Существующие проблемы лизинговой деятельности и способы их решения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Существующие проблемы лизинговой деятельности и способы их решения

2021-05-27 26
Существующие проблемы лизинговой деятельности и способы их решения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие негосударственного сектора в сфере лизинговых услуг сталкивается с целым рядом проблем. В первую очередь это касается с серьезными трудностями в привлечении лизингодателями кредитных ресурсов:

1) во-первых, основной массив кредитов предоставляется на срок до одного года, но они могут иметь смысл только для оперативного лизинга, средний же срок сделки по финансовому лизингу составляет около трех лет;

2) во-вторых, поскольку специфика деятельности лизинговых компаний обусловливает высокий коэффициент отношения заемного капитала к собственным средствам, потребность в больших объемах финансирования, то выполнить условия кредитоспособности, необходимые для получения кредита, им оказывается гораздо сложнее, чем прочим категориям заемщиков.

 

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. В российском законодательстве не предусмотрена система повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким-либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать. Очевидно, что речь здесь идет об оперативном лизинге, поэтому данный юридический казус навряд ли беспокоит коммерческие банки, которые преимущественно занимаются финансовым лизингом. Тем не менее очевидно, что законодательство, регулирующее отношения, возникающие при оперативном лизинге, требует совершенствования.

Определенную проблему создает и взаимодействие между крупными лизинговыми компаниями, пользующимися государственной поддержкой, и негосударственным сектором рынка лизинговых услуг. От государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровня. Стимулируя развитие лизинга, государство предоставляет субсидии по страхованию сделок в размере 50 %, т.е. лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из бюджета напрямую к страховой компании. В результате на конкретном рынке ведущее место начинает занимать монопольный пользователь государственных субсидий. В силу экономических причин эффективность таких окологосударственных структур снижается, а лизинговая схема становится слишком дорогой, что может иметь негативные последствия для развития лизинга на определенном секторе рынка (территориальном, товарном).

Помимо финансовых и законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность производителей машин, оборудования. Среди производителей и дилеров не понимают значение лизинга для роста продаж в той степени, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг. Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям соответствующие скидки при приобретении имущества, рассрочку оплаты. Можно сказать, что данная проблема лежит уже не в финансовой либо экономической, а скорее в психологической плоскости.

Недостаток источников финансирования. Нехватка "длинных" денег, а также дороговизна существующих, серьезно мешают многим лизингодателям реализовывать имеющийся потенциал роста. По сравнению с 2012 годом почти в 2 раза сократился объем финансирования лизинга за счет собственных средств – с 18,5% в 2012 году до 10% процентов в 2013 году. Зато увеличилась доля финансирования через облигационные займы и векселя. Нужно отметить также тенденцию роста доли зарубежного финансирования.[3]

Налоговые проблемы. Вопрос с возмещением НДС так и остается нерешенным. На 1 июля 2013 года не возмещенный лизинговым компаниям налог составил около 560 млн. долларов.

Более того, в 2007 году со стороны ФНС РФ ужесточился контроль и увеличилось число камеральных проверок. Процедура возмещения НДС в настоящее время происходит в соответствии

со статьей 176 Налогового Кодекса РФ "Порядок возмещения налога": проводится трехмесячная

камеральная проверка, и только затем следует решение о возмещении. В течение всего этого времени лизинговая компания обязана уплачивать налог за следующие после подачи декларации о возмещении месяцы. Разумеется, это приводит к оттоку оборотных средств компании,

что, конечно же, отрицательно сказывается на показателе рентабельности лизингодателя. Введение уплаты налога на имущество лизинговыми компаниями также привело к удорожанию услуги лизинга и снижению конкурентоспособности лизингодателей по сравнению с другими финансовыми институтами. Особенно остро налоговые органы реагируют на сделки возвратного лизинга, иными словами, такой формы долгосрочного кредитования, как своего рода залог. В большинстве случаев они пытаются оспаривать их как мнимые, заключенные исключительно для целей ухода от уплаты налогов. В результате, в причастности к этому сегменту рынка решает признаться далеко не каждая лизинговая компания. При этом компании не столько боятся проверок, сколько не хотят создавать лишние проблемы для своих же лизингополучателей, поскольку претензии налоговые органы предъявляют, прежде всего, к ним. Из этого следует, что доля этого

вида лизинга составляет всего 4-5% от общей суммы договоров, хотя могла бы быть в несколько раз выше. Между прочим, проблема эта порождена, кроме того, и тем, что в федеральном законодательстве о лизинге ни слова не говориться о его возможных формах, которых в мировой практике, как известно, существует значительное количество.

Несовершенство законодательства. Серьезные ограничения, как уже отмечалось, значительным образом влияющие на возможность развития отдельных сегментов лизингового рынка, содержатся в основных юридических актах, регулирующих его деятельность. Так, в соответствии

со статьей 665 ГК РФ имущество, полученное лизингополучателем по договору лизинга, может использоваться им только в предпринимательских целях. Данное положение существенно ограничивает сферу применения лизинговых сделок. Они не могут заключаться, например, с некоммерческими организациями, в уставах которых имеется запрет на ведение коммерческой деятельности.

А это огромное количество образовательных, медицинских и иных учреждений. Вместе с тем,если взять положения международных актов, а именно Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, к которой присоединилась Россия, то становится очевидным, что в мировой

практике лизинг как правовое и экономическое явление понимается и применяется значительно шире, не ограничиваясь сферой только предпринимательских отношений. Исходя из пункта 4 статьи 1 Конвенции, лизинг может использоваться в любых целях (не только в предпринимательс-

ких), за исключением личных, семейных и домашних целей, то есть лизинговые сделки могут заключатся и некоммерческими организациями, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Устранение существующего ограничения сферы лизинга как сделки, заключаемой в предпринимательских целях, позволит вовлечь в лизинговые правоотношения огромное количество новых субъектов, которые в настоящий момент не могут пользоваться преимуществами лизинга для приобретения основных средств и обновления необходимого оборудования.

Если ГК РФ запрещает использование лизинга некоммерческими организациями, то ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" исключает из сферы лизинговых сделок оперативный лизинг, на долю которого приходится более половины рынка лизинга в развитых странах. Кроме того, полностью отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества. Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности. Урегулирование данного вопроса на законодательном уровне позволило бы создать рынок лизинга недвижимого имущества.

Неурегулированность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании, однако Гражданский кодекс РФ и другие законодательно-нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. С учетом общеизвестной длительностью судебного разбирательства в Российской Федерации, которое, к тому же, как показывает судебная практика, вовсе не гарантирует реального возврата имущества. В результате в течение длительного судебного разбирательства объект лизинга может потерять свою ликвидность, а лизинговая фирма несет судебные издержки, финансовые потери, а в итоге лизинговая сделка зачастую теряет всякую экономическую эффективность. Другими законодательными проблемами являются:

- в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок;

- в законодательстве не ограничена предварительная оплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя.

В результате активно используются так называемые "серые" схемы, когда под видом лизинга компании просто покупают в рассрочку машины и оборудование, пользуясь всеми налоговыми льготами, предоставляемыми в случае лизинга, но не вкладывая при этом никаких инвестиций.

Ряд авторов считают также, что одной из законодательных проблем, требующих решения, является отсутствие лицензирования лизинговой деятельности (которое раньше было). В результате поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая, на само деле, может и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям. На наш взгляд, однако, возврат к разрешительной системе лицензирования лизинговой деятельности не может привести к каким-либо серьезным результатам. Данная проблема может быть решена проще, путем создания саморегулируемых организаций лизинговых компаний, которые могли бы предоставлять необходимую информацию участникам лизингового процесса о степени добросовестности лизинговых компаний.

Отсутствие адекватного и современного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций. На данный момент лизингодатели руководствуются устаревшим Приказом Минфина РФ № 15 от 17.02.1997 г. о бухучете лизинговых операций, который, ко всему прочему, противоречит ПБУ 9/99, в частности, в вопросе признания выручки от обычных видов деятельности.

Кроме того, в налоговом и бухгалтерском законодательстве нигде нет норм, регулирующих смену балансодержателя во время действия договора (например, порядок определения первоначальной стоимости имущества для целей налогообложения прибыли и для расчета налога на имущество,

возможность начислять амортизацию и по каким правилам) организацией, которая приняла на баланс лизинговое имущество в связи со сменой балансодержателя). При этом ГК и ФЗ №164 "О финансовой аренде (лизинге)" не запрещают менять балансодержателя лизингового имущества в течение договора лизинга.

Проблемы, обусловленные экономической ситуацией. Так, развитию лизинга недвижимости заметно мешает практика постановки зданий на учет по заниженной в несколько раз стоимости. Развитию лизинга - отсутствие долгосрочных, подкрепленных значительной финансовой базой, государственных программ, которые могли бы обеспечить поддержку отечественных производителей и создание ими необходимой инфраструктуры для обслуживания авапарков. Наличие соответствующих программ могло бы сделать рынок данных услуг более привлекательным для иностранных и российских инвесторов.

Внутренние проблемы лизингодателей. Такие как: обеспечение высокого уровня устойчивости, адекватного бухгалтерского и управленческого учета, маркетингового анализа и достаточного уровня информационной открытости, а также проблема поиска квалифицированных

кадров. Уровень финансовой устойчивости примерно 80% российских лизингодателей характеризуется как средний. Многие из них уже в достаточной мере нарастили собственный капитал и готовы к тому, чтобы подтвердить свое состояние внешним рейтингом надежности. Дальнейшему росту финансовой устойчивости лизинговых компаний будут способствовать необходимость привлечения западных источников финансирования, с одной стороны, и развитие страхования финансовых рисков лизингодателей, с другой стороны. Уровень бухгалтерского и управленческого учета в лизинговых компаниях также достаточно высок. Уже 24% лизинговых компаний составляют отчетность МСФО, и еще 16% планируют начать составлять ее в ближайшее несколько лет. А вот уровень информационной активности большинства лизинговых компаний недостаточно высок.

Лишь 10% лизинговых компаний публикует о себе основную информацию – отчетность, годовой отчет, информацию о существенных событиях и крупных сделках и прочее. На достаточно невысоком уровне в большинстве компаний находиться и маркетинговый анализ

рынка, на котором строятся краткосрочные и среднесрочные планы развития.

Таким образом, на данный момент существуют некоторые проблемы, препятствующие дальнейшему благополучному развитию лизингового рынка в России. Следовательно, необходима разработка и применение комплекса мер по стимулированию лизинга, обеспечивающих

расширение сферы его применения. ионных кредитов, в том числе выданных лизингодателям.

Дня стимулирования лизинговой деятельности в банках следовало бы предусмотреть меры,

применяемые Банком России. Так, представляется целесообразным дифференцировать нормы обязательных резервов в зависимости от объема лизинговой деятельности банков. В частности,

банки, у которых 50% и более кредитного портфеля состоит из инвестиционных кредитов с лизингом, следовало бы стимулировать снижением для них норм обязательного резервирования в ЦБ РФ, что не противоречит Закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)". Высвобожденные из резервов ресурсы можно было бы направить на расширение сферы инвестиционных услуг банков, которые на данном этапе экономического развития России нужно форсировать, чтобы обеспечить экономический подъем страны и регионов.

Поскольку все участники лизинговой сделки заинтересованы в развитии лизингового бизнеса, каждый их них может предусмотреть взаимное стимулирование друг друга. Поставщики, к примеру, могли бы активнее предоставлять коммерческие кредиты лизингодателям, предусматривать опцион на обратный выкуп имущества по остаточной стоимости при расторжении сделки лизинга. Лизингодатели могут побуждать клиентов к использованию ими лизинга снижением

уровня лизинговой маржи, организацией качественного обслуживания лизинговой сделки. Банки-кредиторы могут расширить сферу финансирования независимых лизинговых компаний на основе снижения процентной ставки за кредит и формирования своей долгосрочной ресурсной

базы. Лизингополучатели для расширения возможности приобретения имущества в лизинг должны принять меры по укреплению своего финансового положения и эффективному использованию предмета лизинга, а также предоставить лизингодателям дополнительные гарантии уплаты лизинговых платежей.

Очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будет способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России.

Для устранения препятствий для развития лизинга в стране необходимо:

- обеспечить лизингодателям законодательную возможность в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату лизинговых платежей или неправильное использование лизингового имущества лизингополучателем;

- законодательно оформить систему оперативного лизинга;

- решить проблему своевременного возврата НДС из бюджета;

- создать саморегулируемые организации лизинговых компаний;

- продолжить дальнейшую поддержку лизинга в стране со стороны государства, одновременно не допуская монополизации рынка лизинговых услуг.

Решение всех этих задач позволит повысить уровень участия банковского капитала в лизинговых отношениях. В настоящее время выбранная банками система косвенного участия в лизинговых операциях в наибольшей степени отвечает интересам банковского бизнеса.

Дальнейшее развитие в России лизинга как эффективного инструмента финансирования капитальных вложений в условиях нехватки финансовых ресурсов требует, по всей видимости, выполнение следующих основных задач:

1. Обеспечение законодательной возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность в досудебном порядке за неуплату или неправильное использование лизингового имущества лизингополучателем.

2. Законодательное закрепление системы оперативного лизинга, которая в настоящее время регулируется только положениями, относящимися к аренде.

3. Создание саморегулируемой или нескольких саморегулируемых организаций лизинговых компаний, которые бы несли ответственность за деятельность своих членов.

4. Решить вопрос со своевременным возвратом из бюджета НДС, причем этот вопрос необходимо решать концептуально, в рамках всей налоговой системы страны.

5. Обеспечить дальнейшую государственную поддержку развития лизинга в стране. Вместе с тем необходимо устранить монополизацию на некоторых секторах рынка лизинговых услуг, обеспечивая равные условия для различных лизинговых компаний.

Нерешенность многих перечисленных выше проблем, неустойчивая экономическая ситуация в стране и перманентные инфляционные процессы, затрудняющие предоставление долгосрочных кредитов, препятствуют более значительному участию банковского капитала в лизинговом бизнесе.

В этих условиях выбранная коммерческими банками схема косвенного участия в лизинговом бизнесе через кредитование дочерних или подотчетных им лизинговых компаний выглядит наиболее адекватной. Данная схема минимизирует расходы банка и риски банковской деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства. При этом в условиях российской экономики основную роль играют коммерческие банки, которые являются крупнейшими игроками на финансовом рынке страны и обладают наиболее значительными денежными ресурсами для осуществления инвестиций, в том числе в форме лизинга.

При использовании лизинга одной из основных проблем является определение его эффективности по сравнению с другими формами осуществления инвестиций. Решение проблемы выбора осуществления инвестиций – одна из основных задач финансового менеджмента как на предприятии, так и в коммерческом банке.

Для устранения препятствий для развития лизинга в стране необходимо:

- обеспечить лизингодателям законодательную возможность в досудебном

-порядке вернуть свою собственность за неуплату лизинговых платежей или   -неправильное использование лизингового имущества лизингополучателем;

- законодательно оформить систему оперативного лизинга;

- решить проблему своевременного возврата НДС из бюджета; - создать саморегулируемые организации лизинговых компаний;

- продолжить дальнейшую поддержку лизинга в стране со стороны   государства, одновременно не допуская монополизации рынка лизинговых  услуг.

- Правильный выбор инвестирования.

Решение всех этих задач позволит повысить уровень участия банковского капитала в лизинговых отношениях. В настоящее время выбранная банками система косвенного участия в лизинговых операциях в наибольшей степени отвечает интересам банковского бизнеса.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.