Схема от М.Климковой. 1889 г. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Схема от М.Климковой. 1889 г.

2021-10-05 34
Схема от М.Климковой. 1889 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мост на Базарной (Чугунный).

В последние два года самый упоминаемый. Что вполне понятно – из-за него одна из самых оживленных улиц Тамбова была перекрыта с осени 2018 года для движения грузового и пассажирского транспорта, а позже для легкового и пешеходов. Решение о сносе моста было принято не столько из-за его состояния (по моему мнению, при демонтаже оно оказалось не таким уж плачевным), сколько по причине растущего трафика, с которым он не справлялся.
В администрации утверждали, что мост построен в 1912 г. В доступных мне «Журналах Тамбовской городской думы» начиная с 1874 г. он фигурирует как «Чугунный». Когда и почему его так назвали я, к сожалению, не знаю. Название еще как-то можно привязать к каменному мосту (например, имел литые чугунные перила), а вот к деревянному очень проблематично.
Поэтому еще до начала «реконструкции» было подозрение в некорректности даты строительства. Не со злым ли умыслом его возраст преуменьшили? У меня нет «железобетонных» доказательств, поэтому судите сами. На карте 1832 г. на его месте плотина, причем с каменными основаниями, а в 1856 уже каменный мост – мы видим общепринятое обозначение таких строений розовым цветом. Визуально он соответствует размерам снесенного. Есть свидетельство от 1874 г. о размере мостового пролета в 9,6 метра, что тоже похоже на «наш» мост (цитату рекомендую прочитать полностью – скверы на Студенце!). Доподлинно известно, что и 1881 г. он был кирпичным.


Так что сломали в прошлом году, мост середины 19 века или был какой-то «промежуточный»? В архивах должны остаться следы, я же больше ничего не нашел.
Особого шума никто не поднимал (если не считать возмущение перекрытием улицы), т.к. даже выявленным объектом культурного наследия он не был. Не утверждаю, но необходимые в таком случае (время строительства) процедуры проведены не были. Даже кирпичи никто не посмотрел со знанием дела. А из них могла бы получиться интересная инсталляция вроде «Фрагмент моста XIX века», хоть какая-то память осталась бы.

Таким этот мост мы уже не увидим:

Вид с элеватора. Фото 1964-1965 гг.

 

Вид с элеватора. Фото кон. 1980 - нач. 1981 гг.

Автор Юрий Мешкорудников.

 

Вид с элеватора. Фото 2002 г.

Г.

Осень 2020 г.

 

  Замятинский мост.

  

Замятинским его назвали не в наше время на волне интереса к истории и зуда переименования, как некоторые могут думать, таковым он именовался в документах сразу после строительства: «Тамбовская городская управа. Финансовый отчет Тамбовской городской управы за 1912 год».

А до бетонного городу исправно служили деревянные. По ним перемещались кратчайшим путем от собора к монастырю, земской больнице, казармам, огородам и т.п. К тому же объездная дорога вокруг монастыря с южной стороны появилась только после 1870 г.

Два последних деревянных.

1876 г. «Отчет Тамбовской городской управы за 1876 год». «С обоих сторон моста сделаны земляные насыпи вышиной около моста до 6 аршин (4,3 м). Ассигновано 1185 руб. Потрачено 812 руб. 94 коп». Цитирую для понимания глубины русла реки и «силы» Студенца. Это ниже Державинского почти в два раза, но этого явно хватало для пропуска полых вод. Какой же высоты здесь была мельница?

1895 г. «Отчет Тамбовской городской управы за 1895 год». Потрачено 1120 руб.

Что сподвигло строить бетонный на Студенце, когда более значимый Рассказовский мост через Цну так и остался деревянным? Наверное, дело в финансировании: Замятинский относится к городской управе, а Рассказовский к губернской? Ну а потом война. Кстати, бетонный Кривой мост построили тоже в 1911 г.

 

Братья Замятины на строительстве их моста

через Студенец. Фото 1911 г.

 

  Напротив Вознесенского женского монастыря, при выезде с улицы Московской на Рассказовское шоссе, через речку Студенец перекинут железобетонный мост, который сегодня находится не в лучшем состоянии. Но характер его оформления отсылает к стилю модерн, который был распространён в конце XIX – начале XX веков во всех странах мира.

 

 

В Тамбовском областном архиве хранятся документы, рассказывающие о разборе у Вознесенского монастыря старого деревянного моста (на фотографиях выше) и строительстве нового – железобетонного: договор подряда, смета с подробным описанием работ, чертежи, докладные записки и другие официальные письма.

 

Проект Замятинского моста. Фрагмент. 1910 г. ГАТО

Из статьи М. Климковой.

 

Архивные материалы свидетельствуют, что мостовое сооружение было возведено в 1911 году подрядчиком, в роли которого выступили братья Замятины, выходцы из купеческого сословия города Липецка, – Алексей, Митрофан, Николай и Иван Ивановичи, которые выиграли торги на получение данного заказа.

Договор на строительство железобетонного моста был подписан 15 июня 1910 года (по старому стилю). В документе устанавливался срок окончания работ – 15 сентября того же года, который не был выполнен. Промедление произошло вследствие затянувшейся работы по забивке свай в подвижный грунт реки, но более всего – из-за холерной эпидемии, которая задержала доставку в Тамбов железа из Донецка.

К 15 сентября бетонирование моста было всё-таки завершено, но асфальтирования ещё не началось, поскольку необходимо было определённое время для затвердевания бетона. К тому же не оказалось чертежей на установку кронштейнов, чугунных столбов и фонарей на пешеходном тротуаре. Поэтому работы вышли за пределы сроков договора, а ввод в эксплуатацию мостового сооружения произошёл в 1911 году.

В 2014 г. мост «отремонтировали». Согласитесь, новые ограждения куда как лучше!

 

 

Тогда же О. Карнаухов пытался обратить внимание на ценность моста как памятника эпохи модерна Управление культуры и архивного дела Тамбовской области. Не убедил, что немудрено. Цитата от того же «товарища», продолжение: «Сейчас начинают говорить про «замятинский» мост. Говорят там модерновая решетка была… Какая модерновая решетка, откуда она там взялась? Какой «замятинский» мост? Что от него могло остаться… – столько времени!»

 

Екатерининский мост (ул. К.Маркса).

 

Так его называли до революции по Екатерининскому учительскому институту. Помните плотину?

 

Т.е. в 1879 г. моста еще не было, его только планировали строить. Вполне возможно кирпичный. Сметы в 1500 руб. с отсыпкой грунта на берегах (как и сделали впоследствии) вполне могло хватить. Для сравнения, в 1820 г. одноарочный мост через ров на Советской (Дворцовой) стоил 530 руб. 22 коп. серебром. Плотина, если судить по тексту того заседания, была проездной, т.е. выполняла функции моста. Не зря же дума просила губернатора разрешить крестьянам проезд в распутицу по Никольскому мосту. Т.е. до разрушения плотина была разрешенной альтернативой мосту, движение по которому регламентировалось.

1883 г. Выделяются деньги на ремонт плотины, т.е. моста еще нет.

1886 г. Ремонт пешеходки на корпусной опять же плотине. Скажете, местом ошибся, Кадетского корпуса уже не было, он был упразднен в 1866 г., а с 1870 г. это уже Учительский институт. Вроде логично, но не для того времени. В одном документе затраты расписаны в привязке к Институту, Училищу, Корпусу! Вот почему так? Махинации? Разные чиновники отчет писали? И так всем понятно? Загадка…

1889 г. См. выше выкопировку с плана 1889 г. выше. Вот и мост появился, но все же деревянный - выделен коричневым цветом.

«Отчет Тамбовской городской управы за 1895 год». «Исправлены мостики и водосточная труба у большаго Екатерининского моста и Екатерининского корпуса».   И правда большой – от берега до берега и без насыпи. А на фотографии ниже мост таковым не назовешь. Т.е. на этот год все же деревянный.

В архивы я пока не вхож, поэтому ничего не могу сказать о дате строительства каменного моста.

Бредовая идея: а не «спутала» ли администрация с ним Базарный? Правда рано или поздно всплывет…

 

Вид с элеватора на стадион "Спартак". Фото 1964-1965 гг.

 

2019 г. Мост и начало коллектора под стадионом.

 

Нельзя не сказать хотя бы вскользь про нынешнее состояние Студенца. Не открою истину – оно ужасное. Впрочем, смотрите сами лишь малую часть беспредела.

 

2015 г.

 

2017 г.

 

2020 г.

Ул. Ипподромная. 2018 г.

 

Ул. Карьерная. 2018 г.

 

Ул. Московская. 2018 г.

 

Что-либо изменить можно только совместными усилиями. А пока от администрации слышим только декларации, неравнодушные горожане делают все, что им по силам. Наверное главный среди прочих Спасем Студенец.

 

Если не ошибаюсь, то это первый 2015 года, теперь уже традиционный,

весенний субботник на Студенце.

 

 

 

А.Поляков везде...

 

 

 

 

 

Вот пока вроде и все. Но именно пока, наверняка что-то еще обнаружится. Рано или поздно, но я все же надеюсь добраться до архивов…

В заключение предлагаю посмотреть ролик «Тамбов: АэроГид. Фильм 19. Река Студенец, канал реки Цны». Так уж получилось, что я имею к этому отношение. Переоцененное авторами... С некоторыми фактами не согласен, как понимаете из этой статьи. Но интересно и актуально!


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.