Школа и педагогическая мысль в средние века — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Школа и педагогическая мысль в средние века

2021-05-27 31
Школа и педагогическая мысль в средние века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 5 – 7 вв.

· ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ1 4 - 16 вв

·  ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 5 – 7 вв

Римская империя, поглотившая Древнюю Грецию, распалась в IV в. на Западную и ВосточнуюВизантию, которая просуществовала до XV в., когда была завоевана турками.

Здесь сохранились элементы античной культуры в воспитании, а античный идеал соединился с христианско-православным.

В отличие от других средневековых европейских государств в Византии высоко ценилась образованность и не существовало монополии церкви на школу; заметным было византийское культурное влияние как на Запад, так и на Восток.

Известно, что византийские монахи Кирилл и Мефодий создали в IX в. славянскую письменность.

В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Средневековьем.

Характерными чертами средневекового общества в Западной Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.

Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разрушались, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.

Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь.

Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духовный порыв к небу.

Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.

В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко греховное существо, от рождения несущее в себе пороки.

Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Укрепилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.

Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно связана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитарный характер, объявила себя исключительной.

Догматы религии в эпоху Средневековья, презрение к земному ради вечного блаженства на небесах служили препятствием на пути свободного развития культуры.

Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук.

Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными. Известны такие характеристики королей: «Хотя он не знал грамоты, но всегда мудро наставлял духовных лиц», «Император был так учен, что сам был в состоянии читать и понимать присылаемые ему письма» и т.п.

ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью, своеобразные островки знания в мире невежества.

Они готовили служителей культа и обучали мирян.

Монастырские школы создавались для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние школы), и для жителей данного церковного прихода (внешние школы).

Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, создавались в центрах церковного управления.

Приходские школы открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате; или на квартире служителя культа и собирали 3—10 мальчиков.

Языком обучения являлся латинский.

В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины, учение продолжалось несколько лет.

Занятия обычно проходили так:

· учитель читал из церковной книги отрывок,

· ученики повторяли его вслух,

· а после усвоения алфавита читали сами;

· писать учились на навощенной дощечке заостренной палочкой;

· выучив написанное, стирали.

Книги, по которым учились, были рукописными, что очень затрудняло обучение, ведь почерки были разными, да и книг было мало.

 Всякий, приступивший к постижению «науки», должен был прежде всего выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом — читать и писать. На все это уходило не менее трех лет.

В школах обучались только мальчики и юноши, не было ни определенных сроков, ни деления на ступени.

Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся,

стали изучать семь свободных искусств (V — VI вв.), включавших грамматику, риторику, диалектику (тривиум) и арифметику, географию, астрономию, музыку (квадриум).

Основой всех наук считалась грамматика.

На гравюрах того времени она изображалась в виде царицы с короной на голове, покоящейся под древом познания, в правой руке у нее нож для подчистки ошибок, в левой — бич, принадлежность средневекового учителя.

На изучение латыни — грамматики (а вернее сказать, овладение грамотой) уходило много времени.

Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг.

Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. За изучение ее брались только самые одаренные и упорные ученики, которых называли «обливающимися потом абацистами».

Безобидная арифметика порождала настоящий страх; трудности в ее освоении вызывались богословским толкованием многих математических действий и мистических значений цифр, поэтому простейшее решение занимало несколько страниц книги. Но те смельчаки, которые овладевали математическими премудростями (тремя или четырьмя действиями) и запоминали значение чисел, удостаивались почетного имени «доктора абака» или даже «доктора умножения и деления».

Изучение других наук тривиума и.квадриума также представляло для учеников большие трудности.

Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиозные темы, к защите догматов веры,

риторикадля подготовки церковных проповедников.

Частыми в школах были физические наказания, учеников били розгами и палками, а позже бичом. Наказывали голодом, карцером.

Церковные школы ввиду их немногочисленности и конфессиональности не могли удовлетворить потребности общества в грамотных и подготовленных людях для выполнения практических дел.

В XIII—XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы

1. цеховые (для детей ремесленников),

2. гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские.

Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских — еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера. Появились подобные учебные заведения и для девочек.

Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов.

Его содержанием было семь рыцарских добродетелей:

· езда верхом,

· плавание,

· владение копьем и мечом,

· фехтование,

· охота,

· игра в шахматы,

· умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.