Слово в день памяти святителя Тихона Задонского — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Слово в день памяти святителя Тихона Задонского

2021-06-02 24
Слово в день памяти святителя Тихона Задонского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приидите убо, вернии, ублажим святителя Христова Тихона, пастыря предобраго, учителя златос-ловеснаго, скорбных утешителя, недугующих безмезднаго врача, новаго даннаго России чудотворца.

Возлюбленные отцы, братия и сестры!

Земная жизнь этого дивного угодника Божия, начиная с детских лет до самой кончины, была исполнена скорбей и болезней. Его детство проходило в нужде и недостатке, так что вся семья очень часто нуждалась даже в пище. По этой причине мать хотела отдать отрока на воспитание и попечение одному добродетельному человеку. Но Промысл Божий предопределил своему избраннику иной путь. По ходатайству старшего брата он был устроен в 1738 году в училище, которое только что открылось при архиерейском доме, а затем в 1740 году его как прилежного ученика приняли в Духовную семинарию, где он не только изучал богословские науки, но и старался проводить свою жизнь так, чтобы она соответствовала нравственным законам христианского учения. Не подлежит сомнению, что преподаваемые богословские предметы, духовно-назидательное чтение, а также служба Божия особенно были дороги сердцу благочестивого юноши. Именно в это время он приобрел глубокое и основательное знание того духовного богатства, которым святитель так видимо отличался в своей жизни. Возвеличенный Богом, он оставался скромным, доступным и на всю жизнь сохранил сочувствие к простому народу, хорошо зная его нужды.

Жизнь в родной семье, а затем в семинарии способствовала формированию у него таких черт характера и добродетелей, как сосредоточенность, серьезность, постоянная молитвенная настроенность, трудолюбие, кротость, смирение, терпение, преданность воле Божией и, наконец, любовь к Богу и людям. Питая в себе эти благочестивые чувства, будущий святитель всем сердцем стремился к тесному единению с Богом.

На 34-м году жизни, 10 апреля 1758 года, он принял монашество и еще ревностнее стал заботиться о своем спасении. В этом же году его посвящают в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. В 1759 году иеромонах Тихон был назначен инспектором Новгородской семинарии. Ревностно исполняя послушание, он никогда не мечтал о высшей иерархической степени, но смиренно трудился, отдавая свободное от трудов время бого-мыслию и подвигам благочестия.

Однако Промысл Божий вел его к ответственному архиерейскому служению. В 1761 году он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, а в 1763 году назначен епископом Воронежским. Ревностно заботясь о своей пастве, он воспитывал ее в духе Христова учения и всячески старался искоренить те недостатки, которые бытовали в среде народа Воронежского края. В частности, святитель Тихон особое внимание обратил на пагубность языческих праздников, которые еще отмечались в его епархии и которые сопровождались разного рода бесчинствами и пьянством. Он, подобно святителю Иоанну Златоусту, безбоязненно обличал своих пасомых, умолял их навсегда оставить это зло. И его благодатное слово подействовало: языческое злочестие было, наконец, искоренено в народе. Посвятив всего себя на служение пастве, святитель Тихон готов был и душу свою положить за нее. Ежедневно с раннего утра до позднего вечера он находился в трудах и заботах, преследуя единственную цель — помочь каждому приходящему к нему человеку в достижении Царства Небесного.

Но недолго пробыл святитель Тихон на Воронежской кафедре. Сердце влекло его к более тихой и уединенной жизни в простой иноческой келии, чтобы там в безмолвии посвятить себя тайным подвигам. Уединившись в Задонском монастыре и ведя строгую подвижническую жизнь, святитель Тихон не прекратил своего пастырского душепопечения о тех людях, которые посещали его в святой обители. Постоянно заботился он и о тех страждущих и ищущих спасения, которые не могли посетить его: святитель писал им письма с советами и увещаниями. Из-под его пера вышло множество весьма ценных и поучительных наставлений, которые впоследствии составили пять томов.

Усердно упражняясь в подвигах монашеской жизни, святитель старался поддержать и в других дух ревностного служения Богу. Слово его, исполненное благодатной силы, разливало повсюду мир и благочестие. Он принимал всех с любовью. Его духовные беседы перерождали грешников и направляли к новой духовной жизни. Особенно любил святитель Тихон беседовать с простым народом. В каждом человеке он видел образ Божий, и поэтому более всего его интересовало в человеке душевное состояние и направление мыслей. Святитель утешал унывающих, внушал терпеливость малодушным, пристыжал строптивых и всем оказывал помощь словом и делом. Душа его была преисполнена сострадания к каждому человеку до такой степени, что он часто забывал самого себя и не щадил своего здоровья. Бывали случаи, когда святитель брал тяжело больных богомольцев в свою келию и ухаживал за ними, утешая их благодатным словом.

Непрестанными подвигами молитвы и богомыслия Задонский подвижник привлек в свою душу обильную благодать Святого Духа. День ото дня он все более и более пламенел Божественной любовью, и душа его возвышалась горе. За высокую благочестивую жизнь, за постоянную молитвенную настроенность Господь удостоил Своего избранника предвкушать блаженство рая еще здесь, на земле, разнообразными видениями. Однажды он сподобился узреть Пречистую Богородицу с предстоящими апостолами Петром и Павлом. Упав перед ними на колени, святитель просил о продлении всему миру милостей Божиих. Некоторыми видениями Господь предсказывал святителю его будущую славу. Однажды в ночное время святитель Тихон молился около церкви и слезно просил Бога, чтобы Он показал ему блаженство, уготованное любящим Его. И Господь услышал молитву Своего верного раба. Он увидел отверстые небеса, с высоты которых воссиял свет, озаривший весь монастырь.

Исполнив до конца свой архиерейский долг, святитель Тихон на 59-м году своей земной жизни переселился в вечные обители.

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Нам следует по мере сил подражать в своей жизни этому дивному угоднику Божию, воспитывать в своей душе те добродетели, которыми отличался при жизни святитель Тихон. Вознесем и мы к нему свои с молитвы словами церковного песнопения: «О пре-блаженне отче Тихоне! Предстоя ныне Престолу Господа и ве-селяся с небесными лики в вечном Царствии, не забуди нас земных и скорбных; испроси Церкви нашей мир, всем же верным в вере утверждение, грехов оставление и от бед избавление». Аминь.

 

Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(29 августа / 11 сентября)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь совершает память величайшего из праведников — святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По словам церковных песнопений, он есть «исполнение пророков, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов». Господь Иисус Христос сказал о нем, что не восстал из рожденных женами больший Иоанна Крестителя. (Мф. 11, 11).

Предтеча Господень был освящен еще в утробе матери и предназначен на величайшее служение Спасителю мира. Вся его жизнь протекала в строгом соблюдении Божественных законов. Он был великим подвижником благочестия, строгим постником, ревностным обличителем неправды. В его устах не было ни малейшей лести; он всегда говорил людям то, что служило к их спасению. Как мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, этот праведник обличал за беззакония не только простых людей, но и сильных века сего.

Мы видим, что он не страшится ни гнева царя, ни коварства его незаконной жены; не страшится он и темницы, не изменяет своим нравственным принципам и перед смертью, но до самого конца с великим мужеством стоит на страже Божественной правды. Его слово было действенным и направленным против грехов человеческих. Обличая иудейских книжников и фарисеев, он говорил: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?.. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Мф. 3, 7, 10). И вот этого Ангела во плоти беззаконный Ирод умерщвляет мечом.

Рассуждая по-человечески, мы невольно задаем себе вопрос: почему это случилось? Почему Бог попустил восторжествовать злу над добром? Почему нечестие торжествует, а благочестие в презрении? Почему праведники алчут, жаждут и страждут, а грешники, преступая закон Божий, одеваются в порфиру и виссон, веселятся «на вся дни светло»? Эти и подобные им вопросы можно ставить перед собой до бесконечности и в то же время не найти на них ответа до тех пор, пока мы не обратим свой взор к Промыслу Всевышнего. Это — глубочайшая тайна Божия.

Премудрость Божия вещает нам устами пророка Исаии: «Не суть бо совети Мои якоже совети ваши... Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваша от мысли Моея» (Ис. 55, 8—9). А святитель Иоанн Златоуст, рассуждая по поводу праведной кончины Предтечи Господня, прямо говорит: «Бог попустил сие. Не послал молнию свыше и не попалил бесстыдного лица, не повелел расступиться земле и поглотить злое это сонмище». Значит, нужно было Предтече Господню пройти именно этим путем для получения большей славы в вечности.

Священное Писание учит нас, что земная жизнь человека является приготовительным путем к жизни вечной. И этот путь узок и тернист; он усеян скорбями, печалями и невзгодами. Но Сам Господь Иисус Христос шел этим путем. Он не только алкал и жаждал, но и был вознесен на Крестное Древо, посредством которого и искупил весь род человеческий, и более того, этим Он сделался Главой Церкви и приобрел власть над всякой плотью, то есть небесной, земной и преисподней. Как Искупитель и Спаситель наш, Он предлагает и нам последовать Его стопам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Исходя из этого, нам становится ясно, почему Бог попустил и Своему Предтече быть усекнутым мечом. Господь пожелал увенчать праведника в Своем Царстве не только венцом Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, но и венцом мученичества. Он явился в высшие сферы небесные увенчанным и получил право от Законоположника непосредственно предстоять у Престола Пресвятой Троицы.

Святая Церковь в честь и память Предтечи Господня воспевает: «Темже за истину пострадав, радуяся...», то есть не со страхом и печалью он воспринял свою кончину, а с вожделенной радостью. Он был взят от земли на небо как уже спелый плод, которому предназначалось высокое место на торжественной вечери в Царствии Божием. Он перешел от суровых подвигов на место покоя и веселия, узрев лицом к лицу ту Истину, Которой он служил.

И нам становятся понятны слова Священного Писания, что Царство Небесное нудится, то есть силой берется, и только те его достигают, которые пошли скорбным путем. Чтобы войти в него, нужно стяжать истинное покаяние, самоотречение, взять на себя подвиг доброделания.

Отцы, братия и сестры! Святой Иоанн Креститель был проповедником правды Божией, за которую и пострадал от беззаконных людей. Обратим каждый из нас взор к своей совести и спросим себя, живем ли мы так, как жил святой Предтеча, подражаем ли мы его добродетелям или же уподобляемся нравом тем людям, которые умертвили Праведника. И если найдем в своей душе следы такого злого уподобления, то постараемся принести истинное покаяние пред Богом. Да будет это покаяние плодотворно молитвами Предтечи Господня, и да поможет он пройти нам безбедно поприще земной жизни и достигнуть вечного блаженства. Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.