Гуманистический подход в педагогике высшей школы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Гуманистический подход в педагогике высшей школы

2021-05-27 36
Гуманистический подход в педагогике высшей школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманистический подход является мировоз­зренческой основой новой образовательной парадигмы. Гуманистически ориентированная философия образова­ния - это стратегическая программа качественного обнов­ления образовательного процесса на всех его ступенях. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиаль­но иной направленности образования, связанной не с под­готовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и про­фессиональном развитии личности.

Реализация идеи гуманизации образования включает в себя ряд стратегических подходов: антропологический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный, креативный и др. Их практическая реализация связана с гуманитаризацией содержания образования и поисками форм, методов и приемов гуманистически ори­ентированной технологии образования.

 

Гуманизация и гуманитаризация в образовании

Гуманизация образования - ориентация образователь­ной системы и всего образовательного процесса на разви­тие и становление отношений взаимного уважения обу­чаемых и педагогов, основанного на уважении прав каж­дого человека на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностно­го потенциала.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение со­держания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.   

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

характеризуется следующими ос­новными чертами:

Ориентация на многоуровневую подготовку в систе­ме высшего профессионального образования:

бакалавриат - 4 года;

магистратура - 2 года;

докторантура - 3 года

Основополагающие принципы разработки стандар­тов являются:

- модульная структура учебных планов;

- создание инновационных программ дисциплин и практик;

- привлечение к процессу обучения высококвалифи­цированных преподавателей и работодателей;

- использование в учебном процессе активных и ин­терактивных форм проведения занятий.

ГОСО устанавливают требования к образовательным программам и их перечню и объему, оценке полученного выпускниками уровня образования – знаний, умений, навыков и компетенций, а также правилам и процедурам государственного контроля образования. Стандарты предназначены для достижения высокого качества образования обучающихся, создания системы контроля за эффективностью работы высших учебных заведений, обеспечения международного признания академических степеней "бакалавр–магистр–доктор".

 

График учебного процесса

 

Деятельностный подход в педагогике высшей школы

Личностно-деятельностный подход ведущая стра­тегия образования, который позволяет поставить личность в центр педагогического процесса. В процессе профессиональной подготовки будущий специалист вклю­чается в различные виды деятельности, позволяющие сформировать целостное представление о будущей педа­гогической деятельности в условиях высшей школы.

Деятельностный подход рассматривает структуру процесса обучения не как звенья усвоения учебного материала, а как звенья, отражающие взаимосвязь преподавания и учения в непосредственной или опосредованной форме. В связи с этим в структуре предлагается выделить:

- усвоение и конкретизация преподавателями общих целей и задач обучения на основе изучения особенностей системы, в которой протекает обучение;

- планирование педагогами средств обучения, выбор содержания, форм и методов обучения с учетом выявленных особенностей обучаемых;

- непосредственное дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого преподаватель организует деятельность по овладению ЗУНами, а учащиеся активно овладевают ими;

- текущий контроль и самоконтроль за усвоением ЗУНов, оперативное регулирование процесса обучения;

-анализ и самоанализ результатов определенного этапа процесса обучения преподавателем и студентами, выявление нерешенных задач для учета их в новом цикле процесса.

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними.
взаимодействие преподавателя и обучаемых, протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических). При рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения.

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. В процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на обучающего, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний студентом, возникновение самостоятельных усилий обучающего, по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости.

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные педагогом ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя, где студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах.

Такой анализ деятельности требует видеть в ней цель, мотивы, содержание, способы действий, протекающие при известных напряжениях воли, а также физических и интеллектуальных сил, способы регулирования действий и контроля за их результативностью.

Опираясь на эту характеристику процесса деятельности, мы можем относительно целостно представить себе и составные элементы процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

 

 

Демократизация в образовании

Демократизация образования помимо общедоступно­сти высшего образования выражается в свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказе от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.