Лотосы в водоеме и аквариуме — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лотосы в водоеме и аквариуме

2022-05-11 26
Лотосы в водоеме и аквариуме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Внезапно подул северо‑восточный ветер и принес ослепительно сияющий тысячелепестковый лотос.

Панчалийка увидела дивно благоухающий, восхищающий сердце чистый цветок, рожденный в воде, принесенный ветром и упавший на землю.

Та красавица, подняв цветок дивный, благоуханный, превосходный, несказанно обрадовалась и молвила Бхимасене:

«…Если тебе я мила, сын Притхи, таких цветов принеси побольше! Я хочу захватить их с собой при возвращении в нашу обитель в Камьяке!».

Махабхарата. Хождение по криницам. Гл. 146

 

В индуизме лотос – символ созидающей силы, бессмертной и духовной природы человека, раскрытия всех способностей, вечной жизни, чистоты, красоты, долголетия, здоровья, славы и удачи. В «Махабхарате» описывается лотос, который имел тысячу лепестков, сиял, как солнце, и рассеивал вокруг себя восхитительный аромат. Этот лотос, по поверьям, удлинял жизнь, возвращал молодость и красоту. Белый цветок лотоса – непременный атрибут божественной власти. А красный лотос и поныне является эмблемой современной Индии.

Семейство лотосовых представлено всего одним родом и двумя видами: лотосом орехоносным и лотосом желтым. В Индии встречается лотос орехоносный, а второй вид – лотос желтый – распространен в Центральной Америке и южных районах Северной Америки. Палеоботанические находки свидетельствуют, что лотос – растение очень древнее, появившееся еще в конце мелового периода. Современная область распространения лотоса орехоносного чрезвычайно обширна – от Австралии до берегов Каспийского моря. С древних времен лотос выращивается в культуре, поэтому не всегда можно сказать, где он встречается в диком состоянии, а где натурализовался. В Европе лотос начали выращивать как декоративное растение с конца XVIII в.

В Индии, Китае, Японии и других странах издавна используют лотос в пищу: выращивают как овощ и используют семена и корневища для изготовления муки и получения крахмала, сахара и масла. Из корневищ нередко варят суп или же готовят их в качестве гарнира. Лотос орехоносный с древнейших времен известен и как ценнейшее лекарственное растение, а для приготовления лекарств использовали все его части. Плоды растения в индийской и китайской медицине входят в состав более 200 препаратов. В основном лотос употребляют в качестве тонизирующего, кардиотонического, общеукрепляющего и диетического средства.

Лотос – многолетнее водное растение, его стебли, превратившиеся в мощное толстое корневище, погружены в подводный грунт. Одни листья подводные, чешуевидные, другие – надводные, плавающие или высоко поднятые над водой. Листья плавающие имеют плоские, округлые формы и расположены на длинных гибких черешках. Возвышающиеся же расположены на прямостоящих черешках, они крупнее, имеют форму воронки. Листья покрыты восковым налетом, поэтому капли воды перекатываются на них, как шарики ртути.

Цветки лотоса – крупные, до 30 см в диаметре, с многочисленными розовыми или белыми лепестками – высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Лотос «чувствует» солнце и поворачивается вслед за ним. Бутоны раскрываются с первыми лучами солнца. Центр цветка составляют многочисленные ярко‑желтые тычинки и широкое цветоложе. Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Цветет лотос всего три дня. Сначала окраска лепестков ярко‑розовая, но постепенно они бледнеют, и цветущие заросли приобретают всю гамму оттенков розового цвета. Плоды представляют собой орешки и очень долго сохраняют всхожесть.

В открытых водоемах лотос можно встретить только на юге, там, где выращивают рис, арбузы, виноград. Для лотоса необходим длительный вегетационный период, температура воды должна быть 25–30 °C, кроме того очень важно постоянное солнечное освещение. В искусственных открытых водоемах для лотоса готовят специальный грунт, состоящий из ила и песка с добавлением небольшого количества глины и гравия. Оптимальный уровень воды в водоеме для лотоса составляет 20–40 см. Вода должна быть чистой, мягкой, слабопроточной. В небольших замкнутых водоемах воду надо периодически добавлять, а иногда и полностью заменять.

Размножают лотос семенами и делением корневищ. Лучшее время посева семян и посадки корневищ – март‑апрель. Твердую оболочку орешка надо механически повредить – обычно ее надпиливают напильником. Затем семена кладут в банку с теплой водой и ставят на солнечное место. Через несколько дней оболочка семян лопается, появляются маленькие листочки, а дней через двадцать и тоненькие корешки. Молодые растения высаживают сразу в водоем, если вода достаточно прогрелась, или в горшки, которые ставят в емкость с водой. Листья у маленьких растений должны плавать на поверхности. В открытый водоем лотос высаживают, когда вода прогреется до 25 °C. При хороших условиях в мае‑июле образуется много листьев, а в конце июля – начале августа уже могут появиться цветы. Зимовать в северных районах с суровыми зимами лотос может только в помещении.

Лотос можно выращивать и в квартирах, в больших аквариумах или комнатных бассейнах. В этом случае его обычно высаживают в горшки, которые размещают на дне «водоема». Лотос удивительно полезен и обладает множеством достоинств. Он служит индикатором чистоты воздуха и обладает необычной энергетикой. У человека, созерцающего лотос, улучшается настроение и общее самочувствие.

Цветок лотоса, распространенного в Индии, розового цвета, а в качестве «лотосов» других окрасок фигурируют различные виды кувшинок (нимфей). Красный индийский лотос – нимфея красная. Растут здесь и нимфеи с белыми цветами, включая ту, которую мы привыкли называть «белой водяной лилией» – нимфея белая. Другая нимфея с белыми цветами – знаменитый египетский лотос (нимфея лотус). Есть в Индии и нильский голубой лотос, называемый египтянами «небесной лилией» – нимфея голубая; этот цветок посвящен богу Вишну. А нимфея красная, наоборот, попала в Египет, и венки из ее ярко‑красных цветов возлагались на фараонов при восхождении на престол как символ божественного рождения.

Множество культурных гибридов нимфей разных расцветок выращивают и в аквариумах, и под открытым небом. Эти водные растения по красоте не уступают лотосам. И те, и другие цветы заслуживают слов известного ботаника: «Блистательная красавица, для которой в водах всего света нет соперниц, законная владычица всех цветов, которые перед ней то же, что мерцающие звезды перед луной в полном сиянии».

 

Заключение

 

 

«Лес» в каком‑то смысле означает «мир» и включает в себя все творение, все существа. Вы тоже части этого леса, и вы не можете оказаться за его пределами. В вашей власти преобразить его, но вам не суждено покинуть его настолько, чтобы он остался совсем заброшенным. (Банвари)

 

Применение древних систем фэн‑шуй или васту в современных городах имеет характерную особенность в аспекте разведения растений. Остальные внешние объекты просто меняют свой облик, и, например, вместо горы позади дома в качестве «поддержки» мы ориентируемся на высотное здание. Размещение же растений претерпевает подлинную инверсию: в древности их выращивали преимущественно снаружи, а в городах мы вынуждены содержать их внутри квартиры. Поэтому первичное деление благоприятных растений в васту на «внутреннее» и «внешнее» трудновыполнимо и требует пересмотра. Мы приводим многие индийские растения, которые давно стали обычными комнатными растениями, хотя в древних текстах запрещено держать их в помещении. И здесь мы должны обратить внимание на сам принцип смещения «границы».

Васту как наука об обустройстве жилища – один из путей взаимодействия человека с миром, включая и аспект взаимоотношений с такой формой жизни, как растения. При любом взаимодействии важно, чтобы оно было двусторонним процессом, то есть необходимо уравновесить в своей деятельности желание и умение «брать» и «давать». Почти вся наша книга была посвящена тому, как «брать», ибо современный городской житель воистину нуждается в поддержке других живых существ, испытывает нехватку присутствия вокруг него растений, и разводит их прежде всего «для себя». Точно так же и в межкультурном аспекте речь шла исключительно о том, что мы можем взять от древней индийской мудрости и использовать себе во благо. Однако в заключение давайте попробуем посмотреть на свои «потребительские» действия с другой стороны.

Индия как огромная страна, сплошь покрытая непроходимыми джунглями, существует теперь лишь в качестве мифа, и это превращение произошло за один век. Почти все земли распаханы, в целом – на 51 % против среднемирового показателя в 12 %. Леса сохранились в основном на труднодоступных горных и сильно пересеченных территориях и составляют всего 20 % от общей площади, а в некоторых штатах и вовсе 2 %. Потеря лесов настолько быстра, что если они не будут защищены, то большинство их исчезнет уже в текущем столетии. Министерство окружающей среды разрабатывает План действий по охране биоразнообразия в лесах, которое изначально настолько богато, что могло бы сыграть решающую роль в будущем для выживания всего человечества.

И все же в индийской культуре присутствуют две глобальных идеи, которые внушают надежду на лучшее. С древнейших времен в индуизме принято представлять мир в целом как огромный «лес», и само спасение мира означает сохранение «мирового леса». В традиции выделяется три категории лесов: шривана – лес‑покровитель, тапована – лес‑обитель, махавана – лес‑жилище. Каждая из этих категорий должна быть сохранена не только в сознании, но и в реальности. В «Бхагавадгите» Кришна сравнивает мир с единым баньяновым деревом, распростанившим повсюду свои бесконечные ветви, в гуще которых обитают животные, люди и божества. Восстановление Вриндаванских лесов, места детских игр Аватара, также входит в число проектов «индуизм и экология».

Вторая идея выражается устойчивым санскритским термином вана‑вайбхава, который приблизительно можно передать как «великолепие леса», составляющее неотъемлемую часть величия Вселенной. Люди извечно окружены лесным великолепием, поэтому им следует любить и оберегать окружающее их очарование растений. Насаждение деревьев издревле причислялось к актам милосердия, придававшим человеку достоинство и всеобщее уважение. Ведическая «лесная культура» требовала при необходимости сведения леса насадить на оголенном месте «лес» иного типа – сад или рощу. В современной Индии появляются целые движения, такие как «Деревья ради жизни», основанное в 1987 году, поддерживающее традицию разведения деревьев как храмового прасадам (духовного благословения).

Итак, нетрудно догадаться, что выращивание индийских растений за пределами их далекой родины становится своеобразным вкладом в сохранение основ всей индийской культуры. Помимо практической цели сохранения великолепных индийских растений, которые у себя на родине могут и исчезнуть, здесь есть и духовный аспект. Если вам по‑настоящему дороги священные традиции, разводя растения ради их цветов и плодов, не забывайте повторять и такие мантры из древних индуистских писаний: «О дерево! Ты стоишь передо мной на жизненном пути. Живи долго и будь счастливо… О дерево! Не отвергни мое сердечное почитание… О царь деревьев! Я склоняюсь перед тобой. Брахма – в твоих корнях, Вишну – в твоем стволе, Шива – в твоих ветвях. В каждом из твоих листьев пребывает благое небесное существо».

 

Список литературы

 

1. Sthapatya Ved‑Vastu Sastra. Ideal Homes, Colony and Town Planning / Ed. N. A. Gaur. New‑Delhi, 2002.

2. The Vastuvidya Sastra, ascribed to Manjusri / Deciphered & Translated by E.W. Marasinghe. Delhi, 1989.

3. Rao D. M. Hidden Treasure of Vastu Shilpa Shastra and Indian Traditions. Bangalore, 2002.

4. Puri B. B. Vastu Science for 21‑st Century: To Enjoy the Gift of Nature. Delhi, 2003.

5. Vastu, Astrology and Architecture / Ed. Gayatry Devi Vasudev. Delhi, 2001.

6. Frawley D., Lad V. The yoga of herbs. An Ayurvedic Guide to Herbal Medicine. Delhi, 2000.

7. Frawley D. Ayurvedic Healing. A comprehensive Guide. Delhi, 1995.

8. Prime R. Hinduism and Ecology. Seeds of Truth. Delhi, 1996.

9. Томас П. Легенды, мифы и эпос древней Индии. СПб., 2000.

10. Игельник Л. Индийский васту и китайский фэн‑шуй. М., 2003.

11. Индия: страна и ее регионы / Под ред. Е. Ю. Ваниной. М., 2000.

12. Рандхава М. Сады через века. М., 1981.

13. Фроли Д. Йога и аюрведа. Самоисцеление и самореализация. М., 2002.

14. Джохари Х. Дханвантари: жизнь по законам аюрведы. К., 2000.

15. Адираджа дас. Ведическое кулинарное искусство. M., 1993.

16. Ведическая астрология / Автор‑составитель Индубала. М., 2002.

17. Жизнь растений. В 6 т. / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. М., 1981.

18. Крейча И., Якабова А. Альпинарий в вашем саду. Братислава, 1989.

19. Вильчинский Н. М. Комнатная культура цитрусовых. Киев, 1961.

20. Михеев В. А. Орхидеи. М., 1993.

 

Сведения об авторах

 

Николаева Мария Владимировна (Атма Ананда, Долма Джангкху, Шанти Натхини) – специалист в областях западной и восточной философии и психологии; автор двадцати пяти популярных книг по разным аспектам восточных культур (общим тиражом 110 000, три переизданы за рубежом), включая несколько монографий, и более шестидесяти статей в научных и периодических изданиях. Постоянный корреспондент йогических журналов, переводчик классических текстов, редактор эзотерической литературы. Двадцать лет занимается духовными практиками и исследованием различных традиций. Первые десять лет посвятила западной культуре, начиная с христианского духовного делания, краткие периоды уделив пути воина, оккультизму и экстрасенсорике.

Затем пять лет провела в Индии, проживая в ашрамах и совершая паломничества к святым местам. Прошла курсы асан, пранаям и мудр в йогашалах, обучаясь у тридцати индийских учителей, сертифицирована как инструктор по йоге и принята в Индийскую академию йоги. Имеет начальные посвящения в крийя‑йоге, традиции натхов и буддизме ваджраяны (школа карма‑кагью), а также степень мастера рейки. Приняла обеты карма‑санньясы в ордене Ади Шанкарачарьи (адвайтическая дашанами‑санньяса в линии передачи Бихарской школы йоги). Отсидела десять медитативных ретритов (випассана и дзэн) в целом до полугода; изучала даосизм и тайцзы. Второй год путешествует по Ю‑В Азии, проводя авторские семинары по духовной практике.

Тарасова Юлия Владимировна – специалист по ботанике и экологии растений; сотрудник ботанического сада Санкт‑Петербургского государственного университета с 15‑летним стажем; специалист по ландшафтному дизайну, интерьерному фитодизайну, экодизайну, медицинскому озеленению помещений; участник двух проектов в Экспертно‑консультационном бюро ЭКОЛ Санкт‑Петербургского политехнического университета; соавтор серии книг по фэн‑шуй и васту, по применению растений в йоге и аюрведе, нескольких статей в научных изданиях; имеет опыт научной редакции эзотерической литературы.

 

Все книги авторов

 

– Atma Ananda. Karma Mastery. Daily Reincarnation. Charleston, 2009. – На английском (в печати).

Shanti Nathini. Hatha Yoga Practice: Disciple against Wall. Charleston, 2007. – На английском.

Shanti Nathini. Taoist Female Practice: Period of Preparation. Charleston, 2008. – На английском.

Shanti Nathini. Moters Dao praktikos: Pasirengimo periodas. Vilnius, 2008. – На литовском.

Shanti Nathini. Sublimating Culture: Art of Self‑Satisfaction. Vilnius, 2009. – На литовском.

Dolma Jangkhu. Krauter fur Yoga. Berlin, 2009. – На немецком. (В печати).

1. Николаева М. В. Основные школы хатха‑йоги. СПб., 2007.

2. Николаева М. В. Понятие «мы» и суждение «нашей» воли. СПб., 2009.

3. Николаева М. Власть кармы: непрерывное перевоплощение. История идеи. М., 2005.

4. Николаева М. Практика хатха‑йоги. Ученик перед стеной. М., 2005.

5. Николаева М. Практика хатха‑йоги. Ученик среди учителей. СПб., 2004.

6. Атма Ананда. Практика хатха‑йоги. Ученик без тела. М., 2010. – В печати.

7. Атма Ананда. Сакральная Азия. Традиции и сюжеты. М., 2010. – В печати.

8. Атма Ананда. Стратегия самобытности. Духовная практика. М., 2009.

9. Атма Ананда. Культура сублимации: Опыты самодостаточности. М., 2009.

10. Атма Ананда. Рамана Махарши. Через три смерти. 2 изд. М., 2008.

11. Шанти Натхини. Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты. 2 изд. М., 2007.

12. Шанти Натхини. Йога‑терапия для восстановления зрения. 3 изд. СПб., 2008.

13. Шанти Натхини. Даосские женские практики. Период подготовки. 2 изд. М. 2009.

14. Шанти Натхини. Власть над кармой. Современные методы. 2 изд. СПб., 2007.

15. Шанти Натхини. «Панчатантра»: Индийская стратегия успеха. 2 изд. М. 2007.

16. Шанти Натхини. «Хитопадеша»: Парадоксы взаимности. М., 2007.

17. Долма Джангкху. Травы для йоги: Опыт адаптации к умеренной зоне. 2 изд. М., 2008.

18. Долма Джангкху. Травы для аюрведы: Опыт адаптации к умеренной зоне. М., 2010. – В печати.

19. Долма Джангкху. Экодизайн в индийской традиции. 2 изд. СПб., 2009.

20. Долма Джангкху. Экодизайн в китайской традиции. СПб., 2009.

21. Долма Джангкху. Классический фэн‑шуй. Обитель Дракона. 2 изд. М., 2008.

22. Долма Джангкху. Деловой фэн‑шуй. Неорганические энергии. 2 изд. М., 2007.

23. Долма Джангкху. Фэн‑шуй. Стихия Дерева в городской культуре. 3 изд. М., 2007.

24. Долма Джангкху. Фэн‑шуй сверхвысоких технологий. М., 2009.

25. Николаева М. В. Категория привходящего: Сборник статей.

26. Николаева М. В. Тоже прошлое: Сборник стихов.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.