Ответственность за разработку, обновление и хранение фонда оценочных средств — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ответственность за разработку, обновление и хранение фонда оценочных средств

2022-07-03 28
Ответственность за разработку, обновление и хранение фонда оценочных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

6.1. ФОС по специальности/профессии, и входящие в неё оценочные средства/материалы, подлежат ежегодному обновлению/корректировке с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

6.2. Разработка новых ФОС по специальности/профессии, и/или входящих в неё оценочных средств/материалов, производится при введении новых ФГОС СПО и/или изменений к ним, а также при утверждении нового учебного плана.

6.3. Ответственность за разработку оценочных средств/материалов, в том числе ФОС для проведения государственной итоговой аттестации, несет цикловая методическая комиссия, за которой закреплены данные дисциплины и профессиональные модули в соответствии учебным планом специальности/профессии. Ответственным исполнителем формирования ФОС по специальности/профессии является председатель цикловой методической комиссии.

6.4. Непосредственный исполнитель разработки оценочных средств/материалов, входящих в состав ФОС, является преподаватель/мастер производственного обучения.

6.5. Разработчик оценочных средств/материалов несет ответственность за качество их разработки, правильность составления и оформления.

6.6. Ответственность за координацию действий цикловых методических комиссий по созданию ФОС в целом по ОПОП возлагается на методиста.

6.7. Решение об актуализации, изменении, включению новых оценочных средств/материалов в ФОС по специальности/профессии принимается решением цикловой методической комиссией по предложению преподавателя/мастера производственного обучения и/или заместителя директора по учебной работе и осуществляется путем внесения изменений (приложение 1) и/или переизданием ФОС по специальности/профессии.

6.8. ФОС по специальности/профессии, и входящие в неё оценочные средства/материалы,  разрабатываются в электронном виде и хранятся в электронной базе данных на сервере колледжа и/или в методическом кабинете.

6.9. Типовые задания, тренировочные тесты и другие образцы заданий вместе с описанием процедур контроля, показателей и критериев оценки размещаются на сайте колледжа.

6.10. ФОС, и входящие в неё оценочные средства/материалы, является собственностью колледжа.

 

Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств

7.1. Экспертиза ФОС проводится с целью установления соответствий: требованиям ФГОС СПО по специальности/профессии; ОПОП; рабочей программе дисциплины, профессионального модуля, практики.

7.2. Экспертизу оценочных средств/материалов, входящих в ФОС по специальности/профессии, проводит цикловая методическая комиссия, путем обсуждения, представленных оценочных средств/материалов разработчиком. В результате обсуждения председатель цикловой методической комиссии, делает заключение о применении ФОС или его части. Итоги экспертизы оформляются протоколом заседания цикловой методической комиссии.

7.3. Оценочные средства/материалы, входящие в ФОС по специальности/профессии, утверждается заместителем директора по учебной работе.

7.4. ФОС по специальности/профессии утверждает директор колледжа. В необходимых случаях ФОС проходит согласование с представителями работодателя(ей).

7.5. Экспертизу ФОС для проведения государственной итоговой аттестации проводит(ят) представитель(и) работодателя(ей) в лице начальника/директора или иного лица им назначенного. После согласования с председателем аттестационной комиссии (работодателем) ФОС для проведения государственной итоговой аттестации утверждает директор колледжа.

 

8. Контроль над выполнением требований настоящего положения

8.1. Контроль над выполнением требований настоящего положения осуществляет заместитель директора колледжа по учебной работе.


 

ЧАСТЬ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ/МАТЕРИАЛОВ

 

1.1 Общие понятия и определения

Основные методологические аспекты разработки, требования к структуре и составу, содержанию и оформлению, а также процедуры экспертизы, утверждения, переработки и хранения оценочных средств/материалов, входящих в ФОС по специальности/профессии  изложены в «Положение о фонде оценочных средств».

Рассмотрим частные методологические аспекты, которые необходимо учитывать при разработке оценочных средств/материалов по дисциплинам, МДК, практике и профессиональному модулю в целом.

ФОС - это совокупность методических и оценочных средств/материалов (содержание, формы, виды, методы), предназначенных для измерения уровня достижений обучающимися/выпускниками запланированных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО (в виде, знаний, умений, практического опыта, компетенций) на каждом этапе освоения образовательной программы: как процесса и результатов обучения по дисциплине, МДК, профессиональному модулю, практической подготовке, так и результатов освоения образовательной программы в целом.

Оценочные средства/материалы по дисциплинам, МДК, практике и профессиональному модулю в целом позволяют:

- позволяют осуществить контроль и оценку качества персональных достижений обучающихся в достижении запланированных результатов обучения в виде усвоенных знаний и освоенных умений, а также проследить динамику формирования общих и профессиональных компетенций в процессе текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации в соответствии с установленными видами, формами, методами и процедурами;

- сформировать для обучающегося индивидуальный план (траекторию обучения), в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в форме прохождения контрольных точек (КТ) по темам/разделам, которые особенно эффективно использовать при разработке дистанционных курсов обучения и электронного обучения;

- использовать их для проведения административных контрольных работ, а также при самообследовании и в процессе подготовки и/или прохождения аккредитационной экспертизы в части оценки качества освоенных умений, усвоенных знаний и сформированности компетенций, если эксперт сочтет их валидными;

- использовать их при реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, если в их структуре есть одноименная дисциплины/МДК/модули/практики.

Оценочные средства/материалы по дисциплинам, МДК, практике и профессиональному модулю в целом разделяются на средства проверки (контрольные задания), показатели выполнения, критерии оценки:

- средства проверки (контрольные задания) включают одну или несколько задач/заданий/вопросов в виде краткой формулировки действий/деятельности, которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить;

- показатели выполнения представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности;

- критерии оценки описывают правила определения численной или вербальной оценки при сравнении показателей выполнения с результатами (процесса или продукта) действий, демонстрируемых (полученных) обучающимся.

Измерение уровня достижений обучающимися/выпускниками запланированных результатов обучения осуществляется в процессе контроля и оценки.

Оценочные средства/материалы необходимы для планирования, организации и реализации процесса обучения, а также для контроля его хода и оценки его результата в виде усвоенных знаний, освоенных умений и сформированных компетенций, при этом необходимо понимать и примять следующие термины и понятия:

- Контроль — это выявление, измерение, оценивание достижения обучающимися запланированного уровня усвоения знаний и освоения умений, а также уровня сформированности компетенций в процессе и по итогу изучения дисциплины.

- Оценка (проверка)— это выявление и измерение усвоенных знаний и освоенных умений обучающимися, а также уровня сформированности компетенций. Оценка (проверка) является составным компонентом контроля.

- Виды контроля: входной, текущий (текущий контроль успеваемости), промежуточный (промежуточная аттестация - оценивает результаты освоения дисциплины за семестр или по её окончанию), итоговый (по завершению изучению дисциплины/МДК и/или прохождения практики, а также при прохождении итоговой аттестации).

- Методы контроля: устные, письменные, практические (выполнение лабораторных-практических работ), экспертное наблюдение, тестовый, рейтинговые, машинные (компьютерные).

- Формы текущего контроля успеваемости подразделятся:

o по способу предъявления – письменный (решение задач, выполнение упражнений, тестирование и т.п.) и устный (собеседование в вопросно-ответной форме);

o по числу проверяемых - фронтальный (в виде беседы со всеми обучающимися), групповой (вопросы/задания ставятся перед определенной группой обучающихся), индивидуальный (основательное знакомство с уровнем обученности конкретного обучающегося), комбинированный (сочетание фронтального и группового);

o по характеру оценочных средств/материалов – вопросы, задания, упражнения, схемы, таблицы, рисунки, тесты и т.п.

Оценивание — ключевой элемент любой деятельности обучающегося при освоении образовательной программы, поскольку позволяет управлять результатами обучения и практик, выявлять отклонения от нормы и принимать решения, направленные на устранение причин, препятствующих достижению установленных в программе требований.

Особое место в образовательном процессе занимает текущее, диагностирующее, формирующее оценивание. Они дают возможность обратной связи в целях определения того, каких успехов достигли обучающиеся в освоении запланированных результатов обучения, какие коррективы нужно внести в текущий образовательный процесс, чтобы обеспечить достижение всеми обучающимися запланированных результатов. Это инструменты для обучения обучающихся рефлексии, самооценке в процессе их самостоятельной работы, а также инструмент подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов (рефлексия – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутреннего состояния).

Оценочные средства/материалы должны быть удовлетворять следующим основным принципами оценивания:

- Принцип независимости оценки

Независимость подразумевает проведение независимой от обучающих (преподавателей и образовательных организаций) процедуры оценки, в которой в качестве экспертов выступают представители профессионального сообщества, обладающие опытом и высокой квалификацией в определенной трудовой (профессиональной) деятельности.

- Принцип объективности оценки

Объективность оценивания подразумевает его осуществление на основании критериев, объективно значимых для качества выполнения деятельности. Важнейшим условием при этом является взаимосвязь критериев с предметом оценивания (компетенция, умения и знания) и соответствующим ему объектом (продукт и (или) процесс деятельности). Факт соответствия объекта оценивания установленным критериям должен определяться любым экспертом объективно и однозначно.

- Контекстный характер оценивания

Главное условие — связь содержания и формы оценивания с содержанием и формами профессиональной деятельности.

- Интегративный характер оценивания

Сумма результатов оценивания знаний, умений не дает возможности судить о готовности их применять в профессиональной деятельности. Важно обеспечить проверку этой готовности, а также оценить профессионально значимые личностные качества, ценностные ориентации обучающегося, повышающие качество результатов труда, т.е. все, что на языке требований к результатам освоения образовательных программ называют «общие компетенции». Оптимально оценивать их интегрированно с профессиональными компетенциями, через качество решения профессиональных задач, поскольку общие компетенции рассматриваются как своего рода «катализаторы» эффектов профессиональной деятельности.

- Бинарность оценки

Подведение итогов проверки наличия компетенций предполагает бинарную оценку по принципу «сформированы — не сформированы», вид деятельности «освоен – не освоен». Привычные оценочные шкалы (традиционные 3, 4, 5), применяемые для оценки умений и знаний, в ситуации оценки компетенций бессмысленны. Если действия испытуемого не соответствуют установленным нормам в полной мере, то признание наличия у него квалификации невозможно. 

Важно, чтобы принципы в текущем, промежуточном и итоговом оценивании освоения образовательной программы были едины.

В общем случае объекты, уровни и формы оценки с помощью оценочных средств/материалов можно представить так (таблица 1):

Таблица 1

Объекты оценки Уровни аттестации Формы оценки
Целостная профессиональная деятельность Государственная итоговая аттестация Выпускная квалификационная работа и/или демонстрационный экзамен
Вид деятельности Экзамен по профессиональному модулю. Квалификационный экзамен по профессиональному модулю «Выполнение работ по видам деятельности» Демонстрационный экзамен по профессиональному модулю (с учетом заданий по компетенциям Ворлдскиллс, заданий олимпиад, материалов независимой оценки квалификаций)
Общие и профессиональные компетенции Государственная итоговая аттестация Экзамен по профессиональному модулю. Квалификационный экзамен Демонстрационный экзамен по профессиональному модулю (с учетом заданий по компетенциям Ворлдскиллс, заданий олимпиад, материалов независимой оценки квалификаций) Комплексное задание воспроизводящее реальную или имитационную производственную ситуацию
Практический опыт Промежуточная аттестация по практике Практическое задание, направленное на решение локальных профессиональных задач
Умения Текущий контроль, промежуточная аттестация по предмету, дисциплине, МДК, практике Задания, предполагающие решение типовых учебных и/или учебно-производственных задач
Знания Текущий контроль, промежуточная аттестация по предмету, дисциплине, МДК, практике Задания на воспроизведение, понимание и анализ учебной информации (возможно в тестовой форме)

 

Оценка качества ОПОП

Оценка качества освоения ОПОП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются колледжем самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определенной учебным планом колледжа, и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются колледжем самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются колледжем после предварительного положительного заключения работодателей.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин/профессиональных модулей; оценка компетенций обучающихся.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

ГИА включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), а также сдаче демонстрационного экзамена. Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

 

1.3 Требования к заданиям для проведения проверочных процедур

В ФГОС СПО и ОПОП установлены минимальные требования к знаниям, умениям и практическому опыту в процессе формирования ОК и ПК. Для проверки качества их освоения разрабатываются оценочные средства/материалы по каждой дисциплине/МДК/практике и модулю в целом. Основные требования к составу оценочных средств/материалов отражены  в разделе 4 «Положения о фонде оценочных средств». Но обучаясь в одной и той же учебной группе, по одной и той же программе обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный или репродуктивный, продуктивный, творческий), поэтому эффективным приемом является учет освоения на этих уровнях и соблюдение принципа индивидуализации является методика уровневой дифференциации с применением разноуровневых заданий.

Уровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные рабочими программами, остаются едины для всех уровней обучения. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому обучающемуся организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности.

Уровневые задания – один из возможных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим обучающимся уровня сложности выполняемых заданий. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.

Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все обучающиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает обучающимся создать для себя на занятии «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора обучающимся заданий.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний, освоения умений и/или приобретения практического опыта.

1 уровень – базовый (оценка «3-4»), репродуктивный. Это значит: понял, запомнил, воспроизвёл.

2 уровень (оценка «4-5»), продуктивный (конструктивный). Это значит: понял, запомнил, воспроизвёл по образцу и узнал в измененных условиях.

3 уровень (оценка «5»), творческий. Это значит: овладел знаниями/умениями на втором уровне и научился переносить их в новые условия.

На практике разработать контрольно-оценочные мероприятия в соответствии с этими тремя уровнями очень сложно. Рационально любую проверочную разрабатывать так, чтобы в ней была «Основная (базовая) часть», за правильное выполнение которой на 70% гарантирует получение оценки «3» и «Дополнительная часть», за выполнение которой в зависимости от качества и допущенных ошибок можно получить оценку «4» или «5».

Методика уровневой дифференциации исключает напряженность в процедурах проверки и оценки, делает их понятными и прозрачными.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.