Современное состояние войскового тыла и направления его развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Современное состояние войскового тыла и направления его развития

2021-04-18 970
Современное состояние войскового тыла и направления его развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное состояние войскового тыла характеризуется появлением принципиально новых видов вооружений, в том числе высокоточного оружия, совершенствованием существующих и изысканием новых способов подготовки и ведения общевойскового боя, что вызвало необходимость адекватного развития системы и способов тылового обеспечения войск.

Новые способы и формы оперативно-тактических действий войск создали предпосылки для совершенствования состава и структуры частей и подразделений тыла, повышения их боевой готовности и боеспособности к автономным действиям в отрыве от органов снабжения в условиях применения всех видов оружия.

В мирное время соединения и части тылового обеспечения занимаются плановой боевой подготовкой.

Основные направления подготовки войскового тыла:

совершенствование боевой и мобилизационной готовности частей и подразделений тыла;

повышение способности тыла обеспечить составом мирного времени своевременное и адекватное реагирование войск на возникающие военные угрозы;

организация взаимодействия с тылом других войск, воинских формирований и органов при ведении активной борьбы с терроризмом;

выполнение мероприятий перехода Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к межведомственной унифицированной системе тылового обеспечения (МУСТО);

материальное обеспечение практической реализации Федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских частей, а в отдельных случаях ряда воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

перевод войск на новые принципы обеспечения.

В условиях продолжающегося реформирования Вооруженных Сил возрастает количество соединений и частей сокращенного состава, для укомплектования которых необходимо призвать из запаса от 80 до 95% людских ресурсов и до 50 % автомобильной техники.

В течение последних 10 лет в связи с отсутствием финансирования учебные сборы практически не проводятся. В результате качество укомплектованности военно-обученными ресурсами низкое. Экономическая недообеспеченность автохозяйств не позволяет им содержать существовавший ранее парк автомобилей, осуществлять их качественный ремонт. На предприятиях экономического комплекса ежегодно происходит сокращение парка машин на 6-7%. Укомплектованность войск автомобилями штатных марок ежегодно снижается на 2-3%.

В то же время технические средства тыла с начала 90-х и до 2002 г. практически не обновлялись. Свыше 70% средств заправки и транспортирования горючего, технических средств продовольственной и вещевой службы, 60% подвижной медицинской техники, 80% техники автомобильно-дорожной службы, 45% техники ветеринарной службы находятся на хранении больше 10 лет.

В настоящее время общая обеспеченность Вооруженных Сил РФ специальной техникой служб тыла по основной номенклатуре составляет до 90%. Указанная укомплектованность позволяет, в целом, выполнять поставленные задачи.

Однако из имеющейся техники тыла текущего обеспечения более 18,5% требует среднего ремонта (СР), 18% - капитального ремонта (КР) и 19% подлежит списанию (утилизации). Доля современных образцов техники тыла составляет от 35 до 60 % от обеспеченности.

Анализ данных тенденций показывает, что в этих условиях существует опасность резкого снижения уровня технической оснащенности и, как следствие, снижение боеспособности войскового тыла до критического.

К 2010 г. общая обеспеченность Вооруженных Сил РФ техникой служб тыла по основной номенклатуре, по пессимистическому прогнозу, может составить до 40%, в том числе: техникой службы горючего в среднем – 20%; техникой продовольственной службы – 55%; техникой вещевой службы-20%; дорожно-техническими средствами – 80%; медицинской техникой в среднем – 30%.

Как показал опыт последнего десятилетия, проведенный этап по приведению частей и подразделений тыла к общевойсковой структуре оправдал себя. Главное преимущество этих структур заключено в их высокой эффективности при комплексном решении различных задач. Наличие этих формирований в дивизии позволило на автомобильном транспорте поднять подвижных запасов на 100 % (4-6 суток боевых действий, по продовольствию – до 10 суток).

Основной тенденцией развития тыла является рост грузоподъёмности транспорта подвоза (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Грузоподъёмность обмо мсд (тд), т

Наименование

Годы

1941 1945 1950 1960 1980 2000 2005
Боеприпасы 258 66 220 650 980 980 1000
Горючее 42 22 50 136 530 1000 1050
Продовольствие и др. 51 41 40 84 370 370 370
Всего 351 129 310 870 1880 2350 2420

Вместе с тем, существующая организационная структура войскового тыла обладает ограниченными возможностями по обеспечению возросших потребностей войск в материальных средствах при их переводе с мирного на военное время и с началом боевых действий, не располагает резервами сил и средств без их наращивания за счет учреждений стационарного окружного тыла и объектов местной промышленно-экономической базы.

Таким образом, современное состояние войскового тыла оценивается неоднозначно. С одной стороны материально-техническая база, созданная еще в советское время, морально устарела, с другой – систематическое недофинансирование не позволяет обеспечить необходимый организационный и технологический уровень тыла, отвечающий статусу самостоятельной военно-экономической системы ВС РФ.

В этих условиях, реализация требований, предъявляемых к войсковому тылу и удовлетворяющих условию его полного соответствия потребности обеспечиваемых соединений и частей, во многом будет зависеть от экономического фактора, надежной связи между ВС и экономикой государства, от претворения в жизнь военно-технической политики по переоснащению тыла современной техникой, развития его инфраструктуры и накопления необходимых материальных ресурсов.

В результате оценки степени соответствия показателей технических средств тыла характеристикам перспективного вооружения и военной техники, в частности, установлено, что требуется наращивать усилия по разработке средств жизнеобеспечения военнослужащих в поле, а также решать вопрос о местах их размещения на боевой технике; требуются средства для обеспечения помывки личного состава малочисленных команд; при размещении войск в полевых условиях продолжительностью свыше трех месяцев и невозможности строительства капитальных объектов инфраструктуры военных городков наиболее целесообразно обустройство войск осуществлять в блочно-модульных помещениях контейнерного типа; в войсковом звене необходима разработка «последовательной цепочки» средств хранения и подвоза скоропортящихся продуктов; взамен печей для обогрева палаток требуется создать принципиально новые полевые теплогенераторы для бытовых нужд; недостаточно средств механизации погрузочно - разгрузочных работ в полевых условиях; требуются штатные такелажные подразделения; требуется внедрение бронезащиты, модульности и унификации технических средств тыла.

Совершенствование войскового тыла предполагается по следующим направлениям:

1. Повышение автономности боевых действий войск в тыловом отношении.

2. Совершенствование системы тылового обеспечения.

3. Совершенствование системы управления тылом.

4. Повышение функциональных возможностей частей и подразделений тыла.

5. Совершенствование организационно-штатной структуры войскового тыла.

Повышение автономности боевых действий войск в тыловом отношении решается в настоящее время, главным образом, за счет оптимизации запасов материальных средств в боевых подразделениях и частях, подразделениях и частях тыла. Руководящими документами предусмотрены войсковые запасы материальных средств на 6-8 суток автономных боевых действий соединений. Однако, опыт проведенных учений и исследований показывает, что по некоторым видам запасов (артиллерийские, минометные выстрелы, горючее) автономность обеспечивается на 2 - 4 суток интенсивных боевых действий. В связи с этим должны создаваться дополнительные запасы. Содержать такие запасы следует за счет максимального использования грузоподъемности автомобилей, применения прицепов, рациональной укладки грузов и укомплектования тыла новыми техническими средствами («Урал – 4322», «Урал – 5323», «ЗиЛ – 4334», «ЗиЛ – 4331», «ГАЗ – 3301»).

Другим направлением повышения автономности является создание «систем индивидуального жизнеобеспечения» в каждой единице боевой техники и вооружения при промышленном их изготовлении. Такие системы должны быть предусмотрены на этапе научно - исследовательских и опытно – конструкторских работ при проектировании и изготовлении техники тыла. В табели к штатам экипажей боевых машин необходимо предусмотреть типовые комплекты систем индивидуального жизнеобеспечения с типовым набором предметов полевого быта (специальные палатки, матрацы надувные, спальные мешки, малогабаритные средства приготовления пищи, для обогрева личного состава). Опыт боевых действий в Чечне показал несовершенство и громоздкость комплекта боевой экипировки военнослужащих. Состоящие на снабжении отдельные образцы вещевого имущества и снаряжения морально устарели, неудобны в носке. Так, в вещевой мешок невозможно уложить личные вещи, сухой паек, боеприпасы, комплект нательного белья и портянок и другие предметы, необходимые воину в бою. Шапка – ушанка не носится вместе со шлемом стальным. По этой причине в настоящее время разрабатываются новые подходы к повышению эффективности боевой экипировки военнослужащих на основе высоких технологий оборонно-промышленного комплекса.

В совершенствовании системы тылового обеспечения приоритетными направлениями являются:

формирование единой политики развития служб тыла, а также ценообразования при закупках продукции общего назначения;

создание единой нормативно-правовой базы тылового обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

сопряжение ведомственных систем тылового обеспечения войск и воинских формирований других министерств и ведомств по таким направлениям, как обеспечение горючим, вещевым имуществом, продовольствием, подготовка специалистов тыла; создание запасов материальных и технических средств для совместных действий ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в военное время и в кризисных ситуациях.

Совершенствование системы управления тылом осуществляется по следующим направлениям:

совершенствование организационно-штатной структуры и функций органов управления;

обеспечение войск существующими и разработка новых комплексов автоматизации для оборудования пунктов управления;

разработка и обеспечение войск новыми средствами связи и автоматизации.

Стратегической линией развития системы управления тылом является автоматизация наиболее трудоемких процессов на базе создания и широкого применения автоматизированных систем управления военного назначения. Однако уже в проектируемых автоматизированных системах управления тылом фронта имеются значительные недостатки. Так, войсковому тылу отводится роль пунктов первичного сбора и обработки информации от неавтоматизированных источников. Такой подход к создаваемой автоматизированной системе управления тылом фронта не обеспечивает выполнение требований ЗМО – НТ ВС РФ по следующим нормативам: время сбора информации должно составлять на ТПУ дивизии 0,5 - 1 час; длительность цикла управления в звене рота - полк - 1час (при подготовке к бою) и 0,5 часа (в ходе боя); в звене батальон - дивизия – 3 - 4 часа (при подготовке к бою) и 0,5 - 1,0 часа (в ходе боя); разработка сводки по тылу: в дивизии - 4 мин, армии - 16 мин, фронте - 25 мин. По этой причине следует включить войсковое звено в автоматизированную систему управления тылом фронта в качестве автоматизированного контура управления на базе ПЭВМ.

Другим направлением совершенствования системы управления тылом войскового звена является использование технических средств автоматической идентификации материальных ресурсов на базе штрихового кодирования. Это позволит обеспечить автоматический ввод информации о количестве и состоянии материальных ресурсов, наименование которых в войсковом звене составляет более 1 млн.

Схема действия систем штрихового кодирования может быть представлена следующим образом. При поступлении материальных и других средств в подразделение или на склад считывается информация, которая содержится в штриховом коде, нанесенном на боковую сторону пакета, контейнера или автомобиля. Анализируются (считываются) сопроводительные документы, подтверждающие количество материальных средств. Полученная информация сопряжена с базой данных ПЭВМ органов управления тыла батальона, полка, дивизии. Тем самым обеспечивается достижение реального масштаба времени о состоянии материальных средств, степени обеспеченности войск, а заместитель командира по тылу в любой момент времени может иметь информацию об обеспеченности любого подразделения, части.

Повышение функциональных возможностей частей и подразделений тыла планируется осуществить за счет:

модернизации существующих и принятия на вооружение новых образцов технических средств;

освоения новых технологий тылового обеспечения на базе перспективных образцов технических средств;

сокращения времени выполнения функциональных задач.

К основным направлениям развития технических средств тыла относятся следующие общие направления:

создание мобильного типового комплекта элементов тыловой инфраструктуры военных городков на базе контейнеров для организации всестороннего жизнеобеспечения войск, действующих вне пунктов постоянной дислокации при длительном размещении в полевых условиях;

повышение мобильности технических средств тыла путем замены базы монтажа на перспективные, более проходимые и экономичные шасси автомобильной техники, унификация базовых шасси техники тыла;

разработка средств механизации погрузочно-разгрузочных работ в полевых условиях;

формирование идеологии, способов, средств и технических решений по бронезащите техники тыла; разработка средств жизнеобеспечения военнослужащих в поле.

По техническим средствам тылового обеспечения:

разработка мобильных комплексов тылового обеспечения, в том числе поезда комплексного тылового обеспечения; разработка передвижных (подвижных) пунктов управления тыловым обеспечением, отвечающих современным требованиям по живучести; создание передвижных (подвижных) комплексов по ремонту технических средств тыла;   создание судебно-медицинских технических средств для приема, обработки и отправки погибших; разработка холодильных установок и термостабилизирующих устройств многоцелевого назначения; создание мобильных полевых теплогенераторов для бытовых нужд; разработка средств кондиционирования техники и объектов тыла; создание средств утилизации отходов.

По автоматизированным системам управления:

обеспечение сопряжения автоматизированной системы управления тыла центрального звена с автоматизированными подсистемами и комплексами системы автоматизации оперативного и войсковых звеньев с целью создания единой автоматизированной системы управления Тыла Вооруженных Сил; создание на основе единой автоматизированной системы управления Тыла Вооруженных Сил и локальных вычислительных сетей всех уровней системы непрерывного слежения (мониторинга) за качественным состоянием Тыла Вооруженных Сил.

По техническим средствам службы горючего - совершенствование системы эксплуатации и ремонта технических средств службы горючего.

По техническим средствам продовольственной службы:

расширение возможностей транспортирования за счет применения базовых шасси современных автомобилей (прицепов) и широкого использования преимуществ применения кузовов-контейнеров; повышение энергообеспеченности образцов, внедрение современных конструкционных материалов; создание комплекса технических средств продовольственной службы для батальонного пункта питания; проведение работ по созданию унифицированных горелочных устройств, способных работать на различных видах топлива.

По техническим средствам вещевой службы:

совершенствование средств помывки личного состава, стирки белья и бытового обслуживания военнослужащих в войсковом звене на основе кузовов-контейнеров; унификация разрабатываемых образцов на уровне элементной, агрегатной базы, а также отдельных модулей и технических средств в целом; разработка средств ремонта вещевого имущества и самих технических средств вещевой службы; разработка перспективного технологического и вспомогательного оборудования технических средств; совершенствование технологий ремонта вещевого имущества, создание парка оборудования, отвечающего требованию ремонта современных и перспективных предметов вещевого имущества; проведение исследования по созданию перспективных моющих средств для стирки белья и обмундирования, а также помывки личного состава.

По дорожно-техническим средствам:

создание мобильных дорожно-технических средств на новых перспективных базовых шасси; разработка и применение универсальных мостовых средств.

По техническим средствам медицинской службы:

создание индивидуальных и групповых средств медицинского оснащения (совершенствование индивидуальной медицинской экипировки, разработка перевязочных средств нового поколения, носимых комплектов медицинских средств для войскового звена и др.); разработка средств розыска, сбора и эвакуации раненых (создание семейства колесных и гусеничных машин медицинской эвакуации на шасси существующих и перспективных боевых машин, разработка и модернизация съемных комплектов медицинского оборудования для различных типов летательных аппаратов в зависимости от их предназначения и места в системе эвакуации и адаптация их к летным условиям эксплуатации); создание подвижных установок и комплексов военно-медицинского назначения на базе отечественных кузовов-контейнеров постоянного и переменного объемов, которые соответствуют достигнутому техническому уровню за рубежом и будут оснащены современными системами жизнеобеспечения. В рамках этих работ будут созданы технические средства сопряжения (стыковки) средств развертывания различных типов в комплексы.

По техническим средствам ветеринарной службы:

совершенствование технических средств ветеринарной разведки; разработка средств лабораторной диагностики возбудителей особо опасных болезней, общих для человека и животных; разработка технических средств оказания ветеринарной помощи в военное время и при возникновении чрезвычайных техногенных или природных ситуаций.

По техническим средствам обеспечения экологической безопасности:

создание средств экологического мониторинга и контроля окружающей среды (войсковые средства экологического контроля, стационарные и подвижные экологические лаборатории, дистанционные средства экологического контроля); создание средств предотвращения загрязнений окружающей среды при эксплуатации вооружения, военной техники и военных объектов; разработка средств экологической защиты войск (сил) от экологически опасных воздействий факторов окружающей среды природного и техногенного характера; разработка средств ликвидации загрязнений, очистки и восстановления окружающей среды.

Важнейшим элементом сокращения времени на выполнение функциональных задач является механизация погрузочно-разгрузочных работ. Установлено, что около 80% времени работы транспорта приходится на простои – на погрузку и выгрузку. Вместе с тем, чтобы выполнить среднесуточный объем работ в дивизии, потребуется привлекать 2-3 мотострелковые роты, т.к. средства механизации имеются только в обмо в составе 3 кранов и 2 самопогрузчиков. Оснащение войскового тыла средствами механизации может осуществляться в батальонном звене за счет применения автотранспорта с автоматической загрузкой материальных средств непосредственно в боевые машины. Например, транспортно-заряжающие машины обеспечивают автоматическую загрузку боекомплекта за 3-5 мин, а на выполнение этой операции вручную затрачивается около 40 мин, и после загрузки работоспособность экипажа снижается на 25-30%. В полковом и дивизионном звеньях – на складах рмо, обмо целесообразно применять безлюдные технологии в виде автоматизированных транспортно-складских комплексов, которые формируют пакеты и контейнеры в соответствии с потребностью войск. Транспортно-складские комплексы представляют собой систему взаимосвязанных складских устройств для погрузки (разгрузки), укомплектования, укладки, хранения и учета материальных средств. В настоящее время подобные комплексы разработаны, достаточно широко применяются на крупных промышленных предприятиях и могут быть адаптированы для полевых условий.

Применение контейнеров, пакетов, поддонов и модульных комплектов материальных средств увеличивает трудоемкость работ при их формировании, но значительно сокращает время выполнения погрузочно-разгрузочных работ при подвозе материальных средств.

Установлено, что каждая тонна груза, поступая от фронтового звена к личному составу, более 12 раз перегружается. Сократить количество перегрузок можно за счет использования преимуществ модульных комплектов и их доставки по назначению. Комплекты можно создавать на экипажи (расчеты) численностью 3, 5, 10 человек; взводы – 20-30 чел.; роты – до 100 чел.; батальоны – 300 чел.; полки (бригады) – от 500 до 1500 чел. Формирование модульных комплектов может осуществляться централизованно на заводах - изготовителях, центральных базах и складах, а также в войсках.

Совершенствование организационно-штатной структуры войскового тыла планируется по следующим направлениям:

увеличение количества бортовых автомобилей в частях и подразделениях тыла;

включение в штаты частей и подразделений материального обеспечения подразделений погрузочно-разгрузочных работ с мобильными средствами механизации;

включение в штат тыла батальона полевой бани;

включение в штат тыла полка (бригады)  подразделений подвоза воды, полевой прачечной, подвижного банно-прачечного комплекса;

включение в штат тыла дивизии полевых прачечных (5 комплектов), полевых бань (16 комплектов), подвижных банно-прачечных комплексов (2 комплекта);

разделение действующих структур тылового обеспечения и возложение функций материального и транспортного обеспечения на самостоятельные части (подразделения);

постепенное исключение из штатов частей и подразделений тыла прицепов, малоэффективных при обеспечении боевых действий в горно-лесистой, пустынной, болотистой местности.

В настоящее время большая работа в Вооруженных Силах РФ направлена на выполнение Федеральной целевой программы по переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту. При переходе на новый принцип комплектования с боевых подразделений дивизии функции по выделению личного состава для несения службы в суточном наряде по столовой будут сняты и возложены на воинские части и подразделения обеспечения и обслуживания, в соответствии с чем возрастает их численность. Проведенные расчеты показывают, что исходя из норм содержания поваров, хлеборезов, суточного наряда по столовой, для обслуживания столовых воинских частей и подразделений мсд потребуется в сутки 398 чел. Увеличение штатной численности существующих рот материального обеспечения (обмо) сделает их громоздкими и трудно управляемыми.

В связи с этим, штабом Тыла ВС РФ совместно с Генеральным штабом проводится работа по оптимизации существующих структур (рмо, обмо) и возложения функций материального и транспортного обеспечения на самостоятельные подразделения.

В мотострелковом полку предложенопереформирование роты материального обеспечения полка и формирования на ее базе автомобильной роты с включением в ее состав взводов подвоза материальных средств, отделения технического обслуживания, а также взвода материального обеспечения с включением в его состав столовой, вещевой ремонтной мастерской, полевой бани и складов.

В дивизии предлагается на базе отдельного батальона материального обеспечения сформировать отдельный автомобильный батальон и отдельную роту материального обеспечения, включающую эксплуатационно-ремонтную роту, хлебозавод, полевую баню, объединенный склад и подразделения обслуживания: взвод материального обеспечения, ремонтный взвод и медицинский пункт.

Это только некоторые возможные пути развития войскового тыла. По мере изменения характера боевых действий и увеличения объема задач по тыловому обеспечению войск и номенклатуры материальных средств возможны и другие пути развития войскового тыла, совершенствование способов тылового обеспечения, более целесообразная тактика действия частей и подразделений тыла.

 

Вопросы для контроля

1. Дать определение войскового тыла и раскрыть его роль в общей структуре Тыла Вооруженных Сил РФ.

2. Основные задачи войскового тыла.

3. Предназначение, организационная структура и состав обмо мсд.

4. Предназначение, организационная структура и состав омедб мсд.

5. Предназначение, организационная структура и состав рмо мсп.

6. Предназначение, организационная структура и состав медр мсп.

7. Предназначение, организационная структура и состав вмо и медв мсб.

8. Требования, предъявляемые к войсковому тылу.

9. Основные направления совершенствования войскового тыла.

10. Перспективы развития техники, технических средств и организационно-штатной структуры частей и подразделений тыла.

 

39
_______________________


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.