Архитектура в буддийской литературе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура в буддийской литературе

2022-05-11 29
Архитектура в буддийской литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во времена Будды в той части Северной Индии, где буддийское влияние распространилось раньше всего и было особенно сильным, люди продолжали жить в деревнях, характерных и для ведического периода. Дома никогда не строились в отдалении друг от друга, но всегда вплотную, и были отделены лишь узкими улочками. Непосредственно к ним прилегали священные рощи из деревьев девственного леса. За деревней всегда располагалось обработанное поле, обычно рисовое. Жители деревень объединяли свои усилия, чтобы построить дома для совместного отдыха, проложить дороги между деревнями и даже разбить обширные парки. Детали городского строительства нам практически неизвестны, кроме упоминаний о городских стенах, сторожевых башнях и больших воротах.

Однако что касается личных усадеб, отстоящих от деревень и городов, то их описаниями изобилуют такие канонические тексты, как Джатаки. Местами Будда заводит речь об архитектуре и обращает внимание своих преданных на необходимость содержания домов в порядке. В одном из ранних текстов Будда «дозволяет» сооружать дома пяти видов: вихара, ардхайога, прасада, хармья и гуха, хотя их устройство и не объясняется подробно. Вихара – хорошо известные буддийские монастыри или храмы с обширными залами, предназначенными для собрания монахов. Ардхайога представляется особым видом бенгальских строений полу‑религиозного и полу‑бытового назначения. Прасада – многоэтажные дома для обычного проживания людей. Хармья также предназначались для поселения, но были более величественными, а гуха, наоборот, смотрелись менее внушительно и принадлежали хозяевам среднего достатка. Также известны арама – дома для отдыха, расположенные в окрестностях города. Немало сведений сообщается и о внутренних помещениях, дверях, окнах, крышах и т. п.

 

«Васту‑видья шастра»

 

«Васту‑видья шастра» – санскритский трактат, приписываемый Манджушри, посвящен исключительно буддийской монастырской архитектуре и иконографии. Единственная рукопись этого уникального текста была найдена на Шри‑Ланке во второй половине ХХ столетия. Данный труд, безусловно, принадлежит традиции махаяны – «Великой колесницы», – и место его нахождения не означает его оторванности от индийской культуры – напротив, исследователи склоняются к тому мнению, что он был создан именно в Южной Индии. Однако тот факт, что в нем излагаются принципы буддийской, а не индуистской архитектуры, делает подачу материала чрезвычайно оригинальной.

Пушпа‑мандапа, или пушпа‑васа – особое помещение для хранения цветов, предназначенных для совершения религиозных ритуалов. При любом устройстве монастыря оно размещалось в секторе Сугрива – т. е. на периферии комплекса, в направлении между западом и юго‑западом. Относительно оси «запад‑восток» данный сектор симметричен сектору Шоша, в котором индуисты рекомендовали размещать цветочный павильон или сад. Однако о внутреннем устройстве «обители цветов» нам совсем ничего не сообщают, известно только, что ее не использовали для хранения одних лишь цветов – в нее помещались и прочие предметы культа.

При описании 24‑х типов планирования арама (см. выше) неизбежно отмечается местоположение дерева Бодхи, под которым Будда обрел просветление. Однако в зависимости от конкретного типа оно могло оказаться практически в любом секторе, так что какое‑либо обобщение представляется проблематичным. И лишь при описании плана помещения Бодхивешман точно сказано, что дерево Бодхи должно быть в центре участка. Также в данном трактате выделяется 10 типов почвы, которые определяются преимущественно по видовому составу растущих на ней деревьев, но данные сведения нужны только для выбора участка. После того как выбор сделан, священнослужитель со спокойным умом надевает белые одежды и цветочную гирлянду, совершает освящение участка и приступает к церемонии закладывания первого камня.

 

Основные концепции васту

Принцип пяти элементов

 

Согласно васту, все во вселенной состоит из пяти основных элементов: воздуха – вайю, земли – притхви, или дхуми, воды – джала, огня – агни и эфира – акаши. Все вместе они называются панча махабхута. Каждый из этих элементов имеет свои свойства, ассоциируется с определенным направлением, формой, цветом, вкусом и запахом. Тело человека тоже включает все пять элементов, которым соответствуют пять чувств.

Эти основные элементы и их энергии существуют внутри нас и снаружи, они постоянно влияют на нашу жизнь, которая во многом зависит от их количественного и качественного соотношения как в нашем теле, так и в нашем окружении. Согласно васту, дом должен быть построен в соответствии с принципом пяти элементов, т. е. все они должны быть представлены в доме. Если они правильно взаимодействуют, то жители здоровы и их дела идут успешно. Для схематического изображения зон влияния пяти элементов в доме по направлениям используется схема из четырех секторов, называемая Печака.

 

Воздух

 

Элемент Воздух – это дыхание Васту‑пуруши, бога дома. Для того чтобы жители чувствовали себя комфортно, воздух должен присутствовать и правильно циркулировать во всех частях дома. Загрязненный воздух не должен задерживаться в доме, а свежего должно быть достаточно. Важно также, с какой стороны света воздух поступает в дом: в васту считается неблагоприятным ветер, дующий с юга. Воздух – союзник огня, ибо огонь существует в воздухе и питается воздухом, обоим элементам присуща энергия движения, изменения. В человеческом теле стихия воздуха представлена осязанием, поэтому открытые поверхности в доме – мебель и пол – должны быть чистыми, чтобы воздух не загрязнялся и свободно распространялся по дому. Воздух представлен формой круга и управляет северо‑западной частью дома. Свойства воздуха – свет, холод, сухость, влажность, разреженность.

 

Огонь

 

Огонь ассоциируется со светом и теплом и считается в индуизме благословенным элементом. Огонь – это часть Солнца, дающего жизнь всему на Земле. Он обладает магическими свойствами трансформации материи, а бог огня символизирует духовную искру жизни. Огонь соотносится с треугольной формой и управляет юго‑восточной частью дома. Его свойства – тепло, свет, сухость, чистота, неуловимость. Он связан со зрением и пищеварительной системой тела – с «внутренним огнем». Огонь – основа всех энергий, и важно спроектировать дом так, чтобы он всегда был обеспечен светом и теплом. Если дом холодный, значит, элемент огня в нем слабый.

 

Вода

 

Элемент Вода считается в васту комбинацией трех элементов – воздуха, огня и земли. Вода является наиболее общим элементом, и в определенных пропорциях присутствует во всех живых существах. В доме элемент воды представлен водопроводной и сточной системами и отражающими поверхностями – зеркалами и стеклами. Будучи жидкой и текучей, вода обладает динамическими характеристиками, символизируется полукругом, представлена вкусом и контролирует северо‑восточное направление. Именно поэтому северо‑восточное направление в доме – лучшее место для ванной комнаты или гостиной для случайных посетителей.

 

Земля

 

Земля – это основание, на котором существуют вода, огонь и воздух. В васту под элементом земли понимается поверхность земли, т. е. почва. Земля ассоциируется с обонянием, поэтому в доме должны присутствовать приятные ароматы и запахи, представляющие элемент земли. Форма элемента Земля – квадрат или прямоугольник, поэтому, согласно васту, дома таких форм считаются наилучшими. Элемент Земля контролирует юго‑западное направление, поэтому в этой части дома следует ставить тяжелые вещи, мебель, шкафы. Свойства Земли – терпимость, тяжесть, плотность, непроницаемость.

 

Акаша

 

Акаша – это неограниченное пространство Вселенной. Все остальные четыре элемента существуют в акаше, поэтому в доме не должно быть мусора и ненужных вещей, которые вызывают застой энергии и ограничивают пространство. Акаша не имеет определенного цвета, формы и направления, его свойство – звук, и в теле он связан со слухом.

 

Панчаварна

 

В связи с пятью элементами использовалась система пяти цветов – панчаварна: красный, желтый, зеленый, голубой и белый. Красный цвет – цвет агрессии и страсти, радости и веселья. Желтый цвет выражает рождение и рост, ассоциируется с весной и духовным пробуждением. Зеленый цвет – цвет растений, выражает процветание и благородство, жизненность и земные удовольствия. Голубой цвет – цвет неба и воды – используется для передачи вечности и бесконечности. Белый цвет – цвет Луны – чаще всего символизирует чистоту и набожность, но иногда к нему прибегают для выражения горя. Черный цвет часто используется для выражения строгости и ограничения, негативных проявлений. Каштановый цвет символизирует землю и считается благоприятным.

 

Стороны света и зоны дома

 

По васту, квадрат представляет собой символ жилища и основу существования, поскольку энергии вселенной лучше всего сбалансированы в квадратной форме. На дом действуют два вида энергии, или космические силы, которые вместе создают положительный или отрицательный результат. Каждый из возможных результатов соотносится с определенным местом в доме, направлением и богом. В древних текстах эти две силы называются праника – энергия вселенной и джайвика – энергия жизни. Вектор силы праника направлен от Солнца к Земле, а поскольку Земля вращается вокруг Солнца, то и направление вектора непрерывно меняется. Линии силы джайвика огибают поверхность Земли и направлены от северного полюса к южному. Идеальная ситуация для человека и жилища, когда они находятся в пространстве, где эти силы сбалансированы.

В мифологии три южных направления (юг, юго‑запад и юго‑восток) объединены названием Шив‑тандав, или «танец Шивы». Другие три зоны (север, северо‑восток, восток) объединены названием Чид‑вилас, или «игра сознания». Все энергии приходят с северо‑востока и уходят на юго‑запад. С южного направления жилище (расположенное в северном полушарии) получает максимум солнечной энергии. Нижняя часть мандалы, расположенная ниже оси «восток – запад», считается солнечной, а верхняя – лунной.

Каждая зона занимает сектор в 45° и имеет своего бога‑покровителя. Адитья – повелитель всего хорошего; Агни – повелитель огня; Яма – повелитель смерти; Ниррити – бог‑защитник; Варуна – повелитель воды; Вайю – повелитель воздуха; Сома – повелитель богатства; Иша – повелитель энергии и знаний. При проектировании дома и участка важно, чтобы каждая зона дома и участка соответствовала свойствам богов‑покровителей. Тогда боги будут довольны и милостивы к жителям, которые будут пользоваться всеми возможностями гармоничного использования даров природы. Это основной принцип васту, и если ему не следовать, то боги рассердятся и жителям придется нелегко.

Характеристики богов зависят от сочетания влияния солнца и луны. Солнце встает на востоке, в направлении бога Адитья, и первые два‑три часа после восхода оно благоприятно для всех форм жизни, поскольку излучает энергию, необходимую для зарождения жизни и роста. В следующие три часа солнце находится на юго‑востоке, в зоне бога Агни, и излучает больше энергии, отчего возможны негативные эффекты. В следующие три часа солнце находится на юге, прямо над головой, и печет нещадно. Это направление бога Ямы – царя смерти. В следующие три часа жара снижается, и солнце входит в юго‑западную зону – зону бога‑защитника от зла, вызванного излишком жара. На закате становится прохладней, солнце направляет свои лучи на луну, и она становится видимой.

Центральная часть квартиры и участка находится под покровительством бога Брахмы – создателя мира. В Индии центральную часть дома или участка называют Брахмастхан или просто Брахма. Если дом или участок имеют форму квадрата, то на их план легко наложить классическую Парамасаику, состоящую из 81 квадрата, и тогда Брахмастхан займет центральные 9 квадратов. В васту не рекомендуется загружать Брахмастхан мебелью, ставить тяжелые предметы и тем более делать там туалеты или кладовые. Брахмастхан должен быть открытым пространством: в частном доме – внутренний дворик, а в квартире – семейный алтарь.

 

Васту‑пуруша‑мандала

 

«Земля – мед для всех существ, и все существа – мед для этой земли. Этот сияющий бессмертный пуруша, находящийся в этой земле, – мед для всех существ, и все существа – мед для этого пуруши…» (Мадху‑брахмана)

 

В васту есть замечательная концепция Васту‑пуруши, персонифицированного пространства, тогда как джьотишу (астрология) опирается на концепцию Кала‑пуруши, или персонифицированного времени. Согласно ведическому мудрецу Вьясе, время не протекает независимо, но всегда имеет относительное материальное воплощение, и тайны Вселенной становятся постижимы только посредством размышления о ней, как лишенной различий между временем и пространством. Васту‑пуруша – абстрактное понятие, применимое исключительно к плану участка, поэтому следует умилостивить всех божеств васту, прежде чем приступать к конструированию.

В Ригведе встречается слово «вастошпати» – господин васту, которого древние комментаторы считали духом, оберегающим дом, а также отождествляли с богом Индрой. В ведической мифологии существует предание о битве между Индрой, царем богов, и Вритрой, демоном засухи. Здесь Вритра – асура (Васту‑пуруша), который обозначает рождение и все, что оно несет в себе. Индра, как вастошпати, призван удерживать его под контролем. Васту выражает протест против антарикши, которым и является, по сути, любое строение на земле. Этот протест усмиряется путем проведения ритуала васту‑прашамана. Бог земли – Агни – располагается в доме как представитель Индры, поэтому ежедневный ритуал поклонения огню противостоит силе асуры, Васту. Примирение с Васту‑пурушей происходит не только при строительстве дома, но и при обновлении старых зданий, сооружении пристроек к достроенному дому.

Существуют и другие версии этого мифа. Однажды бог Шива сражался с демоном Андхака. Битва была серьезной, капли пота Шивы упали на землю и приняли форму демона. Он был голоден и поедал все, что оставалось на поле битвы. Когда Андхак был побежден, демон умолил Шиву, и Шива позволил ему родиться. Когда новорожденный Пуруша проголодался и захотел съесть три мира, обитатели этих миров испугались и пожаловались богам. Тогда боги схватили Пурушу за разные части тела и прижали к земле, но не уничтожили, а разрешили жить под землей и питаться подношениями, которые делались во время строительства дома. По другой легенде, когда Пуруша родился, боги и демоны испугались, схватили и прижали его к земле лицом вниз, головой на северо‑восток, ногами на юго‑запад. Когда демон был усмирен, Брахма благословил Пурушу и назначил его божеством домов. Богов, державших Пурушу, было 45, и место каждого из них указано в классической схеме.

Кроме мифологического, встречается научное объяснение Васту‑пуруши. Васту – общий термин для грубой и тонкой субстанции, поэтому все проявления энергии и материи называются «васту». Важнее всего то, что в пространстве, воздухе, воде, огне и земле присутствует первичная энергия, без которой все остальные формы не могли бы существовать. Вибрации этой энергии, пронизывающие все остальные стихии, и составляют Васту‑пурушу. Все мы суть васту, и энергия, сущая в нас, есть Васту‑пуруша, или воплощенная энергия. И наоборот, само васту есть живой организм, а Васту‑пуруша‑мандала способствует поддержанию «здоровья» здания как динамически развивающейся структуры.

Васту‑пуруша‑мандала представляет собой вписанную в квадрат фигуру лежащего человека, лицо и живот которого касаются земли. Его голова расположена в северо‑восточном углу, а ноги – в юго‑западном. Соответственно, на диагонали квадрата расположены все семь чакр, которые связаны с определенными внутренними органами и соотносятся с конкретными цветами и элементами. В зависимости от чакры располагаются и помещения в доме: так, комната для совершения ритуалов связана с Вишуддхой, а столовая – с Манипурой. Под их влияние попадают и комнатные растения.

В Васту рекомендуется делать подношения божествам перед началом строительства, причем каждому богу отдельно и именно в том месте, за которое он ответственен. Участок расчищается и делится на зоны, а архитектор ходит по участку, называет каждого бога по имени и предлагает им подношения. Если боги умилостивлены дарами, то в доме будет царить достаток, гармония и благополучие. Приняты также ежедневные ритуалы, смысл которых состоит в приглашении божествам занять свои места в доме, богу богатства – на голове, а сущностям времени и смерти – на ногах. Богу созидания Брахме и богу архитектуры Вишвакарме отведено место в самом центре, в сердце. Ваступуруша «бодрствует», когда он расположен по основным направлениям: север, юг, восток и запад, и «спит», когда расположен иначе.

Существует ряд точек на теле Пуруши, которые считаются слабыми, уязвимыми, например область, соответствующая сердцу, и в этих местах запрещено ставить тяжелую мебель или размещать колонны. В древних текстах отмечается, что если на плане дома или участка у Ваступуруши нет правой руки (сектора между восточным и юго‑восточным направлениями), то жители будут лишены богатства, а хозяин будет несчастен из‑за женщин. Если у него нет левой руки (сектора между северным и северо‑западным направлениями), жители будут плохо обеспечены материально. Если у него нет ног (сектора между юго‑западным и западным направлениями), то это неблагоприятно для хозяина и грозит опасностью сыновьям. Если же у Ваступуруши нет головы, то это очень плохо во всех отношениях.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.