Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

2021-06-02 26
Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Кто из людей, отцы, братия и сестры, так близко знал Спасителя, кто удостоился так полно и ясно созерцать тайны Его надмирного и земного бытия, как ублажаемый ныне всей Православной Церковью святой апостол и евангелист Иоанн?

Святой апостол был друг Христов; он слышал само биение сердца Иисусова, когда во время Тайной Вечери возлежал на персях Его.

И если этот великий богослов и тайнозритель говорит: «Всяк любяй, от Бога рожден есть, и знает Бога: а не любяй, не познал Бога, яко Бог любы есть» — значит, действительно в любви скрыт ключ и истинного боговедения христианского, и истинной христианской жизни.

Прежде чем перейти к определению слова «любовь» и того, о какой именно любви говорит апостол Иоанн, нам необходимо уточнить следующее. В русском лексиконе под рубрикой «любовь» стоит одно слово — любовь, и разъяснений никаких не дается. А в греческом словаре под этой рубрикой стоят три слова:

1. Любовь плотская, животная. Она способна любить только плотские, греховные услаждения. Имеющие эту любовь лица приносят большой вред как своей душе, так и своим ближним. Она разрушает семьи, оставляя сирот без присмотра, приносит вред не только обществу, но и государству в целом. Она эгоистична и безнравственна.

2. Филиа — это дружеская любовь. Но и она тоже несовершенна: сегодня — друг, а завтра — недруг. Эта любовь тоже имеет свои изъяны и порочные стороны. Человек, имеющий эту любовь, не заинтересован в счастье и благополучии своих ближних, но всячески старается извлечь выгоды для самого себя.

3. Пневма — дух, духовная расположенность. Это — любовь Божественная, жертвенная. Она любит Бога и человека только во Христе. Она не завидует, не гордится, она всему веру имеет (1 Кор. 13, 4—8). Ради нее Бог Слово стал плотию, волею претерпел все страдания, Животворящий Крест, чтобы спасти человека. Ради этой любви апостолы обошли всю вселенную, чтобы спасти человека и даровать ему Царство Небесное. Эта любовь воодушевляла мучеников в их страданиях. Ради этой любви богоносные отцы и учители вселенские усердно подвизались, оберегая наследие Божие от еретических учений и диавольских козней. Ради этой любви святые отцы усердно подвизались до крови против греха, вменяя ни во что настоящую жизнь, и претерпели различные виды смерти, чтобы жить в Вечности со Христом. Эта любовь крепка, как смерть

Но мы должны и эту любовь понимать правильно. Эта любовь выражается не только в том, чтобы жалеть человека и не обращать внимания на греховность его действий, но и в том, чтобы, по апостолу Павлу, обличать, запрещать, т.е. помогать человеку отстать от греха и служить единому Богу. Как врач иногда дает успокоительные лекарства, а иногда берет в руки нож с целью исцелить больного, так и эта Божественная любовь применяет разные средства для духовного врачевания.

Святой апостол, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа, есть глашатай и проповедник этой любви. Через все написанное им Евангелие и через все его три Послания красной нитью проходит мысль о том, что без любви к Богу и человеку невозможно достичь спасения. В основе этой мысли святого Иоанна лежит высокая заповедь Иисуса Христа: Да любите друг друга (Ин. 13, 34). В одном из своих Посланий Апостол наставляет: Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18).

Глубочайшая любовь ко Христу все более и более ясно открывала духовному взору Апостола сокровеннейшие тайны Личности Богочеловека, пока, наконец, не привела его к полнейшему единению с Ним. Христос для Апостола составил все — начало и конец всякого бытия (Ин. 1, 3), Свет, просвещающий всякого человека (Ин. 1,9), воду живую, утоляющую духовную жажду (Ин. 4, 14), хлеб жизни (Ин. 6, 48—51), Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14, 6).

В своем апостольском смирении святой Иоанн Богослов воплотил высочайшую заповедь Своего Учителя о всеобъемлющей жертвенной любви, простирающейся в вечность. И эта любовь принесла ему благо — навеки соединила его с возлюбленным Учителем. Поэтому он и говорил: Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). И если апостол Павел желал после смерти со Христом быти (Флп. 1, 23), то апостол Иоанн Богослов еще при жизни сподобился возлежать на персях Христовых. Любящим сердцем Апостол следовал везде за Христом. Как никто из учеников, он жизнью засвидетельствовал свою любовь и преданность Христу. Только он один был до конца верен Божественному Учителю. Только у него одного сила любви ко Христу была так велика, что, невзирая ни на какие преграды, повлекла его вслед за Христом до самой Голгофы. Что может быть выше и самоотверженнее той любви, которая заставила святого Иоанна забыть о своей возможной смерти от ожесточенных мучителей Христа, остаться у Креста Христова и разделить с Ним его крестные страдания! Он этим подвигом доказал, что может пить чашу Христову и креститься Его Крещением.

Во время распятия Христа все ученики оставили Его и бежали (Мф. 26, 56), природа подверглась смятению: земля потряслась, скалы расселись, солнце померкло, а возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов остался на Божественной страже, у Креста со Христом. В этот момент, как повествует Евангелие, люди уходили с Голгофы в страхе, бия себя в грудь (Лк. 23, 48), но сердце Апостола исполнилось не страха и ужаса, а благодатной таинственности. Перед его взором открылись два мира: мир Божественной Любви, умирающей за грехи людей, и мир адской злобы, особенно свирепствующей у Креста Христова.

Здесь, на Кресте, Иоанн Богослов увидел неизреченную Любовь, Которая не мыслит зла. Слова Христа «Отпусти им», т.е. тем, которые мучили Его, плевали в лице Его, бичевали Его и, наконец, распяли, показали Апостолу, как нужно любить людей и как дорог человек Богу. Вот эта любовь Божественного Страдальца к людям как бы перелилась в сердце Апостола, наполнила его. Для Иоанна Богослова стало ясно, что любовь к людям составляет сущность Божественной жизни и, наоборот, любовь человека к Богу служит вернейшим средством к теснейшему единению с Богом. Вот почему святой Апостол до конца своей земной жизни постоянно проповедовал о любви. И даже когда он достиг глубокой старости и уже не мог говорить поучений, в его устах постоянно звучали слова: «Дети, любите друг друга».

Если мы спросим самих себя: как же нам приобрести эту любовь, каким образом она должна проявляться по отношению к человеку? — На этот вопрос мы найдем прямой ответ в слове Божием: Имеяй заповеди Моя и соблюда яй их, той есть любяй Мяи Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14, 21). Любовь к Богу и жизнь, согласная с Его волей, неразлучно соединены между собой. Исполнением заповедей Божиих человек может очистить свою душу от греховной накипи, нанесенной пороками и страстями.

Реальная любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы мы носили немощи друг друга, прощали обиды, нанесенные нашему самолюбию. Любовь, по Апостолу, есть пламень сожигающий и попаляющий. Она делает человека самоотверженным и дает ему силу принести всего себя в жертву Богу и людям. Любовь сильнее смерти, потому что она является благодатной силой Божией, действующей в нас. Бог есть Любовь, и эта любовь объемлет и наполняет собою все. Она дает человеку живое ощущение небесного и Божественного, роднит человека с небом, дает ему вкусить пищи грядущего века (Евр. 6, 5).

А без любви человек, если бы и обладал всеми земными познаниями и говорил бы всеми языками не только человеческими, но и ангельскими, пред Богом не имеет никакой цены. Такой человек, по образному выражению апостола Павла, — медь звенящи или кимвал звяцаяй (1 Кор. 13, 1).

Одно лишь теоретическое знание богословия не дает нам реального единения с Богом. Усвоение истин веры одним умом мертво, безжизненно, бесплодно. Истинное познание о Боге приобретается добрыми делами, одухотворенными любовью. Наших знаний и рассуждений о благости Божией, Его милосердии и долготерпении еще недостаточно для спасения. Нужно эти свойства существа Божия перенести в наше сердце, и не только перенести, но и воплотить их в своей жизни, т.е. сделать сердце наше проводником добра и любви. Тогда мы не упустим ни одного случая сделать добро ближнему и, более того, будем готовы пожертвовать своей жизнью ради его спасения. Только тогда мы ощутим животворную силу и духовное богатство благости, милосердия, долготерпения и любви Христовой. По мере возрастания в душе этих качеств человек будет приближаться к Богу, освящаться и уподобляться Ему. Бог есть Любовь, в Нем жизнь и свет, мир и радость. Он — наш Создатель и Промыслитель, и мы должны любить Его, яко Той первее возлюбил есть нас (1 Ин. 4, 19).

Помня и исполняя все это, мы тем самым засвидетельствуем нашу искреннюю любовь к Богу. И ныне, в день памяти святого апостола Иоанна Богослова, будем усердно просить его, чтобы и у нас не иссякла любовь Христова, чтобы и нас всегда окрылял Божественный дух любви. Аминь.

 

Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
(О чудесном улове рыбы)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь наш Иисус Христос пришел на землю спасти род человеческий. Один только Он, Единородный Сын Божий, Ангел Завета вечного, Умиротворитель вселенной, Сокрушитель царства диавола, Властелин небесных, земных и преисподних, грядущий Судия живых и мертвых, Податель всякого дыхания, уподобившийся, кроме греха, во всем человеку, смиренно учил народ на берегу Генисаретского озера. Но так как народ теснил Его, то Он попросил рыбаков, которые всю ночь трудились и ничего не поймали, войти к ним в лодку, принадлежавшую Симону Петру, и отплыть немного от берега и так поучал народ.

Спаситель мира, Ловец душ человеческих, провидел в этих рыбаках будущих апостолов. Это были Симон Петр и сыны Зе-ведеевы — Иаков и Иоанн Богослов.

По окончании проповеди Христос сказал Симону: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». Но тот ответил: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». И, закинув ее, он стал свидетелем обильного улова рыбы, так что даже сети прорывались. Этот чудесный случай привел рыбаков в ужас. Симон Петр, чувствуя свою греховность и недостоинство, в смирении припал к ногам Спасителя мира и умолял Его уйти от него. Но Господь сказал: «Не бойся: отныне будешь ловить человеков». Вытащив лодки с рыбой на берег, будущие апостолы оставили все и пошли за Господом. Они сделались Его постоянными спутниками и проповедниками, а впоследствии распространили Божественное учение о спасении по всей вселенной.

Повеление закинуть сеть — это были слова не простого человека, а Бога, Которому подвластна вся тварь. Господь знал, что Петр и его товарищи ловили всю ночь и ничего не поймали. Но как Бог Он повелевает Своей твари, живущей в воде, наполнить сеть — и рыбы по одному слову Господа тотчас наполняют ее, являя себя покорными слугами Того, Кому со страхом и трепетом служат небесные воинства и все святые. Это было чудо, которое ощутили в своих сердцах апостолы.

Они увидели в галилейском проповеднике Спасителя мира, пришедшего освободить род человеческий от мучительства диавола.

А ощущаем ли мы, отцы, братия и сестры, в своих сердцах голос своего Творца и Создателя? Все мы с вами предстоим в этом храме Лицу Того же Бога, пред Которым стояли апостолы. Он вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Он же и постоянно стучит в дверь нашего сердца. От нас самих зависит принять Его или же удалиться «на страну далече», к другому ловцу — губителю душ человеческих, диаволу. Огрубевшие от грехов сердца не могут вместить слова Божественного Учителя: следуйте за Мною. И это происходит по одной причине: они более возлюбили тьму, нежели свет.

Мы с вами поступаем не так, как поступали святые апостолы, и стремимся свою жизнь устроить не по зову Божию, не по Его святой воле, а по своим греховным наклонностям. И поэтому при малых наших житейских неудачах мы теряем равновесие, горько жалуемся и готовы даже роптать на Бога. И наоборот, когда в нашей жизни бывает все благополучно, то мы становимся самонадеянными гордецами, думая, что наше благополучие зависит от нашего умения, а не от Бога милующего и спасающего.

Находясь в таком плачевном состоянии, мы не только не воссылаем Богу благодарение, но и забываем о повседневной молитвенной пище для души. А это, в свою очередь, делает нас неспособными к восприятию Божественной истины. Ведь сердце наше никогда праздным быть не может. Если только мы его не заполним молитвой и добрыми расположениями, то диавол заполнит его своими скверными мыслями и пожеланиями; тогда душа наша станет не храмом Духа Святого, а вертепом разбойников. И хорошо еще, если мы вовремя сумеем удалить из своего сердца злого духа с его мерзостью и нечистотой и обратиться к единому Врачу душ и телес — Богу. Но если уже грех успел полностью пленить нашу душу и возобладать нашей волей, то здесь требуется уже особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на спасительный путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам, безвозвратно погибнем.

Вот почему мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Очень часто мы по своему самолюбию считаем самих себя не хуже других людей и по этой причине стремимся извинить себя, оправдать свои греховные дела, хотя в нашей душе скрываются и действуют различные похоти и страсти.

Да сохранит нас Господь каждого из нас от такого страшного состояния. Нам с вами не следует забывать, что и счастье и несчастье в жизни нашей, успехи и неудачи в делах — все это устрояется и благословляется Богом для нашего же спасения.

Будем, отцы, братия и сестры, подобно галилейским рыбакам, во всем полагаться не на себя самих, а на всемилостивого Бога и принимать все — будет ли это поощрение или вразумление — как от руки Божией, потому что и то, и другое в про-мыслительном о нас плане Божием будет служить нам к достижению жизни вечной. Любовь и милость к нам Господа, правда Божия пусть будет для нас дороже всех благ земных. И только тогда мы с вами сможем сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым подвизался, веру соблюл, а теперь мне готовится венец правды, который воздаст мне Господь Бог в день оный». Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.