Что делает шутка: ожидание и удивление. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Что делает шутка: ожидание и удивление.

2021-10-05 99
Что делает шутка: ожидание и удивление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установка и добивка напрямую связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем, к примеру, шутку Стива Мартина; отметим насколько установка заставляет вас ожидать чего-то:

Секс  - это одна из самых прекрасных и полезных для здоровья вещей –

Далее видим, как добивка удивляет вас:

- которую можно купить за деньги.

На данном этапе ты можешь задуматься: «Ожидание и удивление? И что такого великого в этом?» «А великое» здесь в следующем: для того, чтобы шутка работала, она должна удивлять. Фокус в том, что не получится удивить, если зритель ожидает чего-то другого. Шутка делает следующее: она заставляет тебя ожидать одно, а затем удивляет тебя другим. Итак, обновим определения (понятия):

Установка создает ожидание.

Добивка вызывает удивление.

Итак, если вы понимаете это, вы должны быть в состоянии написать отличную шутку, правильно? Нет. Недостаточно знать что шутка делает, ты должен знать как она работает.

Как шутка работает: первая и вторая истории.

В статье, которая называется «Шутки», (Журнал «Психология сегодня», октябрь 1985), Виктор Рэскин предложил «семантический сценарий теории юмора», который предполагает, что текстовая шутка состоит из двух сценариев. Однако, так как это семантическая теория, оперирующая только словами и их значениями, для жанра комедии тут ограничений нет. Я изменил термин Рэскина сценарий на термин история, который дает мне возможность применить этот концепт ко всем формам юмора, не только к разговорным шуткам. Используя теорию Рэскина, я выделил первую часть структуры шутки. Эволюция моей «схемы шутки» началась с этого открытия.

Секрет №1: В каждой шутке должны быть две сюжетные линии.

Установка создается первой историей, после которой наше воображение начинает что-то предполагать. Затем добивка удивляет нас второй, каким-то образом совместимой историей, но отличной от того, чего мы ожидаем.

Для примера, представьте мужчину-комика, полностью убитого горем, произносящего следующую шутку:

(ГРУСТНО) Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Как же я скучаю по нему.

Установка задается первой историей: Мужчина несчастен, потому что он потерял жену. Мы ожидаем продолжения истории по этой теме, и, каково же наше удивление, когда добивка показывает нам вторую историю: Мужчина несчастен, потому, что потерял своего дружка.

Отразим эту шутку на Схеме 2, которая позволит нам наглядно описать как установка и добивка создают и выделяют две сюжетных линии:

Схема 2.

(ГРУСТНО) Моя жена сбежала с моим лучшим другом.

Установка                      1ая история: Он несчастен, потому, что потерял жену

2ая история: Он несчастен, потому, что потерял дружка

                                                                                        Как же я скучаю по нему.

Добивка

Если шутка не имеет двух сюжетных линий, то это не шутка. Так, если добивка не содержит второй сюжетной линии, то всё, что у вас есть – обычные истории. Но не шутка. Например:

(ГРУСТНО) Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Как же я скучаю по ней.

Не самая убойная шутка, не так ли? Обе истории начинаются с того, что мужчина потерял жену, но вторая история является логическим продолжением первой истории. Здесь нет ничего удивительного. А так, как нет ничего удивительного, то это и не шутка.

Установка и первая история.

В чем же различие между первой историей и установкой? В действительности, эти два элемента выполняют очень разные функции в построении шутки. В первой части шутки, установка – это слова и/или действия, используемые для ожидания аудиторией чего-то (чего-либо). И ничего более. Затем, основываясь на установке, первая история уточняет сцену, рисуя в воображении аудитории то, что они ожидают, что похоже на правду.

Позвольте мне проиллюстрировать это одной очень старой шуткой:

40 лет я был женат и любил одну женщину. Если моя жена когда-нибудь узнает об этом, она меня убьет.

Когда комик говорит, что «40 лет я был женат и любил одну женщину», это, и только это установка. Затем, услышав установку, зритель представляет себе гораздо более сложную первую историю. С того момента, как зритель услышал первую историю, я не могу сказать абсолютно точно, какую картину нарисовал в своем воображении каждый в отдельности, но в моем случае:

Этот человек хвастается, будто глубоко влюблен в свою жену, за свои 40 лет, прожитых вместе, они создали богатую и полную жизнь, и, несмотря на все разногласия оставались счастливыми. Он никогда не изменял ей и планировал быть с ней до конца своих дней.

Примерно так зритель представляет себе первую историю. Как вы можете заметить, в первой истории гораздо больше деталей, чем в установке. Предположения позволяют нам представить полную картину, даже когда у нас мало информации. Основываясь на собственном жизненном опыте, мы постоянно (подсознательно) делаем так называемый, спекулятивный скачок. Действительно, первая история содержит гораздо больше информации, чем установка.

Добивка и вторая история.

Связь между добивкой и второй историей идентична связи между установкой и первой историей. В заключительной части шутки, добивка – это слова и/или действия, используемые для удивления аудитории(зрителя). И ничего более. Основываясь на добивке, зритель представляет детали второй истории, совместимые с установкой очень неожиданным способом.

Рассмотрим добивку всё той же шутки: «Если моя жена когда-нибудь узнает об этом, она меня убьет», и вот моя версия второй истории:

Несмотря на то, что этот брак ужасен, они не развелись. Чтобы найти хоть немного счастья, муж завел любовницу. Работал и проводил время с любовницей в течение 40 лет, не забывая при этом жену. Он живет в постоянном страхе, что его жена узнает об этом и сделает его жизнь более несчастной, чем она сейчас.

И снова, услышав вторую историю, зритель представляет гораздо больше деталей, чем говорится в добивке. Вы можете представить себе несколько иную сцену, но суть истории у двух разных зрителей будет примерно одна.

То, что я хочу подчеркнуть – количество информации, из которой состоит шутка не ограничивается только тем, что мы говорим в установке или добивке. К этой информации необходимо добавить наши предположения.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.