Контроля за реализацией программы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Контроля за реализацией программы

2021-11-24 20
Контроля за реализацией программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контроль за реализацией программы осуществляют директор образовательного

учреждения и заместитель директора по учебно - воспитательной работе. Психолого–педагогическая программа принимается решением коррекционного совета центра и утверждается директором образовательного учреждения.

 

15. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественная и количественная оценка достижений реализации программы проводится на основе организации психолого-педагогического исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростков, были соблюдены организационные требования, описанные в работах И.Ю. Левченко [31, c.103]:

1. Процедура обследования строилась в соответствии с особенностями возраста ребенка на основе активной деятельности ведущей для его возраста.

2. Характер объектов и материала был знаком ребенку, а способ общения с взрослым-экспериментатором был таким же, как и с другими знакомыми взрослыми.

3. Методики были достаточно удобны для использования, содержали в себе возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно позволяли выявлять качественные особенности процесса выполнения заданий.

4. Количественно-качественный анализ полученных результатов позволил выявить своеобразие детско-родительских отношений в семьях с детьми-подростками.

5. С целью  получения достоверных результатов был установлен продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка.

  Для изучения особенностей отношения родителей к детям были использованы известные, зарекомендовавшие себя методики [33]:

ü тест-опросник родительско-детских отношений (РДО) А.Я. Варга, В.В. Столина [33, c.142];

ü  методика «Подростки о родителях», созданная E. Schaefer (1965) и адаптированная для применения на территории Российской Федерации коллективом автором под руководством Л.И. Вассермана [Вассерман Л.И. 1994];

ü методика «Стратегия семейного воспитания»;

ü Э. Г. Эйдемиллер Тест-опросник «Анализ семейного воспитания».

Схема обработки результатов, инструкции, бланки и процедура проведения для каждой методики даны в приложении к программе.

Мониторинг проводится дважды в виде первичной и итоговой социально – психологической диагностики (анкетирования) в рамках родительских собраний либо в рамках индивидуального подхода (для родителей) и классных часов или занятий по психологии (для подростков).

Результаты первичного мониторинга могут служить основанием для рекомендации участия в данной программе родителям и детям из отдельных семей (по итогам диагностики детско-родительских отношений). Участие в этой программе абсолютно добровольно и не должно ограничиваться только семьями, в которых диагностика выявила неконструктивные стили воспитания и неэффективную межпоколенную коммуникацию. Положительным моментом в работе психолога будет и наличие в группе членов семей с эффективными способами межпоколенной коммуникации и оптимальной родительской позицией.

 

16. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

  Данная программа была рассмотрена и одобрена для использования в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра 25.08.2014г.

   В ходе ее реализации с 01.09.2014г. по настоящее время приняло участие 18 родительских групп из числа родительской общественности обучающихся школьного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», а также родителей обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа Красногорск. Общее количество участников - 244 человека.

В ходе реализации на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» программа доказала свою эффективность и неоднократно получала положительные отзывы родителей, принимавших участие в ее реализации, и успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций городского округа Красногорск.

 

        


Приложение1 Таблица «Стили семейного воспитания»

 

НАЗВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ КОНТРОЛЬ, САНКЦИИ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ ТИП ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Демократический (разумная любовь; сотрудничество; принимающе­авторитарный; авторитетный; ценностное отно­шение с высокой рефлексией) Принятие, тепло, любовь Справедливые, с обоснованием запретов На основе разум­ной заботы. Диалог и сотруд­ничество Личностно-ориен­тированная Оптимальный — чувство собствен­ного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение
Авторитарный (автократический; диктат) Чаще отсутствует, хотя не исключа­ется Жесткие, без объяснения причин. Жесткий, часто некорректный; наказания Дисциплинарная (окрики, угрозы) Пассивный — отсутствие инициативы, зависи­мость, низкая самооценка. Агрессивный — превращение в тирана (подобно родителю). Лицемерный
Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека; симбиотический; «жизнь за ребенка») Излишняя забота Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях Тотальный, чрезмерный Стремление к тес­ному эмоциональ­ному контакту (мелочная опека) Несамостоятель­ный — зависи­мость; эгоцент­ризм, вседозволенность, асоциаль­ность; инфанти­лизм; усиление астенических черт
Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи») Обожание, любование Отсутствуют Слабый; вседозволенность «Жертвоприноше­ние» (максималь­ное удовлетворе­ние потребностей, прихотей) Истероидный — демонстратив­ность, несдержан­ность в негативных эмоциях. Эпилептоидный — завышенные при­тязания; трудности в отношениях со сверстниками.
Повышенная моральная ответствен­ность (гиперсоциализация) Пониженное внимание Высокие Возможны вари­анты Чрезмерная озабоченность будущим, социальным стату­сом, учебными успехами Тревожно-мнительный
Анархический (потворствующий; либерально-попустительский) Прерывание эмоционального контакта (иногда демонстративное) при нарушениях поведения ребенка Отсутствуют или слабые Отсутствует (оправдание поведения) «Заискивающая» (некритичное отношение) Неустойчивый — эгоистичность, некритичность, приспособленче­ство.
Гипопротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосущество­вание) Безразличие; не­достаток тепла Отсутствуют Отсутствует (равнодушие) «Невмешательство» (автономия, закры­тость для общения) Неустойчивый, гипертимный — асоциальность, непредсказуемость.
Эмоциональное от­вержение (отчужденный; отвергаю­щий; «золушка»; «маленький неудач­ник») Отсутствует Повышенные Жесткий, строгие наказания Психологическая дистанция, полная потеря контакта Эпилептоидный — мечтательность, жестокость; труд­ности в общении; невротические расстройства.
Жестокое обраще­ние (агрессивный) Отсутствует Открытая агрессия Жесткий, лише­ние удовольст­вий, унижения, побои Антагонизм, враж­дебность (по пово­ду поведения) Эгоистичный — жестокость, про­вокации. Эпилептоидный

 


                                                             Приложение 2

                                                                      Диагностический материал

 

Тест-опросник родительского отношения Варга–Столина[18]

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребен­ку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом:

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким,

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и безза­ботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать само­стоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интеграль­ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизи­рует ему. Родитель стремится проводить много времени вмес­те с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, не­большого ума, дурных наклонностей. По большей части роди­тель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ роди­тельского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, стара­ется во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способнос­ти ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощря­ет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дис­танцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотичес­ким отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, ог­радить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоя­тельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За про­явления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при­стально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чув­ствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ро­дитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представ­ляется не приспособленным, не успешным, открытым для дур­ных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Ключи к опроснику

1. Принятие-отвержение:3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27,29,37,38,39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов.

 При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учиты­вается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответ­ствующим шкалам интерпретируется как:

ü отвержение;

ü социальная желательность;

ü симбиоз;

ü гиперсоциализация;

ü инфантилизация (инвалидизация).

  Тестовые нормы про­водятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых бал­лов по соответствующим шкалам = 160.


 


Методика «Стратегия семейного воспитания» [17]

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов вы­брать самый предпочтительный.

Текст опросника

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется ха­рактер человека - наследственностью или воспитанием?

A. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действи­тельности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)

B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему ос­тальному. (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлет­ворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

A. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на кон­кретные цели и контролировать расходы.

B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситу­ациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут не­обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзо­ром старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и на­дежных ребят.

B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать зна­чения.

B. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. В. Надеюсь.

Б. Стараюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

 

Стиль поведения

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
либеральный В Б Б Б А А Г В В В
индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

  Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и опреде­лите их соответствие одному из типов родительского поведения.

  Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

   Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна кате­гория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей дик­туется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.

  Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в ста­новлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо дик­товать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматри­вать свои позиции.

  Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В сво­их требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

  Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

  Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

 

 


 

Методика «Подростки о родителях»[10]

Описание методики

  Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

  Основой данного опросника служит методика, которую создал Шафер в 1965 г., в России адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И., Горьковой И.А., Ромициной Е.Е. и стал активно использоваться под названием ADOR («Подростки о родителях»). Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

  • принятие-эмоциональное отвержение;
  • психологический контроль-психологическая автономия;
  • скрытый контроль-открытый контроль.

  При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

 

Процедура проведения

   Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется инструкция.

Инструкция

  Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), обведите цифру «0».

   Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и, только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

Обработка результатов

  После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца.


 

Ключ

Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы
1   2   3   4   5  
6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15  
16   17   18   19   20  
21   22   23   24   25  
26   27   28   29   30  
31   32   33   34   35  
36   37   38   39   40  
41   42   43   44   45  
46   47   48   49   50  
Сырые баллы                  
Стандартн. баллы                  
  POZ   DIR   HOS   AUT   NED

  Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов:

  • POZ - позитивный интерес;
  • DIR - директивность;
  • HOS - враждебность;
  • AUT - автономность;
  • NED - непоследовательность.

  Далее «сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, нормой является среднее значение, т.е. 3.

  Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.

Интерпретация результатов

Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

  Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

 

Шкала директивности

  Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая, при этом, возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

 

Шкала враждебности

  Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

 

Шкала автономности

  Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

 

Шкала непоследовательности

  Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

Оценка отца сыном

 

Шкала позитивного интереса

  Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

 

Шкала директивности

  Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

 

Шкала враждебности

  Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

 

Шкала автономности

  Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

 

Шкала непоследовательности

     Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие: подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.

  При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авто


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.