Особенности и проблемы сложившейся системы теплоснабжения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности и проблемы сложившейся системы теплоснабжения

2021-10-05 41
Особенности и проблемы сложившейся системы теплоснабжения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теплоснабжение сконцентрировано в нескольких промышленных узлах

С начала 70-х годов развитие теплоснабжающих систем было ориентировано на строительство крупных централизованных источников тепловой энергии. Этому способствовала концентрация основных тепловых нагрузок республики в немногочисленных промышленных узлах. Для городов разрабатывались схемы теплоснабжения, которые предусматривали увеличение отпуска теплоэнергии, расширение существующих и строительство новых крупных котельных. В большинстве же остальных, преимущественно сельских районах, формирование систем теплоснабжения происходило в значительной мере произвольно, без каких-либо схем, по мере возникновения тепловых нагрузок и базировалось на строительстве маломощных котельных. Система теплоснабжения республики, сложившаяся к середине 80-х годов, осталась практически неизменной до настоящего времени.

Теплоснабжение в республике отличает отставание технического преобразования и модернизации.

По данным Геоинформационного портала Республики Коми (http://gis.rkomi.ru/) около 80% объектов теплоснабжения исчерпали свой ресурс и морально устарели. Это, а также неудовлетворительное состояние тепловых сетей и теплотехнических характеристик обогревательных конструкций (утечки, сливы, потери через изоляцию теплопроводов) приводит к завышенным расходам сетевой воды, нарушению температурных режимов и большим тепловым потерям (до 30%). Наряду с неоптимальной загрузкой большинства котельных, указанные недостатки становятся причиной большого перерасхода топлива. Наблюдается рост числа повреждений тепловых сетей и котельного оборудования, что связано с наличием в эксплуатации большого количества, отработавшего нормативный ресурс оборудования. Ремонт котельного оборудования и тепловых сетей производится в основном для поддержания текущего состояния системы теплоснабжения. Ввод новых мощностей наблюдается в масштабе небольших поселений и котельных хозяйств.

Топливоснабжение

В системе снабжения муниципальных образований котельно-печным топливом используются уголь, газ, топочный мазут, дрова. Имеются районы с практически монотопливной структурой топливопотребления, с преобладающим использованием одного вида топлива: газа – Сыктывкар, Вуктыл, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта, Усть-Вымский, Сыктывдинский районы; угля – Воркута, Инта, Ижемский, Усть-Цилемский районы. В остальных муниципалитетах структура топливопотребления дифференцирована по видам с относительно высоким удельным весом топочного мазута.

В целом по республике объемы производства топливных ресурсов соответствуют современным потребностям в угле, топочном мазуте и древесном топливе. Исключение составляет природный газ, объемы потребления которого лишь на 70% обеспечиваются добычей газа в республике. На сегодняшний день только 10 муниципальных образований имеют сетевой газ. В основном это потребители в районах газодобычи и вблизи трассы магистральных газопроводов и газопроводов-отводов.

В структуре топливного баланса Республики Коми преобладает природный газ – около 70%, на долю угля приходится около 25%, мазут составляет около 7% и древесное топливо около 1%.

В южных муниципальных районах традиционно широко используется печное отопление, котельные в основном работают на привозном угле и мазуте.

В последние годы многократно возросли расходы, связанные с доставкой топлива. Для удаленных сельских потребителей в южных муниципальных районах в фактических затратах на топливо значительную часть составляют транспортные расходы (от 25 до 60%). В большей степени это относится к углю. Расходы на топливо не отражаются в полной мере в тарифах на тепловую энергию и в значительной степени датируются.

Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 11.04.2019г. № 185, Схема территориального планирования Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2010 года № 469, Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 2017-2021 годы, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 28 апреля 2017 г. № 191-р в целях обеспечения развития инвестиционных площадок регионального значения предусматривает до 2030 года первоочередное развитие всех видов объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с проектной документацией, разработанной на основе документации по планировке территорий и технических условий на подключение к инженерным сетям, и очередностью их строительства.

Электроснабжение

В связи с ожидаемым ростом нагрузок, старением (износом) оборудования на источниках электроэнергии, подстанциях и для повышения надежности электроснабжения в Республике Коми предусмотрены следующие мероприятия:

По объектам регионального значения

· - предполагается строительство:

- комбинированной электростанции (Сыктывкарской теплоэлектростанции) мощностью 225 МВт в районе пос. Вогваздино и объектов малой энергетики;

- новой подстанции мощностью 220 кВ в г. Усинске;

- линии электропередачи 220 кВ: подстанция "Усинск" - подстанция "Городская" - Печорская ГРЭС, Печорская ГРЭС - подстанция "Ухта" - подстанция "Микунь" - подстанция "Заовражье", Печорская ГРЭС - подстанция "Инта" - подстанция "Лабытнанги", подстанция "Микунь" - подстанция "Сыктывкар".

· - реконструкция:

- монтаж нового блока мощностью 100 МВт на теплоэлектроцентрали ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК".

По объектам местного значения

· предусмотрено строительство:

- новой подстанции мощностью 110 кВ "Емваль" и линии электропередачи 110 кВ к ней в г. Сыктывкаре;

- новых подстанций мощностью 110 кВ "Кочпон", "Лесопильный завод" и линии электропередачи 110 кВ к ним в г. Сыктывкаре;

- новой подстанции 110 кВ "Вис" и линии электропередачи 110 кВ к ней на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск";

- новых подстанций мощностью 110 кВ "Юго-Запад", "Промышленная", "Ярега-Руда", "Сосногорский газоперерабатывающий завод" и высоковольтной линии мощностью 110 кВ к ним на территории муниципального образования городского округа "Ухта";

- новой подстанции мощностью 110 кВ "Заполярная" на территории муниципального образования городского округа "Воркута";

- высоковольтной линии мощностью 110 кВ к подстанции мощностью 110 кВ "Войвож" и "Чиньяворык";

- высоковольтной линии мощностью 110 кВ: подстанция "Западно-Соплесская" - подстанция "Вуктыл-2", подстанция "Ухта" - подстанция "Троицко-Печорск", подстанция "Войвож" - подстанция "Помоздино", подстанция "Зеленоборск" - подстанция "Ижма", теплоэлектроцентраль ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" - подстанция "Краснозатонская", Сыктывкарская теплоэлектростанция - теплоэлектроцентраль ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Сыктывкарская теплоэлектростанция - подстанция "Серегово";

- высоковольтной линии 35 кВ подстанция "Ропча" - подстанция "Чиньяворык".

· реконструкция:

- подстанции мощностью 35 кВ "Войвож" и "Чиньяворык" с переводом их на напряжение 110 кВ.

Для строительства новых объектов электроэнергетики, размещаемых на территории Республики Коми, требуется резервирование земельных участков в размере ориентировочно 3 га на каждую новую подстанцию.

Мероприятия в области теплоснабжения предполагают:

- расширение Сосногорской теплоэлектроцентрали до 515 тыс. кВт, теплоэлектроцентрали ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" до 571 тыс. кВт;

- реконструкция Интинской теплоэлектроцентрали и Воркутинской теплоэлектроцентрали-2;

- использование минитеплоэлектроцентралей (для совместной выработки тепла и электроэнергии - когенерации);

- модернизация существующих и строительство новых котельных с высоким коэффициентом полезного действия и снижением негативных воздействий на окружающую среду;

- реконструкция и строительство новых тепловых сетей с применением эффективных изоляционных материалов для ликвидации утечек теплоносителя на трубопроводах и устранения потерь тепла;

- внедрение энергосберегающих технологий (приборы коммерческого учета тепловой энергии и иное).

Мероприятия по развитию газоснабжения предполагают:

развитие систем магистральных газопроводов:

- строительство газопровода "Бованенково - Ухта", составной части проекта "Ямал - Европа". В границах Республики Коми будет построено 1106,7 км трубопровода и 7 компрессорных станций. Трасса пройдет по территории муниципальных образований: городского округа "Воркута", городского округа "Инта", муниципального района "Печора", муниципального района "Сосногорск", городского округа "Ухта", муниципального района "Княжпогостский" и муниципального района "Усть-Вымский";

- газификацию населенных пунктов:

- повышение уровня газификации природным газом населенных пунктов до 85,6 процента;

- строительство газопроводов-отводов к населенным пунктам.

В соответствии с Прогнозом развития энергетики Республики Коми на основе возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, представленном в Схеме и программе развития электроэнергетики Республики Коми на 2017-2021гг., утвержденной Распоряжением Правительства Республики Коми от 28 апреля 2017 г. № 191-р определяется, что один из факторов ресурсосбережения - это вовлечение вторичных энергоресурсов и технологических отходов в процесс производства электро- и теплоэнергии.

В соответствии с Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года утвержденными Распоряжением от 8 января 2009 г. № 1-р целевым ориентиром на указанный период является увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии.

Использование возобновляемых энергоресурсов: древесного топлива, отходов лесопереработки является приоритетной задачей, решение которой необходимо для качественного, надежного обеспечения тепло- и электроэнергией собственных нужд производственных потребителей. Несмотря на наличие больших запасов ископаемого топлива, сосредоточенных на севере Республики Коми, из-за значительной протяженности территории с севера на юг стоимость энергоносителей для южных районов возрастает в 1,5-3,2 раза. Это обстоятельство является основной причиной убыточности сельских муниципальных котельных, обеспечивающих теплоснабжение объектов социальной сферы и частично жилого фонда. При этом основной вид деятельности данных сел и поселков сосредоточен в лесопромышленном производстве - лесозаготовке и деревообработке, обеспечивающем достаточными ресурсами древесной биомассы (дровяная и иная низкосортная древесина, отходы лесозаготовок, в том числе от санитарных рубок леса, отходы деревообработки), которая может быть использована в энергетических целях.

Потенциал возможного освоения местных топливных ресурсов (дрова, отходы лесозаготовки, биогаз) и возобновляемые источники энергии (гидро- и ветроэнергетика) в Республике Коми оцениваются в 650 тыс. т. в год. Современный уровень использования - менее половины.

Сфера интересов Республики Коми в развитии возобновляемой энергетики состоит в следующем:

- исполнение задач в области охраны окружающей среды (включая производство биотоплива из промышленных отходов);

- организация производства твердого биотоплива (древесных гранул) для внутреннего потребления на экспорт;

- решение вопросов энергоэффетивного теплоснабжения населенных пунктов и промышленных объектов, находящихся в зонах децентрализованного энергоснабжения.

Предусмотренные вышеуказанными документами мероприятия, особенности и проблемы инженерной инфраструктуры Республики Коми позволят предусмотреть топливно-сырьевой сценарий построения комплексной эффективной системы обращения с отходами в республике.

 

Основные разделы

6.1. Нахождение источников образования отходов

6.1.1. Нахождение источников образования твердых коммунальных отходов

Источники образования отходов включают в себя объекты жилищного фонда, организации строительства, промышленности, административные, образовательные, медицинские и прочие объекты, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные и идентичные им отходы.

Среди источников образования твердых коммунальных отходов выделены две основные группы:

· Жилой сектор.

· Нежилой сектор.

Внутри основных групп выделены подгруппы.

Количество источников образования твердых коммунальных отходов по группам на 01.12.2019 г. представлено в Таблице 4.

Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, при установлении нормативов накопления ТКО, приказом
от 30 декабря 2016 года № 20/24-Т выделило категории объектов (источники образования ТКО), для которых установлены нормативы накопления ТКО (см. Таблица 3).

 

Таблица 3. Категории объектов (источники образования ТКО) и нормативы накопления ТКО.

       
N п/п Наименование категории объектов Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив Нормативы накопления твердых коммунальных отходов, куб.м/год

Объекты общественного назначения

1. Офисные и бытовые помещения предприятий и организаций 1 сотрудник 0,87
    1 кв. метр площади помещения 0,10

(п. 1 в ред. Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т)

2. Объекты оптово-розничной торговли 1 кв. метр общей площади 0,28
3.

Предприятия транспортной инфраструктуры:

  автозаправочная станция 1 машино-место 3,61 <*>
  гараж 1 машино-место 1,30
  автомойка 1 машино-место 0,29
  Железнодорожные и автомобильные вокзалы, аэропорты, терминалы, порты 1 пассажир 0,76
4.

Учебно-воспитательные учреждения:

  Дошкольное образовательное учреждение 1 ребенок 0,49
  Общеобразовательное учреждение, учреждение начального, среднего профессионального и высшего образования, учреждения дополнительного образования 1 учащийся 0,26
  Детские дома, социально-реабилитационные учреждения, дома-интернаты 1 проживающий 1,38
5.

Учреждения, предоставляющие услуги в области развлечений, отдыха, искусства и спорта:

  Культурно-развлекательные учреждения (клуб, дом культуры) 1 место 0,11
  библиотека 1 место 0,13
  музей 1 кв. метр общей площади 0,02
  спортивный комплекс, спортивная школа, зал 1 посетитель 0,29
6. Предприятия общественного питания 1 место 1,71
7.

Предприятия службы быта:

  Гостиница, отель 1 место 0,36
  Парикмахерская, солярий, салон красоты 1 место 1,60
  Баня, сауна, прачечная 1 место 0,19
  Организации, оказывающие социальные услуги, ритуальные услуги 1 кв. метр общей площади 0,09
  Кладбища 1 место 0,002
  Мастерская 1 кв. метр общей площади 0,02
8.

Прочие:

  Садоводческие кооперативы 1 участник 0,83

Домовладения

(п. 1 в ред. Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т)

9. Многоквартирные дома и жилые дома (за исключением многоквартирных домов и жилых домов без централизованного отопления, при наличии печного отопления), всего, в том числе: 1 проживающий 1,9 <**>
  - твердые коммунальные отходы   1,33
  - крупногабаритные отходы   0,57 <**>
10. Многоквартирные дома и жилые дома без централизованного отопления, при наличии печного отопления, всего, в том числе: 1 проживающий 0,83 <**>
  - твердые коммунальные отходы   0,58
  - крупногабаритные отходы   0,25 <**>

* За исключением смета и прочих отходов от уборки территории предприятий, организаций, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
** - норматив накопления твердых коммунальных отходов подлежит применению с 1 января 2020 года.

При разработке (корректировке) территориальной схемы всего выявлено 45 753 источников образования твердых коммунальных отходов (см. Таблица 4). Источники образования ТКО, финансируемые за счет средств консолидированного бюджета указаны в Приложении № 1.1.

Количество объектов образования твердых коммунальных отходов в группе источников образования отходов жилого сектора составляет 35 931 объектов, включая 7 549 многоквартирных жилых домов и 28 382 частных жилых домов. Источники образования твердых коммунальных отходов в перечне Управляющих компаний и ТСЖ указаны в Приложении № 1.2.

 

Таблица 4. Количество источников образования ТКО.

Административные здания, учреждения, конторы 422
Предприятия торговли 3 810
Предприятия транспортной инфраструктуры 1 538
Дошкольные и учебные заведения 698
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения 423
Предприятия общественного питания 201
Предприятия службы быта 339
Медицинские учреждения 150
Промышленные объекты 1 812
Садовые товарищества 392
Военные объекты 16
Учреждения УФСИН 21
Домовладения. Многоквартирные дома (МКД) 28 382
Домовладения. Индивидуальные жилые дома. (ИЖД)  35 931
ИТОГО: 45 753

 

Количество источников образования твердых коммунальных отходов жилого и нежилого сектора, в т. ч. по группам источников в разрезе муниципальных образований (поселений и городских округов) Республики Коми представлено в Приложениях № 1,     № 2.

В рамках территориальной схемы оценка количества источников образования отходов приведена на основании статистических данных, кабинетных и полевых исследований, баз данных.

Данные сведения являются базой данных по источникам образования твердых коммунальных отходов и образователям твердых коммунальных отходов для целей осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленной ему зоне деятельности.

Источники образования отходов нанесены на карту Республики Коми.

 

6.1.2. Источники образования отходов, кроме твердых коммунальных отходов

Промышленность Республики Коми - основа экономического потенциала республики и представляет собой комплексную многоотраслевую систему, при этом имеет выраженную топливно-сырьевую направленность. Темпы развития топливно-энергетического комплекса республики оказывают основное влияние на общую динамику промышленного производства. Лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим комплексом является базовым в экономике республики. Достаточно значимый вклад в развитие экономики республики вносит электроэнергетика. Работают отрасли машиностроения и металлообработки, легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

Перспективными являются отрасли горнорудного комплекса. Однако технологии, используемые производителями, являются скорее экстенсивными, что, в свою очередь, отражается, как и на инновационном развитии отрасли, так и на общем количестве образующихся отходов.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.