Понятие о связной речи. Основные формы связной речи. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие о связной речи. Основные формы связной речи.

2021-10-05 27
Понятие о связной речи. Основные формы связной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи — коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах—диалоге и монологе.

Диалогическая речь - особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог - первичная естественная форма языкового общения, классическая форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюз-ные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, более развернутоДля монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность; связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Формы речи отличаются мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

Обучение связной речи можно рассматривать как цель и средство практического овладения язы-ком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает все достижения ребенка в овладении родным языком, звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

 

 

25. Современные подходы к развитию диалогической речи. Беседа как основной путь формирования диалогической речи.

В методике развития речи рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.

Разговор – наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время, использует все моменты жизни детского сада. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Основным способом формирования разговорной речи на занятиях является беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: быт и труд людей, события общественной жизни, деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом представлений, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

В детском саду используются вводные, сопровождающие и обобщающие беседы. Обобщающая, итоговая беседа как метод обучения практикуется основном в старшем дошкольном возрасте. В беседе четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание. Начало беседы должно вызывать у детей интерес и желание принять в ней участие. Его цель – оживить в памяти детей полученные ранее образные и эмоциональные впечатления. Достигнуть поставленной цели можно с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета.

В начале беседы называется тема предстоящего разговора, обосновывается ее важность, объясняются мотивы ее выбора. В основной части беседы раскрывается ее содержание. Цель основной части беседы – уточнить представления ребенка, ярче подчеркнуть обсуждаемый факт, способствовать рождению новой мысли. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы.

Основную роль в беседе играют вопросы поискового характера, требующие умозаключений о связях между объектами. В беседе, помимо вопросов, используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, чтение художественных произведений (или отрывков), показ наглядного материала, игровые приемы, ответы самого педагога. Эффективными приемами, вызывающими детей на обсуждение проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Эффективность беседы зависит от умения педагога целенаправленно вести детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность. Конец беседы краток по времени, эмоционален, действенен: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение, слушание и просмотр аудио и видеозаписи,

связанной с темой беседы. Окончание беседы связано с обобщающими выводами по всему содержанию.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.