История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-05-27 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при общинах, храмах стали создаваться школы.
В Древней Индии возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников.
В Древнем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи.
Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей.
Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской работы; для них также создавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).
В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования воспитания и обучения.
Оценивая в целом цивилизации Древнего Востока, отметим, что развитие их осуществлялось и благодаря школе, учению. Возникшие из наблюдений людей за природой знания о ее закономерностях, практическая нужда в этих знаниях вели к обобщениям, способствовали развитию математики, астрономии, ирригации и других научных основ.
Появление школы, выросшее из практических потребностей, способствовало в свою очередь дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира человечество восприняло идеи о необходимости образования, о целях воспитания и типах обучения.
Педагогические основы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока:
· «Законы вавилонского царя Хаммурапи», 1750 г. до н.э.
· «Притчи иудейского царя Соломона», начало 1-го тысячелетия до н. э.
· «Бхагавадгита», середина 1-го тысячелетия до н. э. и др.
Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Главные идеи - призвание отца быть наставником; почитание родителей.
Возникшие ранее 3-го тысячелетия до нашей эры и сменявшие друг друга вплоть до 100 года нашей эры государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели стабильную и жизнестойкую культуру.
Здесь успешно развивалась астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание – башня (зиккурат).
Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до нашей эры в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Представители этой профессии стояли на довольно высокой ступени социальной лестницы.
Первые заведения, где готовили писцов, получили названия Домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э.
С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.
Первые эдуббы (школы) возникли в семьях писцов, а затем при храмах и дворцах.
Археологами были найдены в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек клинописные глиняные таблички, среди которых есть и те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750-е гг.до нашей эры); законы Ассирии (вторая половина 2-го тысячелетия до н.э.) и др.
Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества.
В шумерском «Сказании о сотворении мира» подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.
Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Главную роль в воспитании детей выполняла семья.
Вначале, школьное обучение служило для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращались в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища, например, библиотеки в городах Ниппур (2-е тыс. до н.э.) и Асур (1-е тыс. до н.э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.
Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек – моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички – упражнения.
В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр.
Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.
Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до нашей эры. Они содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме.
Позже «дома табличек» превратились в «дома знаний».
Особое внимание уделялось философии, литературе, музыке, истории, географии, праву, геометрии, математике.
Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней.
На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней.
В этот период, 1-е тысячелетие до н.э. появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.
Продолжало распространяться обучение при библиотеках.
Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н.э.
Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.
Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отражало характер взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.
Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, «следовало связать в один узел» (вот почему слова «знание», «учение», «узел» изображались одним и тем же иероглифом).
Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь.
Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начинать новую жизнь в загробном царстве.
В школе ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе».
Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания, которые рассматривались как естественные и необходимые.
Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор «Поучения гераклеопольского царя», 8 век до н. э., писал: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству.
Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание наставлений:
«Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»,
«Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль»
Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет.
Сначала ученик должен научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо.
Писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в это время, 3-е тысячелетие до н.э. появилась бумага – папирус – из болотного растения папируса.
Позже папирус становится основным материалом для письма. Текст писали черной краской тростниковыми палочками. Красную краску применяли для обозначения пунктуации и выделения главных по смыслу фраз.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. На папирусе ставили число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки – пособия. Которые переписывали и заучивали.
Изучали различные предметы, постепенно специализация обучения усиливалась.
Школа в Древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является 6 век нашей эры.
Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья (между Тигром и Евфратом). Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.
Школьное образование в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры, 3 – 2-е тысячелетия до н.э.
Фактически древнейшими документами об образовании в Индии являются ведийские упанишады – священные наставления, относящиеся к 8 – 7 векам до нашей эры.
Характеристики идеального воспитания мы находим в древних сказаниях индоарийцев «Бхагавата пурана», где дано описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь – воин и пастух – рос среди сверстников в совместных сними играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому жрецу (брахману). Вместе с друзьями Кришна усердно изучал веды и сделался знатоком всяческих разнообразных умений и искусств, овладел людской премудростью.
Носителем идеального воспитания служил также Рама – герой другого древнеиндийского эпоса «Махабхараты».
Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита», 1-е тыс. до н.э., которая написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, а в образе ученика – царский сын Арджуна.
Ученики в школе именовались брахмачаринами по наименованию одной из 3-х высших каст – брахманы (жрецы); учитель – гуру (чтимый, достойный).
Брахманское образование носило религиозный характер, однако включало и «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и др.
Срок обучения – 12 лет. Место обучения – обычно дом учителя – гурукула.
Учителя не получали поначалу вознаграждения. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.
У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 – 544 гг. до н.э.)
С точки зрения его последователей Будда (Просветлённый) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманизма и за уравнивание всех 4-х каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивлению злу и отказ от всех желаний – нирвана.
По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса.
Буддизм провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.
Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.
Происходят изменения в учебной программе. Главное внимание уделяется обучению грамматике санскрита, который с 1-го века нашей эры становится ведущим языком в Северной Индии.
К этому времени был создан древнейший индийский слоговый алфавит – брахми.
К 3-му веку нашей эры в Индии было распространено алфавитно-слоговое письмо.
Элементарное образование получали в школах вед (для 3-х ведущих каст – жрецов, воинов, торговцев) и светских учебных заведениях (независимо от кастовой и религиозной принадлежности)
В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования.
Получили известность комплексы в Такшашиле (ныне город Таксила в Пакистане), город процветал почти пятьсот лет, до 5 века нашей эры, здесь жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Школа в Древнем Китае
В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было очень важным.
Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Школы сян возникали на месте проживания престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. Школы сюй – учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.
Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ, что в переводе означает учить, учиться.
В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу, 9 – 3 вв. до н.э.
В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ).
Главной целью обучения – было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – так называемые пишущие жрецы.
Умение писать передавалась по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.
Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях. Начиная с 10 века до н.э. стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах.
В 8-м веке до н.э. – стали использовать расщеплённый в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева заостренной бамбуковой палочкой.
Уже во 2-м веке нашей эры стали изготовлять бумагу и тушь, - процесс написания иероглифов и обучения письму стал более простым.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой формуле:
· легкость в обучении
· согласие между учителем и учеников
· самостоятельность школяров ставить и решать различные вопросы
Основные философские школы сформировались в Китае к 6-му веку до нашей эры.
К ним относились:
· даосизм,
· буддизм и
· конфуцианство.
Направление даосизм, основатель Лаоцзы, 7 в. до н.э. рассматривал образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.
Направление буддизм пришло в Китай из Индии.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
КОНФУЦИЙ
(551—479 до нашей эры)
Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551—479 до нашей эры), слава о котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных поучений.
Он считается первым Учителем Китая, и память о нём сохранилась до наших дней.
Создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тысяч учеников.
Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности:
«Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность».
До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам.
Очеловечивает человека способность осмыслить, свою жизнь.
Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании.
«Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуются ни технические орудия, ни власть», — это главный завет Конфуция.
В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога.
Этот трактат, начиная со 2-го века нашей эры был обязательным для заучивания наизусть в школе.
Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.
Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным. Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести любого к вершинам мудрости.
Великие свершения начинаются с малых дел. Мудрый учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно.
И он первым стал учить примерам собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу.
Конфуций первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.
Первые в истории педагогические обобщения Конфуция, основанные на соединении с практикой, содержат афоризмы об учении: о необходимости учить всех, об упорстве и трудолюбии ученика в овладении книгами и др.
Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов», 4 – 1 вв. до н.э.
Познакомимся с некоторыми изречениями Конфуция из этого трактата, которым уже 2,5 тысячи лет.
— «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимность». — «Чего себе не желаешь, того не делай другим».
— «Кто есть благородный муж?» — «Тот, который сначала действует, а потом говорит». «Благородный муж заботится об общих, а не о частных интересах, а низкий человек наоборот»
— «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными».
— «Есть нечто, чего я стыжусь, что презираю и чего страшусь: в юности не учиться прилежно и, дожив до старости, не быть способным учить других — вот чего я стыжусь; покинуть отчий дом, успешно служить государю, потом, встретив старого друга, отвернуться от него — это я презираю; жить в окружении низких людей и быть не способным завязать дружбу с благородным мужем — вот чего я страшусь!»
В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических целей в духе конфуцианства.
В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 – 8 лет.
· После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности,
· через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей,
· через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику,
· через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей и,
· наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».
На исходе эпохи Древнего Китая, 2-й век до н.э. – 2-й век нашей эры, - конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. Школьное образование превратилось в неотъемлемую часть государственной политики.
Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности.
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!