Пятое тысячелетие до нашей эры считается началом истории школы. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Пятое тысячелетие до нашей эры считается началом истории школы.

2021-05-27 33
Пятое тысячелетие до нашей эры считается началом истории школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при общинах, храмах стали создаваться школы.

В Древней Индии возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников.

В Древнем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи.

Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей.

Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской работы; для них также создавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).

В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования воспитания и обучения.

Оценивая в целом цивилизации Древнего Востока, отметим, что развитие их осуществлялось и благодаря школе, учению. Возникшие из наблюдений людей за природой знания о ее закономерностях, практическая нужда в этих знаниях вели к обобщениям, способствовали развитию математики, астрономии, ирригации и других научных основ.

Появление школы, выросшее из практических потребностей, способствовало в свою очередь дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира человечество восприняло идеи о необходимости образования, о целях воспитания и типах обучения.

Педагогические основы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока:

·  «Законы вавилонского царя Хаммурапи», 1750 г. до н.э.

· «Притчи иудейского царя Соломона», начало 1-го тысячелетия до н. э.

· «Бхагавадгита», середина 1-го тысячелетия до н. э. и др.

Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Главные идеи - призвание отца быть наставником; почитание родителей.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до нашей эры и сменявшие друг друга вплоть до 100 года нашей эры государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели стабильную и жизнестойкую культуру.

Здесь успешно развивалась астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание – башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до нашей эры в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Представители этой профессии стояли на довольно высокой ступени социальной лестницы.

Первые заведения, где готовили писцов, получили названия Домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э.

С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые эдуббы (школы) возникли в семьях писцов, а затем при храмах и дворцах.

Археологами были найдены в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек клинописные глиняные таблички, среди которых есть и те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750-е гг.до нашей эры); законы Ассирии (вторая половина 2-го тысячелетия до н.э.) и др.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества.

В шумерском «Сказании о сотворении мира» подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.

Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Главную роль в воспитании детей выполняла семья.

Вначале, школьное обучение служило для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращались в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища, например, библиотеки в городах Ниппур (2-е тыс. до н.э.) и Асур (1-е тыс. до н.э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек – моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички – упражнения.

В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр.

Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до нашей эры. Они содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме.

Позже «дома табличек» превратились в «дома знаний».

Особое внимание уделялось философии, литературе, музыке, истории, географии, праву, геометрии, математике.

Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней.

На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней.

В этот период, 1-е тысячелетие до н.э. появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках.

Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н.э.

Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отражало характер взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, «следовало связать в один узел» (вот почему слова «знание», «учение», «узел» изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь.

Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начинать новую жизнь в загробном царстве.

В школе ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе».

Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания, которые рассматривались как естественные и необходимые.

Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор «Поучения гераклеопольского царя», 8 век до н. э., писал: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание наставлений:

«Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»,

 «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль»

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет.

Сначала ученик должен научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо.

Писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в это время, 3-е тысячелетие до н.э. появилась бумага – папирус – из болотного растения папируса.

Позже папирус становится основным материалом для письма. Текст писали черной краской тростниковыми палочками. Красную краску применяли для обозначения пунктуации и выделения главных по смыслу фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. На папирусе ставили число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки – пособия. Которые переписывали и заучивали.

Изучали различные предметы, постепенно специализация обучения усиливалась.

Школа в Древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является 6 век нашей эры.

Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья (между Тигром и Евфратом). Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школьное образование в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры, 3 – 2-е тысячелетия до н.э.

Фактически древнейшими документами об образовании в Индии являются ведийские упанишады – священные наставления, относящиеся к 8 – 7 векам до нашей эры.

Характеристики идеального воспитания мы находим в древних сказаниях индоарийцев «Бхагавата пурана», где дано описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь – воин и пастух – рос среди сверстников в совместных сними играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому жрецу (брахману). Вместе с друзьями Кришна усердно изучал веды и сделался знатоком всяческих разнообразных умений и искусств, овладел людской премудростью.

Носителем идеального воспитания служил также Рама – герой другого древнеиндийского эпоса «Махабхараты».

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита», 1-е тыс. до н.э., которая написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, а в образе ученика – царский сын Арджуна.

Ученики в школе именовались брахмачаринами по наименованию одной из 3-х высших каст – брахманы (жрецы); учитель – гуру (чтимый, достойный).

Брахманское образование носило религиозный характер, однако включало и «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и др.

Срок обучения – 12 лет. Место обучения – обычно дом учителя – гурукула.

Учителя не получали поначалу вознаграждения. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 – 544 гг. до н.э.)

С точки зрения его последователей Будда (Просветлённый) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманизма и за уравнивание всех 4-х каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивлению злу и отказ от всех желаний – нирвана.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса.

Буддизм провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.

Происходят изменения в учебной программе. Главное внимание уделяется обучению грамматике санскрита, который с 1-го века нашей эры становится ведущим языком в Северной Индии.

К этому времени был создан древнейший индийский слоговый алфавит – брахми.

К 3-му веку нашей эры в Индии было распространено алфавитно-слоговое письмо.

Элементарное образование получали в школах вед (для 3-х ведущих каст – жрецов, воинов, торговцев) и светских учебных заведениях (независимо от кастовой и религиозной принадлежности)

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования.

Получили известность комплексы в Такшашиле (ныне город Таксила в Пакистане), город процветал почти пятьсот лет, до 5 века нашей эры, здесь жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Школа в Древнем Китае

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было очень важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Школы сян возникали на месте проживания престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. Школы сюй – учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.

Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ, что в переводе означает учить, учиться.

В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу, 9 – 3 вв. до н.э.

В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ).

Главной целью обучения – было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – так называемые пишущие жрецы.

Умение писать передавалась по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях. Начиная с 10 века до н.э. стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах.

В 8-м веке до н.э. – стали использовать расщеплённый в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева заостренной бамбуковой палочкой.

Уже во 2-м веке нашей эры стали изготовлять бумагу и тушь, - процесс написания иероглифов и обучения письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой формуле:

· легкость в обучении

· согласие между учителем и учеников

· самостоятельность школяров ставить и решать различные вопросы

Основные философские школы сформировались в Китае к 6-му веку до нашей эры.

К ним относились:

· даосизм,

· буддизм и

· конфуцианство.

Направление даосизм, основатель Лаоцзы, 7 в. до н.э. рассматривал образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.

Направление буддизм пришло в Китай из Индии.

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.


КОНФУЦИЙ

(551—479 до нашей эры)

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551—479 до нашей эры), слава о котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных поучений.

Он считается первым Учителем Китая, и память о нём сохранилась до наших дней.

Создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тысяч учеников.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности:

 «Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность».

До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам.

Очеловечивает человека способность осмыслить, свою жизнь.

Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании.

«Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуются ни технические орудия, ни власть», — это главный завет Конфуция.

В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога.

Этот трактат, начиная со 2-го века нашей эры был обязательным для заучивания наизусть в школе.

Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным. Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести любого к вершинам мудрости.

Великие свершения начинаются с малых дел. Мудрый учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно.

И он первым стал учить примерам собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу.

Конфуций первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

Первые в истории педагогические обобщения Конфуция, основанные на соединении с практикой, содержат афоризмы об учении: о необходимости учить всех, об упорстве и трудолюбии ученика в овладении книгами и др.

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов», 4 – 1 вв. до н.э.

Познакомимся с некоторыми изречениями Конфуция из этого трактата, которым уже 2,5 тысячи лет.

— «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимность». — «Чего себе не желаешь, того не делай другим».

— «Кто есть благородный муж?» — «Тот, который сначала действует, а потом говорит». «Благородный муж заботится об общих, а не о частных интересах, а низкий человек наоборот»

— «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными».

— «Есть нечто, чего я стыжусь, что презираю и чего страшусь: в юности не учиться прилежно и, дожив до старости, не быть способным учить других — вот чего я стыжусь; покинуть отчий дом, успешно служить государю, потом, встретив старого друга, отвернуться от него — это я презираю; жить в окружении низких людей и быть не способным завязать дружбу с благородным мужем — вот чего я страшусь!»

В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических целей в духе конфуцианства.

В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 – 8 лет.

· После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности,

· через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей,

· через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику,

· через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей и,

· наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».

На исходе эпохи Древнего Китая, 2-й век до н.э. – 2-й век нашей эры, - конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. Школьное образование превратилось в неотъемлемую часть государственной политики.

Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.