Изобретения, полезная модель, промышленный образец, рационализаторские предложения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Изобретения, полезная модель, промышленный образец, рационализаторские предложения

2021-12-07 32
Изобретения, полезная модель, промышленный образец, рационализаторские предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственно-общественная система управления изобретательством и рационализацией.

Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

Рационализаторское предложение. Признаки рационализаторского предложения. Заявление на рационализаторское предложение. Использование рационализаторского предложения.

Научно-техническая и патентная информация. Патентный поиск. Объекты научно- технической информации. Носители научно-технической информации. Информационный поиск и базы данных. Поисковые системы.

Международная патентная классификация. Патентный поиск: тематический, именной, нумерационный, патентно-правовой.

Методы поиска новых технических решений

Метод ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Информационный фонд. Алгоритм решения изобретательских задач.

Ассоциативные методы: метод фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод контрольных вопросов: списки наводящих и контрольных вопросов.

Метод мозгового штурма: отбор группы лиц для генерирования идей и группы экспертов; организация процесса генерирования идей; фиксация выдвинутых идей; оценка зафиксированных идей с помощью экспертов и выбор наиболее рациональных.

Метод синектики: формулирование проблемы в общем виде; начальный анализ проблемы; генерирование идеи решения технической задачи; использование аналогий: прямых, личных, символических, фантастических, развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной.

Метод анализа взаимосвязанных областей решения: выявление нескольких возможных вариантов в каждой области решений; определение вариантов, несовместимых друг с другом, выбор из совместимых вариантов наиболее приемлемого с точки зрения цели решения проблемы.

Иные методы решения технических задач: метод функционально-стоимостного анализа, метод использования случайностей, морфологический метод, метод стратегии семикратного поиска и др.

Методы исследовательского творчества

Основные понятия исследовательского творчества. Введение в исследовательскую работу: аспект, гипотеза, идея, научная дисциплина, научная тема, проект. Теория, научное исследование, научное познание, научный факт. Обзор, объект, предмет исследования, принцип, проблема, умозаключение, вывод и др.

Общая схема исследования: выбор темы исследования; обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методик проведения; описание процесса, обсуждение результатов исследования, формулировка выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: законы тождества, противоречия, исключение третьего, правила построения логических определений.

Исследовательские проекты по выбранной тематике

Выбор темы проекта. Формулировка цели и задач исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Обоснование актуальности и новизны. Определение методов. Составление плана.

Сбор и анализ информации. Оптимальный выбор решения. Изготовление модели, создание экспериментальной установки. Проведение эксперимента и наблюдений, создание программного продукта. Решение возникающих проблем.

174

Построение графиков, анализ результатов эксперимента, вычисление погрешности, тестирование. Сравнительный анализ теоретических расчетов и эксперимента. Обсуждение результатов. Консультации специалистов. Выводы.

Оформление исследовательского проекта. Подготовка рефератов, статей, докладов, стендовых докладов, презентаций.

Подготовка к защите исследовательского проекта, программного продукта, моделей, приборов, оборудования. Психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, презентации, культура выступления и ведения дискуссии, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Учебные экскурсии

Учебные экскурсии организуются на предприятия, в организации, учреждения по профилю образовательных областей.

Подготовка и участие в конференциях, конкурсах, выставках и др.

Положения о конкурсах, конференциях, выставках. Подготовка реферата, доклада, стендового доклада, тезисов, статей, презентации, фото- и видеоприложений, заявки на участие. Подготовка к выступлению. Защита исследовательского проекта.

Текущая аттестация

Текущая аттестация учащихся проводится при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

Заключительное занятие

Подведение итогов работы в соответствии со сроками реализации программы. Итоговые выставки работ, соревнования, конкурсы и др.

Итоговая аттестация учащихся на заключительном занятии проводится при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи общественно- гуманитарного профиля (далее - программа) является техническим нормативным правовым актом и определяет цели, задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа разработана на основе государственных нормативных правовых документов Республики Беларусь в сфере образования. В настоящей типовой программе использованы ссылки на Кодекс Республики Беларусь, 2011, № 13, 2/1795.

Цель: создание условий для формирования и развития социально-личностных компетенций, способствующих личностному развитию обучающегося, его позитивной социализации и профессионально-образовательному самоопределению.

Задачи:

содействовать приобретению обучающимися социального опыта, способствующего формированию у них национального самосознания, гражданственности, нравственности и этической культуры;

воспитывать потребность в саморазвитии и социальном взаимодействии;

содействовать формированию инициативности, активной жизненной позиции, социальной зрелости;

подготовить обучающихся к самостоятельной жизни и труду;

создать условия для ранней социализации личности обучающегося.

Типовая программа общественно-гуманитарного профиля включает образовательные области: «Человек», «Общество», «Мир».

Образовательная область «Человек»

Цель: расширение и систематизация знаний об обществе, человеке и природе с учетом требований и условий современной общественной среды.

Задачи: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся; совершенствовать нравственно-ценностные качества личности; способствовать формированию у обучающихся ценностных гуманистических ориентаций в многомерных отношениях с другими людьми, обществом, природой.

Образовательная область «Общество»

Цель: развитие системного научного представления об обществе и социальных отношениях, роли и месте человека в системе этих отношений, методах познания, анализа и оценки общественных явлений и социальных действий.

Задачи: формировать навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности, усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, моральные и нравственные ценности; развивать навыки общения и взаимодействия учащих со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область «Мир»

Цель: создание условий для развития научного мышления обучающихся и формирование представлений об общей научной и естественно-научной картине мира.

Задачи: формировать гуманистическое мировоззрение, позволяющее осмыслить социальную действительность как систему; дать представление об основах информационно-коммуникационной деятельности; развивать навыки использования современных информационных технологий в организации коммуникационных процессов.

Программа объединения по интересам может иметь интегрированный характер (включать образовательные области «Человек», «Общество», «Мир») или разрабатываться по каждой образовательной области.

Дополнительное образование детей и молодежи может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционных) формах.

Перечень образовательных областей, учебных предметов и учебных дисциплин дополнительного образования детей и молодежи общественно-гуманитарного профиля определяется в сфере «Мир - общество - человек», т.е. дисциплин, изучающих человека в сфере духовной, интеллектуальной, нравственной, культурной и общественной деятельности (культурная антропология, журналистика, искусствоведение, история, культурология, лингвистика, литературоведение, менеджмент, музееведение, педагогика,политология, риторика, социология, филология, философия, экономика, эстетика, этика, этнография).

Подсистемы «человек», «общество», «мир» рассматриваются в постоянном соотношении. Во взаимоотношении между ними выделяются четыре аспекта: онтологический; гносеологический; аксиологический; практический.

Перечень направлений и видов деятельности может дополняться и изменяться в соответствии с запросами участников образовательного процесса.

Программа объединения по интересам может иметь интегрированный характер или разрабатываться по каждой образовательной области.

На основе типовой программы общественно-гуманитарного профиля разрабатываются программы объединений по интересам базового и повышенного уровней освоения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин данного профиля.

Актуальность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую гуманитарных дисциплин общего среднего образования, углубляет и расширяет знания обучающихся в конкретной образовательной области, теме, учебном предмете, учебной дисциплине. Объединения по интересам общественно-гуманитарного профиля способствуют интеграции «основного» и дополнительного образования в системе непрерывного образования.

При разработке программы объединения по интересам общественно-гуманитарного профиля следует учитывать особенности общественных и гуманитарных знаний. Общественные (социальные) знания отражают устойчивые общественные связи и тенденции в развитии человечества. Гуманитарные знания обращены к миру человека, целям и мотивам его деятельности, личностному восприятию мира, способствующие личностному развитию обучающегося, его позитивной социализации и профессионально- образовательному самоопределению, дальнейшему профессиональному образованию.

Важную роль в реализации программы дополнительного образования детей и молодежи общественно-гуманитарного профиля играет социальное партнерство: взаимодействие с учреждениями высшего образования, научными учреждениями, промышленными предприятиями, общественными организациями.

Сформированность у учащегося социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций учащегося определяются следующими принципами:

гуманизации как приоритетного принципа образования, обеспечивающего личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию обучающегося;

компетентностного подхода как определяющего систему требований к организации образовательного процесса, направленного на усиление его практико-ориентированности, и обеспечивающего формирование у обучающихся способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

культуросообразности как обеспечивающего максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет обучающийся;

фундаментализации как способствующего ориентации содержания дисциплин общественно-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

социально-личностной подготовки, обеспечивающей формирование у обучающихся социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально- творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

междисциплинарности и интегративности общественно-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности обучающегося.

Сроки реализации программы дополнительного образования общественно- гуманитарного профиля, а также время, отведенное на изучение образовательных областей, учебных предметов и учебных дисциплин, определяются в соответствии с уровнем их изучения, формами получения дополнительного образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением и могут составлять от 1 года до 4 лет (и более).

Срок реализации программы определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа).

Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 36 недель. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.

Для детей дошкольного возраста занятия должны проводиться 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 4 до 6 лет - до 2 учебных часов в неделю, от 6 до 8 лет - до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю, от 9 до 10 лет - до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, от 11 до 13 лет - до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, старше 14 лет - до 10-12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое.

Методическое обеспечение программы включает: формы, приемы и методы организации образовательного процесса, перечень литературы для дидактического материала, перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Материально-техническое обеспечение: сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, спортивный или актовый залы и т.п.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовые, раздевалки и т.п.);перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (специальные приспособления, микрофоны, микшерный пульт и т.п.).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план программы включает перечень разделов, тем, количество часов, отведенное на их изучение с разделением на теоретические и практические занятия.

Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин может определяться учреждением дополнительного образования детей и молодежи самостоятельно в соответствии с уровнями изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

№ п/п

Названия разделов, тем

Количество часов

всего часов

в том числе

теоретические практические
      30% 70%

 

В приложении размещены:

- примерный учебно-тематический план образовательных областей «Человек», «Общество», «Мир», который интегрирует данные образовательные области;

- примерный учебно-тематический план образовательной области «Человек»;

- примерный учебно-тематический план образовательной области «Общество»;

- примерный учебно-тематический план образовательной области «Мир».

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно-тематического плана, дается краткое описание каждой темы.

В приложении размещены:

- содержание образовательной области «Человек»;

- содержание образовательной области «Общество»;

- содержание образовательной области «Мир».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы будет способствовать: позитивной социализации и инкультурации учащихся;

обеспечению самоопределения личности, созданию условий для ее самореализации; формированию у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню научных знаний;

интеграции личности в национальную и мировую культуру;

формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; социальной адаптации детей определенных категорий; формированию социальной компетентности обучающихся; созданию условий для развития социально успешной личности.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами обучающийся должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации; компетенции гражданственности и патриотизма; компетенции социального взаимодействия; компетенции коммуникации; компетенции здоровьесбережения; компетенции самосовершенствования;

сформировать следующие способности и социально-личностные качества: сформированность критического мышления;

владение навыками проектирования, прогнозирования и исследования;

умение учиться в течение всей жизни;

умение работать в команде и самостоятельно;

быть способным порождать новые идеи (креативность);

быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

сформировать личностные качества:

самостоятельность;

ответственность;

организованность;

целеустремленность и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества;

иметь навыки:

связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

лингвистические (устная и письменная коммуникация).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.