Теоретические основы возникновения группового обучения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теоретические основы возникновения группового обучения

2021-06-02 27
Теоретические основы возникновения группового обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 80-е годы "Учительская газета" широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы "Педагогика сотрудничества" была опубликована и статья В.К.Дьяченко и В.В.Архиповой "Коллективный способ обучения" ("Учительская газета", 28 августа и 8 сентября 1987 г.), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья М. Брейтермана ("Учительская газета", 31 января, 1989 г.) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А.Г. Ривине и об опыте реализации его смелых педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза.  Корни КэСэО-шного движения с полным основанием следует искать в деятельности А.Г.Ривина. Однако именно В.К.Дьяченко удалось прорваться через эмпирическое восприятие находки Ривина, увидеть сущностные стороны его педагогического изобретения и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики.Давно уже осознался и оформился методологический принцип о том, что становление Коллективного способа обучения как общественно-исторический этап развития сферы образования представляет из себя интегрированную целостность двух естественно-стихийных и искусственно-организованных процессов. Этот принцип порождает другой методологический принцип для анализа событий истории и проектирования будущего: всевозможные (более или менее значимые) изменения и преобразования вызваны одной и той же необходимостью и в ходе совершенствования и развития интегрируются в целостность как проявления одной-единственной сущности.
Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления Коллективного способа обучения уже в недрах самого Группового способа обучения (см., например, [14]).
Неслучайно, что в обосновании необходимости перехода к групповому обучению главным идеологом этого способа * Я. А. Коменским * в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих (см. [8]).
ХХ век подарил человечеству многочисленные педагогические идеи и практические находки, которые давно уже претендуют быть взаимосопоставленными,взаимосоединёнными, систематизированными и превращёнными в основу будущего способа организации обучения.
С другой стороны, именно ХХ век положил начало освоению человечеством способов осознанного, целенаправленного строительства будущего вообще и в сфере образования в частности.
Здесь особое место занимает само КСО-шное движение, чья деятельность задаёт смысл искусственно-техническому компоненту процессов становления следующего Коллективного способа обучения.

В основу превентивного обучения легли педагогические идеи Я.А. Коменского, А.Г. Ривина и его последователей, которые впоследствии были переработаны и видоизменены.Большой вклад в разработку и апробацию превентивного обучения внесла Романова О.Л.

Методы групповой работы  не исчерпываются традиционными, хорошо известными учителю и применяемыми в каждой школе. Роль учителя также не совсем обычна. Для эффективного использования данного

обучения важно ознакомиться с методами, приёмами, ролью учителя.

 

МЕТОДОЛОГИЯ

 

Для успеха обучающего процесса важна положительная психологическая атмосфера. Ее создают:

Ø соблюдения правил поведения, принципов и планов собраний;

Ø  отсутствие оценочного отношения друг к другу;

Ø использование методов обучения в группе.

Для достижения положительной психологической атмосферы вводятся правила поведения. Правил, как минимум, пять:

· Внимательно слушай говорящего;

· Не критикуй другого, чтобы он ни сказал;

· Если не хочешь говорить, то можешь промолчать;

· Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;

· Не выноси ничего из сказанного за круг.

 

 Правило 1.

«Внимательно слушай говорящего»

Правило заключается во внимательном отношении каждого присутствующего к тому, что говорят и чувствуют его собеседники. При выполнении правила каждый должен почувствовать, что его услышали и поняли.

 

Правило 2.

«Не критикуй другого, чтобы он ни сказал»

Правило означает, что к каждому относятся доброжелательно, принимают как факт наличие у него собственного мнения и ценят его вклад в общую дискуссию. Выполнение данного правила позволяет избежать отрицательных оценок, недружелюбных поступков и жестов. В результате говорящие получают возможность высказываться открыто и честно, не опасаясь критики и насмешек.

 

Правило 3.

«Если не хочешь говорить, то можешь промолчать»

Правило предоставляет свободу участия в дискуссии, способствует тактичному обращению с чувствами собеседников.

 

Правило 4.

«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»

Правило говорит о признании ценности, уникальности каждого, уважительном отношении друг к другу. В случае уважительного отношения естественно возникающие конфликты разрешаются конструктивно, а конструктивные и доброжелательные высказывания одного партнера по взаимодействию в адрес другого (обратная связь) способствуют личностному росту.

 

Правило 5.

«Не выноси ничего из сказанного за круг»

Правило означает, что каждый должен быть уверен в конфиденциальности информации, обсуждаемой в круге. Вся информация обсуждается и анализируется только «здесь и сейчас». Ничего из сказанного не должно становиться предметом обсуждения вне круга.

 

Классный руководитель может установить одно – два дополнительных правила, которые считает важным для данного коллектива, но правил не должно быть много. Правила должны быть оговорены, приняты и зафиксированы, чтобы каждый из присутствующих запомнил их.

Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия родителей к классному руководителю, важным является выполнение всех правилгрупповой работы. В этом отношении продуктивной идеей является установление и запись основных правил поведения:

· Родители и учитель рассаживаются по кругу или в полукруг;

· Каждому предоставляется возможность участвовать;

· В каждый момент времени может говорить только один человек (хотя важно предоставить всем участникам «круга» возможность высказываться, когда им есть, что сказать, иногда просто необходимо, чтобы родители как-то сигнализировали о желании высказаться, но, не прерывая докладчика);

· Каждый имеет право на высказывание личного мнения и участия в общей работе без угрозы стать объектом критических нападок;

· Никто не может быть принуждаем к обсуждению, если он действительно не хочет, но каждому предлагается участие;

· Все, что обсуждается в «кругу» считается конфиденциальной информацией и не выносится за его пределы.

 

                                  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Различные методы обучения, перечисленные ниже, предназначены для поддержания интереса и мотивации, осмысления значимости рассматриваемых вопросов. Одни методы являются традиционными, другие предполагают более активное взаимодействие и помощь друг другу

(учитель       родитель, родитель      родитель)

 Методы, используемые на родительских собраниях, следующие:

 

· Мозговой штурм;

· Сообщение новой информации;

· Групповая дискуссия;

· Ролевое моделирование;

· Рефлексия.

 

Почему так важна комбинация традиционных и групповых методов? Так как в процессе совмещения данных методов улучшается качество обучения. По результатам исследования психологов «память человека способна сохранить 10% из того, что он слышит, 50% из того, что человек видит и до 90% из того, что он делает». Поэтому всю информацию человек должен «пропускать через себя», а не получать в готовом виде.

 

Успешность общения зависит от умения не только слушать, но и слышать.

Слушание - это активный процесс, во время которого происходит:

ü Восприятие информации от говорящего или от самого себя, но при этом человек воздерживается от выражения своих эмоций;

ü Поощряющее отношение к говорящему партнёру, способствующее дальнейшему общению;

ü Незначительное воздействие на говорящего(вопросы, жесты, мимика), помогающее развитию мысли последнего на один шаг вперёд.

В зависимости от данных факторов выделяют 3 уровня слушания:

v «Здесь и сейчас». Слушать и эмоционально участвовать. Выслушивать, понимать, но не давать оценки. Полностью внимание направлено на говорящего.

v «Поверхностное слушание». Сосредоточиться только на содержании, логике. Слышать, но не сопереживать.

v «Пассивное слушание». Собеседник не слушает, не сопереживает, находится «в себе». Слушает «краем уха».

 

Обучение в группе – новый метод современной педагогики. Как всякий новый метод, он требует подготовки учителя. Обучение в группе означает, что собеседники учатся:

· Говорить, слушать и слышать;

· Обмениваться информацией;

· Выражать личное мнение;

· Обсуждать и решать проблемы;

· Принимать решения.

 

Обучение в группе развивает личностную и социальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни. Увеличивается вероятность того, что члены группы выскажутся. Общаясь, развиваются умения слушать, слышать, думать и работать вместе.

 

 

 

 


                                                                                     

 

 


                                                                                                                                

 

                                         Рисунок 1

 

На рисунке 1 показана структура традиционного общения. Высказывания педагога составляют примерно 70% времени, а иногда и гораздо больше. Родители, в большинстве своем, являются пассивными слушателями, и лишь некоторые задают интересующие их вопросы. Такая подача информации является непродуктивной, т.к. большинство родителей не усваивают сказанное и не способны информацию применить на практике.

(Чаще всего «пассивное слушание» или поверхностное).

 

 


 

 


Рисунок 2

На рисунке 2 показано общение в группе. Классный руководитель способствует общению родителей, что приводит к эффективности обучения и выработке личностной и социальной компетентности. Количество времени, в течение которого говорит классный руководитель, уменьшается с 70% до 25%. При данной форме общения наблюдается структурированность, а не спонтанные высказываний. Исключается дидактичность из речи педагога – его высказывания на равных, в ряду других, обычно - последнее, обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие высказывания при этом не обесцениваются. Чувства, мысли каждого являются безусловной ценностью.Классный руководитель организует общение, поддерживает, стимулирует и направляет его. (Уровень – «здесь и сейчас»).

В группах родители решают общие задачи, находят способы решения проблем, помогают и поддерживают друг друга, а самое главное учатся слушать и слышать друг друга, понимать. Возражения, несогласие недопустимы. Многие родители отмечают, что при такой форме общения им было комфортно потому, что их слушали безоценочно. Во время работы микрогрупп педагог держит их общение под контролем, особенно если данная форма общения не является для родительского коллектива знакомой, он подходит, слушает, осторожно, но настойчиво направляет обсуждение в нужное русло. В кругу не свободное общение, а по правилам. Следит за тем, чтобы ошибочное мнение было откорректировано, но делает это тактично и ненавязчиво. Ответственность за решения лежат на всей группе, а не на отдельных родителях, что позволяет более эффективно участвовать в совместной работе.

При организации обучения в группах классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

· количество в группах должно составлять 2-8 человек;

· в группах собеседники должны находиться лицом к лицу;

· группа должна решать общую задачу;

· предложить каждому поделиться имеющейся информацией с остальными членами группы, но при этом не оценивать её. Каждый имеет право на собственное мнение.

· для контроля спросить одного из членов группы в случайном порядке(например, отвечает тот, кто выше всех ростом; или блондин, или тот, у кого есть красный цвет в одежде и т.д.) о мнении группы по обсуждаемому вопросу;

· Способствовать рефлексии (анализу) событий, происходящих внутри группы в процессе ее работы;

· В течение одного собрания члены групп должны меняться. В этом учителю помогут упражнения – энергизаторы.

· При необходимости классный руководитель должен распределить роли внутри группы. Например: хронометрист, докладчик, секретарь, художник и т.д.

 

Приразработке  родительских собраний необходимо пользоваться данной структурой.

 

СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ(интерактивная форма)

                          

Энергизатор или упражнение

 

1 этап: оценка знаний по теме собрания (3-5 минут)

Тестирование, мозговой штурм

Анкета, опрос, дискуссия, аукцион идей, разброс мнений (начальная фраза пишется на доске или на карточке, а родители сами продолжают.

 

Энергизатор или упражнения.

 

2 этап: сообщение родителям новой информации по данной проблеме (5-10 минут)

Лекция, доклад, реферат, ролевое моделирование, видео, аудио, доклады, коллективная лекция, группы кооперативного обучения.

 

Энергизатор или упражнения.

3 этап: формирование и развитие навыка (основной этап)

Работа в группах. Основная проблема должна быть разработана самими родителями.

- тренировка;

-разработка;

-выработка группового решения.

 

Энергизатор или упражнения.

 

4 этап: применение навыка на практике – приобретение опыта (через отработку).

Только через собственную деятельность приобретаются социальные навыки. В тренинге эта ситуация создается специально.

Группы по 2-8 человек

Проекты, проведение мероприятий, акций, ролевое моделирование, драматическое представление, создание комиксов, заявлений, программ взаимоотношений для других детей, для родителей

 

Энергизатор или упражнение.

5 этап: рефлексия

Оценка своих знаний, чувств, эмоций. Каждое собрание завершается рефлексией: все по кругу делают «Я – сообщения» о своих чувствах, мыслях, личных открытиях. Открытая часть рефлексии – подведение итогов, получение педагогом и всеми обратной связи от каждого. Скрытая – научение принятию ответственности за всё происходящее с тобой на себя.

 

· Данный вид обучения предусматривает использование атрибутов: шары, свистки, косынки, флажки, клубки, «солнечный микрофон» и

т. п. На начало,  финал используются отрывки из сказок, притч, афоризмы, пословицы, поговорки и т.д.

· Для более комфортного ощущения родителей во время общения желательно поместить в центр круга «яркое пятно» (игрушку, свечу,

· воздушный шар и т.д.), чтобы собеседникам, в случае необходимости, можно было отвести взгляд, успокоиться, не нервничать.

· Новые понятия необходимо писать на плакатах, чтобы они были перед глазами родителей, и каждый в любой момент мог ещё раз увидеть эту информацию.

· Вся работа групповой дискуссии фиксируется на доске или на ватмане.

· Не навязывать своего мнения, не давать оценок, подбадривать всех участников общения.

· Для лучшего взаимопонимания необходимо использовать фразы

«А правильно ли я вас поняла…», «Можно ли сделать вывод, что вы           считаете…»

· На всех этапах общения возможно использование музыки, так как она является мощным индуктором.

ИНДУКТОР способ влияния на нервную систему личности, ведущий к замене процесса торможения процессом возбуждения нервной системы, т.е. активности личности.

· В тренинге нет зрителей!

 

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

 

 Формой проведения собраний в интерактивной форме является круг или полукруг. Все родители и классный руководитель сидят в кругу, не должно быть свободных стульев, никто не должен сидеть за кругом (нет зрителей).

На первом родительском собрании, если родители ещё не знакомы с данной формой проведения родительских собраний, разъяснить родителям доступным языком, почему классный руководитель выбирает такой способ общения с родителями. Например:

- Круг самая идеальная форма, нет углов: солнце, каравай, круглый стол и т.д.

- В кругу мы видим глаза собеседника, а они зеркало души.

Затем предложить родителям назвать положительные стороны общения в кругу.

В конце родительского собрания обязательно уточнить у родителей понравилось ли им общение в такой форме, его плюсы, хотят ли они общаться на родительских собраниях и далее в такой форме. Это могут быть устные ответы, но, на мой взгляд, более эффективной формой опроса является в данном случае анонимная анкета, т. к. большинство родителей ещё не готовы открыто высказать свою позицию. Поэтому родителей просят ответить анонимно на несколько вопросов. Например,

 

 АНКЕТА

 

           Уважаемый коллега, мы не ошиблись, в деле воспитания мы с Вами должны быть непременно коллегами.

Нас интересует Ваше мнение по поводу двух вопросов:

1. Ваш родительский стаж? ____________________________

2. Насколько для Вас  приемлема подобная форма общения?_____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

 

После собрания результаты анкет анализируются  классным руководителем, он делает выводы, что получилось на собрании, а над чем ещё нужно поработать.

 ЭНЕРГИЗАТОРЫ

 

 На родительских собраниях, проводимых в интерактивной форменеобходимо использовать упражнения -энергизаторы, которые проводит классный руководитель, а впоследствии могут и родители.

 Цель проведения:

· Создание положительного эмоционального фона;

· Повышение работоспособности родительского коллектива;

· Концентрация внимания;

· На объединение членов группы или на подчёркивание индивидуальности каждого из присутствующих.

Для создания положительного эмоционального фона вначале родительского собрания необходимо использовать энергизатор. Это поможет переключить внимание с личных проблем каждого и настроиться на общение.Энергизатором может быть как простое физическое упражнение, так и заранее подготовленные задания. Наверняка, родители будут не совсем готовы повторять обычные физические упражнения, т. к. это не совсем удобно, поэтому, особенно в течение первых собраний эту часть родительского собрания следует также продумывать.Это должны быть лёгкие, интересные, а иногда и весёлые задания.

 На собрании, а оно обычно проводится в вечернее время, родители

испытывают снижение энергии, концентрация внимания затрудняется, поэтому целесообразно после каждого этапа общения с родителями проводить короткое физическое упражнение, или упражнение – энергизатор.

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или вопросу. Родителей просят высказать свои идеи или мнения, никто из присутствующих на этом этапе не даём оценку высказываниям. Идеи фиксируются на доске, ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не закончится отведённое время или неиссякнут идеи и мнения участников «круга».

 

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

1. Вопросы ставятся так, чтобы на них давались краткие ответы.

2. Запрещено критиковать и оценивать идеи других.

3. Отдается предпочтение фантазиям и озарениям.

4. Поощряются комбинации и развития сделанных предложений.

5. Все выступления фиксируются, а затем лишаются персональной принадлежности (результат всей группы родителей)

                          

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности родителей под руководством классного руководителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

· дать возможность собеседникам увидеть проблему со всех сторон;

· уточнить личные точки зрения родителей;

· Повысить эффективность работы;

· Повысить заинтересованность обсуждения темы собрания;

· Выработать общее решение собрания.

 

 ПРАВИЛА ГРУППОВОЙ  ДИСКУССИИ

1. Стараться понять говорящего, даже если и не согласны с ним.

2. Прежде чем спорить, продумай главное – что хочешь сказать. Лучшее доказательство – точные факты, железная логика.

3. Не повторяй того, что уже сказано.

4. Не бойся необычных идей.

5. Умей признать свою неправоту.

6. Уважай того, кто с тобою спорит, не искажай его мыслей.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.