Пересказ литературных произведений. Приемы обучения пересказу. Структура занятий. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Пересказ литературных произведений. Приемы обучения пересказу. Структура занятий.

2021-10-05 25
Пересказ литературных произведений. Приемы обучения пересказу. Структура занятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Виды занятий:

3. 1. Чтение (рассказывание) одного произведения.

2.Чтение нескольких произвед., объединенных единой тематикой.

3. Объединение произвед., принадлежащих разным видам искусства (с рассматриванием картины художника, в сочетании с музыкой).

4.Чтение и рассказ с использ. нагл. материала (игрушки, театры)

5. Чтение как часть занятия по развитию речи.

4. Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

- доступное, понятное детям содержание;

- разнообразие жанров;

- четкая композиция;

- простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

- небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.

Типичная структура занятий по пересказу: 1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки. 2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. 6. Заключительная часть занятия. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей. Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

Приёмы обучения пересказу.

Совместный пересказ - воспитателя с ребёнком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не имеющими рассказывать, робкими.

В средней и старшей группах следует иногда пользоваться отражённым пересказом. Он труднее для ребёнка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.

Воспитатель пользуется и приёмом подсказка слова и фразы. Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребёнок забыл текст и вопросы воспитателя: «А дальше? Вспомнил?» - не помогают.

Вопросы - широко известный приём обучения. Употребляются они и во вводной беседе, и в процессе самого занятия.

Между пересказами хорошо провести небольшое упражнение, дать общее указание. Можно использовать приём повторения, предложив ребёнку, например, пересказать отдельное место ещё раз.

Как можно шире рекомендуется использовать такой приём, как поощрение. В процессе пересказа воспитатель поощряет ребёнка улыбкой, кивком головы, коротким словом

Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей, так как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет спросить больше детей.

Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он может занять значительное место при формировании выразительности речи. Разъяснение воспитателем характера действующего лица оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию внимания детей.

Применяется на занятии такой приём, как игра - драматизация. В этом случае реплика персонажей сопровождаются движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и т.д., но игра не требует декораций, костюмов к предварительной подготовки. Слова от автора сначала говорит воспитатель, а затем ребёнок. Указания о проведении игры, о выразительности речи даются всем детям.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.