Раздел 6. Градостроительное решение. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел 6. Градостроительное решение.

2022-05-12 52
Раздел 6. Градостроительное решение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

      В связи с тем, что музей относится к разряду уникальных объектов, его размещение играет значительную роль в формировании градостроительных ансамблей. При выборе участка под размещение музея следует учесть транспортную и пешеходную доступность для высокой посещаемости, как туристов, так и местных жителей с организацией парковок. Желательно размещение музея в городских центрах с объединением в комплексы с другими учреждениями культуры.  Кооперация дополняет функциональную программу музея и привлекает новые категории посетителей.  В случае размещения музея в парковой зоне возникает возможность устройства открытой экспозиции и рекреационных зон. Необходимо предусмотреть дополнительную площадь территории для перспективного расширения музея.

 

Требования к участку

 

Участок музея включает следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную.

Входная зона находится перед главным входом и служит местом сбора экскурсий и ожидания, где также размещены места для парковок туристических автобусов и автомобилей.

Экспозиционная зона предназначена для     размещения различных экспонатов под открытым небом, и является продолжением постоянной экспозиции музея.

Рекреационная зона является зоной отдыха посетителей. Эту зону можно совмещать с входной или экспозиционной зонами.

В хозяйственной зоне размещаютсооружения инженерно-хозяйственного назначения, обслуживающие музей (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). В современных музеях по возможности отказываются от строительства отдельно стоящих инженерных сооружений, встраивая технические помещения в цокольных или подвальных этажах со стороны загрузок экспонатов либо пищеблока.

     Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны.

  Зависимость площадей экспозиции и участка такова:

 

Экспозиционная площадь, м2 500 1000 1500 2000 2500 3000
Площадь участка, га 0,5 0,8 1,2 1,5 1,8 2,0
             

 

Наиболее распространенные соотношения различных площадей участка приведены в табл. 1.

 

                                                                                                                                     Таблица 1

 

Площадь застройки, % Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, % Открытые экспозиционные площадки, %   Озеленение,%   Хозяйственный двор, %
25 - 30         10 - 15     10 - 15 30 - 40 5 - 10
         

 

Для зданий, не оборудованных мусоропроводами, следует предусматривать мусоросборную камеру или хозяйственную площадку, обязательно с твердым покрытием.

 

Раздел 7. Архитектурно-планировочные решения

Основные группы помещений.

   В настоящее время музей представляет собой многофункциональный объект, который совмещает в себе ряд функций: хранение экспонатов, проведение выставок, воспитательная, клубная, образовательная, массово-просветительная, научно-исследовательская и методическая. Содержание музейной работы отражается на его внутренней структуре и составе помещений. Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения помещений следующие:

- экспозиционные залы – 45% - 55%;

- фондохранилища – 20% - 25%;

- вспомогательные помещения – 35%.

 

Рис.3. Функционально-планировочная структура музея: 1 - вестибюль и гардероб; 2 - информационно-справочный отдел; 3 – помещение экскурсовода; 4 – медпункт; 5,6 – туалеты; 7 – магазин сувениров (киоски); 8 – помещения отдыха; 9 – кафе, буфет; 10 – детская, игровая; 11 – лекционный зал; 12 - зона массовых мероприятий; 13 – зона периодических выставок; 14 – аудитория; 15 - библиотека; 16 – фойе; 17 – дирекция; 18 – конференц-зал; 19 – кабинеты научных работников; 20 – вестибюль служебный; 21 – бытовые помещения; 22 – столовая персонала с подсобными помещениями; 23 – фото- и другие лаборатории, мастерские; 24 – прием, обработка, консервация; 25 – технические помещения; 26 – сейф.

 

   К первой группе относятся помещения, обслуживающие посетителей:вестибюль с гардеробом, информационно-справочный центр, комнаты экскурсоводов, медпункт, туалетные, магазин или киоски для продажи книг, репродукций и сувениров (иногда салон – выставка – продажа), помещения для отдыха, буфеты (ресторан), студия изобразительного искусства в художественных музеях, детская игровая комната.

   Площадь вестибюльной группы определяют исходя из вместимости здания и режима его работы. Площадь вестибюля и гардероба рассчитывается с учетом единовременного пребывания в музее 1/41/5 общего числа посетителей в день 0,2-0,3м2, а гардероб - 0,15 на одного посетителя, при этом предполагается, что посетитель находится в музее в течение 1,5 – 2 часа. Помещение контроля делит вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную. До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, магазинами (киосками), кафе (буфетом) и санузлами, за контролем – входы в основные пространства музея: выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские.  

   В информационном центре концентрируется информационно-справочное, консультативное и экскурсионное обслуживание посетителей. Организованные посетители – экскурсанты составляют до 30% общего числа, 70% составляют посетители – одиночки. Центр содержит информационный зал с аудиовизуальной и телевизионной аппаратурой, школьный кабинет, лабораторию запросов посетителей.

   Помещения для отдыха и буфета (кафе) служат паузами в ознакомлении с экспозицией. Желательна их зрительная связь с внешней средой. Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать по расчетному показателю площади на одно посадочное место, м2: в ресторанах - 1,8; в кафе, закусочных - 1,6.

    Санитарные узлы в музеях должны быть хорошо изолированы от других помещений, иметь естественное освещение; рассчитываются на равное число посетителей мужчин и женщин. Необходимо предусмотреть санузлы для маломобильной группы населения. Санитарно-бытовые помещения следует предусматривать раздельно для обслуживающего персонала и для посетителей. Для расчета санитарных приборов соотношение мужчин и женщин принимается 1:1, если иное не указано в задании на проектирование. Расчетная нагрузка на один санитарный прибор назначается следующим образом:

   мужчины - 1 унитаз на: от 20 до 30 чел. (для сотрудников), от 50 до 60 чел. (для посетителей); 1 писсуар на: от 15 до 18 чел. (для сотрудников), от 50 до 80 чел. (для посетителей); 1 умывальник на 4 унитаза (но не менее 1 на уборную);

  женщины - 1 унитаз на: не более 15 чел. (для сотрудников), от 25 до 30 чел. (для посетителей); 1 умывальник на 2 унитаза (но не менее 1 на уборную).

В женских уборных для работающих в общественном здании, персонала музейного комплекса, дополнительно предусматриваются гигиенический душ, биде или другое гигиеническое оборудование. Размещать его следует в одной кабинке совместно с унитазом. Кроме того, следует предусматривать помещения для хранения, очистки и сушки уборочного инвентаря, оборудованные системой горячего и холодного водоснабжения и, как правило, смежные с уборными. Площадь этих помещений следует принимать из расчета 0,8 м2 на каждые 100 м2 площади этажа, но не менее 4 м2.

   К второй группе помещений относится культурно-пропагандистский отдел:лекционный зал, конференц-зал, универсальное пространство, залы периодических выставок, библиотека.

   Лекционный зал используется для показа коротких документальных фильмов, предназначается для докладов, научных конференций, семинаров. При лекционном зале размещаются лекторская комната и кинопроекционная, фойе и кулуары.. Площадь конференц-залов следует принимать по расчетному показателю площади на одно место, м2:

в залах до 150 мест: с пюпитрами у кресел - 1,25; без пюпитров - 1,1;

в залах на 150 и более мест: с пюпитрами у кресел - 1,1; без пюпитров - 1,0.

Площадь фойе следует принимать по расчетному показателю площади на одно зрительское место в залах не менее 0,7 м2. Объем зрительных залов рекомендуется принимать на одно зрительское место 4-7 м3.

   Универсальное пространство служит для массовых общественных мероприятий и различных форм общения. Общение становится активным условием функционирования музея как социального организма. В малых музеях может для этого использоваться развитое фойе при лекционном зале и вводный зал при достаточных его размерах. Залы периодических выставок служат для показа новых поступлений, передвижных и обменных выставок. Этот наиболее динамичный элемент музейной экспозиции привлекает значительные потоки посетителей. При залах периодических выставок предусматриваются резервные площади для подготовки экспозиции. В зависимости от величины музея параметры помещений варьируются следующим образом:

  - в музеях с экспозиционной площадью до 200м2 выявляется зона универсального использования на этой площади;

  - в музеях с экспозиционной площадью до 1500м2 проектируются кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;

  - в музеях с экспозиционной площадью до 2500м2 проектируются кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;

  - в музеях с экспозиционной площадью до 5000м2 проектируются два зала - кинолекционный зал на 200 мест и зал заседаний площадью 45 – 60 м2, а также кружковые комнаты.

        Библиотека в музее рассчитана на обслуживание, как сотрудников, так и посетителей. Она содержит читальный зал, каталожную, научно-библиографический отдел, помещения для просмотра микрофильмов, кабины с аудиовизуальными аппаратами, книгохранилище. Площадь читального зала следует принимать не менее 2,4 м2 на одно читательское место. 

К третьей группе относится зона постоянной экспозиции, которая зависит от характера коллекций. При зальном приеме планировки площадь экспозиционных залов не должна быть в малых музеях менее 50-60м2. Желательно предусмотреть возможность гибкого решения единого внутреннего пространства в зависимости от специфики экспозиции с применением конструктивных приемов, позволяющих трансформацию помещений для наиболее выгодного показа экспонатов и создания эмоциональной обстановки. Сочетание различных по высоте, габаритам и освещенности экспозиционных залов способствует обострению внимания посетителей. В составе экспозиционной зоны могут быть выделены пространственные акценты в виде вводного или заключительного залов. Вводный зал подготавливает посетителей к восприятию экспозиции. Нередко в экспозиционную зону включают диорамы.

Своеобразную планировочную структуру имеют музеи-панорамы. Центральным ядром является художественное произведение – панорама, требующая специального круглого зала. Крупное живописное полотно дополняется объемным передним планом. Помещение панорамы получает периметральное отраженное освещение. В центре зала – кольцевая площадка для кругового осмотра. Над смотровой площадкой – подвесной потолок, затененный по сравнению с пространством собственно панорамы.

Высота рядовых экспозиционных залов определена 4-5 м, больших залов 6-8 м. Желательно иметь резервные площади для перспективного расширения экспозиции, в начальный период занятые под временные выставки.

Четвертая группа - помещения дирекции, администрации, малого конференц-зала, кабинетов для научных работников (частично при фондах).

Значительные площади отводятся лабораториям по репродуцированию материалов фондов, реставрационным мастерским, помещениям подготовки экспонатов для длительного хранения и фондохранилищам, запасникам, помещениям технического оборудования. Реставрационные мастерские оборудуются рентгеновскими кабинетами, лабораториями люминесцентного анализа и фотографирования в ультрафиолетовом освещении, химической лабораторией, дезинфекционной камерой и пр. При проектировании фондохранилищ следует исходить из задач обеспечения необходимых условий хранения экспонатов (подлинных фондов и научно-вспомогательных материалов). Площади фондохранилищ составляют 1/3 от экспозиционных площадей. При этом в экспозиционных залах размещается 20% единиц хранения фондов. К зоне фондов относятся помещения приема, обработки, консервации, изучения и подготовки материалов к экспонированию.

  При группе служебных помещений предусматриваются специальный вход с вестибюлем, гардероб, помещения душевых с раздевальными, санузлы, столовая персонала с подсобными помещениями. 

Площади экспозиционных залов и отдела культурно-пропагандистской работы должны составлять с площадью всех вспомогательных помещений соотношение, близкое 1:1. Только при такой пропорции музей способен выполнять свои многосторонние функции.

Рекомендуемые состав и площади помещений регионального центра музеев приведены в табл. 2.

                                                                                                      

                                                                                                       Таблица 2

 

№ п.п.         Группы помещений Ориентировочная площадь, м2
1.   2. 3. 4. 5. 6. 7.  8. 9. 10. 11.  12. 13. 14.                   Дирекция и административно-хозяйственные службы Научно-исследовательский отдел Научно-методический отдел Редакционно-издательский отдел Научно-справочная библиотека Архитектурно-художественные мастерские Кинолекционный зал Выставочные залы Реставрационные мастерские и лаборатории Кинофотолаборатория Хранилища по видам материалов Производственные мастерские Обслуживающие помещения Технические помещения                 150                   250                 200                 120                 200                 150                 180                 400                 600                 100                2500                 120                 150          По расчету

 

Категория музея определяется величиной фондов и количеством посещений. При установлении категории музея учитываются качественные показатели коллекции и посещаемости в табл. 3.

 

                                                                                                      Таблица 3

 

   Показатели деятельности

                          Категория музея

I               II III IV   V
Посещаемость музея в год, тыс.чел. Количество ед. хранения, тыс. 400и более   150и более 150-400   75 - 150 100-150   30 - 75  20 – 100   10 - 30  10 – 20   2 - 10

 

Функциональные взаимосвязи

Музей рассчитан на массовое посещение, его планировка должна удовлетворять требованиям организации движения посетителей с целью обеспечения наилучшего осмотра экспонатов, учета утомляемости посетителей и возможности проведения обзорных и тематических экскурсий. В крупных музеях индивидуальные посетители могут получить микромагнитофоны, передающие сведения об экспонатах, пока посетитель находится в зоне экспоната.

Планировка должна отвечать технологическим требованиям сменности и сохранности экспозиции и возможности изменения функциональных программ, дифференциации видов деятельности и изменения во времени самого здания. Вестибюльная группа и информационный центр обычно размещаются до пункта контроля. Помещения отдыха и буфета находятся за пунктом контроля.

  Архитектурно-планировочное решение вестибюля должно способствовать хорошей ориентации посетителей. При ограниченных размерах вестибюля желательно визуально раскрыть его в вводный зал, зал периодических выставок.

Учитывая интенсивность и регулярность потоков в культурно-пропагандистский отдел, наиболее целесообразно залы для лекций, передвижные выставки и библиотеку размещать в одном уровне и удобно их связать с вестибюлем. Такое решение позволяет ограничить перемещение по музею тех посетителей, которые приходят только в данный отдел. В крупных музеях дифференцируется размещение зон отдыха; при значительных размерах библиотеки и организации ресторана предусматриваются отдельные входы.

    График движения в музее органически связан с его планировочной структурой и строится в соответствии с функциональными членениями пространства и тематической режиссурой экспозиции. Распространенными типами графика движения является анфиладный и кольцевой. При организации движения необходимо исключить петли и встречные потоки, поэтому тупиковая планировка нежелательна (рис.4).

Рис.4 

 

Вертикальные коммуникации

 

    Особое значение в структуре плана имеют узлы вертикальных коммуникаций. Лестницы, пандусы, лифты и эскалаторы являются важными средствами организации графика движения и последовательности эмоционального восприятия. Расположение лестниц и их число зависят от этажности здания, емкости людских потоков и замысла экспозиционного осмотра. Из соображений пожарной безопасности верхний этаж здания музея должен иметь не менее двух эвакуационных выходов. Главная лестница, ведущая до уровня второго этажа, где развернута основная экспозиция, может быть открытой, любого очертания, с пропускной способностью 100 чел. на 1м ширины марша. Вторая лестница ставится на пути обратного движения. Помимо главных лестниц, служащих для разделения входящих и выходящих посетителей, предусматриваются второстепенные эвакуационные в капитальных стенах.

       В общественных зданиях в качестве средств вертикального транспорта могут быть использованы лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры (траволаторы), платформы подъемные для инвалидов, а также другие устройства для вертикального транспортирования с учетом технологии функционирования объекта проектирования. Число пассажирских лифтов следует устанавливать расчетом, но не менее двух. Допускается второй лифт заменять грузовым, в котором разрешено транспортировать людей, если по расчету вертикального транспорта в здании достаточно установки одного пассажирского лифта. Один из лифтов в здании (пассажирский или грузовой) должен иметь глубину кабины не менее 2100 мм для возможности транспортирования человека на носилках скорой помощи. Расстояние от дверей наиболее удаленного помещения до двери ближайшего пассажирского лифта должно быть не более 60 м. Ширина лифтового холла пассажирских лифтов должна быть не менее: при однорядном расположении лифтов - при глубине кабины лифта до 1,5 м - 2,0 м, свыше 1,5 до 2,0 м - 2,5 м, свыше 2,0 м - 1,3 глубины кабины лифта. Перед лифтами с глубиной кабины 2100 мм и более ширина лифтового холла должна быть не менее 2,5 м.

     В качестве второго эвакуационного выхода допускается предусматривать в зданиях всех степеней огнестойкости во всех климатических районах наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) с уклоном не более 45°.

Ширина таких лестниц должна быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.

     Ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

Уклон пандусов на путях передвижения людей не должен превышать:

внутри здания, сооружения - 1:6; снаружи - 1:8;

на путях передвижения инвалидов на креслах-колясках, в том числе в стационарах лечебных учреждений - от 1:10 до 1:12.

   Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.

Высота ограждений лестниц, балконов, наружных галерей террас и в других местах опасных перепадов высот должна быть не менее 0,9 м.

Из помещений общественных зданий, независимо от их назначения, один из эвакуационных выходов может быть непосредственно в вестибюль, гардеробную, поэтажный холл или фойе, примыкающие к открытой лестнице 2-го типа. При размещении в цокольном или подвальном этаже фойе, гардеробных, курительных и уборных можно предусматривать отдельные открытые лестницы из подвального или цокольного этажа до первого этажа.                                       

        Пандусы используются для организации последовательного движения и одновременно осмотра экспозиции. Пандус вместе с лифтом применен в музее Гуггенхейма в Нью-Йорке (рис.2) – поднявшись на лифте, посетитель затем спускается по виткам пандуса вниз.

 

              

                            

 

              Рис.5 Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. Арх. Френк Ллойд Райт

                         

  Целенаправленный график движения и сопутствующий ему маршрут восприятия экспозиции должны быть подчинены функционально-смысловому и идейно-образному решению музейного пространства.

  Вспомогательные помещения изолируются от экспозиционных залов и комплекса помещений для посетителей. Задача состоит в том, чтобы сотрудники могли легко посещать зону экспозиции, а посетители-специалисты попадать в фонды музея и кабинеты научных исследований. Фондохранилища следует проектировать как своеобразные демонстрационные помещения в соответствии с характером экспонатов и с систематизированным расположением запасных коллекций. Иногда фонды размещаются на одном уровне с экспозиционными залами. При любом варианте необходимо обеспечить удобную транспортировку экспонатов из фондохранилищ в экспозиционную зону. Обслуживание мастерских, фондохранилищ, помещений приема экспонатов и ресторана желательно предусмотреть из служебного двора.

  Для современного музейного здания характерна «открытая» пространственная структура, способная легко адаптироваться к изменениям функциональной программы.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.