Тема №6 «десять заповедей родительства» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема №6 «десять заповедей родительства»

2021-11-24 20
Тема №6 «десять заповедей родительства» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Заключительная встреча)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Развивать положительные эмоции, связанные с проблемой межпоколенного взаимодействия, и стимулировать их проявление.

2. Просвещать, обогащать знания участников в соответствии с темой занятия.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Способствовать развитию умения выражать чувства, проявлять эмоции, формулировать ожидания

2. Формировать основополагающие понятия, являющиеся основой взаимопонимания, и так называемой «Ладной семьи» («сотрудничество», «согласованность», «се­мейная атмосфера», «терпение», «любовь», «прощение» и др.)

3. Стремиться к обучению установления взаимопонимания в семье, к развитию умений и навыков ведения диалога в семье, цивили­зованных способов убеждения другого и к формированию у членов семьи позитивной позиции при реше­нии проблемных ситуаций

4. Дать информационный материал по теме занятия.

5. Обобщить и словесно оформить полученный эмоциональный и интеллектуальный опыт

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие, разминка

2. Диспут, притча «Ладная семья»[2,c.248]

3. Теоретический материал (обсуждение информационных листов)

4. Рефлексия, итоги занятия

Дискуссия «Взаимопонимание в семье»

Цели:

- показать, что взаимопонимание в семье - главное условие бла­гополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;

- осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «се­мейная атмосфера» и др.;

- развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивили­зованных способов убеждения другого;

- формирование у членов семьи позитивной позиции при реше­нии проблемных ситуаций.

Ход дискуссии

1. Разминка «Портрет моей семьи».

Ведущий: Перед Вами лист ватмана и фломастеры. За 5-7 минут Вы должны нарисовать портрет Вашей семьи так, чтобы в нём были отображены все основные характеристики, свойственные именно Вашей семье. Все рисуют одновременно, создавая общий образ.

  Обсуждение: Каждый член семьи, по очереди передавая друг другу фломастер-указку, рассказывает всем, что отображено на ри­сунке. После окончания семья придумывает название и прикрепляет его у своего стола.

2. Упражнение «Качества, необходимые для взаимопонима­ния в семье».

  Ведущий: Что такое, по мнению родителей и подростков, взаи­мопонимание?

(Обмен мнениями.)

  Ведущий: В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как взаимное понимание и согласие. Мы же можем к этому добавить, что взаимопонимание - это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное и толерантное отношение друг к другу.

  Ведущий: теперь каждому из Вас предлагается в течение 3-5 ми­нут самостоятельно составить список качеств, важных для взаимо­понимания в семье.

При составлении списка постарайтесь вспомнить примеры, когда Вы проявляли взаимопонимание в своей семье. Вспомните также, что помогало Вам проявить взаимопонимание. Какие качества у членов семьи при этом проявлялись?

  Ведущий: Давайте определим список главных качеств, не­обходимых для взаимопонимания. Каждый может высказать свое мнение, аргументируя его и приводя примеры. Если большинство участников диспута будут согласны с этим качеством, оно будет принято в список и записано на ватмане.

(Проводится дискуссия.)

  Ведущий: Перепишите каждый на свой листочек качества из данного списка и сопоставьте их с теми, что наблюдаются в вашей семье.

Например:

Качества Наличие качеств в семье
Умение понять проблемы другого ***
Умение выслушивать друг друга ***
Ценить мнение друг друга ***
Доброжелательность ***

  Ведущий: Какие из перечисленных качеств имеются в Вашей семье.

(Проводится дискуссия.)

  Ведущий: Теперь в течение 3-5 минут каждый из Вас на своём листочке перечислит те качества из составленного списка, которые, по его мнению, мешают установлению взаимопонимания в семье и передаст листочек друг другу. Эти листочки Вы не комментируете, но оставляете себе для дальнейших размышлений.

  Рефлексия:

- Какой из этапов показался самым интересным? Почему?

- Какой из этапов показался самым сложным? Почему?

- Когда вы работали в группах «родитель-родитель», «ребе­нок-ребенок» совпал ли ваш вариант оценки наличия качеств в семье с вариантами остальных? Что вы испытывали при со­поставлении?

- При сравнении таблицы с таблицей о своих близких нашли ли вы общие точки, было ли сложно при этом взаимодейство­вать?

  Ведущий: Сейчас я хочу попросить участников дискуссии объ­единиться в группы «родитель-родитель» - «подросток-подросток» и выполнить следующее задание: в течение 2-3 минут на отдельном листочке записать свои слова и фразы, с которыми Вы обращаетесь друг к другу.

  Ведущий: На этом этапе нашей дискуссии предлагаем Вам поиграть в игру, которая называется «Обмен ролями». Для этого в первой части игры подросткам и родителям необходимо обменяться листочками, на которых записаны Ваши слова и фразы, и по очереди определить особенности стиля, тона, цели общения.

  Рефлексия:

- угадал ли каждый из Вас стиль, тон, с которым Вы обычно обращаетесь друг к другу?

- считаете ли Вы правильным подобное обращение?

- будете ли менять манеру общения друг с другом?

  Ведущий: Теперь я прошу на несколько минут родителей пре­вратиться в детей, детей - в родителей. Каждому из Вас предлагается проблемная ситуация. Вам необходимо, придерживаясь вашей новой роли, разрешить её.

  Примеры ситуации:

- просьба привести домой собаку;

- пропуск уроков по неуважительной причине;

- покупка mp3 плейера вместо портфеля;

- позднее возвращение домой и т. д.

  Рефлексия:

- Какие чувства у вас вызвало это упражнение?

- Сложно ли было справиться с «ролью»?

- Сложно ли было проявить качества, позволяющие установить взаимопонимание?

- Происходят ли в вашей семье подобные ситуации? Как вы из них выходите?

  Заключение.

1. Обобщение знаний о взаимопонимании в семье.

2. Коллективное составление «Памятки взаимопонимания» (опи­сание основ взаимопонимания в семье).


 

Литература

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. Пед. Вузов/Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2003. – 624с.

4. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. – 160 с.: ил.

5. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. — 240 с. – (Высшее образование)

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2008. — 320с.

7. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. – М.: ЭКСМО, 2003. – 640 с. (Серия «Искусство консультирования»)

8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

9. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2010. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

10. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.

11. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с. (Серия «Мир психологии»).

12. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Владос, Кн.З, 1997. - 640 с.

13. Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

14.

15. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.

16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / [Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.]; под. ред. Е.Г. Силяевой. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. — 192с.

17. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия / Авторы-составители: Добряков И.В., Защиринская О.В. – СПб.: Речь, 2007. – 400с.

18. Фалькович Т. А., Толстоухова Н.С., Обухова Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая литература)

19. Шапарь В. Б. Рабочая книга практического психолога. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 672 с. – (Библиотека практической психологии)

20. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2000. -501 с.

21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. – 334с.: ил.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

23. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. / Азарова Т. В., Барчук О. И. и др., под общ. ред. М. Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор – составитель Райгородский Д. Я.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. – 672 с.

25. Упражнения: схемы и стратегии. 2-е изд. / Л. Рай. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

26. Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России//Вест. Психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2003. - №3 – С.86 - 89

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.