Спор Алексея Толстого и Пиноккио об авторстве. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Спор Алексея Толстого и Пиноккио об авторстве.

2021-12-12 25
Спор Алексея Толстого и Пиноккио об авторстве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что же такое «Золотой ключик» в свете нашего предположения: изящная насмешка над профанами, или даже над самим «усатым полицейским» от литературы? А может быть, это тайное послание «до востребования», или некая эстафетная палочка, которую раз в столетие передают друг другу Посвящённые?


 

 

Ступень II

 

«СУМАСШЕДШИЙ ШАРМАНЩИК»

От Печоры на Буг и Майну

Мчится всадник – Ржаной Хирам.

Н. Клюев

Этой песни нам лучше не знать никогда!

А. Вертинский

В

зависимости от качества перевода и философской школы названия карт Таро варьируются от возвышенно-мистического слога, до лёгкой иронии и даже вульгарной насмешки. К примеру, первая карта – «Маг» имеет «бытовое» название – «Фокусник», или даже «Скоморох», сохраняя намёк на высокого неизвестного, образ которого символически замещает собой чародей.

На первый взгляд карты Таро выглядят как занимательные картинки. Магические и философские символы в них часто замаскированы под окружающие предметы или аксессуары одежды. Один из высших символов – знак бесконечности над головой персонажа карты. Он может изображаться явно, а может быть зашифрован в изящно изогнутых полях шляпы, напоминающих горизонтально расположенную восьмёрку, ленту Мёбиуса или лемнискату. Космическая лемниската – Змея Вечности, кусающая собственный хвост, напоминает о том, что через все перемены жизни, её подъемы и спады, человек всё равно возвращается к своему истоку, к вечному Свету, из которого он некогда изошёл. Итак, правильно прочитанный «знак отличия» возводит странствующего фокусника-комедианта в ранг Демиурга.

Оказывается, что когда-то и «…Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб».

 

Рисунок:

Карта Таро «МАГ»

 

Согласитесь, что упоминание о шляпе Карло, как будто случайное, на самом деле случайным не является. «Что же, кроме шляпы на Карло ничего не было?» – могут ёрнически вопросить вслед за братьями Стругацкими («Понедельник начинается в субботу») слишком вдумчивые читатели, и будут правы: всё дело в шляпе! Заметим, что в сказке Карло Коллоди ничего не сказано о шляпе мастера Джепетто, отца Пиннокио.

Кроме фигуры мага на карте обязательно присутствуют магические знаки четырёх стихий: чаша (Святой Грааль), пентакль (иногда монеты), меч и жезл (волшебная палочка). От Карабаса Барабаса Буратино получает пять золотых монет специально для папы Карло, так как именно «пентакль» или «монета», один из атрибутов «Фокусника». Заметим, что находчивость и изящество Алексея Толстого лишь возрастают по мере перетасовки и расклада волшебной колоды для очередного сюжета.

Согласно французскому оккультисту Курту де Гебелину, «первооткрывателю» Таро, карта «Маг» указывает на то, что обыденная реальность есть не что иное, как сон, а неисчерпаемые чудеса природы – всего лишь проделки «космического фокусника». Он – тот, кого Омар Хайям называл «мастером представления», и не самого весёлого представления!

«А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка…» «Что наша жизнь? – Игра-а-а!» А играют, между прочим, нами…

 

Даже если наш мир иллюзия, розыгрыш, то первый Аркан, тем не менее, возвещает о творческой Первопричине всего творения и божественных эманациях Абсолюта.

В том, что Карло и есть «творец иллюзий» сомневаться не приходится: именно он нарисовал «очаг и котелок на куске старого холста», да так правдоподобно, что голодный Буратино протыкает носом аппетитный натюрморт. Создав манящую картинку земного благополучия, Карло приступает к истинно творческой задаче, но в деле «сотворения человека» ему не обойтись без идейного вдохновителя, первопричины творения. Им становится старик Джузеппе по прозвищу Сизый Нос. Именно он подсовывает Карло говорящее полено и советует смастерить себе помощника, чтобы не остаться в старости без «кусочка хлеба и стаканчика вина». Это доброе пожелание старого пьяницы можно было бы оставить без особого внимания, однако, хлеб и вино – основа христианской евхаристии, истинная плоть и истинная кровь Бога, и совет Джузеппе отдаёт явным непочтением к христианским символам и ритуалам. Да и сам Джузеппе, Сизый Нос, в общем-то, как бы лишний в повествовании и в дальнейшем он исчезает из повествования Алексея Толстого.

Но у классиков не бывает «лишних людей». Попахивающий винцом Джузеппе – инициатор, автор идеи. Папа Карло – творец, создатель куклы, а сам проказливый деревянный мальчишка заключает собой эту досточтимую «троицу». Так Единый в сущности проявляет себя в тройственных аспектах.

В символизме масонства три Великих Мастера становятся Причинной Триадой, установленной посвящёнными философами в качестве триединой основы существо-ванияВселенной. Хирам Демиург, Бог Творец есть вечное неизменное Божество. В масонской «легенде о Хираме» его замещает царь Соломон – солнце Мира. Царь Тира Хирам, по библейской легенде преданный друг и соратник Соломона, представляет собой источник благих энергий, духовных эманаций Божества. Хирам Абифф из Тира, «сын одной вдовы из колена Неффалимова» назван Величайшим Мастером. Он был послан царём Хирамом на постройку Соломонова храма. Хираму Абиффу, как «универсальной активности» дарована власть над низшими элементами мироздания.

Наш деревянный человечек не просто активен, но прямо-таки двигательно расторможен, разноречивые потенции рвут его на части, а его путь по ступеням лестницы универсального посвящения драматичен и смешон одновременно. Чем не слепок с новорождённого человечества, которое нуждается в сведущем Мастере, не меньше, чем неотёсанный чурбан в токарном станке. Заметим, что и его возвышенный прообраз: Хирам Абифф рассматривается масонами, как прототип нового человечества.

Корень еврейского имени Хирам (!ryj) включает в себя три согласных буквы, означающих на языке каббалы: j (хет) – огонь, свет; r (реш) – дух, воздух;! (мем) – вода; всё вместе представляя первооснову Вселенной. Буква y (йод) – десятая буква еврейского алфавита, означает Бога, мудрость, идею (хохму) и является первой буквой непроизносимого имени Бога – тетраграмматона hwhy (Яхве).

Читателю знакомому только с библейским текстом о строительстве храма Соломона (Вторая и Третья Книга Царств) необходимо иметь ввиду, что судьба Хирама масонской легенды трагична, и отличается от библейского первоисточника: он был убит тремя Товарищами Ремесленниками ударами линейки, угольника и молотка, ставшими затем непременными атрибутами масонов, и затем, воскрешён Мастером Каменщиком (Масоном).

Священная Триада кочует по векам и народам, через мифологию Египта, индуизм, иудейскую каббалу, и масонский символизм, оставляя неизменной свою суть – идею сакральной жертвы: «И агнец заклан от начала мира», но только христианское богословие осознало и высветило всю глубину и величие этой идеи: «Сотворение мира было уже в самом основании жертвенным актом Божественной любви, вольным самоистощением. …Ибо Бог есть Любовь, а жизнь любви и величайшая радость её есть жертва». (С.Н Булгаков «Свет Невечерний»). Так и в сказке: уже первые шаги сотворения Буратино приносят его создателю, папе Карло, обидные неприятности. Но так уж предначертано, ибо «когда ХирамДемиург взялся за творение он открыл период своего космического мученичества» (Мэнли П. Холл).

Карта «Маг» открывает семиричный набор карт, называемый в египетском Таро «путём Осириса»: 1, 4, 7, 10, 13, 16 и 19 карты составляют этот «царский путь».

Буквенное значение карты «Маг» – первая буква эзотерического (еврейского) алфавита – Алеф ( א ). Поза Мага зеркально повторяет собой графику буквы א: правая рука фокусника указует на небо, левая на землю. «Люди – смертные Боги. Боги – бессмертные люди», – возвещает одна из таинственных заповедей Изумрудной Скрижали, ключей, которыми открываются двери истинной магии.

Что же такое Таро? Кладовая сакральных архетипов? Стиль мышления? Или наш мир полон таинственных созвучий, и вовсе не обязательно быть масоном и оккультистом, чтобы «петь красиво в нашей земной глуши».

В этом вполне убеждает стихотворение Александра Вертинского (написанное в 1930 году) «Сумасшедший шарманщик»:

 

Каждый день под окном он заводит шарманку

Монотонно и сонно поёт об одном.

Плачет серое небо, мочит дождь обезьянку,

Пожилую актрису с утомлённым лицом.

Мчится бешеный шар и летит в бесконечность,

И смешные букашки облепили его,

Бьются, вьются, жужжат и с расчётом на вечность

Исчезают как дым, не узнав ничего.

А высоко вверху Время, старый обманщик,

Как пылинки с цветов, с них сдувает года…

Замолчи, замолчи, Сумасшедший Шарманщик

Этой песни нам лучше не знать никогда!

Ступень III

 

БЕГСТВО ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ

«Мильционер, поймали херувима!»

Н. Клюев

 

В

ту секунду, когда с Буратино снята последняя стружка, и надет «дурацкий» колпак, на сцену выпрыгивает «Джокер». Это нулевая карта, у неё много названий: «Глупец», «Безумный», «Дурак». Другое название этой карты «Материалист», в «египетском» Таро ей соответствует карта «Крокодил».

В Таро «Дурак» изображён слепцом, бредущим прямиком к пропасти. В масонской иерархии этой стадии духовного роста соответствует «профан», поэтому глаза кандидата закрывают повязкой, символизирующей его духовную слепоту. «Дурак» молод и отважен, от того и готов отправиться в рискованнейшее приключение. У ног «Дурака» рисуют небольшое животное: собаку, реже – кошку. Зверёк всеми силами стремится удержать «Дурака» от падения в пропасть, и даже кусает его за пятку. В одном из вариантов «египетского»Таро собачонка сдирает с дурака штаны. Принято считать, что это инстинкты, животная природа, которая доминирует в психике человека в этот период. Вот и наш герой ухитряется раздразнить крысу Шушару, и если бы не помощь папы Карло, сказку на этом можно было бы и закончить.

Символика нулевой карты отражает трагизм положения неофита. Прежде всего, это резкий разрыв уровней, прыжок в бесконечность, муки духовного рождения, когда старое уже безвозвратно отвергнуто, а новое ещё не обретено, и под ногой соискателя истины разверзается пропасть. Всё мужество, воля и жажда познания понадобятся ему, чтобы сделать этот шаг.

Карта «Дурак» связана с «путём Гора», хотя и не входит в него. Это драматический, балансирующий на парадоксах, «гамлетовский» путь. Путь Гора состоит из семи карт: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. Нумерологическое значение этой карты утверждает, что дурак поистине «круглый». Числовой эквивалент «Дурака» неразложим, и это роднит его с первой, «божественной» картой. Действительно, наивный простец, или юродивый, зачастую оказываются ближе к Богу, чем хитромудрый делец или властитель. Но любой цифровой расклад Таро, а их великое множество, можно понимать в зависимости от того, что желаешь видеть. К примеру, «округлость» (законченность) дурака можно понять и так: «Изредка даже великому мудрецу не грех пошутить и подурачиться, дабы немного отдохнуть от груза мудрости». Нулевому интеллекту «Дурака» соответствует буква «шин» (ש) еврейского алфавита.

По замечанию В.А.Пономарёва эта буква подозрительно напоминает «Серп и Молот» – эмблему победившего социализма. В этом свете само название «Страна Дураков» (у Коллоди – «Болвания») приобретает онтологическую глубину и выверенный символизм, а легкомысленные, на первый взгляд, совпадения выстраиваются в увлекательную цепочку литературно-детективного расследования. В масонском символизме есть некая «Гора Дураков»: так профан, с огромным трудом и помпой одолевший её вершину, всего лишь первый среди недоумков.

 

В городе Дураков как тени бродят умирающие от голода жители, «зато на перекрёстках стояли навытяжку свирепые бульдоги-полицейские… Они кричали на голодных и шелудивых жителей: Пр-р-роходи, проходи, не задерживайся». Вспомним, каким скандалом оканчивается сотворение Буратино: «Огромный полицейский с закрученными усами» хватает Буратино, а потом уже, по наущению недремлющей общественности и самого папу Карло. Не будем забывать, что сказка писалась, в период нарастания репрессий, и фигура пугающе огромного стража порядка, без разбора хватающего «отцов и детей», а так же намёк на то, что «бедняжка» Буратино протянул ноги на мостовой «должно быть с голоду…» выглядят как острая политическая сатира. Намёки на произвол властей есть и у Коллоди, но Алексей Толстой превосходит его в описании сказочной Деспотии, и её «не сказочных» проявлений: «Ты совершил три преступления, негодяй: ты – беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду!», – кровожадно сопит на Буратино «дежурный бульдог».

 

Рисунок:


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.