Итак, наглядные формы работы: — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Итак, наглядные формы работы:

2021-10-05 40
Итак, наглядные формы работы: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-анкеты;

-буклеты;

-памятки;

-папка-передвижка;

-папка-накопитель;

-экран звукопроизношения;

-выставка пособий;

-видеотека с записями занятий и консультаций;

-речевой уголок – информационный стенд, содержащий

      *рекомендации по пройденному материалу;

      *рекомендации по использованию игр при закреплении темы.

Буклеты ориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, направленных на развитие речевых навыков. Текст составляется логопедом группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. В стадии разработки находятся буклеты с информацией от педагога-психолога и воспитателей группы.

 Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.

Папка-накопитель содержит все консультации, которые либо озвучивались перед родителями, либо просто предлагались им для ознакомления.

Видеотека представляет собой коллекцию записей открытых занятий, консультаций, практических занятий. Это очень удобно для тех родителей, которые в силу занятости не смогли присутствовать на этих мероприятиях.

Анкетирование родителей играет важную роль в совместной, комплексной работе. Оно предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

Интернет-ресурсы. В наше время умение пользоваться компьютерными технологиями – необходимость, которая, вместе с тем, открывает массу возможностей для обучения и просвещения родителей. На сайте нашего детского сада есть рубрика «Шпаргалка для родителей». Она содержит советы специалистов, и с этой информацией может ознакомиться каждый родитель. 

Начиная с 2011года, в нашем детском саду реализуется проект «Говорушечка».  В рамках этого проекта логопедами нашего детсада ведётся планомерная работа с родителями по профилактике, коррекции речевых нарушений. Что примечательно, работа эта ведётся не только с родителями воспитанников групп с нарушениями речи, но и с родителями детей из групп общеразвивающей направленности. Нами разработаны тетради консультаций, составлен план работы на год. Также в нашем учреждении  работает «Школа хорошего родителя», в которой ведутся занятия для родителей с использованием компьютерных технологий.

 Памятки облегчают родителям процесс выполнения домашних заданий с ребёнком. Они предстают, в основном, в виде алгоритмов и могут включать в себя, например:

-последовательность упражнений артикуляционной гимнастики;

-правила выполнения звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза, анализа предложений;

-способ проведения самомассажа лица;

-описание артикуляции звука и т.д.

Речевой уголок. Информационные листы содержат информацию о целях и задачах коррекционного обучения. В речевом уголке отражается тема занятий. Рубрика “рекомендации по темам” даёт родителям практические рекомендации как позаниматься дома по лексической теме или закрепить полученные знания о том или ином звуке. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на формирование и закрепление различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка.

Информационные листы меняются 3 раза в год – в начале года, в начале второго и третьего периодов. Материал в рубрике «Домашнее задание» обновляется еженедельно, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Будет неплохо, если такая библиотека пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями.

 Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Следует отметить, что наиболее продуктивными и результативными являются те формы работы, которые носят прикладной характер – практические занятия с родителями, тематическое консультирование, «час семьи» – присутствие на занятиях и индивидуальные беседы. Это не механическое, а осознанное  выполнение заданий и упражнений, а повышающее уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. Показателем уровня их самосознания  является  понимание важности и нужности их знаний и умений, необходимых для того, чтобы практически помочь своему ребёнку.

Таким образом, в результате проделанной работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Родители стали активными участниками коррекционного процесса, непременными помощниками, научились взаимодействовать с ребёнком, с логопедом, с воспитателями группы, а также друг с другом.

Родители постоянно знакомились с требованиями, которые предъявляет дошкольное учреждение и, в частности учитель-логопед,  к воспитанникам, своевременно получали рекомендации по коррекции речи.

 Считаю, что проведенная работа с родителями эффективна, о чем свидетельствуют:

-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

-возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

-ответы на вопросы родителей ими самими, приведение примеров из собственного опыта;

-увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, образовательного процесса;

-стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем-логопедом;

-размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания и обучения;

-повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов, при выполнении рекомендаций учителя-логопеда.

 

 

Заключение

 

Организационное обеспечение управление процессом организации социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования, определение эффективных форм совместной работы, проведение скоординированной деятельности, мероприятия контроля по реализации модели организации социально-педагогического партнерства - позволило повысить качество дошкольного образования в целом.

Разработаны мероприятия, обеспечивающие улучшение организации данной совместной деятельности в системе дошкольного образования с целью повышения его качества. На круглых столах для руководителей дошкольных образовательных учреждениях и участников социально-педагогического партнерства отмечена практическая значимость данного направления работы.

В процессе исследования выбранной темы: "ДОУ и родители: этапы развития социального партнерства" были обозначены и решены следующие задачи:

1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;

2. Подобран и проведен комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие ДОУ с родителями, проанализированы результаты.

3. Проанализированы формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи, внедрены собственные методы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

Подводя итоги работы о данной теме, сделали основные выводы:

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время возросла существенная необходимость во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности.

Среди положительных для ребенка факторов в результате привлечения родителей к жизни детского сада можно назвать следующие: возможность оказывать большое внимание каждому ребенку индивидуально, так как увеличивается количество взрослых, находящихся в группе; улучшение отношения ребенка к детскому саду; признание полномочий других взрослых, помимо воспитателей, и отношение к ним как к источнику знаний и опыта. Эффективному взаимодействию семьи и ДОУ способствуют навыки умелого общения воспитателя. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого воспитателя. Коммуникативные компетенции проявляются у воспитателя в общении с воспитанниками, коллегами по работе, с родителями, руководством. В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого, как активного субъекта общения. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как гражданина.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость во внедрении разнообразных форм совместной работы с родителями. Такая работа является наиболее эффективной. Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива удается избежать многих ошибок во взаимодействиях педагогов и родителей, намного уменьшить конфликтные ситуации. У родителей появляется интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко проявляются единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей. Взаимодействие и сотрудничество в детском дошкольном учреждении осуществляется посредством ежемесячных мероприятий - совместных праздников, педагогических гостиных, дискуссионных клубов и др. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но основная задача: установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместно с родителями.

 

 

Список литературы:

 

1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. - Воронеж.: МОДЭК, 2004. - 431 с.

2. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - С.54-58.

3. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-пресс, 2001. - 224 с.

4. Андреева H.A., Пономарева Л.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. — Курган, 2004.-64 с.

5. Андреева H.A. Приоритетная роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста // Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы научно-практической конференции. — Шадринск, 2001. С. 86-89.

6. Андреева H.A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Курган, 2000. С. 21-24.

7. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях дошкольного образования / Б. В. Авво. –СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

8. Коломийченко, Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста  / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. –№ 5. – С. 8–28.

9. Никольская, О. Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование  / О. Д. Никольская // Вестник ОГУ. –№ 10. – 2006.

 

Приложение

Приложение 1.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57

г. Челябинска

 

 

План работы

по активному включению семьи

в процесс коррекционной работы

с детьми с нарушениями речи

 

Составила:

учитель-логопед I категории

Мякишева В.И.

 

 

2015

I этап – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи.

Задачи: создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребёнка, стимуляция общения родителей с ребёнком через консультирование.

 

Месяц

Тема Форма работы Цель

Сентябрь

Я и 2-я недели

«Давайте познакомимся» Анкета № 1 (изучение особенностей развития ребёнка). Анкета № 2 (оценка уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития)   Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей. «Общее недоразвитие речи – причины» «Стёртая форма дизартрии» «Основные направления коррекционной работы на учебный год» «Наблюдаем за ребёнком» Родительское собрание. Лекция. Индивидуальный лист развития. Оформление информационного стенда. Познакомить родителей с понятиями – ОНР, стёртая форма дизартрии.  Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год, определить цели и задачи коррекционного обучения, дать представление о формах и методах обучения детей. Составить для родителей план наблюдения за ребёнком. 3-я неделя «Я и мой ребёнок» Самоотчёт родителей. Индивидуальные консультации. Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Альбом «памяток». Обсудить с родителями результаты наблюдения за ребёнком. Познакомить родителей с результатами диагностики детей и планом индивидуальной работы.  

Я неделя

«Наш веселый язычок» Лекция. Выполнение артикуляционной гимнастики родителями с детьми. Практическое задание «Придумать с ребёнком свою историю про язычок». Альбом «памяток». Объяснить родителям важность выполнения артикуляционных упражнений при стёртой форме дизартрии. Познакомить родителей с видами и способами выполнения арти-куляционных упражнений, видами комплексов артикуляционной гимнастики.            

II этап – последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению дефектов речи.

Задачи: обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.

Октябрь

1-я неделя «Выполняем рекомендации логопеда» Консультация. Изготовление пособий руками родителей и детей («Моя Азбука»). Обмен опытом. Индивидуальные консультации. Познакомить родителей с формами проведения домашних занятий. Научить пользоваться дома теми речевыми играми, которые рекомендованы специалистами детского сада.
2-я неделя «Слушаем и слышим» Консультация. Практическое занятие с родителями, игры на развитие фонематического слуха. Буклеты для родителей. Познакомить с понятием «фонематический слух». Объяснить влияние уровня развития фонема-тического слуха на звукопроизношение детей, необходимость его совершен-ствования. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематических процессов.
3-я и 4-я недели «Учимся произносить звуки»   Открытые индивидуальные занятия. Индивидуальные консультации и практикумы.   Объяснить необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков.
4-я неделя «Играем дома» «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация.  Оформление папки - пере-движки. Изготовление руками родите-лей и детей игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей. Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития грамматического строя речи. Объяснить правила общения взрослого с ребёнком с нарушениями речи. Познакомить с игровым материалом, который можно использовать дома.

Ноябрь

1-я неделя «Из чего состоит слово» Консультация. Практикум. Пополнение альбома «памяток».     Познакомить родителей с понятием «звуко-буквенный анализ и синтез слова». Показать приёмы проведения анализа и синтеза.
2-я неделя «Играем пальчиками – развиваем речь»       Консультация. Практикум с участием детей. Практическое задание «Придумайте с ребенком пальчиковую сказку». Выставка пособий. Изготовление родителями игр для развития мелкой моторики. Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка. Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики.    
3-я неделя «Вот мы какие» Родительское собрание. Просмотр фрагмента открытого фронтального занятия по формированию звукопроизношения. Беседа «Отвечаем на вопросы детей». Оформление информационного стенда. Обновление материалов в папке-передвижке. Подвести итоги I-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на II-ой период обучения. Объяснить роль взаимодействия семьи и логопеда в речевом развитии детей. Формировать культуру общения родителей со своими детьми. Рекомендовать для домашних занятий игровой материал.
4-я неделя «Подводим итоги»     «Спрашивали – отвечаем» Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика».   Познакомить родителей с результатами диагностики по задачам I-ого периода обучения. Обозначить план дальнейшей работы по коррекции речи детей.

Декабрь

1-я неделя «В мире очень много слов» Материалы в папке-передвижке. Консультация. Буклеты для родителей. Выставка пособий и игр. Изготовление игр руками родителей и детей. Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития словарного запаса (расширения, активизации). Научить находить способы развивать словарь детей дома, в окружающей обстановке.
2-я неделя «Семейное чтение» Список рекомендуемой для домашнего чтения литературы. Обмен опытом. Выставка книг. Материал в папке-передвижке. Рекомендовать родителям литературу для прочтения детям. Учить бережному отношению к книге.
3-я и 4-я недели «Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения» «Скоро каникулы» «Телевизор, видео, компьютер и речевое развитие детей» Материал в папке-передвижке. Оформление информационного стенда. Лекция. Учить насыщать домашние праздники интересными речевыми играми. Нацеливать родителей на активную работу по закреплению полученных речевых навыков во время каникул.  Убеждать в ограничении детей от пользования телевизором, видео и компьютером.

Январь

2-я и 3-я недели «Я и мой ребёнок»   «Говорим и закрепляем» Индивидуальный лист развития. Самоотчёт родителей.   Индивидуальные консультации, беседы. Открытые индивидуальные занятия. Побуждать родителей к наблюдению за своим ребёнком. Объяснять необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Знакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков.
4-я неделя «Развитие интонационной выразительности речи» "Русские поэты о зиме". Консультация. Практическое задание родителям с участием детей. Конкурс чтецов. Учить родителей интонационно оформлять речь. Побуждать следить за интонациями у детей.

Февраль

1-я неделя «Из чего состоит слово» Практикум для родителей. Индивидуальные консультации. Альбом с памятками. Выставка пособий. Изготовление игр и пособий руками родителей. Напомнить понятия звуко-буквенный анализ и синтез. Дать понятие звуко-слоговой анализ и синтез. Познакомить с игровыми приёмами по проведению звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза дома при                         выполнении домашних рекомендаций.
2-я неделя «Подготовка руки к письму и мелкая моторика» «Ориентировка на листе бумаги» Консультация. Практическое задание. Тетради детей.   Рекомендации по закреплению навыков письма у детей. Рекомендовать игровой материал для занятий дома.
3-я неделя  «Учим детей читать»   «Запоминаем образ буквы» Материал в папке-передвижке. Выставка пособий по обучению грамоте. Консультация. Изготовление пособий по обучению грамоте. Познакомить родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе. Побуждать родителей обучать детей осмысленному чтению.
4-я неделя «Вот мы какие»   «Подводим итоги»   «Развитие связной речи и речевого общения детей» Фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Обновление материалов информационного стенда. Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Материал в папке-передвижке, на информационном стенде. Подвести итоги II-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на III-ий период обучения. Познакомить родителей с результатами диагностики. Нацелить на наблюдение за ребёнком. Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог.

Март

1-я неделя «Спрашивали – отвечаем»   Выполнение рекомендаций логопеда. Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика». Материал в папке-передвижке. Домашние тетради с рекомендациями. Домашняя игротека (пополнение). Закрепить понимание всей важности обязательного выполнения рекомен-даций логопеда. Рекомендовать игровой материал для домашних занятий.  
2-я неделя «Психологическая база речи» «Развиваем внимание, память, мышление» Выставка игр и пособий. Консультация. Материал в папке-передвижке. Познакомить с понятием «психологическая база речи». Дать представление о зависимости качества речи от развития психических функций. Рекомендовать игры для домашнего использования.

III этап – развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребёнком под руководством логопеда.

Задачи: определение эффективных приёмов с семьёй; закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания; стимуляция творческой деятельности родителей в коррекционном обучении (применение различных форм контроля над выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях).

 

Март 3-я и 4-я неделя «Учимся произносить звуки» Открытые индивидуальные занятия. Индивидуальные практикумы, консультации. Проведение открытого занятия родителями.  Обмен опытом. Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации и дифференциации звуков.  

Апрель

1-я неделя «Праздник в городе Красивой речи» Организация в группе речевого праздника силами родителей и детей. Упрочить активную позицию родителей в речевом развитии детей.
2-я неделя  «Готов ли ребенок к школе» Индивидуальные консультации. Лекция. Материал в папке-передвижке.  Буклеты. Обзор школьных программ. Познакомить родителей с основными параметрами готовности ребёнка к школьному обучению, с требованиями начальной школы к развитию детей.
3-я неделя «Готовность детей к школе» Пополнение домашней игротека. Моделирование ситуации «Играем в школу». Выставка игр и пособий. Познакомить родителей с некоторыми приёмами и методами по повышению мотивации у детей к школьному обучению.  
4-я неделя «Мы всё умеем» Проведение родителями открытых подгрупповых занятий по обучению грамоте. Конкурс среди родителей и детей в группе «Самая красивая Буква» Учить родителей практически использовать знания, полученные в течение года.

Май

1-я неделя «Спрашивали – отвечаем»   Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика». Обмен опытом, взаимо-консультации родителей. Учить родителей рассказывать о проблеме, применять к своей ситуации чужой опыт.
2-я неделя «Я умею красиво и правильно говорить» Комплексное открытое фронтальное занятие. Индивидуальный лист развития. Анкетирование (анкета №3) Составить план наблюдения за ребёнком.
3-я и 4-я недели «Я и мой ребёнок»   «Посмотри, что я умею» Родительское собрание. Индивидуальный лист развития. Самоотчёт родителей. Речевой профиль детей и группы. Экран звукопроизношения. Проведение родителями индивидуальных занятий по дифференциации звуков Познакомить родителей с результатами диагностики на конец учебного года. Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, и педагогическую осведомленность. Дать родителям рекомендации по занятиям с детьми на летний период. Закрепить активную позицию родителей в вопросах речевого развития детей.

 

 

Приложение 2.

Анкета № 1

«Давайте познакомимся»

Уважаемые родители! Просим Вас заполнить предлагаемую анкету в целях знакомства с Вашим ребёнком и его особенностями.

 

1. Фамилия, имя, отчество ребенка_______________________________________

2. Дата рождения____________________________________________________________

3. Фамилия, имя, отчество мамы________________________________________

4. Фамилия, имя, отчество папы________________________________________

5. Какой по счёту этот ребёнок в семье______

Укажите возраст других детей__________________________________________

6. Кто из родственников проводит с ребёнком большую часть времени________

7. Кто принимает окончательное решение в выборе приёмов в воспитании и развитии ребёнка______________________________________________________________

8. Кого из домашних ребенок больше слушается?__________________________

9. Чем ребенок больше всего любит заниматься?___________________________

Есть ли у ребёнка какое-то увлечение?___________________________________

10. Занимается ли Ваш ребёнок в свободное время со специалистами дополнительного образования (посещает ли кружки, секции)________________

____________________________________________________________________

11. Как Вы организуете досуг ребёнка (кроме дополнительного образования)? Нужное подчеркните, недостающее впишите - книги, рисование, прогулки, компьютерные игры, телевизор_________________________________________

В какие игры Вы играете с ребёнком?___________________________________

12. Какие черты, по Вашему мне­нию, присущи ребёнку (нужное подчеркните, недостающее впишите)

Раздражи­тельный, непослушный, агрессивный, упрямый, плаксивый, тревожный, впечатлительный, ранимый, ласковый, аккуратный, добрый, спокойный, невнимательный, любознательный или нелюбознательный, ленивый, не любит заниматься учебной деятельностью, самостоятельный, жизнерадостный, замкнутый, склонный к лидерству или ведомый, обладает хорошей памятью, сообразительный__________________________________

________________________________________________________________

13.Есть ли в семье среди родственников левши, укажите кто:________________

14. Есть ли у кого-то из семьи дефекты речи, укажите у кого, и что именно нарушено (дефекты звукопроизношения, заикание):________________________

15.Какие трудности вы замечаете в речи ребёнка___________________________

16. Каково отношение ребёнка к этим нарушениям?________________________

17. Каково Ваше отношение к этим нарушениям?__________________________

18. Считаете ли Вы, что только детский сад может оказать положительное влияние на развитие речи ребёнка?___________________________________

19. Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:

- когда появились первые слова_______________как наращивал словарный запас (подчеркните) быстро, постепенно, очень медленно, накопление словаря прерывалось

- когда появились простейшие фразы____________- развернутая речь________

-много ли задавал вопросов_________________________________________

20. Как Вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребёнка?_________________________________________________

21. По каким критериям, по Вашему мнению, можно судить о нормальном речевом развитии ребёнка (отметьте подходящие варианты):

· Отсутствие дефектов звукопроизношения.

· Отсутствие ошибок в согласовании слов, употребления предлогов.

· Высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения.

· Умение читать.

· Ваш вариант ответа___________________________________________

22. В какой степени, по Вашему мнению, логопеду необходимо развивать у Вашего ребёнка следующие речевые навыки, умения (оцените в баллах, обведя соответствующую цифру:

при этом, 1 – навык практически развит, помощь требуется минимальная,

  5 – навыка нет, требуется усиленная работа по формированию данного навыка)

Навык правильного произношения звуков 1 2 3 4 5
Умение сохранять количество и последовательность звуков и слогов в словах 1 2 3 4 5
Умение различать звуки речи на слух и в произношении 1 2 3 4 5
Умение последовательно выделять звуки в слове 1 2 3 4 5
Обогащение и активизация словарного запаса 1 2 3 4 5
Умение согласовывать в речи слова между собой, правильно использовать предлоги 1 2 3 4 5
Умение образовывать слова (напр., из меха – меховой) 1 2 3 4 5
Умение изменять слова (напр., гриб – грибы – нет грибов) 1 2 3 4 5
Умение составлять предложения (простые и сложные), вести диалог, пересказывать составлять рассказы          
Умение читать 1 2 3 4 5

Кроме этого (нужное вписать)

 

 

Большое спасибо за искренние ответы, они помогут логопеду оказать ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь.

 

Анкета № 2

(по определению уровня педагогической осведомлённости родителей в вопросах развития речи детей)

Уважаемые родители! Просим Вас заполнить предлагаемую анкету.

1. Ф.И.О. родителя (ей) _______________________________________________

Возраст__________

2. Образование (нужное подчеркнуть): высшее, неполное высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее.

3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в развитии детей: семье, детскому учреждению, семье и детскому учреждению, государству?

4. Испытываете ли Вы трудности в организации речевого общения со своим ребёнком?

     1 – да  2 – скорее да, чем нет 3 – скорее нет, чем да       4 - нет

                  если Вы отметили 1,2, то каковы причины этих трудностей?

А. Недостаток педагогических знаний в вопросах развития речи.

Б. Излишняя застенчивость, робость.

В. Неумение вступать в диалог со своим ребёнком.

Г. Свой вариант ответа ________________________________________

5. Из каких источников Вы получаете педагогические знания в вопросах речевого развития детей?

      А. Слушаете передачи по радио, смотрите программы по телевидению, пользуетесь интернет-ресурсами.

      Б. Посещаете лекции для родителей при поликлиниках, в школах развития, в детском саду.

      В. Читаете педагогическую литературу.

             если да, то как часто читаете литературу по вопросам развития речи

-раз в месяц - раз за 3 месяца -раз в полгода -раз в год -реже, чем раз в год

                - как называются книги, которые Вы прочли_________________

      Г. Советуетесь с логопедом в поликлинике, в детском саду, в школах развития.

      Д. Пользуетесь жизненным опытом – своим (как развивали Вас, или Вы Ваших старших детей), чужим (советы знакомых, друзей).

      Е. Не пользуетесь ничем. Если выбрали этот вариант, то переходите сразу к п. 7.

6. Помогают ли Вам эти знания? 

1 – да, очень  2 – скорее да, чем нет  3 – скорее нет, чем да  4 – нет

                     если Вы отметили 3, 4 то почему?

         А. Знания слишком общие.

        Б. Сведения не касаются моего ребёнка.

        В. Сведения даются в сложной форме.

         Г. Другое____________________________________________________________

7. Уверены ли Вы в сво


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.