Растения в повседневной жизни — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Растения в повседневной жизни

2022-05-11 53
Растения в повседневной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Взглядывая на тилаку, обвивая руками курабаку, улыбаясь чампаке, касаясь приянги, пощипывая манго, толкая ногой ашоку, опрыскивая вином бакулу, распевая для пунаги, осыпая похвалами карникару и сгибая мандару, – прибегая ко всем этим уловкам, лотосоглазые девушки заставляли цвести деревья в саду». (Лакшмиса «Джаймани Барат»)

 

В древние времена люди большую часть времени проводили вне дома, за исключением тех нескольких месяцев, когда дули знойные летние ветры или стояли холодные зимние ночи. О доме заботились гораздо меньше, чем о саде, отсюда и непритязательность индийского интерьера. Дом, богато отделанный снаружи, имеющий красочный фасад, внутри часто был обставлен весьма скудно.

В «Камасутре», написанной в IV веке и посвященной эстетике индуизма, Ватсайяна повествует о том, сколько удовольствия извлекали индийцы из обычной повседневной жизни. Для своих ночных утех любящие довольствовались пологом неба, днем же отыскивали тенистые уголки в саду. Готовя «ложе любви», женщина стелила где‑нибудь в укромном месте постель из листьев и покрывала ее ковром из цветов. Роспись из Кангры изображает влюбленных в павильоне сада Прамододиан. Балдахин павильона усыпан жасмином, в углу стоит отягощенное плодами манговое дерево, а листья баньяна как бы колеблются под порывами ветра.

Описывая обязанности хозяйки дома и в домашнем саду, Ватсайяна пишет: «Добродетельная женщина, любящая своего мужа, должна поступать в соответствии с его желаниями, как если бы он был божеством, и при его согласии взять на себя всю заботу о семье. Она должна содержать в чистоте весь дом и в различных его помещениях ставить всевозможные цветы. Она должна окружить дом садом. В саду ей надлежит устроить грядки с зеленью, делянки сахарного тростника, куртины фиговых деревьев, а также посадить различные цветы, а рядом с ними душистые травы и ароматические корни. Хозяйка должна также устроить в саду места для сидения и беседки, а между ними выкопать колодец или пруд».

Ватсайяна также выделяет четыре вида садов. Сад Прамододиан предназначался для услаждения царей и цариц. Сад Удиан – только для царей, здесь властители проводили время, играя в шахматы с придворными, любуясь плясками танцовщиц и внимая каламбурам своих шутов. В саду Бриксватика жрецы и царедворцы развлекались с женщинами, а сад Нанданван посвящался богу Индре. Ватсайяна рекомендовал строить дом возле пруда и окружать его садом Удиан. В таких прудах выращивались лилии и лотосы. В саду, прилегающем к дому, где‑нибудь в тени прочных ветвей нима или пипала, обязательно подвешивались качели.

Юнцан, который побывал в Индии в 630 году, когда там правил царь Харши из Канауджи, так описывает свои наблюдения: «Они занимаются обработкой земли, и долг их – сеять и жать, пахать и боронить, а также полоть и растить урожай в соответствии с временем года. Потрудившись, они, сколько положено, отдыхают. Среди продуктов земли рис и пшеница особенно изобильны. Из съедобных же трав и иных растений мы можем назвать имбирь и горчицу, дыню, тыкву и другие. Лук и чеснок выращивают в небольших количествах, и немногие люди едят их, а если кто и употребит в пищу, его выставят за стены города… Если говорить о винах и спиртных напитках, то они имеются в большом разнообразии. Кшатрии употребляют для питья соки винограда и сахарного тростника, вайшьи предпочитают крепкие возбуждающие напитки, а шраманы и брахманы – нечто вроде сиропа, сваренного из винограда или сахарного тростника».

Калидаса, описывая в «Мегхадуте» украшения женщин своего времени, замечает: «Женщины из Алакапури натирают щеки пыльцой цветущей лодры. Цветы магьи украшают их виски, венчики кураваки свисают с их волос, собранных в пучок, а сириза оттеняет их уши. Когда дует муссон, головы этих прелестных созданий венчают цветы кадамбы, а в руках они носят розовый лотос». Описывая женские туалеты, он упоминает о том, что женщины втирают в тело ароматическое масло белого сандала, вешают на грудь гирлянды из белого жасмина и пропитывают волосы благовонием цветов чампака. В сезон дождей они украшают головы венками из кадамбы, кесары, кукубы и кетака.

По настенным росписям в пещерах Аджанты (200–600 гг.) также можно судить о культуре той далекой эпохи. На картинах можно увидеть женщин с цветами в волосах, на груди (вместо броши) и на запястьях (в виде браслетов). И теперь еще женщины Махараштры вплетают цветы в прическу и украшают запястья браслетами из жасмина. Также женщины в Индии издревле учились искусству выкладывать на полу красивые геометрические узоры из цветов, плести гирлянды и готовить благовония. Летом гирлянды из жасмина и бильвы можно встретить по всей Индии.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.