Массаж щёк и круговой мышцы рта — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Массаж щёк и круговой мышцы рта

2021-10-05 27
Массаж щёк и круговой мышцы рта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Лёгкое разминание щёк подушечками 2-3 пальцев. Движения круговые по всей поверхности щеки (рис. 8, а).

2. Пощипывание указательным и большим пальцами (рис. 8, б). Выполнять очень легко. Рекомендуется при гипотонусе. (При спастичности мышц и на первых сеансах массажа выполнять не рекомендуется')

3. «Пальцевой душ», или лёгкое похлопывание подушечками пальцев по всей поверхности щеки (рис. 8, В).

4. Похлопывание по надутым щекам. Губы ребёнка сжаты, щёки надуты. При похлопывании щёк ребёнок старается удержать их в надутом состоянии (рис. 8, г).

Рис. 8

5. Массаж щёк и круговой мышцы рта. Массаж круговой мышцы рта проводится с внутренней стороны щёк шпателем с соской или пальцем в напальчнике (рис. 9). Ребёнка просят открыть рот, соской (или пальцем в напальчнике) щёки массируются с внутренней стороны лёгкими круговыми движениями. Таким же образом соска проходит под верхней губой, затем массируются другая щека и внутренняя сторона нижней губы. И так 3-5 раз.

 

Рис. 9

 

После массажа щёк и круговой мышцы рта рекомендуем выполнить упражнения, укрепляющие мускулатуру щёк.

1. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд - «толстячки - худышки» (рис. 10).
2. Ребёнок поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую, - «шарики» (рис. 11).

3. Круговые движения языка с внутренней стороны щёк и губ: правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой. «Нарисовать» 5-6 кругов в одну и другую стороны - «рисуем кружок» (рис. 12).

4. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!» - «самовар» (рис. 13).

 

Рис.10 Рис. 11
Рис. 12 Рис. 13

 

 

Массаж, расслабляющий мышцы яз ы ка

1. Вибрация указательными пальцами под углами нижней челюсти. Установить пальцы на этих точках и производить лёгкие вращательно-вибрирующие движения в течение 10-15 секунд.

2. Поглаживание по краю нижней челюсти в направлении от подбородка к ушам тыльными сторонами ладоней.

3. Установить указательный или средний палец в подчелюстной области и производить лёгкие вращательные движения в течение 10-15 секунд.

 

Массаж носогубных складок

Данный массаж особенно рекомендуется при асимметрии, сглаженности носогубных складок.

1. Поглаживание вдоль носorубных складок сверху вниз указательными или средними пальцами (рис. 14).

2. Поглаживание от носогубных складок в стороны. Указательные пальцы помещаются на носогубные складки и выполняют лёгкие поглаживающие движения в стороны (рис. 15).

3. Спиралевидные движения с одновременным продвижением по носогубным складкам вниз (рис. 16).

4. Разминание носогубных складок. Лёгкие точечные движения по носогубным складкам (рис. 17).

5. «Пальцевой душ». Лёгкое похлопывание подушечками 1-2 пальцев по ходу носогубной складки (рис.18).

 

 

 

Рис. 14

 

Рис. 15

 

Рис. 16

 

 

 
 

Рис. 17

 

Рис. 18

 
                 

Массаж губ

Массаж губ ребёнка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук.

1. Поглаживание над верхней и под нижней губой от середины к краям (рис. 19).

2. Поглаживание по верхней и нижней губе от середины к уголкам губ (рис. 20).

3. Разминание губы между большим и указательным пальцами. Указательный палец вводится между губой и зубами подушечкой «к себе». Большой - «перетирает» губу вокруг подушечки указательного. Массаж проводится с верхней и нижней губами (рис. 21).

 

 

Далее можно сделать пассивную гимнастику. Предлагаем следующие приёмы.

4. Собираем губы в «складочку». Указательные пальцы помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения направлены к средней линии так, что губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается и с нижней губой (рис. 22).

5. Пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения направлены вниз по нижней губе, обнажая нижнюю десну (рис. 23), и вверх по верхней губе, обнажая верхнюю десну (рис.24).

6. «Улыбка - трубочка». Пальцы логопеда помещаются в углы рта, губы растягиваются в улыбку (рис. 25),а затем собираются в «трубочку» (рис. 26).

 

 

 

 

 

Рис. 22

 

Рис. 23

 

Рис. 24

 

 

 

 

 

 

Рис. 25

 

Рис. 26

 
                     

 

Данные приёмы пассивной гимнастики помогают детям перейти к самостоятельному выполнению этих упражнений:

• похлопывание, или «пальцевой душ», по всей поверхности губ; выполняется очень легко указательным и средним пальцами руки;

• пощипывание - проводится от средней линии к уголкам губ; рекомендуется при гипотонии мышц губ.

Массаж языка

 

Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем в напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками.

Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением.

Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры.

Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно при менять следующую пассивную гимнастику.

1. Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз (рис. 27).

2. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается (рис.28).

 

 

Рис. 27 Рис. 28

 

Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти, описанное выше, тоже способствуют расслаблению жевательных мышц и открыванию рта.

Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких массажных движений ребёнку дают отдохнуть.

Проводят следующие приёмы м ассажа языка.

1. Поглаживание языка от его средней части к кончику (рис. 29, а). Постепенно можно продвигаться ближе к корню языка (рис. 29, б).

 

а б

Рис. 29

 

2. Зигзагообразное поглаживание от середины языка к кончику (рис. 30).

3. Поглаживание от серединной линии языка в стороны (рис. 31).

4. Поглаживание переднего края языка (по периметру) и от серединной линии в стороны (рис. 32) по краю языка.

5. Похлопывание по всей поверхности языка (рис. 33). Рекомендуется при гипотонии мышц языка.

6. Разминание переднего края языка от серединной линии в стороны. Выполняется большим и указательным пальцами' (рис. 34):

7. Похлопывание соской или пальцем по краю языка сверху вниз (рис. 35).

 

Рис. 30 Рис. 31
Рис. 32 Рис. 33
Рис.34 Рис. 35

 

8. Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно (рис. 36).

9. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по боковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно. Положение языка то же (рис. 37).

10. «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным пальцами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок (рис.38).

 

Рис. 36 Рис. 37 Рис. 38

 

После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель - «Ракетку» из набора логопедических зондов.

Приложение 3

 Речевая дыхательная гимнастика

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д.

Цели:

1. Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.

2. Сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

 

Слоги на одном выдохе

 

па по      
па по пу    
па по пу пы  
па по пу пы пэ
         
апа апо      
апа апо апу    
апа апо апу апы  
апа апо апу апы апэ
         
спа спо      
спа спо спу    
спа спо спу спы  
спа спо спу спы спэ

 

и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.

2) Слова на одном выдохе
счет до 5, до 10.

дни недели

времена года

названия месяцев

3) Фразы на одном выдо х е
Пословицы:

Береги нос в большой мороз.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Всякой вещи своё место.

Делу время, а потехе час.

Любишь кататься - люби и саночки возить и т. д.

 

Загадки:

 

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

Лежал, лежал да в реку побежал. (Снег)

Ныряла, ныряла да хвост потеряла. (Иголка)

По горам, горам, горам ходят шуба да кафтан. (Баран)

Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна)

Течёт, течёт - не вытечет. Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

Меня часто зовут, дожидаются, а приду - от меня укрываются. (Дождик)

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)

Режу, режу - крови нет, еду, еду - следу нет. (Лодка)

Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)

Кто ходит без ног? (Часы)

Упадёт - подскачет, ударишь - не плачет. (Мячик)

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок)

Зонтик я - весь белый, белый. Я большой и очень смелый.

Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.