Инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС

2021-12-07 39
Инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

              Торговая политика нашего государства выделяет множество инструментов основными, из которых является – таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование[25].

Таможенное регулирование – это «система определения соотношений между уровнями затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров ТН ВЭД ЕАЭС, количеством и качеством отечественных и импортных товаров ТН ВЭД ЕАЭС на внутреннем рынке при помощи различного рода мер и средств»[26].

В ст.2 ФЗ № 289 «О таможенном регулировании в РФ» указано, что «таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ определяется в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ[27].

Таможенное дело в РФ представляет собой комплекс средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров ТН ВЭД ЕАЭС из РФ.     

В ФЗ № 164 ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в ст.19 дано понятие таможенно-тарифного регулирования, исходя, из состава данной статьи раскрываются следующие определение:

      Таможенно-тарифное регулирование (далее ТТР) внешнеэкономической  деятельности — совокупность мер и методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, образован путем применения таможенных пошлин, а также путем применения таможенных процедур[28].

      Отсюда вытекает то, что в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС и законодательством РФ  устанавливаются все виды таможенные пошлины[29].

ТТР ВТД, одновременно с нетарифным регулированием, представляет собой комплекс методом государственного воздействия на внешнеторговую деятельность и выполняет следующие две основополагающие регулированию функции:

- Протекционистскую. Следует установление ввозных пошлин  отечественных производителей наиболее конкурентоспособными товарами, что соответственно повышает стоимость ввозимого товара;

- Фискальная. Сосредотачивает увеличение казны (бюджет) нашей страны.

 ТТР основывается на определение ставок таможенных пошлин, соответственно состоит из взаимосвязанных в регулировании элементов:

1. Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин. На территории РФ регламентируется ЕТТ ЕАЭС;

2. ТН ВЭД ЕАЭС - кодифицированный классификатор товаров;

3. Таможенная процедура, соединяющая в себе декларирование и оформление товаров, осуществляет  перемещение товаров на территории ЕАЭС.

Данные элементы регламентируются международными договорами и актами, такие как Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров[30].

ТТР можно определить, как систему мер (методов), которые создают фундамент на применение материального (ценового) фактора воздействия на структуру внешней торговли. Основным инструментом механизма ТТР является применение таможенных пошлин, уплата которых является обязательным условием применения той или иной таможенной процедуры и перемещения их через таможенную границу[31].

По своей сути меры ТТР ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС представляют совокупность экономических, организационных, правовых методов воздействия в порядке и по правилам, установленным законодательством РФ и целью которых является регулирование ввоза товаров.

ТТР включает в себя меры двух групп:

- меры, определяющие с разработку таможенных пошлин и таможенного тарифа;

- меры, связанные с применением таможенного тарифа [32].

В соответствии с ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются:

- меры ТТР;

- запреты и ограничения;

- меры защиты внутреннего рынка.

Важно отметить, что понятие «таможенно-тарифное регулирование» в ТК ЕАЭС отсутствует, хотя ссылка на этот термин есть. Тем не менее, в Федеральном законе РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под ТТР определяется методом государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем определения всех таможенных пошлин.

Следует отметить, что ТТР включает в себя такую особенность как «тарифные преференции», которое регламентируется Федеральным законом № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе».  Предоставление тарифных преференций в отношении товаров бытовой химии, а именно товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо выполнять следующие правила:

ü Товар должен происходить из развивающихся стран и наиболее развитых стран, в целях содействия их экономическому развитию[33].

ü Правило непосредственной закупки гласит, что участник ВЭД, ввозивший товар на территорию ЕАЭС, обязан заключить договор на поставку с организацией, которая в установленной форме зарегистрирована в стране происхождения данного товара в роли юридического лица. Безупречный вариант, это когда продавцом-резидентом такой сделки оказывается непосредственно производитель. Иным образом, контракт является абсолютно законным, с наиболее минимальным количеством участвующих сторон сделки.

ü Правило «прямой поставки», заключается в том, что отгрузка товара производится только на пункте прибытия товара по договору с продавцом-резидентом. При этом товар, не должен каким- либо образом пересекать территорию третьих стран.

ü Товар включен в преференциальный перечень. Товары товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС включены в такой перечень, кроме всей товарной позиции 3401. Вещества ПАО (кроме мыла); ПАС, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло (кроме средств товарной позиции 3401)[34].

ü Предоставление сертификатов по форме «А» выдается следующим страна как: США, Черногория, Канада, сертификаты по форме «CT1» для стран СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан; «СТ2» выдается для вывоза товаров в Сербию; для других стран выдается сертификат общей формы

Данные сертификаты выдаются Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ), когда такой сертификат необходим при поставке товаров. Законодательство о применении тарифных преференций в ЕАЭС включает в себя:

- Решение Совета ЕАЭС от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций ЕАЭС», в котором определены условия и порядок применения единой системы тарифных преференций в отношении товаров, которые произведены в развивающихся и наименее развитых странах, установлении льгот в уплате таможенных платежей для таких товаров (сокращение ставки пошлины или беспошлинный ввоз) [35];

-  Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (ред. от 06.04.2016) «Об утверждении Перечня наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций» в котором установлены льготные ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС и которые применяются в отношении товаров, ввозимых и происходящих из стран этого Перечня[36];

- Соглашение стран СНГ от 12.04.1996 «О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций» [37];

- Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств заключено в г. Ялте 20.11.2009 [38].

В рамках группы товаров 34 ТН ВЭД ЕАЭС тарифные преференции распространяются только на такие товары, которые соблюдают все условия. Законодатель выбрал именно этот принцип, так как эти товары имеют более высокую рыночную стоимость в отличие от иных товарозаменителей в этой сфере товаров, но обладают высоким качеством, поэтому обложение их такими же ставками ввозных таможенных пошлин, приведет к снижению спроса на внутреннем рынке. К положительным качествам товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС можно отнести: незаменимость, изготовление из натуральных материалов, экологическая безопасность.

Регулирование таможенных ставок для товаров товарной группы 34ТН ВЭД ЕАЭС установлено Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа ЕАЭС", где определена особая ставка для каждой позиции товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС, смотрим Приложение № 6.

На сегодняшний день в товарной группе 34 ТН ВЭД ЕАЭС выделяются наиболее актуальные товарные позиции как: 3401 11 000 «мыло туалетное (включая содержащие лекарственные средства)» ставка которой составляет 4.5% + 0.02 евро за килограмм.

В настоящее время ввоз товаров позиции 3401 11 000 на территорию РФ прирос в связи с эпидемиологической ситуацией страны, а также прирост ввоза отмечается у товарной позиции 3401 30 000 0 «ПВО вещества и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема, расфасованные для розничной продажи, содержащие или не содержащие мыло» таможенная ставка которой, составляет 6.5% от таможенной стоимости данного товара ввезенного на территорию ЕАЭС.

А также таможенные ставки делятся на: адвалорные (исчисляются в процентах); специфические (исчисляются исходя из физических характеристик товара); комбинированные (присуще сочетание адвалорных и специфических). В товарной группе 34 ТН ВЭД ЕАЭС преобладают адвалорные ставки, в большинстве товарных позиций адвалорная ставка равна 6.5% от таможенной стоимости товара.

Применение адвалорных ставок таможенных пошлин в отношении этой товарной группы призвано достичь две цели: защитную (протекционистскую), ограждающую от нежелательной конкуренции отечественного производителя продукта, и фискальную – то есть обеспечение пополнения бюджет РФ.

На данный момент ни одно государство не может благополучно расти и развиваться без эффективной системы внешнеэкономических взаимосвязанных отношений, позволяющих динамично глобализировать в мировую экономику и хозяйство. Следовательно, большую роль в развитии экономики страны играет торговая политика и ее инструменты, позволяющие настроить взаимовыгодные международные внешнеторговые связи.

Рисунок 2. Ввоз ПВО веществ, моющих средств (34 ТН ВЭД ЕАЭС) на территорию ЕАЭС.

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (далее - таможенная территория Союза) и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев, установленных Договором о ЕАЭС Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

С целью защиты Российское законодательство препятствует нарушению российского законодательства путем введения мер ТТР и нетарифного регулирования, основная часть таких мер полностью закреплена и согласуется в положениях в договоре о ЕАЭС, статьи, описывающие ТТР и нетарифные меры. А также часть таких мер закреплены в ФЗ №164 от 08.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» пункта 24, статьи 2, дано понятие «таможенно-тарифного регулирования» и «нетарифного регулирования».[39]

        Одними из наиболее используемых методов являются, таможенно-тарифное регулирование, включающее в себя[40]:

- таможенный тариф;

- таможенную стоимость товара и методы её определения;

- определение страны происхождения товара;

- тарифные льготы;

- тарифные преференции и другие методы.

Следует отметить, что целью ТТР внешней торговли товарами, необходимо отметить, что в ст. 19 Федерального закона РФ определены цели такого регулирования, например, защита внутреннего рынка страны, стимулирования развития экономики и прогрессивные структурные изменения в экономике страны.

В настоящее время механизм ТТР является важнейшим условием для проведения Россией эффективной таможенный политики, а также является несомненным фактором, способствующим решению таможенными органами поставленных задач по обеспечению экономической и политической безопасности страны. А также тарифной льготы необходимо отнести к одним из важнейших подсистем механизма ТТР [41].

А также таможенно-тарифной льготы выполняют регулирующую, стимулирующую функцию, что способствует достижению главных целей такого регулирования.

 Применяя тарифные льготы, государство создает благоприятные условия для товарооборота страны, как и для импорта, так и для экспорта определённых товаров.

Следующим инструментом таможенного регулирования выступает нетарифное регулирование. Регламентируется нетарифное регулирование следующими нормативно-правовыми актами: ЕАЭС" ст. 46., в которой определяется меры нетарифного регулирования, а также понятие раскрывается в ФЗ № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" гл.5, ст.20.

Нетарифное регулирование определяет себя как метод государственного регулирования ВТД, устанавливаемый путем введения количественных ограничений, а также других запретов и ограничений экономического характера[42].

В отношении ВТД с третьими странами таможенной территории используются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и использования таких мер нетарифного регулирования формируются специальными международными актами и соглашениями стран-участниц ЕАЭС.

Решения о введении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС на таможенную территорию ЕАЭС или последующего вывоза их с этой территории принимаются ЕЭК.

Выделяется наибольшее количество инструментов (мер) нетарифного регулирования ввоза товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:

1. Меры прямого ограничения такие как: квотирование; лицензирование; специальные защитные меры.

2. Таможенные операции характеризуются следующие меры, такие как: сертификация; ветеринарный надзор; санитарно-эпидемиологический контроль; карантинный фитосанитарный контроль.

3. Прочие нетарифные методы - валютный контроль.

 Одним их самых распространённых инструментов нетарифных ограничений являются количественные ограничения товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС. В качестве одной из таких мер ограничения, наиболее часто используется такая мера как - установления квот, (т.е. ограничение в количественном или стоимостном выражении объема товаров, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

Государство вводит количественные ограничения путем выдачи  спец. лицензий на перемещение ограниченного объема товаров. В РФ установление объема таких квот устанавливается Правительством РФ каждый второй квартал, соответственно перемещение квотируемых товаров устанавливается только при предъявлении лицензии ТО в определенный срок.

Выделяют такие виды квот как:

- Глобальные квоты - определяют размер общего ввоза товара на территорию ЕАЭС, который не распределяется между поставщиками;

- Сезонные квоты - устанавливаются  строго в определенный  период календарного года и наиболее чаще распространяются на с/х продукцию. (Не относится к товарам товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС);

- Тарифные квоты - предусматривают преференциальный ввоз определенного количества таких товаров без взимания таможенных пошлин, а также по наименее сниженным % ставкам.

Исходя, из выше перечисленных мер нетарифного регулирования вытекает то, что при ввозе товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС, а именно товарные позиции: 3401 11 000; 3401 20; 3402 20 200 0; 3402 900 0; 3405; 3407 00 000 0; необходимо предоставить в ТО такие сертификаты как: сертификат соответствия; сертификат качества; свидетельство о государственной регистрации (СГР).

В настоящее время ввоз товаров позиции 34001 11 000 на территорию РФ  прирос в связи с эпидемиологической ситуацией страны, а также прирост ввоза отмечается у товарной позиции 3401 30 000 0 «ПАО вещества и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема, расфасованные для розничной продажи, содержащие или не содержащие мыло» таможенная ставка которой, составляет 6.5% от таможенной стоимости данного товара ввезенного на территорию ЕАЭС.

Согласно ст.16 ФЗ № 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", продукция, ввозимая на территорию РФ ИП и юр. лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания[43].

Ввоз такой продукции на территорию РФ допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию РФ, до их ввоза на территорию РФ подлежат государственной регистрации. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются в порядке, определенном приказом Минздрава РФ от 15 августа 2001 г. № 325 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции".

Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при ввозе товаров товарной группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС на таможенную территорию ЕАЭС.

Совершенно очевидно, что государство не должна вводить тарифы льготы в отношении определенных товаров, которые могут насести нашей экономике значительный урон, а также ущерб отечественным производителем. Согласно данным ФТС РФ, общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила в 2019 году 346,2 млрд. рублей и выросла на 11,3 % по сравнению с 2018 годом.

Нетарифное регулирование определяет себя как метод государственного регулирования ВТД, устанавливаемый путем введения количественных ограничений, а также других запретов и ограничений экономического характера.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.