Массаж мышц артикуляционного аппарата зондами — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Массаж мышц артикуляционного аппарата зондами

2021-10-05 36
Массаж мышц артикуляционного аппарата зондами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зонды логопедические (франц. sonde - щуп) - инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков.

Традиционный набор зондов логопеды применяют для постановки звуков уже много лет. Первым разработчиком зондового массажа по праву считается Е. В. Новикова, представившая в 1998 г. способ лечения речевых расстройств и набор зондов для логопедического массажа.

Авторы данного пособия давно пользуются логопедическими зондами в коррекционной работе. Параллельно велась разработка и собственных зондов - для создания комбинированного набора зондов, которые можно использовать при проведении массажа и звукопостановке.

По мнению М. Е. Хватцева, «массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы».

Логопеды Т.А. Воробъёва и О. И. Крупенчук (техническое обеспечение В. Л. Коттер) представляют набор зондов для массажа и звукопостановки. Набор был создан в 2003г. и продемонстрирован специалистам Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Сочи и Армавира.

Зонды и работа с ними представлялись на семинарах и мастер-классах. Набор зондов получил высокую оценку логопедов-практиков.

Постановочные зонды

Зонды в логопедии используются очень давно. Логопеды относятся к ним по-разному: одни ставят зондами любые звуки, другие - не используют зонды вообще, На самом деле это должно зависеть не от желания логопеда, а от особенностей ребёнка. Давайте разберёмся, каким детям нужны зонды.

 

Критерии Визуалы – преобладает зрительный канал восприятия Аудиалы –преобладает слуховой канал восприятия Кинестетики – преобладают ощущения от движений тела
Внешность Аккуратны Не очень аккуратны Часто неопрятны, одежда испачкана, порвана, плохо заправлена
Речь Молчаливы, говорят простыми фразами Разговорчивы, сочинители Короткая, часто неправильная фраза; рассказ непоследователен
Особенности памяти Запоминают то, что видят Запоминают то, что слышат Запоминают мышечные ощущения от движения и с трудом вспоминают то, что видели и слышали
Особенности внимания Отвлекаются на цвет, движения Отвлекаются на звуки и голоса Легко отвлекаемы, особенно в шуме
Любимое занятие Рисование, рассматривание картинок, собирание пазлов Пение, чтение стихов, разговорные игры Активные игры в большом пространстве, игры с животными
Поведение в коллективе Одиноки, наблюдают, не вмешиваются Болтливы, общаются больше со взрослыми Лидируют в играх, не требующих интеллектуальной нагрузки
Мелкая моторика Аккуратны в письме, любят раскрашивать Хорошо пишут печатными буквами, диктуют себе «Не видят» линеек, сильно нажимают на карандаш
Особенности логопедической помощи Им зеркало нужнее всех: зрительный самоконтроль. Им нужен показ, картинки, профили Подробные, неторопливые (!) объяснения Они вас «не видят» и «не слышат», и именно им нужна помощь зондом (иногда даже при освоении упражнений артикуляционной гимнастики)
Жестикуляция На уровне плеч На уровне груди На уровне живота
Положение глаз Вверх Перед собой Вниз
Голос Высокий Средний Низкий
Дыхание Верхнее (ключичное) Среднее (межрёберное) Нижнее (диафрагмальное)
Рабочее место Организовано, вещи расположены в вертикальном порядке Не организовано, вещи расположены в горизонтальном порядке Несколько рабочих мест, организованных функционально
Использование вспомогательных средств обучения Частая смена таблиц, наглядных материалов, видеозаписи Магнитофонные системы обучения, аудиозаписи После изучения тем оставлять наглядные материалы перед глазами
Особенности восприятия Смотрят на говорящего, чтобы понять, о чём он говорит Узнают по голосам, не помнят лиц Лучше думают во время движения
Помощь в обучении Выделение значимого материала, подчёркивание Тихая музыка фоном Частые перерывы

Постановочные зонды нужны детям-кинестетикам, детям с дизартрией показан логопедический массаж с использованием зондов.

 

Логопедические зонды

для массажа и постановки звуков
(Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук)

 

 


Ёжик
Катушка
Грабельки
Ролик
Расчёска
Вилочка
Весло
Ракетка
Лапка

 

Рис. 1. Логопедические зонды


ЗОНД «ВИЛОЧКА»

 

Положи язык на трон – Как король на троне он.  

Рис. 2

 

Зонд «Вилочка» предназначен для постановки звуков, массажа и выполнения изотонических упражнений.

При помощи «Вилочки» язык легко приобретает форму «чашечки», необходимую для произношения шипящих звуков. Зонд подводится под язык, и «чашечка» устанавливается в нужное положение к верхним зубам (рис. 2).

«Вилочкой» удобно массировать нижнюю поверхность языка от подъязычной связки к кончику языка лёгкими поглаживающими движениями.

Зонд помогает выполнять упражнения для растяжения подъязычной связки. Для этого предложите ребёнку открыть рот и улыбнуться, подведите «Вилочку» под язык, приподнимите его вверх. Придерживайте язык «Вилочкой». Ребёнок в это время открывает и закрывает рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно нужно открывать рот всё шире и дольше удерживать язык «Вилочкой» в верхнем положении.

Часто при выполнении артикуляционной гимнастики у детей наблюдаются синкинезии. Например, при подъёме языка он «подсаживается» вверх нижней губой. «Вилочкой» удобно придерживать нижнюю губу, отграничивая её движение от движения языка.

Зонд «Вилочка» можно использовать для выполнения изотонических упражнений. Например: языком в положении «чашечка» выталкивать зонд изо рта или удерживать его губами (логопед тянет зонд к себе).

ЗОНД «ЁЖИК»

 


Как по лесу без дорожек Побежал колючий ёжик. Бегал, бегал взад-вперёд – у него тут домик. Вот.


 

Рис. 3

 

Зонд «Ёжик» предназначен для массажа губ, языка, щёк, скуловых и жевательных мышц (рис. 3, 4).

Зонд охватывает большую поверхность и интенсивно воздействует на мышечный аппарат. «Ёжик» разминает мышцы, активизирует их. Особенно эффективно использовать данный зонд при гипотонусе мышц, парезе мышц артикуляционного аппарата. Зондами «Ёжик» и «Ролик» полезно массировать пальцы рук, осуществляя контрастное воздействие на мышцы. Например: руки ребёнка лежат ладонями вверх, прокатываем массажёр по пальцам (начиная с ногтевой фаланги к основанию), одновременно выполняя упражнение на счёт.

 

 

д е
ж з и



 

 

Рис. 4. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Ёжик»:

 

а - от середины губ к углам;

б - от носогубных складок к ушам;

в - от носа к губам, от подбородка к губам;

г - над верхней губой, под нижней губой;

д - вдоль языка и по носогубным складкам;

е - вдоль бокового края языка и снизу вверх;

ж - от середины языка к его кончику;

з - от середины языка к краям;

и - по нижней поверхности от основания языка к краю


ЗОНД «РОЛИК»


Мы на роликах катаем - Щёчки зайке (или имя ребёнка) разминаем. Гладим, гладим язычок, Чтобы нам сказал звучок.



 

 


Рис. 5.

 

Зонд «Ролик» предназначен для массажа губ, щёк, скуловых и жевательных мышц и мышцы языка, релаксируя их при медленном прокатывании и слабом нажатии (рис. 5, 6).

Зонды «Ролик» и «Ёжик» можно использовать для контрастного воздействия на мышцы артикуляционного аппарата: «Ёжик» тонизирует мышцы, а «Ролик» их расслабляет;

Во время зондового массажа логопед может сопровождать свои движения стихами, действуя в их ритме. Тогда ребёнок воспринимает массаж не как процедуру, а как игру.

 

 

б

         



Рис. 6. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Ролик»:

а - прокатывание вдоль губ от края к краю;

б - от носогубных складок к ушам;

в - от носа к губам, от подбородка к губам;

г - над верхней губой, под нижней губой;

д - массаж жевательных мышц;

е - массаж верхней поверхности языка;

ж - массаж боковой поверхности языка;

з - массаж нижней поверхности языка от основания к кончику


Зонд «ГРАБЕЛЬКИ»


 

Мы гребём, гребём граблями - Погребите вместе с нами. Нажимаем, отпускаем, Повращаем, прижимаем.



Рис. 7.

 

Зонд «Грабельки» участвует в массаже щёк, скуловых мышц, области носогубных складок, языка (рис. 7, 8).

Массаж можно проводить обоими концами зонда: тыльной стороной выполняется поглаживание, а непосредственно зубчиками - растирание, нажатие с вращением, уколы.

Зондом удобно массировать край языка по периметру, применяя поглаживание. Тыльной стороной «Грабелек» можно похлопывать кончик и края языка, тем самым стимулируя его мышцы.

Кроме того, зонд «Грабельки» можно использовать как звукопостановочный, для поддержания языка снизу при постановке шипящих звуков и продвижения его назад при постановке заднеязычных звуков.

«Грабельками» можно производить массаж нижней поверхности языка.

 

 

е
и
ж з

к

 

 

Рис. 8. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Грабельки»:

 

а - массаж жевательных мышц;

б - нажатия с вращением от носогубных складок к ушам;
в - поперёк носогубных складок; 

г - от носогубных складок к ушам;

д - от носа к губам, от подбородка к губам; 

е - вдоль языка к кончику;

ж - нажатия, по спинке языка;

з - нажатия с вращением по спинке языка;

и – массаж края языка;

к - массаж нижней стороны языка по направлению к кончику

ЗОНД «РАСЧЁСКА»

 

Просит, просит язычок: «Почешите мой' бочок».


 

Рис. 9.

 

«Расческой» массируют щёки, область носогубных складок, язык (рис. 9, 10). Зондом можно производить стимулирующие (лёгкое покалывание, нажатие) и расслабляющие (поглаживание) движения.

«Расческа» удобна для массажа боковых поверхностей языка, массажа языка в положении «чашечка» снизу. Массаж боковой поверхности языка снизу вверх эффективен при боковом сигматизме и парезе мышц языка. (Боковой сигматизм - боковое (а не центральное, как в норме) направление воздушной струи при произношении свистящих или шипящих звуков.)

 

г

 

д

е

 

ж

         

 

 

Рис. 10. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Расческа»:


а - от носогубных складок к ушам;

б - от носа к губам, от подбородка к губам;
в - поперёк носогубных складок;

г   - снизу вверх по боковой поверхности языка;

д - массаж края языка;

е - массаж нижней стороны языка по направлению к кончику;
ж - вдоль спинки языка


ЗОНД «ЛАПКА»

 

 

Рис. 11

 

Зонд «Лапка» предназначен для массажа губ, носогубной области, щёк, скуловых и жевательных мышц и языка (рис. 11, 12).

Зонд обладает интенсивным стимулирующим воздействием, что вызывает значительное улучшение кровоснабжения, сокращение мышц артикуляционного аппарата.

Зонд предназначен для частых нажатий или так называемого покалывания («мышка побежала»), лёгких вращательных движений без отрыва от поверхности («мышка ходит») с медленным продвижением по массируемому участку, вибрирующих движений («зайка дрожит»).

Массаж боковых поверхностей языка особенно показан при боковом сигматизме свистящих или шипящих звуков, парезе языка, девиации (отклонении) языка в сторону.

На паретичную сторону языка должно приходиться больше проходов массажным инструментом, чем на сохранную. Проход зонда по зоне массажа осуществляется 5-6 раз.

 

 

 

е з

         

Рис. 12. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Лапка»:

а - лёгкие покалывающие движения по спирали;

б - вдоль носогубных складок;

в - от носогубных складок к ушам;

г - вибрирующие движения;

д - массаж жевательных мышц;

е - покалывание по спинке языка («мышка побежала»);

ж - легкие вращательные движения без отрыва от поверхности спинки языка («мышка ходит»);

з - «зайка дрожит»

 

ЗОНД «РАКЕТКА»

  Язычок лежит - устал он. Мы покроем одеялом. Одеяло чуть дрожит, А под ним язык лежит.

Рис. 13

 

Зонд «Ракетка» применяется для распластывания, уплощения спазмированной спинки языка и одновременной выработки центральной воздушной струи.

Ребёнок постепенно приучается к этому зонду-шпателю. Попросите его улыбнуться, длительно пропеть: «И-и-и-и». Язык расширится и примет артикуляционный уклад, необходимый для произношения свистящих звуков.

Зафиксируйте это положение языка, положив на него округлую часть шпателя («язычок спит под одеялом»), удерживайте язык в таком положении 5-7 секунд (рис. 13).

Выполняйте упражнение «язычок спит» В течение некоторого времени. Постепенно спастичность языка уменьшится. После этого предложите ребёнку зажать узкую часть шпателя зубами и подуть по ней. Так образуется центральная воздушная струя, необходимая для произношения большинства звуков русского языка, особенно свистящих.

«Ракеткой» можно массировать язык. Для этого мы укладываем её на язык, слегка надавливаем на него и совершаем лёгкие вибрирующие движения, не отрывая шпатель от поверхности языка.


Зонд «КАТУШКА»

 

На «Катушку», язычок, Надави, как кулачок.
б

     

Рис. 14

 

Зонд «Катушка» - это опора для челюсти в тех случаях, когда удержание рта в открытом состоянии затруднено (рис. 14, а).

Применение «Катушки» помогает отдифференцировать движения языка от сопутствующих движений нижней челюсти, т. е. избавиться от синкинезий нижней челюсти при отработке упражнений по подъему языка. Тем самым «Катушка» способствует более быстрой отработке подъема языка, укреплению его мышц и сокращению времени на постановку шипящих и вибрантов [ш], [ж], [р], [р'].

«Катушку» можно использовать для выполнения изотонических упражнений. Например: торцом «Катушки» упираемся в язык, находящийся в положении «мостик», язык старается вытолкнуть «Катушку» изо рта (рис. 14, б).

 

 


 

 

ЗОНД «ВЕСЛО»

 

Выйди; выйди на крылечко, Положу тебе колечко.
б

     

Рис. 15.

 

Зонд «Весло» используется как массажный и звукопостановочный инструмент.

Зонд очень полезен при постановке свистящих звуков, особенно при межзубном произношении (рис. 15, а).

Регулярное выполнение упражнения «Плывём на лодочке» во время постановки свистящих звуков помогает укрепить мышцы языка (особенно его кончика) и сократить время работы над звуком. Выполнение этого упражнения параллельно с автоматизацией звука способствует минимизации рецидивов межзубного произношения.

Логопед постепенно приучает ребёнка правильно выполнять упражнение «Плывем на лодочке», на первых порах пальцем помогая ребёнку удерживать «Весло» кончиком языка.

Для этого ребёнка просят открыть рот и улыбнуться, «Весло» укладывается поперёк. Ребёнок должен перевести язык через зонд сверху и опустить кончик языка за нижние зубы. В этом положении язык удерживает «Весло» В течение 5-10 секунд. Следите, чтобы ребёнок не «закусывал» язык и «Весло». В таком случае ему не понадобится мышечное усилие для удержания зонда, и мышцы не будут укрепляться. Зонд должен удерживаться кончиком языка, а не зубами.

«Весло» можно использовать и как аналог «Ракетки» при распластывании языка и формировании центральной воздушной струи - если у ребёнка язык малого размера или близка граница рвотного рефлекса.

Этот зонд, кроме того, приучает ребёнка держать губы в широкой улыбке, что особенно необходимо при асимметрии носогубных складок, вялости губной мускулатуры.

Зонд можно использовать и как массажный инструмент для поглаживания, растирания и разминания мышц артикуляционного аппарата: колечко меньшего размера применяется для массажа языка, большим массируются губы (рис. 15, б), щёки и скуловые мышцы (рис. 16).

 

Рис. 16

 

Приложение № 2


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.