Работа по методике развития пространственной ориентировки и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Работа по методике развития пространственной ориентировки и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

2022-05-12 25
Работа по методике развития пространственной ориентировки и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по методике развития пространственной ориентировки и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П. П. Блонского и В. В. Давыдова, теории деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова.

Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения.

Зрительное восприятие ребенка с нарушением зрения обладает теми же свойствами, характерными и для нормально видящих детей. А.Г. Литвак отмечает, что проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения и светоощущения, сужении поля зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения.

Восприятие младшего дошкольника (3-4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие – не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети с нарушением зрения наибольшего успеха достигают в восприятии величины предметов. Однако большинство этих детей имеют низкие показатели по таким параметрам зрительного восприятия, как восприятие цвета, ориентировка в пространстве и восприятие пространства. У них недостаточно сформированы предметные и временные представления. Большое количество детей имеет слабые навыки восприятия сложных изображений. Дети с нарушением зрения в данном возрасте испытывают трудности при назывании, различении, соотнесении с задаваемой формой, локализации предметов. Также большинство детей испытывает затруднения при анализе сложной формы. У них слабо сформированы навыки модальной ротации. Они не называют или путают названия основных цветов; не различают цвет основного или дополнительных оттенков; не локализуют заданный цвет; не соотносят предметы одного цвета и т. д. При слабовидении, когда умение и способность видения ограничены, дети даже не пытаются осмысливать изображение. Дети с данным нарушением способны видеть, но не умеют самостоятельно анализировать, осмыслять виденное.

В 5-6 лет ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

У большинства детей с нарушением зрительного анализатора в данном возрасте уже достаточно сформированы навыки цветовосприятия и ориентировки в пространстве. Большие трудности дети испытывают при восприятии формы. При качественном анализе зрительного восприятия также выявляются проблемные зоны в усвоении программного материала по следующим параметрам: восприятие сложной формы, временные представления, ориентировка в пространстве, восприятие пространства. По этим параметрам большое количество детей с нарушением зрения имеют невысокий уровень развития зрительного восприятия. Также испытывают трудности при назывании, различении, соотнесении с задаваемой формой, локализации предметов. Не называют или путают названия основных цветов; не различают цвет основного или дополнительных оттенков; не локализуют заданный цвет; не соотносят предметы одного цвета.

К началу школьного обучения у детей совершенствуется зрительное восприятие. Внешние ориентировочные действия необходимые для применения сенсорных эталонов полностью интериоризируются. Используют преимущественно зрительное соотнесение при узнавании предмета. В данном возрасте идёт усложнение и совершенствование представлений о цвете и форме предметов.

В возрасте 6 – 7 лет у детей с нарушением зрения уже в достаточном объеме сформированы представления о предметном мире. Большие успехи достигнуты в развитии восприятия величины, цвета, формы.

В этом возрасте большинство слабовидящих детей легко оценивают взаимоположение объектов, верно и качественно воспринимают сюжетные изображения. Однако у некоторых детей выявляются особые трудности в восприятии сложной формы: затруднен анализ, слабо владеют навыками поэтапного воспроизведения образца, возникают трудности при осуществлении зрительной ротации объекта или его части.

Продуктивность узнавания реальных объектов у слабовидящих дошкольников несколько ниже, чем у нормально видящих. Для опознания и знакомства с объектом они тратят в 2-3 раза больше времени. Многие из предъявленных предметов быта слабовидящие дети не опознают. Знакомые предметы не вызывают у них трудностей, посмотрев на предмет, они сразу его могут называть. Опознание бытовых приборов и предметов вызывает трудности. При этом они длительно могут рассматривать, подносить близко к глазам. В словесном описании возникают трудности в формировании целостности образа. Дети обращают внимание на отдельные детали в предмете, строят по ним догадки. Дети старшей и подготовительной групп не могут выделить существенные признаки узнанного предмета, описать последовательно части предмета и др.

 

Для детей 3-4 года

Игра № 5. «Зайкин урожай»

Педагог раскладывает перед детьми изображения зайчиков. Педагог предлагает разложить зайчиков по величине: от большого к маленькому. Затем найти для каждого зайчика корзинку и разложить морковки по корзинкам.

 

Для детей 5-6 лет

Игра № 2. «Изограф»

Педагог предлагает ребёнку алгоритм действия: обведение контура по зрительному образцу или вербальной инструкции. Ему предлагается прием действия, облегчающий сканирование контура: он обводит пальчиком контур, называет фигуру, затем обводит фигуру цветным карандашом, выделяя контур каждой фигуры определенным цветом. Если последовательность цветов задана заранее, можно проследить очередность вычленения фигур.

Игра № 3. «Узнай предмет»

Педагог предлагает детям иллюстрации с перечёркнутым изображением предметов и просит их узнать нарисованный предмет.

Для детей 6 -7 лет

Игра № 1. «Считалка»

Каждый ребёнок получает карточку, на котором в хаотичном порядке написаны цифры от 0 до 9 разными цветами и разного размера. Педагог просит ребёнка найти все цифры по порядку, а затем соединить их линией.

Игра № 2. «Найди предмет»

Каждый из детей получает карточку с изображением предмета и контурным изображением нескольких предметов. Педагог предлагает ребёнку найти «спрятанный» предмет. В случае затруднения педагог помогает найти первый предмет, далее ребёнок справляется сам.

Игра № 3. «Корректор»

Ребёнок получает текст, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Педагог просит ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о», затем другие буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, можно усложнить её, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» – обвести.

Игра № 5. «Дорисуй фигуры»

Каждый из детей получает карточки с изображением недорисованных геометрических фигур. Педагог предлагает детям дорисовать фигуры и назвать их.

 

Для детей 3-4 года

Игра № 1. «Узор на коврике»

Педагог раздаёт детям карточки-«коврики» на которых узором выложены геометрические фигуры и просит ребёнок сделать узор на своей салфеточке, предварительно подготовив белые коврики. Перед началом задания педагог рассматривает вместе с ребёнком узоры на коврике, уточняет какие геометрические фигуры изображены.

Игра № 2. «Составь по схеме рисунок»

Педагог предлагает ребёнку схему и предлагает выложить рисунок из геометрических фигур по схеме. Перед началом задания педагог анализирует схему, уточняет из каких деталей состоит данная схема.

Игра № 4. «Укажи дорогу»

Педагог предлагает схему сказки колобок. Надо указать стрелкой путь колобка от дома до лисы по указанному направлению. От колобка к зайцу по жёлтой дороге. От зайца к волку – по зелёной дороге, от волка к медведю – по красной дороге, от медведя к лисе по синей дороге.

Для детей 5 -6 лет

Игра № 2. «Рыбки»

Педагог предлагает детям карточки с изображением рыбок, плывущих в разные стороны, и просит раскрасить синим цветом рыбок, плывущих влево, а красным, плывущим вправо. Можно усложнить задание, раскрасить маленьких рыбок жёлтым цветом, а больших – зелёным.

Игра № 5. «Немо»

Каждый из детей получает карточку со схемой движения рыбки «Немо», изображением рыбки в центре листа и стрелками, указывающими путь. Педагог предлагает детям закрасить клетку, где окажется «Немо».

 

Для детей 6 - 7 лет

Игра № 4. «Собери слово»

На листе в разных углах изображены буквы. Педагог даёт инструкцию: первая буква находится в правом верхнем углу, вторая – в левом нижнем углу и т. д. Вы узнаете, как зовут мальчика.

Игра № 5. «Рыбак»

Ребёнок получает карточку с изображением рыбака. У маленького рыбака перепуталась леска. Что поймал рыбак? Ребёнок пальцем, а затем карандашом прокладывает путь и называет предмет.

 

Литература:

1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. М.: Логос, 2008.

2. Венедиктова М.В., Галкина Л.Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Нижний Новгород: Перспектива, 2004.

3. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. М.: Просвещение, 1967.

4. Грибанова Г.В. Нарушение формирования привязанности у детей в раннем возрасте // Дефектология. 1994.

5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2007.

6. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: методическое пособие. М.: Экзамен, 2006.

7. Ерастова Е.А. Воспитание слепых детей в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для вузов. М., 2000.

9. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. Челябинск: АЛИМ; изд-во Марины Волковой, 2008.

10. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006.

11. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994, №4.

12. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

13. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.

14. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Плаксиной. М.: ГороД, 1998.

15. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2006.

16. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

17. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2008.

18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998.

19. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998.

20. Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2008. №4.

 

Введение

Успеваемость для детей младшего школьного возраста - главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию. Поэтому именно начальная школа - тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям.

Задача педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога - помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно - то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, - и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.

Данный комплекс игр и упражнений направлен прежде всего на коррекцию и развитие зрительно-пространственных представлений. Как известно, ощущение и восприятие - те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Зрительное восприятие пространства - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение - ведущий канал получения информации о внешнем мире. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде. От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.

 

Правая и левая части тела

Эта работа со школьниками начинается с определения правой и левой руки. Логопед также может использовать различные упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела. С этой целью можно использовать целый ряд упражнений.

Ученикам задания должны предъявляться в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Упражнение 1

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2

Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3

Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Упражнение 4

Нарисовать отражения домов (приложение № 9).

Упражнение 5

Дорисовать левое и правое ухо (приложение № 9).

Упражнение 6

Дорисовать левую бровь и правый глаз (приложение № 9).

Упражнение 7

Дорисовать правое ухо и левый глаз (приложение № 9).

Упражнение 8

Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка (приложение № 9).

Упражнение 9

Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги (приложение № 9).

Упражнение 10

Соединить стрелками пары перчаток (приложение № 10).

Упражнение 11

Самостоятельно определить и показать правую и левую руки. Представить свое отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись для этого лицом друг к другу). Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

Совместно с учениками педагог делает вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.

Упражнение 1

Упражнение направлено на формирование у школьника умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

Вначале педагог дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т.д. Затем предлагается поочередно выполнять действия: положить книгу справа или слева от себя; вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа (аналогично - слева); повернуть голову влево, вправо; наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево.

Упражнение 2

Цель этого упражнения - сформировать умение определять пространственные соотношения между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой предмет, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Педагог задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Далее детям предлагается выполнить задание по инструкции педагога: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради - слева или справа.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов: «Положите книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т.д.

Упражнение 3

Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

Упражнение 4

На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

Упражнение 5

Сидя за столом определить его правый и левый края.

Упражнение 6

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

Упражнение 7

Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

Упражнение 8

Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.

Упражнение 9

Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один ученик из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д. Затем роли меняются.

Упражнение 10

Определить правый и левый рукава у блузки (приложение № 10), которая лежит: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

Упражнение 11

Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.

Упражнение 12

Попросить детей объяснить, как определяют правый и левый берега реки?

Упражнение 13

Определить по рисунку, с какой стороны относительно других находится каждый предмет.

Упражнение 14

Выполнить зрительный диктант:

а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность,

после чего образец закрывается;

в) выложить этот ряд по памяти из индивидуального раздаточного

материала;

г) после повторной демонстрации образца, проверяется правильность

выполнения задания.

При успешном выполнении зрительного диктанта протяженность ряда из фигур или изображений постепенно увеличивается.

Упражнение 15

Усвоить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка (в дальнейшем, в зависимости от школьного опыта ребенка, такие задания в пределах 20-100 могут выполняться письменно):

1) Демонстрируется последовательный цифровой ряд

1. 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них

больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

б) Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево). Как

изменяется величина чисел в этом направлении?

в) Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число

стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать

соседей числа 4 справа, сравнить по величине.

г) Показать соседа числа слева.

д) Показать соседа числа справа.

2) Демонстрируется деформированный цифровой ряд (например, пропущена одна цифра)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Вернуть число на место.

Упражнение 16

В результате выполнения упражнения дети должны усвоить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.

Расположить цвета радуги в правильной последовательности. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»).

Важной частью работы по уточнению пространственных представлений является графическое воспроизведение направлений.

Упражнение 17

Предварительно педагог рукой в воздухе показывает направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. После чего предлагается выполнить следующие задания:

а) Расположить карточку со стрелкой в соответствии с теми

направлениями, которые последовательно называются педа-

гогом.

б) Нарисовать в одной строке четыре точки. Поставить знак «+»:

от первой точки - внизу; от второй - сверху; от третей -

слева; от четвертой - справа.

в) Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки

провести стрелку в направлении: 1 - вниз, 2 - вверх, 3 -

вправо, 4 - влево.

Упражнение 18

Прочитать отрывок из рассказа Д.Хармса.

«…Едет трамвай. В трамвае едут восемь пассажиров. Трое сидят; двое справа и один слева. А пятеро стоят и держатся за кожаные вешалки: двое справа, а трое слева. Сидящие группы смотрят друг на друга, а стоящие стоят друг к другу спиной. Сбоку от скамейки сидит кондукторша. Она маленького роста и если бы она стояла на полу, ей бы не досталось сигнальной веревки. Трамвай едет, и все качаются…».

Нарисовать трамвай и всех его пассажиров.

Упражнение 19

«Пиктограммы»

К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.

После того как ребенок запомнит слова, следует закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки, необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.

Слово Рисунок Ответ
направо    
налево    
вниз    
вперед    
перед    
через    
из-за    
около    
над    
возле    

Упражнение 20

«Шифровальщик»

Педагог дает ученику инструкцию: «Представь себе, что ты разведчик и тебе необходимо передавать и принимать сообщения центрального разведывательного управления так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре».

В П Е Р Е Д А Н З О

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

ВПЕРЕД

НАЗАД

ПОД

124710

876

23436

Упражнение 21

Прочитать предложения. Определить, под каким номером находится пропущенное слово. В соответствующей графе таблицы указаны номера тех точек, которые следует соединить на рисунке (приложение № 11).

Совпадает ли рисунок с отгадкой загадки?

Предложения 1 2
1 Осенью птицы улетают: 1. на север; 2) на юг 1-2 1-2
2 Весной птицы возвращаются: 1)на север; 2)на юг 1-3 3-9
3 Солнце всходит: 1)на западе; 2)на востоке 1-7 7-9
4 Солнце садится: 1)на западе; 2)на востоке 1-6 6-9
5 Если цветочный горшок выбросить из окна, он: 1)полетит вверх; 2)упадет вниз 5-9 1-5
6 Если из окна выпустить птицу, она: 1)полетит вверх; 2) упадет вниз 1-4 4-9
7 В дождливую погоду люди ходят: 1)под зонтом; 2)над зонтом 8-9 1-8
8 Мышь попалась…мышеловку: 1. в; 2) под 9-10 2-12
9 Если неосторожно переходить дорогу, то попадешь ….машину: 1. над; 2) под 3-11 10-11
10 Камень сорвался с обрыва и полетел… пропасть: 1. в; 2) через 11-12 4-6
11 Мой зайчик попал…. трамвайчик: 1. в; 2) под 4-5 12-13

Школьникам предлагаются следующие загадки:

1. Обидно ему:

При погоде хорошей

Он где-то в углу

Позабыт-позаброшен.

Но стоит испортиться только погоде,

И вспомнят о нем,

И гулять с ним выходят.

2. Я под маленькою крышей

Прогуляться в дождик вышел.

Гуляю я и в дождь, и в зной.

Характер у меня такой.

Упражнение 22

На рисунке изображены часы, которые отражаются в зеркале (приложение № 12 а). Определить, сколько времени на самом деле. На следующем рисунке дорисовать стрелки (приложение № 12 б). С часами на картинках (приложение № 12 в, г) производятся аналогичные манипуляции.

Упражнение 23

Педагог рассказывает: «У Маши три пары туфель. Они лежат в шкафу в беспорядке. Маша, собираясь в гости, наугад вытащила четыре туфли». Необходимо определить, достала ли она хотя бы одну пару?

Упражнение 24

Школьники рассматривают рисунок (приложение № 13), а педагог дает объяснения: «Артем едет в автобусе. Рядом с ним справа едет мальчик, который смотрит по ходу движения автобуса, а слева девочка, которая держит сумку в правой руке». Предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

- Где Артем? Обведи его красным карандашом.

- В какую сторону едет автобус? Нарисовать стрелки, указывающие направление движения автобуса.

Упражнение 1

Написать называемые буквы справа или слева от вертикальной линии.

Упражнение 2

Положить карточку с кружком, справа от нее - с крестиком, слева от крестика поставить точку.

Упражнение 3

Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг.

Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника - кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.

Изображений и букв

В следующих упражнениях одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы и по выявлению сходств и различий между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.

Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребенок должен очень хорошо представлять себе, что имеется ввиду, когда используются слова: вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, то есть правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и верная ориентировка на плоскости листа. Опыт показывает, что элементарная инструкция «веди руку вправо (влево, вверх)» часто оказывается непонятой. Развить такую способность можно с помощью упражнения № 1.

Упражнение 1

Предлагается принять участие в игре. Ребенок рисует на чистом листе нелинованной бумаги в середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии - круги одинаковой величины. Далее можно в середине квадрата нарисовать маленький кружок, в середине каждого круга по квадрату и т.п.

Для учащихся, успешно справившихся с выполнением предыдущего упражнения, предлагаются следующие более сложные упражнения № 2, 3.

Упражнение 2

Педагог предлагает задание: «Справа от квадрата нарисуем треугольник, слева у каждого круга тоже по треугольнику. Получается? Хорошо. Продолжаем игру». Можно (если ребенок не устал) сделать следующее: в середине квадрата нарисовать маленький кружок, а в середине каждого круга - по квадратику и т.д.

Играя так, можно проверить, способны ли школьники соотносить фигуры, понимать значение предлогов «над», «под», «слева», «справа», «вверху», «внизу» и т.д.

Упражнение 3

Предлагается игра, для которой понадобятся чистый лист бумаги (можно большой) и фломастер, толстый карандаш или мелок. Ученик должен представить, что он едет на автомобиле, и ему необходимо начертить на бумаге свой маршрут, который задается логопедом: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и …» Таким образом получается схема движения. Ребенок во время выполнения задания осваивает правила движения руки с карандашом по плоскости листа.

В процессе занятий необходимо использовать серию упражнений по закреплению представлений о соотношении в пространстве элементов графических изображений и букв (упражнения № 4-10).

Упражнение 4

Прочитать слова: спереди, верх, вдаль, левый, крайний, низ, сверху.

Следует вначале найти в этих словах вторую по счету букву, выписать и затем составить слово из этих букв.

В упражнениях 5-6 ребенку предлагается лист в клеточку, на котором схематически изображены звезды, птицы (упр. № 5), подводный мир (упр. № 6) и отмечено начало пути. Педагог говорит ребенку, сколько клеточек и куда он должен провести (вверх, вниз, влево, вправо, вверх направо и т.д.).

Примечание: инструкция «вверх» направо (и т.п.) означает движение по диагонали.

Упражнение 5

Нарисовать схему движения самолета.

Упражнение 6

Задача ученика - помочь водолазу выбраться из Марианской впадины, проложив на рисунке маршрут.

Упражнение 7

Расшифровать слова (приложение № 14).

________________________ - делу венец.

________________________ - будет новый день.

________________________ - это часть месяца.

________________________ - христианский праздник.

________________________ - раз в году.

Упражнение 8

Найти отличия. Раскрасить паровозы и определить, в какую сторону они едут? Паровозы могут быть заменены любыми другими движущимися предметами.

Упражнение 9

Куда «смотрят» предметы? (приложение № 15)

Гусь смотрит____________. Первый поросенок смотрит____________. Второй поросенок смотрит _______________. Поезд едет ___________. Кот смотрит___________________.

Нарисовать по клеткам эти предметы так, чтобы они смотрели в противоположную сторону.

Упражнение 10

Дорисовать вторую половину предмета (приложение № 16).

Упражнение 11

«Лабиринт»

Для выполнения упражнения изготавливаются карточки с изображением различных лабиринтов (приложение № 17).

Можно предложить следующие виды заданий:

1. Движение по лабиринту к определенной цели (проведи зайца к морковке, девочку к дому и т.п.). Дети вначале прокладывают путь карандашом, а потом рассказывают, как двигался зайчик: «Сначала вверх, потом вправо, потом вниз и т.д.»

2. Движение по лабиринту в соответствии со словесной инструкцией ведущего.

3. Движение по лабиринту в соответствии с картой-схемой.

Упражнение 12

«Любопытная муха»

Для этой игры необходимо квадратное игровое поле, расчерченное на 9-16 квадратов. Каждый квадрат имеет кармашек, в который вставляется картинка. Картинки переворачиваются так, чтобы дети не видели изображения. Инструкция дается следующим образом: «Любопытная муха летала-летала и прилетела к нам поиграть. С


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.