Тема 16 . Технологии создания ситуации успеха — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 16 . Технологии создания ситуации успеха

2021-12-11 81
Тема 16 . Технологии создания ситуации успеха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Ситуация успеха в системе формирования личностной стратегии жизни и структура технологии ее моделирования. Этика создания ситуации успеха и профилактика неконструктивных личностных новообразований.

Тема 17. Планирование социально-педагогической работы.

Планирование социально-педагогической работы в системе планирования работы учреждения образования и воспитания. Структура и виды планов.

Тема 18. Документирование социально-педагогической работы.

Порядок документирования социально-педагогической работы. Требования к составлению и оформлению документов Отбор, систематизация, хранение и использование документов.

Тема 19. Организация и условия деятельности социального педагога

Психогигиена социально-педагогической работы. Технологии совершенствования профессионального мастерства. Облик и поведение социального педагога. Организация рабочего места социального педагога. Условия хранения рабочих документов и материалов.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия

 

 

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)

 

Литература

 

Формы контроля

знаний

лекции практические  (семинарские)  занятия лабораторные занятия управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Технологии социально-педагогической деятельности» ("Социально-педагогические технологии")  по специальности " Социальная педагогика" 72 часа 38 34   Лекции – 8 Семинары – 4      
1. Понятие о социально-педагогических технологиях  Вопросы лекции:
  1. Социально-педагогическая технология как научная дисциплина. Предмет и объект социально-педагогической технологии
  2. Классификация и основные характеристики социально-педагогических технологий.
  3. Общие и специфические социально-педагогические технологии.
2       Мультимедийная презентация «Социально-педагогическая технология как научная дисциплина» [3], [4], [6], [8], [9], [1д], [3д], [5д], [9д], [10д] Фронтальный опрос
2. Методология и методика социально-педагогических технологий Вопросы лекции:
  1. Философские основы социально-педагогических технологий.
  2. Исторические и современные тенденции освоения личностью социального опыта
  3. Направления и концепции социально-педагогических технологий в сравнительном анализе.
  4. Методы и методики социально-педагогических технологий
  5.  Профессиональная компетентность социального педагога при использовании социально-педагогических технологий.
Вопросы семинара: 1. Методологические основы технологий социально-педагогической деятельности. 2.  Методика разработки социально-педагогических технологий. 3. Педагогические, психологические и социологические методы работы в системе социально-педагогических технологий.
2 2     Иллюстративный ретроспективный видеоряд [3], [4], [5], [9], [1д], [3д], [5д], [8д], 1.Подготовка рефератов по теме (аспект по выбору). 2.Разработка научного аппарата по проблеме выбора и использования социально-педагогической технологии (по выбору).
3. Технологический потенциал социально-педагогического процесса Вопросы лекции 1. Социально-педагогические технологии в процессе социального воспитания в Республике Беларусь. 2. Социально-педагогические стратегии как механизмы технологий социального воспитания. 3. Принципы социально-педагогической технологии. Вопросы семинара: 1. Направления социального воспитания в Республике Беларусь. 2. Характеристика принципов социально-педагогической технологии: - субъектности, -  ценности, - свободы выбора. 2 2     1. Правовые и нормативные документы Республики Беларусь (фонд учебно-методической лаборатории при кафедре социальной педагогики). 2. Материалы дней информирования (фонд учебно-методической лаборатории при кафедре социальной педагогики). 3. Мультимедийная презентация «Декларация прав человека»  [3], [4], [5], [6], [8], [9], [1д], [3д], [7д], [9д]. Подготовка группового проекта «Социально-педагогические стратегии».
4. Микротехнологии социального воспитания. Вопросы лекции 1. Микротехнологии социального воспитания в системе социально-педагогических технологий.   2. Технологии воспитывающей деятельности 3. Технологии воздействия и взаимодействия 4. Технологии воздействующей предметно-пространственной среды. Вопросы семинара: 1. Сущность технологии воспитывающей деятельности. 2. Социально-педагогические технологии воздействия и взаимодействия в сравнительном анализе. 3. Технология организации пространственной среды. 2 2     Детские рисунки, выполненные в экспериментальных условиях.  [1], [3], [4], [6], [8], [3д], [6д], [7д], [9д], [10д]. Подготовка иллюстративных видеорядов по основным вопросам темы (форма по выбору)
5. Система и структура социально-педагогической технологии Вопросы лекции:
  1. Алгоритм социально-педагогической технологии.
  2. Социально-педагогические стратегии и ситуации.
  3. Критерии эффективности социально-педагогической технологии.
Вопросы семинара:
  1. Алгоритм профессионального отбора и реализации социально-педагогических технологий.
  2. Социально-педагогические стратегии в сравнительном анализе.
  3. Признаки и показатели в системе критериев эффективности социально-педагогической технологии.
2 2     - мультимедийная таблица 1. «Алгоритм социально-педагогической технологии»; - мультимедийная таблица 2. «критерии эффективности социально-педагогической технологии».  [3], [6], [8], [9], [3д], [6д], [7д], [8д], [9д]. Индивидуальные задания:: - разработка структуры использования социально-педагогической технологии (по выбору); - разработка критериев эффективности социально-педагогической технологии (по выбору). 
6. Принципы социально-педагогических технологий
  1. Закономерности социально-педагогических технологий.
  2. Принципы социально-педагогических технологий: субъектности, ценности, свободы выбора.
  3. Нравственно-этические принципы социально-педагогических технологий: гуманизма, природосообразности, культуросообразности, бенефициальности (общая характеристика).
Вопросы семинара:
  1. Характеристика всеобщих нравственно-этических принципов социально-педагогических технологий:
- гуманизма, - бенефициальности, - природосообразности, - культуросообразности.
  1. Технология практической реализации нравственно-этических принципов в их взаимосвязи и взаимодействии.
  2   2 (лекц.) 1. Короткометражный видеофильм «Жестокая правда»; 2. Видеозапись выступления Джеанны Джессен, жертвы аборта. 3. Мультимедийная презентация «Социально-педагогические аспекты проблемы человека – жертвы неблагоприятных условий» [1], [3], [4], [5], [8], [9], [1д], [9д]. Творческое эссе по посмотренным видеосюжетам.
7. Вопросы лекции:
  1. Международные документы о правах человека как основа социально-педагогической деятельности
  2. Правовая основа социально-педагогической деятельности в Республике Беларусь.
  3.  Нормативные документы, регулирующие социально-педагогическую работу.
Вопросы семинара: 1. Международные документы об этике социальной и социально-педагогической деятельности. 2. Механизмы реализации гарантированных прав ребенка посредством социально-педагогической деятельности. 3. Основные нормативные документы исполнительных органов Республики Беларусь, регулирующие социально-педагогическую деятельность.
2 2   2  (сем.) 1. Правовые и нормативные документы Республики Беларусь (фонд учебно-методической лаборатории при кафедре социальной педагогики). 2. Материалы дней информирования (фонд учебно-методической лаборатории при кафедре социальной педагогики). 3. Мультимедийные презентации: - «Детское право»; - «Права ребенка».    [4], [7], [8], [5д], [9д]. Подготовка устных рефератов по содержанию основных правовых и нормативных документов.
8. Социально-педагогические технологии реализации содержания воспитания в современной школе Вопросы лекции: 1. Целевой и содержательный компоненты концепции социального воспитания 2. Социально-педагогические технологии реализации видов воспитания 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность социально-педагогических технологий в организации процесса социального воспитания. Вопросы семинара: 1. Технологии определения целей и задач практической социально-педагогической деятельности. 2. Технологические алгоритмы в организации направлений социального воспитания. 3. Технология определения эффективности реализации содержания социального воспитания. 2 2     Таблица 3. «Содержание воспитания в современной школе». [1],  [2], [5], [9], [1д], [27д], [8д], [9д]. Подготовка рефератов по основным вопросам темы (аспект по выбору).
9. Коммуникативные социально-педагогические технологии Вопросы лекции: 1. Сущность, функции и механизмы коммуникативного процесса. 2. Коммуникативные микротехнологии работы с различными категориями участников социально-педагогического процесса. Вопросы семинара: 1. Механизмы коммуникативного процесса в социально-педагогической деятельности. 2. Система и структура коммуникативных знаний, умений и навыков социального педагога. 3. Технология социально-педагогического моделирования в системе социального воспитания. 2 2      Мультимедийные презентации:  -Коммуникативная сторона общения»; -«Общение: афоризмы»  [1], [2], [3], [7], [4д.], [7д], [8д], [9д].   1. Подготовка в группах: - ситуаций для педагогического анализа; - инсценировок, представляющих в образе типичные проблемные ситуации коммуникативных механизмов образовательноого процесса.
10. Технологии социально-педагогического сотрудничества Вопросы лекции: 1. Характеристика социально-педагогического сотрудничества. 2.  Технологии сотрудничества в педагогических коммуникативных системах. 3.  Технологии межведомственного сотрудничества. PR-технологии. Вопросы семинара: 1. Технология сотрудничества в сфере социально-педагогического взаимодействия. 2. Организация социально-педагогического сотрудничества: - внутриведомственного (в учреждении образования); - межведомственного. 2 2     1. Фрагменты кинофильмов «Август Раш» и «Республика ШКИД». 2. Короткометражный мультфильм «Баланс» 3. Социальные ролики: «Дети-сироты», «Семейное насилие» (1;2), «Хочу быть, как папа…»  [1], [2], [7], [8], [1д], [3д], [4д], [7д], [8д], [9д].   Полный просмотр кинофильма по выбору («Фонд социально-педагогической классики» кафедры). Подготовка письменного педагогического анализа кинофильмов по заданной схеме.
11. Специфические социально-педагогические технологии Вопросы лекции: 1. Общая характеристика специфических социально-педагогических технологий. 2.  Реализация специфических технологий в процессе социального воспитания. 3. Инновационные социально-педагогические технологии. Вопросы семинара:
  1. Практическая реализация специфических социально-педагогических технологий:
- социальной адаптации учащихся, -  социально-педагогической помощи и поддержки, -  сопровождения, -  терапии, -  посредничества, - консультирования, - ведения ситуации и случая.
  1. Требования к разработке, реализации инновационных технологий и условия их эффективности в социально-педагогической деятельности.
2 2     Мультимедийная презентация «Специфические социально-педагогические технологии»  [3], [4], [5], [6], [8], [3д], [6д], [7д], [9д], [210д]. Подготовка рефератов по основным вопросам темы.
12. Социально-педагогические технологии развития творческого потенциала личности Вопросы лекции: 1. Технологии стимулирования творческой самореализации личности в социально-педагогической работе. 2. Технологии творческого саморазвития социального педагога. Вопросы семинара: 1. Технология определения творческого потенциала личности ребенка. 2. Творчество в системе личностных характеристик социального педагога. 3. Социально-педагогические технологии стимулирования творческой самореализации личности.   2   2 (лекц.) 1. Видеоролик «Мальчик читает стихотворение…» 2. Мультимедийная презентация «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми» [1], [2], [3], [7], [4д], [5д], [8д], [9д].   Подготовка творческой работы (форма по выбору) с презентацией.
13. Технологии дифференцированного подхода в социально-педагогической работе Вопросы лекции: 1. Сущность технологии дифференцированного подхода. 2. Технологии дифференцированного подхода в социально-педагогической работе с различными объектами социально-педагогической деятельности. 3. Технологии прямого и косвенного взаимодействия. Вопросы семинара: 1. Алгоритм дифференцированного подхода в социально-педагогической работе. 2. Сущность и система дифференцирования форм и методов социально-педагогической работы с различными категориями детей. 2 2     1. Мультимедийная презентация «Потенциальные жертвы социализации» 2.  Фрагмент кинофильма «Палата № 6»; 3. Фрагменты документальных фильмов: «Дом для хрустального мальчика», «Элькина мечта»    [1], [2], [5], [6], [8], [2д], [4д], [7д].  Подготовка групповых проектов «Алгоритм дифференцированного подхода к работе с различными объектами социально-педагогической деятельности» (категория по выбору).
14. Технология интерактивного подхода в социально-педагогической работе Вопросы лекции: 1. Сущность, специфика и психолого-педагогические основы интерактивного подхода в социально-педагогической деятельности. 2. Направления и технология организации интерактивного взаимодействия Вопросы семинара: 1. Диагностика социальных интересов и потребностей личности в процессе организации интерактивного подхода. 2. Алгоритм интерактивного взаимодействия. 3. Рефлексия интерактивного взаимодействия в социально-педагогической деятельности. 2 2     1.Фрагменты литературного творчества писателей-инвалидов: Натальи Абрамцевой, Марины Цвирковской. 2. Видеоролик «Рука в руке» (балетное выступление инвалидов опорно-двигательного аппарата». 3. Детские рисунки и рисунки взрослых, выполненные в экспериментальных условиях. [1], [2], [5], [6], [8], [2д], [4д], [7д].  Разработка индивидуальных проектов по теме: «Технология интерактивного взаимодействия с ребенком»
15. Технологии личностно ориентированного подхода Вопросы лекции: 1. Сущность личностно ориентированного подхода. 2. Возрастная специфика применения технологий личностно ориентированного подхода. Вопросы семинара: 1. Технология личностно ориентированного взаимодействия. 2. Личностно ориентированный подход в работе с различными категориями учащихся. 3. Возрастная динамика личностно ориентированного подхода. 2 2     1. Фрагменты повести И.Коларова «Аги и Эмма». 2. Фрагменты повести А.Гезалова «Соленое детство» 2. Детские рисунки и рисунки взрослых, выполненные в экспериментальных условиях. [1], [2], [5], [6], [8], [2д], [4д], [7д].  Подготовка творческих эссе по теме.
16. Технологии создания ситуации успеха  Вопросы лекции: 1. Ситуация успеха в системе формирования личностной стратегии жизни. 2. Структура технологии моделирования ситуации успеха. 3. Этика создания ситуации успеха и профилактика неконструктивных личностных новообразований. Вопросы семинара: 1. Механизм ситуации успеха в формировании стратегии жизни ребенка. 2. Алгоритм создания ситуации успеха. 3. Индивидуальный и личностно ориентированный подход к ребенку в организации ситуации успеха. 2 2     Визуальные и наглядные средства обучения: 1. Таблица 4. «Алгоритм создания ситуации успеха»; 3. Рисунки детей из числа категорий, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.  [1], [2], [5], [6], [8], [2д], [4д], [7д], [8д], [9д]. Разработка в группах ситуации успеха для детей, испытывающих проблемы социальной адаптации.
17. Планирование социально-педагогической работы Вопросы лекции: 1. Планирование социально-педагогической работы в системе планирования работы учреждения образования и воспитания. 2. Виды и структура планов социально-педагогической работы. Вопросы семинара: 1. Содержание планирования социально-педагогической работы. 2. Алгоритм составления планов социально-педагогической работы. 2 2   2 (сем.) Планы социально-педагогической работы различных видов (из материалов фонда учебно-методической лаборатории при кафедре социальной педагогики)  [2], [3], [5], [8], [3д], [5д], [6д7д]. Индивидуальные задания: составить план (определенного вида) социально-педагогической работы.
18. Документирование социально-педагогической работы Вопросы лекции: 1. Порядок документирования социально-педагогической работы. 2.  Требования к составлению и оформлению документов 3. Отбор, систематизация, хранение и использование документов.  Вопросы семинара: 1. Виды документов в области социально-педагогической работы. 2. Составление и оформление документов различных видов. 3. Обработка и хранение документальных материалов в работе социального педагога. 2 2   2 (лекц.) Материалы прохождения студентами педагогических практик различных видов (из архива учебно-методической лаборатории при кафедре социальной педагогики). [2], [3], [5], [8], [3д], [5д], [6д7д]. Индивидуальные задания: подготовить устное сообщение по схеме-структуре составления документа социально-педагогической работы.
19. Организация и условия деятельности социального педагога Вопросы лекции: 1. Психогигиена социально-педагогической работы. 2. Технологии совершенствования профессионального мастерства. 3.  Облик и поведение социального педагога. Организация рабочего места социального педагога.       2 (лекц.) 1.Мультимедийная презентация «Социальный педагог: личность и специалист». 2. Эссе студентов разных лет «Я, социальный педагог» [2], [3], [5], [8], [3д], [5д], [6д7д]. [9д], [10д]. Подготовка групповых творческих проектов «Рабочее место социального педагога»; «Мой рабочий кабинет»; «Специалист и самообразование».

 


Учебный блок

СЕМИНАР №1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.