Ориентировка в окружающем пространстве — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ориентировка в окружающем пространстве

2022-05-12 27
Ориентировка в окружающем пространстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у школьников представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в определенной последовательности.

Упражнение 1

Упражнение направлено на формирование у школьника умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

Вначале педагог дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т.д. Затем предлагается поочередно выполнять действия: положить книгу справа или слева от себя; вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа (аналогично - слева); повернуть голову влево, вправо; наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево.

Упражнение 2

Цель этого упражнения - сформировать умение определять пространственные соотношения между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой предмет, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Педагог задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Далее детям предлагается выполнить задание по инструкции педагога: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради - слева или справа.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов: «Положите книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т.д.

Упражнение 3

Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

Упражнение 4

На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

Упражнение 5

Сидя за столом определить его правый и левый края.

Упражнение 6

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

Упражнение 7

Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

Упражнение 8

Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.

Упражнение 9

Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один ученик из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д. Затем роли меняются.

Упражнение 10

Определить правый и левый рукава у блузки (приложение № 10), которая лежит: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

Упражнение 11

Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.

Упражнение 12

Попросить детей объяснить, как определяют правый и левый берега реки?

Упражнение 13

Определить по рисунку, с какой стороны относительно других находится каждый предмет.

Упражнение 14

Выполнить зрительный диктант:

а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность,

после чего образец закрывается;

в) выложить этот ряд по памяти из индивидуального раздаточного

материала;

г) после повторной демонстрации образца, проверяется правильность

выполнения задания.

При успешном выполнении зрительного диктанта протяженность ряда из фигур или изображений постепенно увеличивается.

Упражнение 15

Усвоить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка (в дальнейшем, в зависимости от школьного опыта ребенка, такие задания в пределах 20-100 могут выполняться письменно):

1) Демонстрируется последовательный цифровой ряд

1. 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них

больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

б) Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево). Как

изменяется величина чисел в этом направлении?

в) Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число

стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать

соседей числа 4 справа, сравнить по величине.

г) Показать соседа числа слева.

д) Показать соседа числа справа.

2) Демонстрируется деформированный цифровой ряд (например, пропущена одна цифра)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Вернуть число на место.

Упражнение 16

В результате выполнения упражнения дети должны усвоить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.

Расположить цвета радуги в правильной последовательности. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»).

Важной частью работы по уточнению пространственных представлений является графическое воспроизведение направлений.

Упражнение 17

Предварительно педагог рукой в воздухе показывает направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. После чего предлагается выполнить следующие задания:

а) Расположить карточку со стрелкой в соответствии с теми

направлениями, которые последовательно называются педа-

гогом.

б) Нарисовать в одной строке четыре точки. Поставить знак «+»:

от первой точки - внизу; от второй - сверху; от третей -

слева; от четвертой - справа.

в) Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки

провести стрелку в направлении: 1 - вниз, 2 - вверх, 3 -

вправо, 4 - влево.

Упражнение 18

Прочитать отрывок из рассказа Д.Хармса.

«…Едет трамвай. В трамвае едут восемь пассажиров. Трое сидят; двое справа и один слева. А пятеро стоят и держатся за кожаные вешалки: двое справа, а трое слева. Сидящие группы смотрят друг на друга, а стоящие стоят друг к другу спиной. Сбоку от скамейки сидит кондукторша. Она маленького роста и если бы она стояла на полу, ей бы не досталось сигнальной веревки. Трамвай едет, и все качаются…».

Нарисовать трамвай и всех его пассажиров.

Упражнение 19

«Пиктограммы»

К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.

После того как ребенок запомнит слова, следует закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки, необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.

Слово Рисунок Ответ
направо    
налево    
вниз    
вперед    
перед    
через    
из-за    
около    
над    
возле    

Упражнение 20

«Шифровальщик»

Педагог дает ученику инструкцию: «Представь себе, что ты разведчик и тебе необходимо передавать и принимать сообщения центрального разведывательного управления так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре».

В П Е Р Е Д А Н З О

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

ВПЕРЕД

НАЗАД

ПОД

124710

876

23436

Упражнение 21

Прочитать предложения. Определить, под каким номером находится пропущенное слово. В соответствующей графе таблицы указаны номера тех точек, которые следует соединить на рисунке (приложение № 11).

Совпадает ли рисунок с отгадкой загадки?

Предложения 1 2
1 Осенью птицы улетают: 1. на север; 2) на юг 1-2 1-2
2 Весной птицы возвращаются: 1)на север; 2)на юг 1-3 3-9
3 Солнце всходит: 1)на западе; 2)на востоке 1-7 7-9
4 Солнце садится: 1)на западе; 2)на востоке 1-6 6-9
5 Если цветочный горшок выбросить из окна, он: 1)полетит вверх; 2)упадет вниз 5-9 1-5
6 Если из окна выпустить птицу, она: 1)полетит вверх; 2) упадет вниз 1-4 4-9
7 В дождливую погоду люди ходят: 1)под зонтом; 2)над зонтом 8-9 1-8
8 Мышь попалась…мышеловку: 1. в; 2) под 9-10 2-12
9 Если неосторожно переходить дорогу, то попадешь ….машину: 1. над; 2) под 3-11 10-11
10 Камень сорвался с обрыва и полетел… пропасть: 1. в; 2) через 11-12 4-6
11 Мой зайчик попал…. трамвайчик: 1. в; 2) под 4-5 12-13

Школьникам предлагаются следующие загадки:

1. Обидно ему:

При погоде хорошей

Он где-то в углу

Позабыт-позаброшен.

Но стоит испортиться только погоде,

И вспомнят о нем,

И гулять с ним выходят.

2. Я под маленькою крышей

Прогуляться в дождик вышел.

Гуляю я и в дождь, и в зной.

Характер у меня такой.

Упражнение 22

На рисунке изображены часы, которые отражаются в зеркале (приложение № 12 а). Определить, сколько времени на самом деле. На следующем рисунке дорисовать стрелки (приложение № 12 б). С часами на картинках (приложение № 12 в, г) производятся аналогичные манипуляции.

Упражнение 23

Педагог рассказывает: «У Маши три пары туфель. Они лежат в шкафу в беспорядке. Маша, собираясь в гости, наугад вытащила четыре туфли». Необходимо определить, достала ли она хотя бы одну пару?

Упражнение 24

Школьники рассматривают рисунок (приложение № 13), а педагог дает объяснения: «Артем едет в автобусе. Рядом с ним справа едет мальчик, который смотрит по ходу движения автобуса, а слева девочка, которая держит сумку в правой руке». Предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

- Где Артем? Обведи его красным карандашом.

- В какую сторону едет автобус? Нарисовать стрелки, указывающие направление движения автобуса.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.