Джихадизм как политическая система — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Джихадизм как политическая система

2021-10-05 25
Джихадизм как политическая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идеология и практика фашизма имеет различные модификации. Базовая доктрина может иметь как светское, так и религиозное про- исхождение. Религия в данном случае это форма, тогда как содержание все то же — идея превосходства, которая без насилия не обходится. Применительно к религиозному контексту, это, как правило, апелля- ция к превосходству автохтонов, как принадлежащих цивилизационно идентичному сообществу. Разграничение религии как формы и рели- гии как содержания имеет принципиальный характер. Все мировые религии в своей сущности гуманистичны. Все они выражают идею фундаментального человеческого равенства. Равенства, понимаемого не примитивно: всем раздать чего-нибудь поровну, — а равенства в до- стоинстве человека. Христианство утверждало идею фундаментального равенства людей «во Христе». Для христианского понимания — нет ни эллина, ни иудея. Предрасположенности к фашизму нет ни в одной из традиционных религий. Но, парадоксально, каждая из традиционных религий и конфессий использовалась в качестве ширмы для фашизма. Это ярко иллюстрируется на примере христианских конфессий. Суще- ствовал католический фашизм — фалангизм и франкизм в Испании, усташизм в Хорватии. Фашистские организации в США выстраивались под прикрытием протестантской теологии, в частности кальвинистской идеи избранничества. Известен исторически и православный фашизм. Православие было взято на щит в 1930-е гг. румынскими фашистами — гвардистами. Важную роль в идеологическом позиционировании ряда структур Третьего рейха, таких как СС, играла апелляция к герман-

 

54 Тарасов А. Миф о Пиночете. «Чудо», которого не было // http://burkina-faso.narod. ru/facts/pinputin.htm


скому язычеству. В этом ряду находится фашизм и за ширмой ислама. Нельзя только отождествлять всю конфессию с этим явлением.

Конкретным доктринальным воплощением фашизма под вывеской ислама выступает джихадизм. Идея борьбы содержится в любой из религий и не может не содержаться. Любая из религий построена на жесткой дихотомии добра и зла. Бороться со злом — нравственный императив для любого верующего. Джихад тоже выражает филосо- фию борьбы. Существуют различные виды джихада, предполагающие в том числе борьбу с преступниками, борьбу с собственными дурными помыслами. Между терроризмом и борьбой с собственными дурны- ми помыслами, естественно, пропасть. Джихадисты же произвели принципиальную подмену. Императив борьбы со злом был подменен фактическим императивом геноцида — физическим уничтожением иных. Это прямая подмена ислама, не имеющая ничего общего с вели- кой религией.

Идеологический мейнстрим части современного мусульманского мира — новое халифатостроительство. Понятие «халифат» в данном случае относительно и может быть принято не всеми. Халиф, в ши- итской версии, может быть только прямым потомком Мухаммеда, а в суннитской — представителем рода пророка курейши. В этом смысле провозглашение в ИГИЛ новым халифом иракского исламоведа аль-Багдади противоречило и шиизму, и суннизму. Халиф — любой достигший высшей праведности представитель уммы — это подход альтернативного им направления: хариджизма, осужденного в свое время как первой внутриисламской ереси. И сегодня уже появляются работы исламоведов, доказывающих родственность хариджитов и со- временных халифатостроителей55.

Саудовская Аравия — крупнейший в современном мире экспор- тер исламизма. Отсюда — фундаментальный конфликт с Ираном как главной альтернативой исламского миростроительства. Большинство террористических джихадистских организаций в мире финансируются именно с Аравийского полуострова. Это финансирование началось еще с войны в Афганистане.

Роль Саудовской Аравии в финансировании террористов известна. Хорошо известно и о порядках жизни, установленных в королевстве. В настоящее время столь системно, как в Саудовской Аравии, права человека не нарушаются ни в одном из признанных государств мира. ИГИЛ — это, по сути, радикализированная версия СА. И там и там казни по идеологическим соображениям при упрощенном судопроиз-

55 http://islamdag.ru/ljeideologii/324


водстве, и там и там — пытки и отрубание конечностей преступникам, публичные экзекуции, и там и там — преследования религиозных меньшинств, и там и там — фанатичная дискриминация женщин, и там и там — прецеденты разрушения памятников истории и насилия56. А главное — в совпадении религиозной платформы.

При всем при этом, ИГИЛ объявлен в США мировым злом, а Сау- довская Аравия является базовым союзником в регионе. Как это объ- яснить? Не стоит говорить о лицемерии. Это мало конструктивно по отношению к большой политике — всегда, или почти всегда, лицемер- ной. Более целесообразна другая постановка вопроса — о внешнем по- литическом «спонсорстве» современных халифатостроителей.

Политический салафизм, организационными модификациями ко- торого выступают и ваххабитский режим Саудовской Аравии, и ИГИЛ, и Талибан, и Аль-Каида, и Хамас, и Братья-мусульмане, и Кавказский эмират, — все это суть большой англо-саксонский проект, который возник не сегодня.

Идея вернуться к истокам религии и принципам бытия ее созда- телей существует не только в салафизме. Аналогичные направления всегда существовали и в христианстве. На этой идее основывалась протестантская Реформация, ввергшая Европу в религиозные войны. Идея циркулирует и в мусульманском мире. Одним из ее проявлений стал ваххабизм — учение мусульманского проповедника XVIII сто- летия Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба. Это учение было взято на щит одной из аравийских племенных династий саудитов. Временный успех саудитов — взятие в 1803–1804 гг. Мекки и Медины — не мог стать идеологическим переломом в пользу ваххабизма. Саудитское выступле- ние было подавлено Османской империей, а глава династии Абдалла I обезглавлен. Доминирование на Аравийском полуострове получила династия алрашидидов, не являвшихся приверженцами салафизма и ваххабизма.

Все принципиально изменилось, когда салафизм попал в фокус вни- мания Британской империи. Англичане сделали ставку на него как на силу, способную подорвать власть Османского халифа. Для такого под- рыва классический суннитский ислам был мало пригоден. Требовалось учение, делегитимизирующее османское государство. Салафизм под- ходил для этого наилучшим образом. Османская империя отвергалась им с позиций противоречия исламу изначальному — исламу пророка. Одновременно поддержку получили связанные с ваххабизмом сауди-

56 https://amnesty.org.ru/node/2635/; http://voprosik.net/prava-cheloveka-v-saudovskoj- aravii/


ты. Институционализированное в итоге государство — Саудовская Аравия — было создано, прежде всего, благодаря Лондону. Англичане, в характерной для себя манере одновременной ставки на нескольких игроков, поддерживали также арабских националистов. До «арабской весны» 2011 года была еще «арабская весна» № 1, пришедшаяся на пе- риод обрушения Османской империи57.

Инициативу использования салафизма в политических целях в дальнейшем перехватывает у англичан Гитлер. И идеологема джихада, и идеологема нового халифата присутствовали в лексиконе арабских ответвлений мусульманской уммы периода Второй мировой войны и поддерживались Германией и Италией целевым образом. Первым в контакты с мусульманами вошел Муссолини. Его партнером стала созданная в 1928 г. организация «Братьев-мусульман». Гитлер в даль- нейшем использовал джихадизм для нанесения удара в спину англичан. Фашисты и салафиты-джихадисты выступали союзниками.

Основатель движения «братьев-мусульман» Хасан аль-Бана на- ходился в переписке с Гитлером. Одна из главных тем корреспонден- ции — общность идеологий, проявляемая, в частности, в отношении к евреям. Тема антисемитизма берется с этого момента на щит салафи- тов и по сей день остается значимым мотивом салафизма. «Братьями- мусульманами» в 1930–1940 гг. организуются еврейские погромы в Египте58. Позже, в 1950 году, один из главных идеологов движения Сайид Кутб напишет книгу «Наша борьба против евреев», в которой будет призывать мусульман фактически к геноциду59.

Военизированное крыло «братьев-мусульман» было создано и обучено германскими нацистами. Предполагалось использование его против англичан. Непосредственно в Германии прошли обучение 300 исламских боевиков60.

В 1943 г., когда поражение немцев в войне становилось очевидным, среди прочих идей спасения Третьего рейха была идея разыграть карту исламского халифата. Гиммлером даже ставилась задача «выяснить, ка- кие отрывки из Корана могли бы послужить основой для формирования у мусульман воззрений о том, что приход фюрера уже был предсказан в Коране и что он уполномочен завершить дело Пророка»61. Был отпе- чатан миллион брошюр на арабском языке, предназначенных убедить

57 http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Saud16.htm

58 http://katson.livejournal.com/92812.html

59 http://www.islamtimes.org/en/doc/article/4819/

60 http://islamreview.ru/est-mnenie/ali-dzuma-boevoe-krylo-bratev-musulman-sozdal- adolf-gitler/

61 http://inosmi.ru/world/20151108/231238537.html


арабов-мусульман в необходимости объединения с фашизмом62. Вы- двигался тезис о наличии общих врагов и пересечений в воззрениях.

Апелляция к исламу не была исключительно политическим лице- мерием. И Гитлер, и Гиммлер высоко оценивали ислам как религию и даже говорили о его большей предпочтительности по сравнению с христианством. Но это была, скорее, апелляция не к исламу подлин- ному, а именно к джихадизму. Гитлером однажды даже была высказана мысль о желательности завоевания в Средние века Европы мусульма- нами, что позволило бы Германии встать вместо слабых арабов во главе мирового исламского воинства и завоевать мир63.

Третьим проектировщиком мира, обратившимся к политическому салафизму после Великобритании и Германии, стали США. После Вто- рой мировой войны салафитские джихадистские организации уходят на время в тень. Мейнстримом послевоенного периода на Ближнем Востоке становятся идеи арабского социализма и исламского социализ- ма. Проектная карта политического салафизма извлекается из колоды США после введения советских войск в Афганистан. С началом XXI в. эта карта стала одной из основных. Идеология джихадизма потребо- валась мировому проектировщику для зачистки региона от неугодных режимов и провоцирования столкновений на межцивилизационном уровне.

Определенные аналогии можно провести с отношением к нацизму как одной из фашистских модификаций. Нацизм возник на европейской и уже на германской культурной почве. Но правильно ли считать, что немецкая культура есть культура нацистская? Безусловно, нет. Во вре- мя Великой Отечественной войны в советской пропаганде постоянно подчеркивалось разграничение фашизма и немецкого народа. Призыв Ильи Эренбурга: «Убей немца» — был краткосрочным. Позицию СССР озвучил И.В. Сталин: «Гитлеры приходят и уходят, а великий немецкий народ остается». Соответствующее разграничение сегодня необходимо проводить между джихадизмом и исламской уммой.

Братья-мусульмане, Аль-Каида, ИГИЛ, саудитские ваххабиты — между ними, безусловно, есть расхождения. Салафиты сегодня даже воюют друг с другом. И может создаться впечатление о наличии идеологических различий. В действительности, это расхождения лишь в степени радикальности. Саудитские ваххабиты в сравнении с другими наиболее прагматичны и умеренны, сторонники ИГИЛ — наиболее радикальны. Все они халифатостроители. И их халифат предполагает

62 http://inosmi.ru/world/20151108/231238537.html

63 Так же.


зачистку земель исламского сверх-государства как от неверных — всех немусульман, так и от вероотступников мусульман — приверженцев традиционного ислама. Практически это означает глобальный геноцид. И он уже идет на земле Ирака и Сирии.

Логика салафизма, как религии войны, состоит в том, что более радикальное крыло оттесняет умеренных, потерявших былую ради- кальность. ИГИЛ, как известно, возник как составная часть Аль-Каиды. Далее следует размежевание, переросшее в прямое военное столкнове- ние игиловцев с алькаидовской организацией «Фронт аль-Нусра». Но эти внутренние разборки, по сути борьба за статус террористической организации № 1 не упраздняет единства идеологии салафитского джихадизма.

России, если она всерьез берет на себя роль противника творимого на Ближнем Востоке беспредела, следует определиться, с кем идеоло- гически ведется борьба. Терроризм — это не идеология, а средство ведения борьбы, к которому могут прибегать совершенно различные организации. Сказать, что мы боремся с терроризмом — не сказать ничего. Сказать то, что боремся с ИГИЛ, тоже недостаточно, поскольку у игиловской организации есть вполне определенная идеология. А вот определить суть враждебной идеологии руководящие политики Рос- сии боятся и не хотят. Боятся, т. к. конфликт выйдет в этом случае за рамки сценария «маленькой победоносной войны», не хотят — потому, что, заявив идеологию противника, надо будет заявлять и идеологию собственную и перестраивать под нее всю сложившуюся систему жиз- неустройства. Сделать это, рано или поздно, придется.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.