Раздел 2. Возникновение и историческое развитие художественных музеев в России. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Раздел 2. Возникновение и историческое развитие художественных музеев в России.

2022-05-12 38
Раздел 2. Возникновение и историческое развитие художественных музеев в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     В России интерес к памятникам прошлого возник в глубокой древности.
На заре государственности начали собирать и коллекционировать предметы,
вызывающие удивление и восхищение своей редкостью и искусством исполнения. Первоначальными местами накопления памятников старины являлись монастыри и церкви; особенно богатые коллекции были в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Софии в Новгороде. С XVI в. систематическое коллекционирование оружия, серебра, драгоценной утвари превратилось в одну из старейших коллекций, которая располагалась в Оружейной палате. Первое упоминание о ней относится к 1515 г.

     Старейшими коллекциями являются коллекции Московского Кремля. Известны также коллекции XVI-XVII вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф.С. Милославскому, А.С. Матвееву, В.В. Голицыну. В течение 2-й половины XVIII-XIX вв. возникли первые местные музеи в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического музея (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; создавались историкоархеологические музеи в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский музей, 1831) и др.

 

 

Рис. 14. Соборная площадь в Москве.

   Эрмитаж ведет свое начало с коллекций русских императоров в Зимнем
дворце, на протяжении ста пятидесяти лет он был связан с царской резиденцией в Петербурге. Построен по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли в 1762 году (рис.14). В связи с постоянным увеличением коллекций после 1764 идет расширение помещений для экспозиции. Здание Зимнего дворца выполнено в парадном стиле барокко. Оно поражает «разнообразием архитектурных деталей, пластичностью структуры фасадов, обилием декоративной скульптуры, эффектно оттеняемой насыщенной окраской…» (рис. 15-18).

 

 

Рис. 15. План первого и второго этажа Зимнего дворца. Осуществленный вариант. Начало 1760-х годов. Архитектор Б.Ф. Растрелли.

 

       Сегодня Государственный Эрмитаж представляет собой всемирно известный музей, включающий в себя Зимний Дворец (арх. Ф.Б. Растрелли), Малый Эрмитаж (арх. Ж.-Б. Вален-Деламот и Ю. Фельтен), Большой (Старый Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (арх. В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов) и Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Весь архитектурно-музейный комплекс образует «отличающейся гармоничной цельностью архитектурный ансамбль, являющийся сердцевиной объемно-пространственной композиции…» современного Санкт-Петербурга. Сегодня в музейных залах Государственного Эрмитажа хранится более двух миллионов восьмисот тысяч разнообразных экспонатов, что характеризует Эрмитаж как одну из величайших сокровищниц искусства, как многогранный музей истории мировой культуры.

Рис. 16. Санкт-Петербург. Эрмитаж

 

 

Рис. 17. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Интерьер

 

Рис. 18. Эрмитаж. Парадная лестница. Акв. К.А. Ухтомского. 1860-е годы [44, с. 207]

Рис. 19. Эрмитаж. Планы 1 и 2 этажей

 

    Дворец Меньшикова – одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Возведен в 1710-1720 гг. под руководством архитекторов Д.М. Фонтана и И.Г. Шеделя. В 1981 году в здании Дворца Меньшикова открылся филиал Государственного Эрмитажа с экспозицией, посвященной истории художественной культуры XVIII века (рис. 19, 20).

 

Рис. 20. Дворец А.Д. Меньшикова. Деталь гравюры А.Ф. Зубова

«Вход с моря с триумфом» 1714 г.

 

Рис. 21. Музей-дворец Меншикова. 1710-1720 гг.

 

        Богатые коллекции произведений живописи и скульптуры были «собраны Петром I и его преемниками в царских дворцах в Петербурге – Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и других, а также во дворцах знатных русских вельмож, в т. ч. Останкине, Кускове, Архангельском под Москвой. Развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856 г.), Российского исторического музея (1872 г.) Русского музея (1898 г.). Ценные в познавательном отношении коллекции предметов искусства, минералов, этнографии, нумизматики, археологии имелись в конце XVII – начале XVIII вв. у частных коллекционеров.
      «После перевода столицы в Петербург, туда перевозят личную коллекцию Петра I, а также коллекцию по анатомии и зоологии – Аптекарскую канцелярию. Эти собрания легли в основу первого русского естественно-исторического музея – знаменитой Кунсткамеры, основанной в 1714 г. Частная «императорская коллекция» превратилась в один из первых в Европе общедоступных государственных музеев, открытый в 1719 г. Позднее Кунсткамера включила библиотеку и обсерваторию, так же прибавились и залы для научных заседаний.

       В 1775 году Екатерина II поручает архитектору В.И. Баженову создать
дворцовый ансамбль в Царицино. Это был целый комплекс дворцовых корпусов и павильонов, свободно расположенных на холмистом участке. Оригинальная архитектура павильонов, башен, мостиков, живописная композиция этого ансамбля, связывающая архитектуру с природой Подмосковья, сочетание красного кирпича с белым камнем – все это придавало комплексу определенное своеобразие. Архитектурное решение ансамбля выполнено в стилях псевдоготики и классицизма. В 1785 году Екатеринам II приказывает перестроить Царицино, поручив это ученику и соратнику В.И. Баженова М.Ф. Казакову. Здание Большого Дворца (1786-1796 гг.) – это величие архитектуры парадных загородных резиденций в стиле барокко и классицизма [11]. Глубокая творческая разработка наследия древнерусского зодчества находит выражение в Царском Дворце. В 1980-е годы состоялось открытие музея-заповедника «Царицино». 2000 год – полномасштабная реставрация, а в 2007 году – открытие реконструированного дворца-ансамбля.

 

 

Рис. 22. Дворцовый ансамбль в Царицино

 

Рис. 23. Музей-заповедник «Царицино» [11, с. 148]

 

     В XVII – XVIII вв. формируются многочисленные частные коллекции –
исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев. Большинство крупнейших современных музеев в России и за рубежом было создано в XIX веке.
   В это время возникает научный интерес к редким предметам и памятникам старины. Комплектование коллекций требует фундаментальных знаний и
специальной подготовки. Произведения античности, особенно живописи, становятся школой современного искусства. Музеи являются ведущими общественными учреждениями, служащими науке, исследованиям и просвещению.

 

Раздел 3. История создания и развития музеев г. Астрахани    Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина — крупнейший художественный музей в Астраханской области. Коллекция включает произведения известных русских художников XVIII—XX вв. Уникальной является коллекция живописи конца XIX — нач. XX вв. Особое место в коллекции занимает русский авангард. Галерея также обладает большим собранием западно-европейской гравюры XVII—XIX вв. Важное место в коллекции занимает творчество уроженца Астрахани Б. М. Кустодиева. В настоящее время галерея насчитывает более 19 тыс. экспонатов и размещена в 23-х залах старинного купеческого особняка.    Сегодня Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. В более чем 20-ти залах музея представлены произведения известных русских художников, составивших славу отечественной культуры. Это С. Щедрин, Л. Каменев, А. Боголюбов, И. Шишкин, С. Жуковский, Н. Крымов, К. Коровин, И. Машков, А.Куприн, Р.Фальк, П.Кончаловский. Особой гордостью собрания Астраханской галереи являются полотна художников русского авангарда - В.Кандинского, К.Малевича, М.Шагала, О.Розановой, А.Лентулова. В состав галереи входят два филиала - Дом/музей Б.М. Кустодиева и литературный Дом/музей Велимира Хлебникова. Сегодня Астраханская государственная картинная галерея им.П.М. Догадина является одной из культурных жемчужин Астрахани. Собрание галереи насчитывает около 20 тыс. экспонатов.   В отделе русского искусства XVIII - XIX веков представлены произведения Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, С.Ф. Щедрина, И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, В. А. Тропинина, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Живопись конца XIX - начала XX-го века представлена работами И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. В. Нестерова, К. А. Сомова, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. К. Рериха, П. П. Кончаловского. Много лет работы художников авангарда из собрания галереи участвуют в различных международных выставках. География этих выставок необычайно широка: Япония, Австралия, Швеция, Италия, Бельгия, Германия, Франция, США, Южная Корея и т.д. Это картины В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.М. Ходасевич. Таким образом, проследив историю становления Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, можно с уверенностью сказать, что она обладает не только богатой историей, но и многообразной коллекцией художественных произведений, которые являются не просто базой для существования галереи, но и основой для ее дальнейшего развития, причем направления эти могут быть весьма многообразны.    Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина - один из интереснейших культурных центров не только Астрахани, но и России. Художественная ценность коллекций, представленных здесь, отмечена Почетным дипломом и знаком «Золотая пальма» Международного Совета музеев (Париж). Собрание галереи известно во многих городах мира, где, представляя отечественное искусство, побывали на международных выставках произведения из ее фондов. Рис. 24. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина

 

 
 

Рис. 25. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, интерьер

 

Дом – музей Б.М. Кустодиева был открыт в 2002 г. в усадьбе (доме) Моисеевых-Злобиных, являющейся образцом городской застройки конца XIX-начала XX вв. Постоянная экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве всемирно известного художника Бориса Михайловича Кустодиева, родившегося и долгое время прожившего в г. Астрахань.

В фондах музея хранится 109 работ, в числе которых около 100 рисунков, скульптура, мемориальные предметы и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи.

Дом-музей Б.М. Кустодиева постоянно контактирует с потомками художника, в частности, с его внучкой Т.К. Кустодиевой, известным в России искусствоведом, передавшей в дар музею уникальные фотографии из семейного архива Б.М. Кустодиева, работы его сына Кирилла, предметы, принадлежавшие мастеру и членам его семьи.

 

Рис. 26. Дом-музей Б.М. Кустодиева, г. Астрахань

 

 

Рис. 27. Дом-музей Б.М. Кустодиева, г. Астрахань. Интерьер

  Краеведческий музей располагается в так называемом здании городских учреждений. В основе Астраханского краеведческого музея лежала частная коллекция любителей древностей. А сейчас в собрании огромное количество интереснейших экспонатов, некоторые из которых уже приобрели мировую известность.


Рис. 28. Краеведческий музей, г. Астрахань

Рис. 29. Краеведческий музей, г. Астрахань. Интерьер

 

  Впечатляет не только богатая коллекция разнообразных редкостей, но и само здание. Построенное в ложнорусском стиле, оно напоминает замок. Внутри ощущение величественности не пропадает: множество колонн, полукруглые арки дверных проемов, старинные зеркала, на потолке — искусная лепнина и грандиозные люстры, на полу — красные ковровые дорожки и плитка, которой уже больше века.

   Наибольшую известность имеет археологическая коллекция. Здесь представлены редчайшие изделия сарматских времен из золота и серебра; внушительные коллекции монет, документов, уникальных книг, почтовых конвертов и марок. Кроме этого есть коллекции живописи и графики, скульптур, изделий прикладного искусства, мебели, естественнонаучная, палеонтологическая и этнографическая коллекции, собрание предметов истории техники, макетов и моделей.

 

       Астраханский кремль — историко-архитектурный комплекс, филиал ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», крепость в Астрахани, выстроенная на месте первых фортификационных сооружений, появившихся в связи с переносом города в 1557-1558 годах воеводой И.С. Черемисиновым. Комплекс Астраханского кремля представляет собой целостный ансамбль памятников оборонного зодчества, культовой и гражданской архитектуры и включает в себя 22 объекта XVI — начала XX вв.

   Уникальный комплекс Астраханского кремля, представляющий собой ансамбль не только из памятников оборонной архитектуры, но и гражданского строительства, расположен на острове, омываемом водами Волги, Кутума и Царёва ерика, на самом высоком его холме — Заячьем бугре. Строительство велось в 1580—1620 годах; строители — Михаил Вельяминов, Дей Губастый (надзирающий за строительством). Изначально крепость с белокаменными стенами, 4 глухими и 3 проездными башнями спускалась по левому берегу Волги почти до набережной, однако уже в конце XVIII — начале XIX века между Кремлём и урезом воды уже была коса шириной около 600—700 метров, которая впоследствии была застроена.

  За основу крепости строители взяли Московский кремль, стены и башни которого имели завершение в виде двурогих зубцов, напоминающих «ласточкин хвост». Это позволяло защитникам вести прицельный огонь по неприятелю из огнестрельного оружия, а косые отверстия давали возможность поливать врага крутым кипятком или огненной смолой. Ширина кремлевских стен на некоторых участках превышала 5 метров. Строительные работы на территории комплекса в Астрахани продолжались до конца XX столетия.

  Начиная с 1960 года, Астраханский кремль имеет статус историко-архитектурного памятника и находится под защитой государства. Ежегодно сотни тысяч туристов приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории страны и полюбоваться на сохранившиеся с древних времен сооружения.

  Музей «Астраханский кремль» открылся в 1974 г. С 1970-х начали реставрировать стены, башни и внутренние строения кремля, а самому комплексу был присвоен статус заповедника. Сегодня это не только памятник русской военной крепости: здесь располагается богатый этнографический музей, его основные корпуса находятся в бывшем управлении военачальника крепости 19 в. постройки, Артиллерийской башне и Красных воротах. Открыты выставки «История образования города у северо-восточных стен кремля», «История астраханского гарнизона», «История телесных наказаний на Руси» и др. А еще можно полюбоваться видами Астрахани и Волги на смотровой башне Красных ворот.

Рис. 30. Астраханский кремль


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.