Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

2021-06-02 24
Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали такие слова, обращенные Христом Спасителем к одной бедной женщине, лишившейся своего единственного сына, которого похитила неумолимая смерть: «Не плачи» (Лк. 7, 13).

Рассуждая по-человечески, всем нам понятно бедственное и безнадежное состояние этой скорбящей одинокой женщины, отчего слезы сами невольно льются из ее очей. И где она может взять столько мужества и силы духа, чтобы перенести ужасное для нее горе, которое так больно, так жестоко терзает ее материнское сердце?

Скорби ее увеличивались еще и потому, что в дальнейшей своей земной жизни она не видела ни малейшей надежды иметь какую-либо радость. Особенно сокрушали ее сердце приближавшиеся годы беспомощной старости, когда каждый человек имеет нужду в посторонней помощи. Люди, сопровождавшие гроб, как ни старались, не могли утешить эту бедную вдову. Да и кто мог облегчить ее материнское горе?

Но там, где бессильна бывает помощь человеческая, проявляется всемогущая сила Божия. Спаситель мира, Который пришел освободить человека от смерти и ада и даровать ему утешение и блаженство, всегда готов помочь бедствующим и страждущим.

Как повествуется в слове Божием, Господь, увидев плачущую мать, сжалился над нею и сказал: «Не плачь» и, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; Он сказал: «Юноша! тебе говорю: встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк. 7, 13—15).

Эти слова Спасителя мира, исполненные глубочайшей любви и сострадания, относятся не только к этой евангельской вдовице, но и ко всем людям и на все времена. И мы с вами весьма часто в своей жизни испытываем также немало скорбных обстоятельств.

Для нас также слова Божественного Посланника «Не плачи» должны восприниматься как воодушевляющий голос, который призывает всех к терпеливому несению своего жизненного креста и обещает благодатную помощь свыше.

Христианин не должен отчаиваться в любых обстоятельствах своей жизни, потому что это чуждо христианскому духу. Именно скорби и служат отрезвляющим средством от смертной духовной спячки и, таким образом, способствуют душе идти к предназначенной ей цели — спасению.

Исходя из этого, мы не должны смотреть на постигающие нас скорби как на какое-то ужасное явление, но воспринимать их с христианской покорностью и терпением. Только в таком случае они будут способствовать нашему духовному обновлению и спасению. Путь, ведущий в благодатную вечность по стопам Спасителя, узкий и скорбный (Мф. 7, 14), но именно этот путь, а не какой-то другой предначертан для человека в домостроительстве Божием о нашем спасении. И поэтому христианину следует принимать все встречающиеся скорбные обстоятельства как от руки Всевышнего, Который всем хочет спастись и в разум истины приити.

Кроме того, слова Господа Иисуса Христа: «Тебе говорю: встань» относятся не столько к воскресению тела, сколько к душе человека, к этой бесценной жемчужине, которая по своему происхождению есть не что иное, как искра Божественной жизни. И поэтому человек должен больше заботиться о ней, нежели о теле, потому что смерть души гораздо важнее смерти телесной. Эта смерть духовная причиняется грехом, и этой смерти подвергается бесчисленное множество людей. По словам Священного Писания, человек был создан Творцом бессмертным. Смерти как таковой Он никогда бы не был причастен, если бы наши прародители не нарушили заповедь своего Творца. Смерть пришла в мир вместе с грехом и стала уделом для каждого человека. И если мы весьма сокрушаемся о потере наших родных и знакомых, которых похитила смерть, то это естественно. Но христианское учение этот вопрос рассматривает глубже и определеннее. Оно учит обращать больше внимания на бессмертную душу и всячески ограждать ее от греховной скверны, которая способна бывает умертвить в ней все доброе и святое и тем самым лишить ее вечной жизни в Боге.

Как нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу, говорит один из святых отцов, так и грехи, сделанные нами, оскверняют душу и отгоняют от нее благодать Божию, без которой она умирает вечной смертью. Это подтверждают яркие примеры в слове Божием. Так, светлый ангел, денница, поставленный Богом выше прочих в чиноначалии ангельском, низвергается с небес и лишается прежней славы. За что? За грех неповиновения Богу. Адам изгоняется из рая и навлекает проклятие и смерть как на себя, так и на весь род человеческий, происшедший от него, опять-таки за грех преступления заповеди Божией. Воды потопа покрывают бесчисленное множество народов; огнем истребляются Содом и Гоморра с соседними городами; египтян поражают казни, и фараон со всем воинством потопляется в пучине моря — все эти и многие другие подобные события в истории народов не служат ли яснейшим свидетельством того, какую злую и пагубную силу таит в себе грех, лишающий человека уже в этой жизни счастья, радости и блаженства в вечности?

А праведного, ни в чем неповинного, Святейшего Сына Божия разве не наши грехи пригвоздили ко Кресту и предали позорной смерти, которую Он безропотно понес, уготовляя нам спасение? Беги от лица греха, как от лица змия; иначе, если подойдешь к нему, он ужалит тебя, говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 21, 2). И не одно какое-нибудь место поразит в тебе грех, но пропитает ядом все твое существо.

Благо нам бывает, если мы еще вовремя сумеем сбросить с себя это постыдное бремя и обратимся к единому Врачу душ и телес — Богу. Но если уже грех успел настолько возобладать нашей волей, что сделал ее бессильной бороться с ним, то здесь требуется особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на добрый путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам, безвозвратно погибнем.

Итак, будем, отцы, братья и сестры, с помощью Божией удаляться от зловредного греха, чтобы нам не оказаться после нашей телесной смерти в отчужденности от Бога и не подпасть вечной смерти. Уверяя нас воскрешением сына Наинской вдовы в истине всеобщего воскресения и научая нас готовиться к нему, Господь Иисус Христос напоминает нам, что и прежде этого воскресения, еще живя здесь на земле, мы должны стараться оживлять наши души и, если они умирают или умерли, воскрешать их от мертвых. И если мы будем прилагать все старания в этом направлении и призывать Бога в помощь, то Он волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я (Пс. 144, 19) во веки. Аминь.

 

Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, братья и сестры, о том, как Иисус Христос Своим всемогущим словом исцелил люто страждущего гадаринского бесноватого. Слышали и о том, как все жители этой страны вышли навстречу Христу и, увидев все происшедшее, не пожелали пригласить Его к себе и насладиться, подобно самарянам, глаголами жизни вечной, но просили Его отойти от их пределов.

В каком ослеплении находились люди страны Гадаринской! Они возлюбили тьму более, нежели свет, а поэтому боялись, как бы при свете не обнаружились их злые дела.

Братья и сестры! Это Евангельское событие имеет отношение не только к жителям Гадаринской страны, но и к каждому из нас. Принимаем ли мы Христа в свое сердце, живем ли мы по Его животворным заповедям? Конечно, нет.

Мы только на словах христиане, а делами своими уподобляемся гадаринцам, изгоняя Христа из своего сердца. Слово Бо-жие говорит нам, что только чистые сердцем Бога узрят. А мы омрачаем свои сердца жизнью чувственной, плотской и всякими порочными делами, не заботясь о том, что за все это придется дать ответ пред Богом.

Все мы грешники. Во грехах зачаты и рождены во грехах, как в тумане живем. Но Милосердный Господь не хочет смерти грешника. Как бы глубоко ни пал грешный человек, он все же дорог Господу, потому что Христос за всех нас пролил Свою драгоценную кровь. Нет на свете такого человека, которого бы Господь лишил Своего отеческого попечения, которому не напомнил бы Он о покаянии и обращении на истинный путь. Но нужно не забывать, что человек наделен Богом свободной волей. Поэтому от самого человека зависит выбор добра и зла, принятие Христа в свое сердце или непринятие.

К нашему несчастью, братья и сестры, мы все бываем более склонны ко злу и к земным пристрастиям, нежели к богоугодной жизни. Возлюбив грех, человек тем самым удаляет себя от Бога, от Источника жизни, и подвергает свою бессмертную душу вечной гибели. И наоборот, человек, проводящий добродетельную жизнь, пребывает в Боге, и Бог в нем. А кто с Богом, тому везде жить легко. Такой человек уже на земле предвкушает вечное блаженство.

В одном из своих писем Оптинский старец иеросхимонах Амвросий приводит следующий назидательный пример. Один человек жил в Константинополе. Свою жизнь он старался проводить так, чтобы она всегда была согласна с волей Божией и Его святыми заповедями. Живя так, он ощутил в своем сердце то Царствие Христово, на которое Сам Господь указывал, говоря: «Царствие Божие внутрь вас есть». Когда Господу угодно было отозвать этого человека в вечность, Он послал Своего Ангела взять его душу и поселить в райское блаженство. Но он не соглашался идти с Ангелом, говоря, что ему с Богом и здесь хорошо. И только когда Господь послал Давида Псалмопевца с гуслями, он согласился оставить землю и переселиться на небо.

Вот какой замечательный пример дан нам для нашего назидания. Постараемся же и мы, дорогие братья и сестры, проводить свою жизнь так, чтобы не удалить Бога из своего сердца, но приблизить Его к себе, жить с Ним и служить Ему. И тогда, может быть, и нам Господь при отшествии нашем в иной мир пошлет Своего Ангела, который вознесет нашу душу в уготованное место вечного упокоения. Аминь.

 

Проповедь о празднословии

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36).

Братия и сестры! Обратим особое внимание на эти слова Христа Спасителя. Ведь Его слово является для нас непреложной истиной, которую мы должны воплощать в своей жизни, чтобы нам достигнуть вечного спасения.

Многие ли из нас воздерживаются в слове? Чаще всего мы отверзаем уста свои для празднословия и даже буесловия, тем самым наносим великий вред своей душе и оскорбляем Духа Божия, живущего в нас.

Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем наши мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей.

Не словом ли угодники Божии совершали чудеса с помощью благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых?

Устами человек произносит святое и страшное имя Божие, перед которым благоговеют все небесные силы. Но когда это святое имя произносится устами оскверненными или праздно, то этим человек наносит великое оскорбление Создателю своему.

Любящий празднословить напрасно губит время — этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности. Каждому из нас, братия и сестры, «лежит... единою умрети, потом же суд» (Евр. 9, 27), как говорит апостол Павел. Как же поступит Небесный Судия с теми из людей, которые большую часть своей жизни расточают на празднословие? Несомненно, Он поступит с ними так же, как поступил Господь с неключимым рабом евангельским, который зарыл в землю данный ему талант. Сии услышат от Небесного Судии тот же грозный приговор: «Неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф. 25, 30). Вот насколько вредно для нас празднословие. Оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека. Мы знаем, что этими грехами оскорбляем Бога, удаляем Его из своего сердца, однако расстаться с ними не хотим, потому что возлюбили более тьму, нежели свет.

Нет в природе источника воды, из которого бы текла одновременно горькая и сладкая вода. Человек создан для прославления Бога, но, к сожалению, он часто не только не прославляет Его, но и оскорбляет злоречием и праздными словами. Недаром Священное Писание говорит: «Умножаяй словеса мерзок будет» (Сир. 20, 8). А благоразумный в словах ублажается св. апостолом Иаковом: «Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело» (Иак. 3, 2).

Великий вред причиняет любящий празднословить и ближнему своему. Он наполняет его душу пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн — что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7), — говорит Христос Спаситель.

Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков. Какое зло приносит необдуманное злое слово нашим ближним, мы можем увидеть из такого примера.

Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой».

Митрополит Московский Филарет по этому поводу пишет: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова... давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего Суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя» [1].

Кто же из нас свободен от осуждения ближних?

Судия и Царь Небесный изрек заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить всех людей.

Преподобный Иоанн Мосх увещает нас не осуждать никого и для нашего назидания приводит следующий пример. Один человек, живя на земле, не заботился о своем спасении, но когда умер, то все думали, что его участь за гробом будет плачевной. И вот однажды священник, вынимая из просфоры частицу об упокоении его души, произнес слова: «Помяни, Господи, новопреставленного...». И вдруг он увидел этого умершего человека перед собой. Священник спросил его: «Как ты здесь оказался и как прошел мытарства?» Он ответил: «Как молния». И рассказал следующее: «Когда моя душа отделилась от тела, то ее взяли ангелы и принесли к Богу, и я слышал слова от Него: «Я Законодатель и Законоисполнитель. Я дал закон: не судите, да не судимы будете. Вот этот человек, хотя он и жил небрежно, но во всю свою жизнь никого не осудил, а поэтому поместите его душу в Царствии Небесном»[2].

Вот насколько важно смотреть за собой и удерживать свой язык от осуждения. «Блюдись, человек, — говорит преподобный Антоний Великий, — возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов»[3].

В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) приведен следующий пример действия слова праздного и слова благого. Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушед-ши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: «Куда бежишь, демон?» Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй». Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости и служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином[4].

Вот, отцы, братия, сестры, наглядный пример злого и доброго последствий, которые производят наши слова.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, помрачение молитвы»[5]. Язык празднословящего, по мысли апостола Иакова, подлинно есть огонь, сожигающий великие вещи, есть скопище неправды (Иак. 3, 5—6).

Обратимся же к Богу с молитвой, чтобы Он «положил хранение» устам нашим. Будем внимательны к своим словам, употребим их на пользу ближних наших и на прославление Творца Своего, Которого беспрестанно славят все небесные силы и сонм святых Его. Аминь.

 

Примечания

1. Цветник Духовный. М., 1903. Ч. II. С. 144.

2. Прот. В. Гурьев. Пролог. М., 1912. С. 580.

3. Цветник Духовный. Цит. соч. С. 146.

4. Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Свято-Троицкая

Сергиева Лавра. 1971. С. 723—724.

5. Преп. Иоанн Лествичник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1901. С. 99.

 

Поучение о гордости

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется.
(Лк. 14, 11).

Господь наш Иисус Христос на протяжении всей Своей земной жизни постоянно учил народ, преподавая ему Свое спасительное учение. Божественное слово Спасителя вещало о Царствии Божием и в то же время было своим острием направлено против человеческих пороков и страстей. Он как Законодатель и Учитель нравственности и ее Исполнитель показал наглядным образом пред лицом всех Своих слушателей, что Он пришел исполнить закон, а не нарушить.

Вся жизнь Иисуса Христа была сплошным подвигом, исполненным глубочайшего смирения. А поэтому Он стремился довести до сознания Своих последователей, насколько гордость вредна и противна пред лицом Божиим, ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34).

Что такое гордость? Гордость есть желание и стремление человека выделить себя перед другими, услаждение только собою и даже противление Богу. Все то доброе, что имеет гордец, он приписывает самому себе, своим собственным заслугам. Гордый человек тем самым грешит и против своих ближних. Он презирает их и осуждает, ибо говорит, подобно евангельскому фарисею, о своей святости: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11). Это высокомерие и осуждение ближних противно Творцу, Который «сотворил от единыя крове весь язык человечь» (Деян. 17, 26). Гордость есть мать всех пороков. Священное Писание ясно говорит, что начало греха — гордыня (Сир. 10, 15). Вот насколько вредна и пагубна гордость для каждого человека.

Иисус Христос Своим Божественным учением и собственной жизнью показал нам высочайший образец смирения. Ибо Он говорил Своими Богодухновенными устами, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, только лишь через глубочайшее смирение вознесена превыше Херувимов и славнее Серафимов. А гордость денницы низвергла его с небесной высоты «во юдоль плачевную». Смирение делает людей святыми, а гордость лишает их общения с Богом.

Мы видим это на примере жестоковыйного фараона, которого Господь за его гордость и надменность потопил в водах Чермного моря, а богоизбранный израильский народ возвысил перед всеми народами древнего мира. Этот пример ярко показывает нам, что всякий смирившийся перед Богом будет вознесен не только в очах Его, но и в очах всего мира. Другой подтверждающий эту истину пример мы видим в жизни Христа Спасителя, когда Он кротким и ласковым Своим словом оправдал величайшую грешницу в доме Симона фарисея, возвысил ее за покаяние и смирение в очах гордых иудеев, сказав ублажающие слова: «Отпущаются тебе греси» (Лк. 7, 48).

Смирение — это одна из основных христианских добродетелей, на которой зиждутся все остальные добродетели. Смирение — это степень совершенства, благодаря которой совершается наше восхождение к Богу. Смирение — это мост, возводящий от земли на небо, мост, по которому восходили все подвижники благочестия. Они смиряли себя не только в очах Божиих, называя себя «нищими духом», но и перед лицом греховного мира, в котором являлись они светильниками веры и благочестия. Через смирение они низводили Божественную благодать Святого Духа, которая восполняла и вспомоществовала им в жизни.

Смирение оправдывает нас пред Богом. Через сознание своей греховности, своего ничтожества мы получаем благодать Святого Духа. Святой Макарий Великий говорит: «Если кто не соблюдает великого смиренномудрия, тот предается сатане и обнажается от данной ему Божественной благодати» [Преп. Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. Изд. Свято-Троицкой Лавры. 1904. С. 273.].

Вот, отцы и братья, какое важное значение придает смирению великий подвижник. Душа без смирения никогда не может молиться чистым умом и прославлять величие Божие. Душа, которая воплотила в себе Христово смирение, постоянно ощущает Бога; через это она имеет в себе великий покой, а гордая и надменная душа ежеминутно терзает себя волнениями и беспокойством. Гордый человек не знает красоты и сладости любви Божией, а смиренный человек всегда пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем.

Но чтобы эта Божия благодать была всегда с нами, отцы и братья, нам необходимо подражать более всего Христову смирению. Мы должны идти по Его стопам, а путь этот только через смирение. Он Своим смирением показал, как мы должны достигать вечного блаженства.

Будем же, отцы и братья, воспитывать в своей душе это небесное благоухание, т.е. смирение. Иначе мы не можем быть последователями Иисуса Христа и даже называться христианами. Мы должны помнить, что не к гордости, а к самоотверженной любви призваны мы Богом. А смирение утвердит нас в святой вере и сделает нас носителями благодати, исцеляющей и укрепляющей для святой жизни. Оно оправдает нас пред Богом и приведет в Царство Небесное. Аминь.

 

Слово перед исповедью

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братия и сестры! Сейчас мы слышали слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Они напоминают нам, что в эти святые минуты мы стоим пред дверями милосердия Божия и что Господь ожидает нашего чистосердечного покаяния во всех делах, словах и мыслях, которыми мы согрешили пред Богом, нашими ближними и против самих себя.

Нам следует помнить, что все мы от купели крещения облеклись, по слову Апостола, во Христа для того, чтобы жить с Ним и быть наследниками вечного Царства на небе. Но грех, как смертоносный яд, отравляет наши души и тем самым делает их неспособными к единению со Христом. Мрак греха, как грозовая туча, покрывает нашу душу, угнетает и умертвляет в ней все святое, лишает ее великих духовных благ. Как нам известно из Священного Писания, грех никогда не остается без наказания и влечет за собой смерть духовную. Так, например, светлый ангел, денница, поставленный Богом первым в чиноначалии ангельском, низвергается с небес и лишается прежней славы. За что? За грех неповиновения Богу. Адам изгоняется из рая, навлекая проклятие и смерть на себя и на весь происшедший от него род человеческий. За что? Опять за грех непослушания и преступления заповеди Божией. Воды всемирного потопа губят множество народов; огнем истребляются Содом и Гоморра с соседними городами; египтян поражают жестокие казни, и фараон со всем воинством потопляется в пучине моря; израильтяне не входят в обетованную землю, но гибнут в пустыне во время сорокалетнего по ней странствования — все это, как и многое другое в истории народов, не служит ли яснейшим свидетельством того, какую злую пагубную силу несет в себе грех, лишающий человека уже в этой жизни радости и благополучия?

А Праведного, ни в чем неповинного, Единородного Сына Божия разве не наши грехи пригвоздили ко кресту и предали позорной смерти, которую Он безропотно претерпел, уготовляя нам спасение?

«Беги от греха, как от лица змеи, — говорит премудрый Сирах, — ибо если подойдешь к нему, он ужалит тебя» (Сир. 21, 2). И не одно какое-нибудь место в нас поражает грех, но пропитывает ядом все наше существо. Благо нам, если мы вовремя сумеем сбросить с себя постыдное иго греха и обратиться к Единому Врачу душ и телес — Господу Богу — со слезным покаянием и с мольбой о помиловании.

Но если грех уже успел настолько возобладать нашей волей, что сделал ее бессильной бороться с ним, то требуется особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на добрый, спасительный путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам спасения, безвозвратно погибнем.

В чем же заключаются наши грехи пред Богом? Прежде всего, мы мало любим Бога и мало надеемся на Него. И поэтому мы часто согрешаем пред Ним неверием, маловерием, сомнением, суеверием, гаданием, ворожбой, кощунством, богохульством, божбою, неблагоговейным отношением к молитве. Мы ленимся молиться, а если и молимся, то рассеянно, без надлежащего внимания и часто даже не отдаем себе отчета, пред Кем мы стоим и к Кому обращаемся. Ведь ангелы предстоят пред Богом со страхом и трепетом, а мы относимся к этому великому делу - беседе с Богом - легкомысленно: устами читаем или слушаем молитву, в то время как ум наш блуждает неизвестно где. Такая молитва неугодна Богу. Она только оскорбляет Его. Господь приемлет молитву такую, которая исходит из чистого сердца и от нерассеянного ума. Поэтому христианин должен употреблять все свои усилия на то, чтобы во время молитвенного правила не дать уму и сердцу рассеиваться и удаляться от Бога, чтобы быть сосредоточенными и устремленными к Небу.

К молитве мы должны прибегать как можно чаще; она нужна нам, как воздух, как пища для тела. «Если мы лишим себя молитвы, - говорит св. Иоанн Златоуст, - то сделаем то же, как бы мы извлекли рыбу из воды: ибо как вода составляет жизнь рыбы, так и жизнь нашу составляет молитва. Через молитву можно воспарить, прейти небеса и приблизиться к Богу»[1]. Но молимся ли мы постоянно? Молимся ли усердно и искренне? Надо признать: нет у нас такой молитвы. Кроме того, мы часто с вами опускаем церковные службы и домашнее правило. Согрешаем небрежным изображением на себе крестного знамения, разговорами в храме, празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, осуждением священнослужителей, исхождением из церкви во время службы и прежде отпуста. Мы согрешаем рассеянностью, непочитанием церковной святыни, прикосновением к ней в нечистоте, а также приступаем с нечистой душой к принятию Святых Таин. Прости, Господи!

Согрешаем мы пред Богом и в том, что мало читаем Священное Писание, а если иногда и читаем, то с рассеянностью и без внимания. Глаголы жизни вечной, которые содержатся в Священном Писании, не доходят до нашего сознания и не питают наши души. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями»[2].

«Видишь, что земля во время бездождия, иссохши, не дает плода, — говорит св. Тихон Задонский, - разумей, что так душа, ненапояемая росою Божия слова и благодати, иссыхает и бесплодна бывает. Тело наше изнемогает от алчбы и жажды, а далее, когда не подкрепится пищею, умирает: так и душа, когда не питается и не наполняется словом Божиим, изнемогает, а потом и умирает»[3].

Сердце человека никогда не бывает праздным. Если оно не заполнено молитвой и словом Божиим, то диавол заполняет его скверными мыслями и пожеланиями, и в этом случае наше сердце становится не храмом Духа Святого, а вертепом злых духов. А это, в свою очередь, влечет человека, подвластного греху, к греховному исполнению своей воли и разума, самонравию, самооправданию, непочитанию праздников, нарушению постов и нехранению постных дней, невоздержанию в пище и питии, разноядению, лакомству и винопитию; ропоту в скорбях и болезнях, надежде на самих себя и на богатство. Все это свидетельствует о потере нами страха Божия. И поэтому мы часто свои греховные пожелания ставим выше духовных и тем самым омрачаем свои души всевозможной нечистотой, забывая о своей смерти и Страшном суде. Вся эта скверна оскорбляет Бога, сотворившего нас по подобию Своему, Которого мы должны славить чистым сердцем и нескверными устами.

Нет в природе источника воды, из которого текла бы одновременно горькая и сладкая вода; а человек, созданный для прославления Бога, к сожалению, часто не только не прославляет Его, но и вторично распинает своей греховной жизнью.

В духовной жизни христианина первое место занимает любовь к Богу, второе — любовь к человеку. Обратимся к своей совести: чиста ли она перед нашими ближними, любим ли мы их, как самих себя, помогаем ли им в их нуждах, заботимся ли о их спасении? Трудно нам ответить на это утвердительно, мы желаем, чтобы нас любили, но сами так не поступаем. Митрополит Московский Филарет справедливо замечает: «Хочешь, чтобы тебя любили человеки, люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем... Приятно было бы тебе, если бы с тобой все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми»[4].

Надлежит нам к каждому христианину иметь всегда великое уважение, потому что в нем Господь, Который через него часто выражает волю Свою. Как для Господа, мы не должны жалеть для ближних ничего; ко всем нужно быть нелицеприятными, добрыми, искренними и не иметь ни к кому неприязни. Господи, Ты дал нам спасительную заповедь любить Тебя всем сердцем и любить ближних наших как образ Твой святой, а мы согрешаем осуждением, неповиновением духовным отцам, начальствующим и старшим, исполняя свои обязанности с ропотом и небрежением. А также мы согрешаем непочитанием и оскорблением своих родителей, священнослужителей и ропотом на них, утаивая перед ними свои грехи, иногда по ложному стыду, по забвению или нерадению. Все эти греховные поступки делают нас грубыми и бесчувственными к нуждам наших ближних.

В одной из душеспасительных книг приводится следующий пример. Одна благочестивая и богобоязненная женщина молилась Богу, чтобы Он пришел в ее дом видимым образом и удостоил ее беседы. Господь, слышащий молитвы праведных, обещал в назначенный день посетить ее. Женщина с великой радостью стала готовиться к встрече с Богом: убрала свой дом, зажгла свечи и стала ждать, но до самого вечера великого Гостя все не было. Наконец, постучала в окно старушка и попросила оказать милость. Женщина отказала ей в том, сказав, что ждет дорогого Гостя. Через некоторое время пришел к ней старичок, эта женщина и его не приютила. Затем она вышла из дому на улицу, чтобы там встретить Бога, и неожиданно увидела ребенка, лежащего на земле, окровавленного и плачущего. И здесь она не склонилась к состраданию и любви, оправдывая себя тем, что ждет Бога. Когда она вернулась в свой дом, опечалившись, что Господь не посетил ее, к ней был голос Божий: «Я дважды приходил к тебе, и ты не приняла Меня, а третий раз видела Меня окровавленного и не оказала Мне помощи». Этот пример, возлюбленные о Христе отцы, братия и сестры, свидетельствует о том, что, оказывая братиям нашим милость, соучаствуя в их нуждах и скорбях, мы сострадаем Самому Господу.

Долг христианина не только самому примириться с ближними своими в случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру. «Если возможно с вашей стороны, — говорит святой апостол Павел, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Как растение, во время засухи палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительный дождь, так и душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.

Мы также согрешаем пред Богом клеветой, ложью, оскорблением, ссорами, неуступчивостью, бранью, самооправданием, гневом, вспыльчивостью, злословием, проклятием, памятозлобием, злорадством, обманом, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, грубостью, клятвопреступлением. Вместо того, чтобы целиком посвятить себя на служение Богу и людям, мы служим греху, опустошаем свою душу, подвергая ее духовному голоду. Особенно считается тяжелым грехом злопамятство и непрощение обид нашим ближним. Мы должны всем и все прощать, по заповеди Божией, и даже молиться об обижающих, произнося слова: «Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его». Молясь таким образом за брата своего, смиряясь и прося себе помощи ради молитв его, мы проявляем к нему милосердие и любовь, а где любовь, там нет места раздражительности и другой страсти. Авва Зосима сказал: «Если диавол подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовой»[5].

Поступая противно этой заповеди, мы тяжко согрешаем пред Богом. Прости, Господи!

Часто мы согрешаем против наших ближних завистью. Этот грех есть обоюдоострый меч, который наносит вред как самому завистнику, так и тому, кому он завидует. Св. Григорий Нисский пишет: «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла»[6].

Св. Василий Великий также видит в этом грехе великую опасность для души христианина. «Как ржавчина изъедает железо, — говорит он, — так зависть душу, в которой живет она»[7]. Господи, прости и помоги нам избавиться от этого греха.

Еще более тяжкий грех есть осуждение. Мы часто даже не замечаем, как осуждаем наших ближних и даже смеемся над их недостатками. Господь дал нам ясную заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить людей, и Господь часто наказывает нас за этот грех. В житиях святых повествуется, как к одному отшельнику пришел настоятель монастыря, где жил один инок, не заботившийся о своем спасении. Этого инока раньше знал отшельник. Он спросил настоятеля, как живет тот инок, исправился ли он. Настоятель ответил: «Нет, отче». Отшельник произнес: «О, горе ему будет!», тем самым осудив брата. Желая вразумить отшельника, Господь явился ему в видении распятым на Кресте. Как только отшельник намерился поклониться Ему, ангелы не допустили его, и был Божий голос, обращенный к осудившему: «Куда повелишь поселить этого брата - во ад или в рай?» Затем Спаситель произнес такие грозные слова: «Удалите его отсюда, он антихрист, потому что осудил эту душу прежде Моего суда». Мало того, Господь повелел снять с отшельника мантию. Придя в себя, этот отшельник много плакал о своем грехе, не вкушал ни хлеба, ни вареной пищи. И только на седьмой год, после многих подвигов, ангелы снова надели на него ту мантию, которая была снята [8]. Вот как тяжек перед Господом грех осуждения. И если этот отшельник, осудив одного человека, столько лет умолял Бога о прощении этого греха, то сколь сугубому суду и наказанию Божию подвергаем себя мы, погрязшие в этом пороке!

Преподобный Иоанн Мосх увещает нас стяжать неосуждение и показывает великую пользу его на следующем примере. Один инок, живя в монастыре, не заботился об исполнении своих монашеских обетов, но когда он умер, то все думали, что его участь за гробом будет плачевной. И вот однажды во вре<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.