Пространственное расположение различных фигур и букв — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Пространственное расположение различных фигур и букв

2022-05-12 30
Пространственное расположение различных фигур и букв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение 1

Написать называемые буквы справа или слева от вертикальной линии.

Упражнение 2

Положить карточку с кружком, справа от нее - с крестиком, слева от крестика поставить точку.

Упражнение 3

Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг.

Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника - кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.

Соотношение в пространстве элементов графических

Изображений и букв

В следующих упражнениях одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы и по выявлению сходств и различий между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.

Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребенок должен очень хорошо представлять себе, что имеется ввиду, когда используются слова: вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, то есть правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и верная ориентировка на плоскости листа. Опыт показывает, что элементарная инструкция «веди руку вправо (влево, вверх)» часто оказывается непонятой. Развить такую способность можно с помощью упражнения № 1.

Упражнение 1

Предлагается принять участие в игре. Ребенок рисует на чистом листе нелинованной бумаги в середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии - круги одинаковой величины. Далее можно в середине квадрата нарисовать маленький кружок, в середине каждого круга по квадрату и т.п.

Для учащихся, успешно справившихся с выполнением предыдущего упражнения, предлагаются следующие более сложные упражнения № 2, 3.

Упражнение 2

Педагог предлагает задание: «Справа от квадрата нарисуем треугольник, слева у каждого круга тоже по треугольнику. Получается? Хорошо. Продолжаем игру». Можно (если ребенок не устал) сделать следующее: в середине квадрата нарисовать маленький кружок, а в середине каждого круга - по квадратику и т.д.

Играя так, можно проверить, способны ли школьники соотносить фигуры, понимать значение предлогов «над», «под», «слева», «справа», «вверху», «внизу» и т.д.

Упражнение 3

Предлагается игра, для которой понадобятся чистый лист бумаги (можно большой) и фломастер, толстый карандаш или мелок. Ученик должен представить, что он едет на автомобиле, и ему необходимо начертить на бумаге свой маршрут, который задается логопедом: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и …» Таким образом получается схема движения. Ребенок во время выполнения задания осваивает правила движения руки с карандашом по плоскости листа.

В процессе занятий необходимо использовать серию упражнений по закреплению представлений о соотношении в пространстве элементов графических изображений и букв (упражнения № 4-10).

Упражнение 4

Прочитать слова: спереди, верх, вдаль, левый, крайний, низ, сверху.

Следует вначале найти в этих словах вторую по счету букву, выписать и затем составить слово из этих букв.

В упражнениях 5-6 ребенку предлагается лист в клеточку, на котором схематически изображены звезды, птицы (упр. № 5), подводный мир (упр. № 6) и отмечено начало пути. Педагог говорит ребенку, сколько клеточек и куда он должен провести (вверх, вниз, влево, вправо, вверх направо и т.д.).

Примечание: инструкция «вверх» направо (и т.п.) означает движение по диагонали.

Упражнение 5

Нарисовать схему движения самолета.

Упражнение 6

Задача ученика - помочь водолазу выбраться из Марианской впадины, проложив на рисунке маршрут.

Упражнение 7

Расшифровать слова (приложение № 14).

________________________ - делу венец.

________________________ - будет новый день.

________________________ - это часть месяца.

________________________ - христианский праздник.

________________________ - раз в году.

Упражнение 8

Найти отличия. Раскрасить паровозы и определить, в какую сторону они едут? Паровозы могут быть заменены любыми другими движущимися предметами.

Упражнение 9

Куда «смотрят» предметы? (приложение № 15)

Гусь смотрит____________. Первый поросенок смотрит____________. Второй поросенок смотрит _______________. Поезд едет ___________. Кот смотрит___________________.

Нарисовать по клеткам эти предметы так, чтобы они смотрели в противоположную сторону.

Упражнение 10

Дорисовать вторую половину предмета (приложение № 16).

Упражнение 11

«Лабиринт»

Для выполнения упражнения изготавливаются карточки с изображением различных лабиринтов (приложение № 17).

Можно предложить следующие виды заданий:

1. Движение по лабиринту к определенной цели (проведи зайца к морковке, девочку к дому и т.п.). Дети вначале прокладывают путь карандашом, а потом рассказывают, как двигался зайчик: «Сначала вверх, потом вправо, потом вниз и т.д.»

2. Движение по лабиринту в соответствии со словесной инструкцией ведущего.

3. Движение по лабиринту в соответствии с картой-схемой.

Упражнение 12

«Любопытная муха»

Для этой игры необходимо квадратное игровое поле, расчерченное на 9-16 квадратов. Каждый квадрат имеет кармашек, в который вставляется картинка. Картинки переворачиваются так, чтобы дети не видели изображения. Инструкция дается следующим образом: «Любопытная муха летала-летала и прилетела к нам поиграть. Села она на левый нижний квадрат и поползла на 2 квадрата вверх, на 1 вправо, на 1 вниз, на 1 вправо и т.п. Покажите, где сейчас сидит муха». Тем детям, которые правильно показали расположение мухи, она загадывает загадки. После того как ребенок отгадал загадку, открывается картинка в квадрате, где находится в данный момент муха. На картинке изображен предмет, о котором шла речь в загадке.

Эта игра может иметь другой вариант. В клетках игрового поля записаны слоги. Двигаясь в соответствии с инструкцией ведущего, дети составляют из слогов слова.

Упражнение 13

«Графический диктант»

Это всем хорошо известное упражнение, когда дети в соответствии с инструкцией выполняют изображения в тетрадях в клетку. Инструкция может предлагаться как для восприятия на слух: «Две клеточки вверх, 4 клеточки вправо», так и для зрительного восприятия: 2, 4 и т.п.

5. Дидактические игры по формированию пространственных представлений

Продуманный выбор игрового материала даст возможность педагогу углубить полученные учениками знания и способствовать выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей действительности.

Учитывая возможности учеников с речевыми нарушениями, на коррекционных занятиях можно использовать следующие игры и упражнения.

«Водители»

Цель Развитие мышления и пространственной ориентировки.

Материалы Изображения дорожных знаков. Движение только прямо.

Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи. Несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности.

Карточки с изображениями различных машин.

Ход игры Вариант 1

Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Например, предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

Вариант 2

Играющие сидят за партами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево - синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево.

Цель Уточнение пространственных ориентировок.

Материалы Цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточка.

Ход игры Детям рассказывается о том, что такое восточный базар и о тех товарах, которые можно было на нем встретить. Сообщается также, что раньше на базарах мастера не только продавали свои изделия, но и производили их. Детям предлагается самостоятельно изготовить персидские ковры из бумаги и картона с помощью различных геометрических фигур. Можно предварительно показать детям образцы - изображения подлинных ковров.

Далее ребенок превращается в продавца, предлагающего свой товар. Используя наречия в середине, сверху, снизу, слева, справа, ребенок должен описать свое изделие. Правильно и точно описанный ковер считается проданным. Ребенок получает наградной жетон.

«Разноцветные точки»

Цель Уточнение пространственных ориентировок на основе пов

торения значений понятий «слева - направо», «справа-на

лево»; усвоение последовательности цифрового ряда, графи

ческого воспроизведения направления, определения пространственных взаимоотношений объектов.

Материалы Рабочие карточки с цветными точками. Карточка представляет собой лист бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке.

Ход игры Ребенок должен глядя на карточку назвать точки по ведущий: слева - направо, справа - налево, сверху - вниз, снизу - вверх. Ведущий активно руководит работой и следит за тем, чтобы:

1. ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка названа первой;

2. заданное направление сохранилось во время чтения;

3. соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

«Найди предмет»

Цель Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок - части комнаты, стол, стул, шкаф - мебель).

Материалы План комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерьера. Например: 1 - трехсекционная стенка; 2 - письменный стол; 3 - кресло; 4 - кушетка; 5 - стулья; 6 - телевизор.

Ход игры В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Педагог и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна), а затем - определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 градусов.

Можно предложить школьникам самостоятельно составить план своей комнаты или комнаты, смоделированной из кукольной мебели. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т.д.

«Где спрятан предмет?»

Цель Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Материалы Игрушка.

Ход игры Инструкция педагога может звучать следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Далее педагог вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого педагог шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячет предмет. Например: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что он хочет посмотреть на рыбок».

«Пора!» - приглашают водящего, который начинает поиски. Во время поисков ученики направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.

«Кукольный театр»

Цель Приучение школьников обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения в контексте развития пространственного воображения и мышления.

Материалы Сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Ход игры Игра представляет собой забавное зрелище. Педагог, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса школьники уточняют значение наречий и предлогов напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

Игра начинается с рассказа педагога. Он представляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета педагог обращается к детям с вопросами. Например: «Как стоят герои? Напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди? А кто позади? Кто внизу, а кто наверху?» и т.д.

Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.

«Копирование точек»

Цель Формирование умения различать правое и левое направления в пространстве, развитие мелкой ручной моторики, развитие пространственного воображения и мышления.

Материалы Индивидуальная карточка с образцом.

Ход игры Ученику предлагается скопировать образец - несколько групп точек, расположенных в строчках. Образец располагается слева, рисовать предполагается справа, на месте листа. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать о пространственном расположении точек.

Пример индивидуальной карточки.

Образец для копирования Бланк для заполнения

_______________________ _____________________

..........

_______________________ _____________________

..........

«Составление фигур из разрозненных деталей»

Цель Развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.

Материалы Пазлы, конструктор, разрезанные картинки.

Ход игры Педагог предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

«Использование игр с постройками из кубиков»

Цель Развитие пространственного и образного мышления, мелкой моторики пальцев и кистей рук, уточнение пространственных ориентировок, повторение названий геометрических фигур (куб, квадрат), повторение понятий (грань куба, ребро куба).

Материалы Набор кубиков.

Ход игры Педагог дает детям карточку с орнаментом, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

«Составление узоров из геометрических фигур»

Цель Развитие пространственных представлений, повторение названий геометрических фигур, различение понятий верх, низ, сбоку; дифференциация предлогов, обозначающих направление в пространстве.

Материалы Счетные палочки, изображения геометрических фигур, конструктор.

Ход игры Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

«Лабиринты»

Цель Закрепление пространственных ориентировок, тренировка графического воспроизведения направлений и определения пространственных взаимоотношений объектов.

Материалы Карточки с изображениями лабиринтов.

Ход игры Педагог показывает образец и говорит: «Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда, на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти через стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша».

По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь логопеда уменьшается, постепенно сводясь на нет.

«Найди свое место»

Цель Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, затем по команде «Становись!» быстро возвращаются на свои места. После того как они хорошо запомнят свое место, им предлагается вернуться на свое место, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т.п.).

«Следопыт»

Цель Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры В игре участвуют двое детей: один - «следопыт», другой - «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!» «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.

Использованная литература

1. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. Пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова М.: Просвещение,

2. Выткалова Л.А., Краюшкина П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников (практические задания и упражнения). Волгоград: «Учитель», 2009 г.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Санкт-Петербург: «Речь», 2006 г.

4. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом (дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей). Санкт-Петербург: «Корона.Век», 2011 г.

5. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: «Корифей», 2011 г.

6. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 г.

7. Румега Н.А. Учим детей писать правильно (Эффективные методики развития навыков письма и пространственных представлений). Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 г.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: «Владос», 1995 г.

9. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика (Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет). Екатеринбург: «Литур», 2006 г.

10. Шевлякова И.Н., Посмотри внимательно на мир. Москва: Генезис, 2003 г.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.