную дея­тельность обучаемых.

Современная образовательная парадигма представля­ет собой многоаспектный комплексный феномен, в кото­ром традиционное образование взаимодействует с инно­вационным.

Опережающий характер образования как условие бу­дущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы.

Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подго­товки кадров для инновационной деятельности.

Формирование профессиональной элиты. Современная экономическая ситуация и необходимость поиска путей практического использования научно-технических дости­жений требуют подготовки высококвалифи-цированного персонала для работы в этих условиях.

Р азвитие элитарных образовательных уч­реждений будет способствовать развитию системы обра­зования как на государственном уровне (новые стандар­ты образования, критерии качества образования), так и на негосударственном уровне (укрепление частных и не­государственных профессиональных образовательных учреждений).

Таким образом, современное высшее образование, вы­полняя социальный заказ на подготовку специалистов, спо­собных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям, пережива­ет состояние качественного изменения.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.