Древняя Греция в VII — IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Древняя Греция в VII — IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли.

2021-05-27 26
Древняя Греция в VII — IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль.

Среди государств – полисов (городов) Эллады особо выделялись и были наиболее влиятельными:

Лакония с главным городом Спартой

Аттика во главе с Афинами.

Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.


Воспитание в Спарте

Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.

Спарта (VII—III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины.

В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», — писал Аристотель в « Политике».

По утверждению Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случает, такие дети росли вне системы военного воспитания.

До 7 лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача.

Затем наступало время, когда полис (город) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов

Сроки такого воспитания были продолжительными и делились на три периода (этапа):

· С 7 до 15 лет

· С 15 до 20 лет

· С 20 до 30 лет

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя – пайдонома.

Вместе жили, учились писать, читать; всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках.

В 12-летнем возрасте ужесточалось воспитание: в любое время года верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но он носили чисто символический характер (например, провинившегося кусали за большой палец)

В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены, - члены общины, имеющие гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, которые надо было вынести без стонов и слез (например, публичной порке).

Эйрены являлись помощниками учителей (пайдономов) в физической и военной муштре младших подростков.

На втором этапе, с 15 до 20 лет обучали музыке и пению. Однако условия выживания становились еще суровее, например, нужно было самому добывать себе еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому что потерпел неудачу в поисках пищи.

На третьем этапе, к 20 годам юноша получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет, постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращалась военная подготовка, воспитание немногословно, без дурных наклонностей воина. К порокам однако не относили никак и ничем не ограниченную половую жизнь; зато резко осуждалось и пресекалось пьянство.

Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли своими глазами убедиться сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики.

Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юношами.

В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка;

Вот пример отношения к своим сыновьям одной спартанской матери.

Она отправила пятерых сыновей на войну и ожидала сведений о ходе боевых действий. Когда ей сообщили о гибели всех сыновей, она с возмущением прервала раба-вестника: «Бесчестный раб, разве я об этом спрашивала?!» «Мы победили», — сказал он, и мать побежала в храм, чтобы возблагодарить богов за победу.

В итоге воспитательная традиция Спарты оказалась очень небольшой, скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания.

Спартанская культура и воспитание оказались малоплодородными для человеческой цивилизации. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие времена и эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание в Афинах.

Воспитание в Афинах

Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей. По сути речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Практику обучения и воспитания пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет.

Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб – педагог (дословно поводырь, который сопровождал ребенка своего господина в школу на занятия). Воспитателем оказывался чаще всего самый бесполезный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые порой усваивал его подопечный.

Дети мальчики свободных граждан учились в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические (с 7 - до16 лет) и гимнастические (палестры) (с 12 – до 16 лет). Обычно ученики посещали одновременно две школы.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Школьная программа предусматривала изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, «Элладу воспитал Гомер».

Отрывки из поэм произносились под музыкальные струнные инструменты (мелодекламация); поэтому меньшая популярность была у духовных инструментов.

Также изучали математику.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам.

Для завершивших обучение в этих двух школах, следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения – гимнасии.

В 5 – 4 веках до н.э. таких гимнасий было три: Академия, Ликей, Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 – 18 лет. Акцент делался на упражнениях, укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Вершиной образования являлась эфебия – общественное учреждение, которое посещали юноши 18 – 20 лет. Преподаватели. Которые находились на государственной службе, обучали военному делу: верховой езде. Стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика, диска.

Более скромным было содержание и задачи женского воспитания и образования.  Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.


Философы Древней Греции

П И Ф А Г О Р

(6 век до н.э.)

Разработал правила нравственного поведения, однако, на первый взгляд они выглядели туманно и непонятно.

Требовалось определенное познание философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание правил. Например, совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие.

Что касается дидактических рассуждений, можно привести примеры его изречений:

«Правильно осуществляемое обучение… должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика»;

 «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, - то оно негодно и безрезультатно».

В пифагорейской школе воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему.

· День начинался с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание».

· Затем в храме велось «преподавание, учение и исправление нравов».

· После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Г Е Р А К Л И Т

(520 – 460 гг. до н.э.)

Одним из первых высказал основательные педагогические идеи:

· Об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека («всем людям дано познать самих себя и быть целомудренными»);

· О разуме и чувствах как орудиях познания;

· О разуме как главном критерии истинности познания;

· О необходимости познавать сущность, а не только факты («мудрость в том, чтобы знать все как одно», «многознание уму не научает»).

Д Е М О К Р И Т

(460 – 370 гг. до н.э.)

Придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами:

«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является её частицей – «микрокосмосом».

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых и жадных родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благородный труд, который преобразует природу человека, как утверждал Демокрит.

 «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы…, воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу».

Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

 «Многие всезнайки не имеют ума…, прекрасна надлежащая мера во всем…, надо помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

Демокрит считал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся.

 «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель - стыду».

Также Демокрит предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности:

 «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие».

С О К Р А Т

(469 – 399 до н.э.)

Древнегреческий философ Сократ жил почти в нищете, но не брал платы со своих учеников.

В педагогическую теорию и практику ввел диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Этот метод называли майэвтикой «Повивальное искусство рождения истины», - так образно определял свой метод Сократ.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину.

Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение только на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ излагал свои мысли в любой аудитории, будь то городская площадь или школа.

Для Сократа учительская деятельность была дороже жизни, поэтому, когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от педагогической деятельности, - он не отказался от своей деятельности и выпил яд – цикуту.

К С Е Н О Ф О Н Т

(430 – 355 гг. до н.э.)

Является учеником Сократа. Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира».

Ксенофонт полагал, что образование может быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Главным качеством в нравственном воспитании считал формирование чувства справедливости.

А Н Т И С Ф Е Н

(450 – 360 гг. до н.э.)

Ученик Сократа. Является основателем философской школы. Полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений.

Основным методом воспитания он называл пример наставника. Особой задачей Антисфен считал воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага («пусть дети наших врагов живут в роскоши»).

П Л А Т О Н

(427 – 347 гг. до н.э.)

Известный ученик Сократа.

Считал, что достижение знания и истины – мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

Платон предложил обширную программу воспитания. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы».

Платон основал в Афинах учебное заведение – Академию, которое просуществовало более тысячи лет.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека:

 «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет весь его будущий путь».

Воспитание надо начинать с раннего возраста.

Платон требовал всестороннего воспитания для всех, кто мог его получить, будь то мудрецы или воины.

В трактате «Государство» развивает афинскую педагогическую систему.

Он полагает, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку».

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Платон провозгласил принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование».

В программе обучения Платон сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину».

Особое внимание предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Также в программу входили обучение грамоте, началам математики, начала трудовой деятельности.

Эта программа обучения и воспитания была предназначена только для свободных граждан общества.

А Р И С Т О Т Е Л Ь

(384 – 322 гг. до н.э.)

Ближайший ученик Платона. В своих трудах развил идеи учителя, однако во многом занял противоположную этим идеям позицию («Платон мне друг, но истина дороже»).

Значение наставника в обществе самое высокое: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь».

Вплоть до смерти Платона, около 20 лет Аристотель провел в Афинской Академии.

Затем три года был наставником Александра Македонского – будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение – Ликей, которым руководил в течение 12 лет.

Аристотель предполагал домашнее воспитание до 7 лет под началом отца; предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7 лет.

С 7 лет мальчиков должно было воспитывать государство.

Предметы: грамматика, гимнастика, музыка, рисование.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.