Две особенности китайской цивилизации и их воздействие на китайское мировосприятие — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Две особенности китайской цивилизации и их воздействие на китайское мировосприятие

2021-12-07 26
Две особенности китайской цивилизации и их воздействие на китайское мировосприятие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о китайской цивилизации в целом, необходимо упомянуть о двух ее уникальных особенностях, оказавших решающее воздействие на формирование ментальной картины мира китайского народа. Во-первых, это непрерывность и преемственность культурных устоев на протяжении всего существования китайской цивилизации: «Китай – едва ли не единственная страна, дающая пример культурного развития без радикальной ломки устоев прошлого во имя утверждения настоящего» (Ezhov, 2004). Таким образом, многие черты китайской ментальности, психологии, особенностей поведения, определенные еще в глубокой древности, например, философскими взглядами великих учителей, работавших в рамках даосизма, конфуцианства, легизма, буддизма, моизма, натурфилософии и т.д., полноценно существуют в современном китайском сознании, гармонично дополняя и поддерживая постулаты сегодняшнего китайского общества, выраженные наиболее яркими китайскими лидерами и политиками второй половины XX века – Mao Zedong, Deng Xiaoping, Xi Jinping.

Во-вторых, китайская цивилизация исторически сформировалась на особой, изолированной в географическом отношении территории: с запада зарождающаяся цивилизация была защищена массивами непроходимых гор и пустынями, с востока и юго-востока китайские земли были окружены морями Тихого океана, северные и северо-восточные земли, представленные бескрайними степями и лесами с суровым негостеприимным климатом, долгое время вообще не входили в сферу интересов китайской нации – южных территорий было и так достаточно. Таким образом, вся известная древним китайцам ойкумена, пригодная для нормального проживания, уже являлась китайской (Ul‘ianenko). До XIX века китайская цивилизация и китайская империя в условиях отсутствия конкуренции с сильным соперником будут неоспоримым историческим и культурным гегемоном данного региона. Начиная с эпохи первых китайских государств, в сознании китайского народа начинает формироваться идея «zhōngguó» – Срединного государства, являющегося безусловным центром вселенной и распространяющего свою власть и культурное влияние на все известные окружающие народы, которые так же, как и в других великих цивилизациях мира, презрительно называются «варварами», с градацией от «полуварвары», то есть находящиеся с непосредственной сфере китайского влияния, до «дикие варвары» – все остальные народы, а «варварам приписывались определенные, негативные свойства: варвар всегда выступал как неполноценный человек» (Smirnov, 2014)  Именно во время тотального доминирования китайского государства во всех сферах над окружающими странами и народами формируется и закрепляется в сознании китайской нации ярко выраженное чувство превосходства, своеобразный комплекс «суперполноценности», который можно охарактеризовать как чрезвычайно устойчивый китайский шовинизм, ведь вся известная китайцам история до XIX века свидетельствует лишь о том, что китайский образ жизни, китайское мировосприятие и китайская цивилизация в целом являются единственным верным и прогрессивным путем развития, а все неудачи на этом пути, например, завоевание китайских территории менее развитыми во всех отношениях кочевыми племенами чжурчжэней, монголов, маньчжуров и т.д., рассматривались китайцами лишь как исключения, подтверждающие правило, так как завоеватели в скором времени поддавались сильнейшему ассимилирующему воздействию китайской культуры и превращались в тех же китайцев.

Колоссальный удар по китайскому чувству превосходства над остальными народами был нанесен в XIX и первой половине XX века, когда до границ слабеющей китайской империи добралась мощная, прекрасно развитая технически и экономически, превосходящая во всех сферах цивилизация Запада в лице англичан, позднее французов, немцев, американцев, русских и принявших западную цивилизационную модель японцев.  Империя Цин не сможет ничего противопоставить этому натиску и признает свое полное поражение, которое в дальнейшем приведет к падению последней китайской династии. Оккупация китайских территорий, разгром китайской армии и народных движений, уничтожение объектов китайской культуры, крайне пренебрежительное и даже презрительное отношение иностранцев к китайскому населению, к самой китайской цивилизации, вызывало у китайской нации устойчивую негативную психологическую фиксацию на этих событиях, сохраняющуюся и в настоящее время. Особое неприятие вызывал тот факт, что среди интервентов находилась Япония, за несколько десятилетий превратившаяся из государства со средневековыми устоями в мощного и активного капиталистического хищника. Несмотря на победу Китая в «Войне против японских захватчиков 1937-1945 гг.», полностью восстановить чувство собственного достоинства у китайской нации не получилось, так как конечную точку в капитуляции Японии поставили союзники по Второй мировой войне: разгром Маньчжурской японской группировки войск Советским Союзом и атомные бомбардировки японских городов Соединенными Штатами Америки.

Лишь начиная с 1 октября 1949 года, со дня образования Китайской народной республики, когда председателем Mao Zedong вновь был провозглашен особый китайский путь развития, китайская нация стала постепенно возвращаться к многовековому китаецентристскому мировосприятию. Успехи китайской политики реформ и открытости вновь привели к восстановлению шовинистических настроений, а несомненный триумф Китая в современном мире практически во всех сферах жизни, особенно в показательно успешном решении глобальных вызовов (например, вирус covid-19), возвел степень китайского шовинизма на прежний, древнеимперский, уровень.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.