Российская этнографическая традиция: В.Н.Татищев, Н.С.Трубецкой, Н.Я.Данилевский, П.Ф.Преображенский, С.А. Токарев, Н.Н. Миклухо-Маклай. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Российская этнографическая традиция: В.Н.Татищев, Н.С.Трубецкой, Н.Я.Данилевский, П.Ф.Преображенский, С.А. Токарев, Н.Н. Миклухо-Маклай.

2021-04-18 162
Российская этнографическая традиция: В.Н.Татищев, Н.С.Трубецкой, Н.Я.Данилевский, П.Ф.Преображенский, С.А. Токарев, Н.Н. Миклухо-Маклай. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос №3.

Основные методы антропологических исследований.

Правила и ориентиры взаимодействия в «поле».

Особенности социоантрополонгического изучения мира.

ВОПРОС №5

Диффузион́изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание), культу́рный диффузиони́зм (англ. cultural diffusion), транскульту́рный диффузиони́зм (англ. Trans-cultural diffusion) — направление в социальной антропологии, культурной антропологии, культурной географии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия.

Основные положения классического диффузионизма

  1. Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.
  2. Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.
  3. Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.
  4. Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.
  5. Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

История диффузионизма

Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма

Первым учёным, написавшим свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и этнолог Фридрих Ратцель, создатель антропогеографической школы. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.

Венская школа

С теорией культурных кругов была связана и Венская культурно-историческая школа в этнологии. Её развитие было связано с именем католического священника Вильгельма Шмидта, и носило теологическую направленность. Вильгельм Шмидт до конца своей жизни (1954) твердо держался за «теорию культурных кругов» как за методологическую основу этнографических исследований (как держался, конечно, и за концепцию «прамонотеизма» и за «пигмейскую» теорию, но он вложил в свое понимание «культурных кругов» не столько историко-географический, т.е. диффузионистский, сколько эволюционистский смысл.

Английский диффузионизм

В первых своих работах Уильям Риверс (англ.)русск. придерживался эволюционной школы, но после продолжения исследований перешёл на позиции, сочетающие эволюционную и диффузионистскую точки зрения. Он считал, что развитие культуры возможно в духе эволюционизма, но происходить оно может лишь в случае контактов, слияния и смешения культур. Таким образом Риверс придавал большое значение взаимодействию народов.

Гипердиффузионизм (панегиптизм, гелиолетическая школа)

Завершённую форму диффузионизм в Англии приобрёл в трудах Графтона Эллиота Смита (англ.) русск., известное как «панегиптизм». Учёный, исследуя культуру Древнего Египта, обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Смит пришёл к выводу о том, что совокупность явлений культуры, зародившаяся в Древнем Египте, около IX—VIII вв. до н. э. начала распространяться по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон — в Индонезию, затем далее на восток — в Океанию. Из Океании и через северную часть Тихого океана элементы первичной культуры попали в Америку.

Тур Хейердал

Второе дыхание диффузионизму дал норвежский исследователь Тур Хейердал, который выдвинул тезис о возможности трансокеанских путешествий американских народов в Тихом океане. Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический).

Тур Хейердал был убежден, что предки американских индейцев прибыли из Египта на папирусных или тростниковых лодках, а их потомки отправились дальше на запад через Тихий океан на бальсовых плотах и заселили острова Океании. В доказательство Хейердал осуществил несколько рискованных морских экспедиций, демонстрируя осуществимость таких путешествий. Но с научной точки зрения представление о сквозном "экспорте цивилизации" из Египта на запад не выдерживало критики. В результате многие ученые, опасаясь за свою репутацию, стали отстраняться от сомнительной идеи древних трансокеанических путешествий.

Критика диффузионизма

Сторонники неоэволюционизма и марксизма видят главным недостатком диффузионизма отрицание каких-либо эволюционных закономерностей в развитии общества и культуры.

Отрыв или даже, как в теории Фробениуса, полное отрицание зависимости культуры от человека и народа.

Учёными многих направлений впоследствии был признан натянутый характер существования культурных кругов. В некоторых случаях, например в теории культурных кругов Гребнера, существование культурных кругов считается домыслом.

Ф. Гребнер (1877—1934) также разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой — стремление свести все многообразие человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Основной объект исследований — культуры Австралии и Океании. Важнейшие работы исследователя — "Меланизийская культура лука и ее родственники" (1909), "Метод этнологии" (1911). Ф. Гребнер отстаивал идею практической неизменности форм предметов и их географического распространения. Культуры, или культурные круги, он часто выделял произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей. В своих теоретических построениях он анализировал музейные коллекции Кёльнского и других европейских музеев, не ведя собственных полевых исследований. Поэтому совокупность элементов культуры, входящих в культурный круг, составлялась им умозрительно, а не на основании непосредственного изучения культурной действительности, как это делал Л. Фробениус. Ф. Гребнер также отстаивал идею, что каждый элемент культуры, будучи изобретенным один раз в определенном месте, затем распространяется по различным странам.

Считается ложной попытка диффузионизма связывать одинаковые явления культуры, которые пространственно могут находиться даже в разных частях света, общностью географического происхождения.

 

Огюст Конт

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.

Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учёными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имён и без отношения к конкретным народам.

Герберт Спенсер

Английский философ и социолог Герберт Спенсер также рассматривал общество на уровне институтов и функций. Социология, по Спенсеру, — наука об изучении структурных и функциональных изменений, которые проходят в обществе.

Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трём направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределённости к определённости, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях.

Эмиль Дюркгейм

Французский социолог Эмиль Дюркгейм обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей — социальный реализм. Его суть заключается в том, что общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, то есть индивидуальная реальность считается вторичной.

Предмет социологии Дюркгейма — социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду. И оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).

Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

Раннефункционалистские идеи развивались в рамках позитивистской социологии (Конт, Спенсер и др.), оперировавшей биоорганической метафорой и рассматривающей общество по аналогии с организмом (иногда механизмом, «агрегатом»), и были тесно связаны с эволюционистскими трактовками исторического развития. Спенсер, например, рассматривал эволюцию общества как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере «роста» обществ, организма. Большую роль в развитии функционального подхода сыграл Дюркгейм. Он провел различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социологического исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, которую то или иное социальное

явление играет в установлении «общей гармонии» (социальной солидарности). Дюркгейм активно использовал функциональные объяснения в своих исследованиях о разделении труда, самоубийстве и религиозных верованиях.

Идеи Дюркгейма получили развитие в английской социальной антропологии, главным образом благодаря деятельности Радклифф-Брауна и Малиновского, которые развили далее понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы. В отличие от предшественников, англ. антропологи-функционалисты были склонны к антиисторизму: тяготея к эмпиризму, они резко выступили против эволюционистских спекуляций и отвергли возможность использования исторических свидетельств в антропологической науке. Важна их работа по освобождению функционалистской методологии от биологизаторских аналогий, велик вклад в разработку понятийного аппарата функционального анализа (понятия «социальная структура«, «функция«, «социальная организация«, «интеграция«и т.д.).

Они рассматривали общество как живую действующую систему и впервые применили системный подход к изучению архаических обществ. Малиновский исходил из принципа «универсальной функциональности» и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеческими потребностями (физиологическими, эмоциональными, культурными). Радклифф-Браун связывал существование тех или иных социальных феноменов с потребностью социальной системы в минимально необходимой степени интеграции (солидарности между ее членами) и видел функцию социальных явлении в создании и поддержании солидарности социальных групп и укреплении институтов, служащих поддержанию этой солидарности. В 20-е гг. влияние Ф. в англ. антропологии достигло высокого уровня: плеяда выдающихся антропологов использовала функциональный подход в антропологических исследованиях (Эванс-Причард, М. Фортес, Р. Фёрт, Глакмен и др.). Однако, несмотря на высокую эвристическую ценность. Функционализм был подвергнут критике, в особенности в связи с его ориентацией на теорию равновесия, исключит, интересом к стабильности систем и принципом универсальной функциональности. Такой подход оставлял вне рассмотрения некоторые важные аспекты обществ, жизни (конфликт, изменение и т.д.). Дальнейшее развитие функциональный подход нашел в США, в рамках структурного Ф. (Парсонс, Р. Мертон, М. Леви, К. Дэвис и др.), ставшего в 50-х гг. главенствующей теоретической парадигмой в американской социологии. Р. Мертон сформулировал «основную теорему функционализма», согласно которой один и тот же элемент системы может выполнять множество функций, а одна и та же функция может выполняться различными элементами («функциональными эквивалентами»). Антропологи М. Глакмен и П. Ллойд предприняли попытку соединения Ф. с теорией конфликта; идея Глакмена о функциональности восстаний развивает постулат универсальной функциональности. Парсонс в социологии, а Фёрт в антропологии соединили функциональный подход с теорией действий М. Вебера. В настоящее время сторонники функционального подхода предпочитают оценивать функционализм не как теорию, а как общенаучный метод исследования.

Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача — разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждая «атомарная клеточка» культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образования (пережитка), а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура «здесь и сейчас», какие задачи она решает, как воспроизводится.

Функции потлача:

· психоэмоциональный аспект - способ передачи человеческих чувств, можно даже сказать, сочувствия и солидарности людей друг с другом;

· служит поддержанию чести, престижа и достоинства людей;

· объединение людей, обеспечивает их единство;

· коммуникация, поддерживание уважения друг к другу, стабильности отношений.

На каждом из нас лежат тройные обязательства: дарить подарки, принимать их (отвергнуть дар – значит нанести жестокую обиду дарителю) и отвечать на подарок подарком, обеспечивая тем самым стабильность отношений.

Касаясь же недостатков теории Мосса, можно выделить абсолютизацию роли обмена и отсутствие анализа того, что не подлежит обмену. Это одно из важнейших критических замечаний, высказанных М. Годелье по поводу «Очерка о даре», и с ним нельзя не согласиться.

Многие аспекты жизни людей (как в современном, так и в традиционном обществе) пронизаны символически-метафорическим отношением к окружающему, в том числе в виде одушевления неодушевленного.

Доказательства

Биологическое строение тела: наследственные умственные способности не изменились от перехода первобытного общества к цивилизационному. И первобытным людям и цивилизованным характерны черты, отличающие их от животных (членораздельная речь, пользование орудиями и способность к логическому мышлению).

Окружающая среда может влиять на формирование телесной формы человека. Например, было замечено изменение формы черепа у Американских иммигрантов, которое не было у их предков, живущих или живших в Америке. Но нет прямого соответствия между физическими свойствами тела и умственными дарованиями. Однако условия жизни могут повлиять на умственную деятельность (домашняя жизнь, например, переход от деревенской окружающей среды к городской жизни).

Социально-культурные особенности: Боас Франц рассматривает язык как культурный феномен и говорит, что были обнаружены сходные черты во всех языках; и что нынешние человеческие типы древнее нынешних лингвистических семей.

Культурная стадия развития представляет собою явление, зависящее от исторических причин и не имеющее отношения к расе.

Итог: главное изменение при переходе от первобытного общества к цивилизованному связано с уменьшением количества эмоциональных ассоциаций и с улучшением традиционного материала, являющегося элементом наших обычных умственных процессов. Но во многих случаях различия между такими обществами являются кажущимися.

То, почему некоторые расы более развиты связано в первую очередь с культурно историческими процессами и условиями, и, следовательно, качеством и масштабом передаваемого опыта от поколения к поколению.

В последней главе Боас Франц раскрывает актуальность проблемы стереотипного представления об превосходстве и даровитости одних рас в отличии от других во время написания книги: «Политика многих наших Южных Штатов, пытающееся предотвратить всякое расовое смешение, основана на ошибочном взгляде на совершающийся сложный процесс… Мы должны стыдится, когда нам приходится сознаться в том, что научное изучение этих вопросов никогда не получало поддержки ни от нашего правительства, ни от какого-либо из наших больших научных учреждений».

РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ИДЕИ

- «Научное изучение обобщенных социальных форм требует... чтобы исследователь освободился от всех оценок, основанных на нашей культуре. Объективное, строго научное исследование возможно только, если нам удастся войти в каждую культуру на ее собственной базе, если мы разработаем идеалы каждого народа и включим в наше общее объективное изучение культурные ценности, обнаруживаемые среди различных ветвей человечества».

- Изучение чужих цивилизаций позволяет антропологу критически отнестись и к собственной цивилизации.

- Моральные идеи не эволюционируют, меняется только сфера их приложения, увеличиваются размеры человеческих групп, пользующихся защитой моральных норм.

«УМ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА» (1911)

1гл. Расовые предрассудки (анатомия ни о чем не говорит, не разницы в мозгах белых и черных, более благоприятные условия для развития у европейцев; множественность причин, влияющих на прогресс).

2гл. Влияние окружающей среды на человеческие типы (отличия детерминированы окружающей средой, изменения в теле человека совершались и будут совершаться; нет связи между умственным и физическим развитием).

3гл. Влияние наследственности на человеческие типы (различия между человеческими типами невелики по сравнению со степенью изменений в каждом типе).

4гл. Умственные черты первобытного и цивилизованного человека (различия в развитии способностей у рас не дают оснований делить их на высшие и низшие, все могут достигнуть нашего уровня;).

5гл. Раса и язык (язык формируется благодаря культуре, а не наоборот; в европейских языках много искусственных категорий, а первобытным, например, они и не нужны; язык не может установить умственные различия рас).

6гл. Универсальность культурных черт (схожие элементы культуры у разных народов возникли независимо друг от друга).

7гл. Эволюционистская точка зрения (критикует это направление: идея однообразного развития культуры у различных рас верно лишь в ограниченном смысле).

8гл. Некоторые черты первобытной культуры (контроль обычаем, свойственный первобытным, есть и сейчас; переход от первобытных обществ к цивилизованным: ассоциации чувств и влечений превращаются в интеллектуальные ассоциации).

9гл. Резюме.

10гл. Расовые проблемы в США (ошибочна политика несмешения белой и черной рас; черная раса не лишняя, они просто другие).

 

М.Мид: типология способов воспитания. Выделение культурных типов по способам воспитания. Книга «Взросление на Самоа». Статус ребенка в архаических обществах. Практики воспитания. Модели сексуального поведения.

Маргарет Мид - (1901-1978) - американский антрополог. М. Мид была прежде всего полевым антропологом. Инициировала этнографическое изучение детства. Первой она стала изучать детские игры и рисунки. Первой применила фото- и киносъемку для изучения двигательных особенностей туземных девочек.

Сексуальные практики:

Кроме официального брака существуют еще только два типа половых отношений, пользующиеся полным одобрением самоанского общества: любовная связь между не состоящими в браке молодыми людьми (включая овдовевших) одного возраста, причем на оценку этой связи не влияет, ведет ли она к браку или же является простым развлечением; полным одобрением пользуется и адюльтер.

У молодежи до брака существуют три формы любовных отношений: 1) тайные свидания «под пальмами», 2) открытое бегство с возлюбленной - аванга, 3) и церемониальное ухаживание, когда «юноша сидит перед девушкой». Вне всего этого стоит любопытная форма насилия исподтишка, называемая моетотоло: юноша, не пользующийся благосклонностью ни одной девушки, подкрадывается ночью к спящим.

Главный вывод – что на Самоа нет никакого возрастного кризиса пубертатного периода. М. Мид восхищается естественностью полового созревания самоанских девочек: «Психика девочек не проникнута конфликтами, не озабочена философскими вопросами, не охвачена никакими далекими амбициями. Девушкой жить со многими любовниками пока возможно, а потом выйти замуж… и иметь много детей. Это амбиция одинаковая у всех, и ею довольствуются». Детство первобытных племен протекает совсем не так, как это рисовал З. Фрейд. Никаких комплексов, ничего похожего на Эдипа, никакой напряженности.

Основные типы масок

В работе «Путь масок» (1979) Леви-Стросс обращает внимание на исключительное сходство изображений мифологических существ в различных типах культур. Маска выступает как опознавательный знак, выявляет бессознательные структуры разума, объединяющие различные типы культур. Леви-Стросс рассматривал маску как средство последовательного осуществления перехода от символа к значению, от магического к обыденному и от сверхъестественного к социальному.

Танцевальная маска J. В костюме держателей маски доминировал голубой цвет. Кайма делалась из лебединых перьев, как и юбка, как и поножи и нарукавные повязки — иногда из шкурки нырка, — надевавшиеся танцорами. Некоторые из северных групп, клаус и слайямун вместо перьев использовали какую-то блестящую и также белую солому. У масок в руке был специальный систр, сделанный из раковин морского гребешка, нанизанных на деревянный обруч. Маска ахайте выражает родство с белым цветом. Другая, следовательно, будет черной или будет выражать родство с темными тонами.

Swaihwe и ее костюм украшены перьями; если другая маска включает отделку животного происхождения, то таковая должна быть из шерсти. У маски едайте выступающие глаза; глаза другой маски будут иметь противоположный вид. У маски swaihwe большой открытый рот, нижняя челюсть отвисает, выставляя напоказ огромный язык; потребуется, чтобы у другого типа маски форма рта препятствовала этому органу выставляться.

Какой-либо тип маски, рассмотренный лишь с точки зрения пластики, отвечает другим типам, контуры и цвет которых он трансформирует, обретая свою индивидуальность.

Для того чтобы эта индивидуальность противопоставлялась индивидуальности другой маски, необходимо и достаточно, чтобы доминировало одно и то же отношение между сообщением, передать или обозначить которое является функцией первой маски, и сообщением, которое в той же либо в соседней культуре должна передавать другая маска.

Dzonokwa; известны и ее многочисленные маски, с характерными чертами, позволяющими легко ее идентифицировать.Эти маски — черные или, скорее, в их декоре превалирует черный цвет. Чаще всего у них отделка из черной шерсти, изображающей волосы, бороду, усы (чем украшены даже женские экземпляры), а держатели масок накрывались черной накидкой либо медвежьим мехом или мехом темной масти. Вместо выступающих и вытаращенных глаз, какие у масок swaihwe, глаза, погруженные в глубь орбит, пустые либо полуприкрытые. На деле вогнутость не ограничивается глазами: щеки также впалые и аналогично — другие части тела, когда Dzonokwa изображается стоящей.

Согласно сэлиш, прототипы масок swaihwe происходят с неба либо из толщи воды, иначе говоря, сверху либо снизу. Людоеды или людоедки, прототипы масок Пгопокууа, как нам сказали, происходят с гор либо из леса, издалека. С точки зрения функциональной маски swaihwe представляют предков, основателей наиболее высоких линиджей: они воплощают социальный порядок, в оппозиции к Dzonokwa, которые суть асоциальные духи, не предки — ведь, по определению, это творцы следующих за ними поколений, — но похитители или похитительницы детей, препятствующие этому следованию. Во время танцев маскированный персонаж стремится ослепить маски swaihwe ударами копья. Dzonokwa слепа либо поражена дефектом зрения и сама стремится ослепить, налепляя смолу на веки тем детям, которых она похищает, неся их в корзине, тогда как маски swaihwe сами переносятся в корзинке. Наконец, если маски swaihwe никогда не появляются во время зимних сакральных ритуалов, то маски dzonokwa по праву принимают там участие. Квакиутль разделяли год на две половины. Во время половины, называемой бакус, охватывавшей весну и лето,превалировала система, состоявшая из кланов. После четырехдневного карнавала, называемого класила, в течение которого выступали маски предков, открывался период цецека, занимавший осень и зиму. От периода к периоду менялись имена собственные, песни и даже музыкальный стиль.

Tsanaq: черная великанша, с заросшими бровями, глубоко посаженнымиглазами, с длинными густыми волосами, наморщенным ртом с крупными губами и впалыми, как у трупа, щеками. Держатель маски покрывался черной накидкой и стоял у двери, шатаясь, как если бы ему не удавалось побороть сон.

 

19. Советская и российская школа структурализма (С. Широкогоров, В.Пропп, В.В.Иванов, В.Н. Топоров).

Сергей Михайлович Широкогоров. Главной заслугой Широкогорова является введение понятия «этнос» как самостоятельной социологической и научной категории, на которой он предлагал в качестве широкой научной программы строить новую дисциплину «этнологи». Широкогоров выделял в качестве фундаментального признака этноса эндогамию, т.е. лигитимную возможность заключать брак внутри этой группы. В принципе эндогамии заложено то, что этнос состоит как минимум из двух экзогамных групп (родов), что качественно отличает его от расширенного представления о роде. Особое внимание он уделял феномену шаманизма как центральному моменту этнического бытия. Именно Широкогоров привлек внимание этнологов и антропологов к фундаментальной социальной функции шамана в архаических обществах, в которых он выполняет ключевые жизненные операции, необходимые для поддержания этнического бытия и трансляции «этнографического комплекса». Владимир Яковлевич Пропп. На Проппа повлияли идеи французского этнографа и издателя Эмиля Нурри. Нурри предлагал расшифровку волшебных сказок как древних ритуалов инициации, переживаемых в воображении. Пропп, вслед за Нурри, рассматривал волшебные сказки как повествование о древних архаических культурных и хозяйственных практиках и предложил для их анализа использовать структурный метод. Этот метод сводиться к тому, что из множества сюжетов и персонажей сказок выделить ограниченное количество функциональных комплексов, которые отражают историческое содержание соответствующих хозяйственных и магических ритуалов, зашифрованных в напластованиях более поздних эпох. Пропп считал, что древнейшим ядром волшебной сказки является комплекс тем, сюжетов и ситуаций. Связанных с охотой, собирательством и сопряженных с ними обрядов. Сюжеты, связанные с архаическим пластом, основаны на принципиальном обряде смерти и воскрешение героя и обмене со зверем жизненно важными атрибутами. По Проппу, чудовище должно проглотить героя, чтобы дать ему новую жизнь и восстановить баланс между охотниками. Убивающими зверей, и зверьми, символически убивающими охотников. Другим более поздним слоем волшебных сказок являются аграрные сюжеты, характерные для обществ, менее зависящих от охоты и собирательства и производящих продукты питания в ходе сельскохозяйственных работ и разведения скота. Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Топоров. Они написали совместно ряд важнейших работ по древнеславянским мифологическим представлениям и языковым особенностям. Иванов и Топоров выступили инициаторами составления и издания. А также авторами многих статей двухтомного издания «Мифы Народов Мира». Иванов развивает идею о том. Что наиболее гармоничные типы древних обществ разводят по разные стороны статус и прямую политическую власть, основанную на насилии и предполагающую прямое подчинение. Король в таких обществах пользуется максимальным престижем и высшим статусом, но его властные полномочия ничем особенно не отличаются от остальных членов. Ритуальный характер королевской власти, по Иванову, предшествует ее становлению властью прямой и деспотической. Такое представление опрокидывает привычные гипотезы эволюционистов относительно того, что примитивные общества основаны на принципы прямой доминации вожака, сильнейшего. Классическим является труд Иванова по антропологии «Наука о человеке». В советское время Иванов и Топоров находились на периферии официальной науки, т.к. исповедовали структуралистический подход, фундаментально отличившийся по своим идеологическим предпосылкам и методологически от марксизма.


Российская этнографическая традиция: В.Н.Татищев, Н.С.Трубецкой, Н.Я.Данилевский, П.Ф.Преображенский, С.А. Токарев, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Понятие «этнографии» в мировом контексте социальных исследований весьма многозначно. В отечественной науке до сих пор ведутся споры о том, что такое этнография. Понятие «этнографии» можно трактовать в трех смыслах: как дисциплину, жанр и метод. Жанр этнографии, скорее, характеризует детальный описательный характер научной репрезентации (представления полученных материалов в отчетах, статьях, монографиях). В таком смысле указанный термин можно встретить как в зарубежных трудах по антропологии, так и в социологических работах.

 

Понятие этнографии часто применяется в качестве синонима этнографического метода, то есть определенного способа познания, с особой методологией, теоретическими и этическими предпосылками научной деятельности. Иными словами, этнография понимается как особый способ анализа культуры. Здесь культура относится к способу существования и символическим кодам любой группы людей, объединенных общими условиями жизни, труда, интересами или трудностями. Особенно часто в фокус этнографического исследования попадает какая-либо организация, социальная целостность, например, больница, школа, или даже один из школьных классов, фабрика, полицейский участок, магазин. В другом случае исследуются социокультурные особенности той или иной профессиональной, возрастной, гендерной (половой) или субкультурной группы, например, этнография пожилых людей, рокеров, угонщиков автомобилей, стюардесс и пожарных, обитателей городских трущоб, студентов медицинского колледжа.


В. Н. ТАТИЩЕВ, ещё в первое пребывание в Сибири, следуя указанию Петра Первого, данному ему лично в 1719 году, заниматься «землемерием всего государства и сочинить обстоятельную российскую географию с ландкартами», почувствовал необходимость работать не только над географией, но и над историей Сибири. Для этого он приобрёл ряд древних рукописей и в том числе «летописец Тобольский», или «Сибирскую историю», составленную енисейским ротмистром Станкевичем (примерно в 1619—1620 годах). Для создания географии Сибири В. Н. Татищев в октябре 1734 составил специальный вопросник, содержащий 92 вопроса по географической характеристике мест, истории и этнографии Сибири, который разослал «во все города Сибири» и в канцелярии Тобольской, Томской и Казанской губерний. Одновременно шла работа по составлению уездных ландкарт.

С начала 1735 Татищев стал получать ответы по своим вопросникам, кроме этого, он собирал сведения рудознатцев и первопроходцев, а также отчёты о сибирских рудниках и первых заводах Демидова. Опираясь на эти материалы, он в 1736 приступил к «Общему географическому описанию всея Сибири», составил план, включавший 45 глав, написал первые 10 глав, которые были направлены в Кабинет Министров и в Академию наук для рассмотрения. Из-за недостатка сведений для запланированной части — конкретные описания уездов Урала и Сибири — прервал эту работу и в 1737 после отъезда в Самару приступил к составлению «Общего географического описания всея России». Из-за нехватки сведений в 1744 в Астрахани была закончена только часть этой работы — «Введение к гисторическому и географическому описанию Великороссийской империи».

«Общее географическое описание всея Сибири» — первая географическая работа о Сибири. Она содержала много ценных материалов о Кузбассе и ряде других мест Западной Сибири. В частности, в ней Татищев перечисляет реки Обь, Томь, Иртыш и другие, приводит первые сведения о мамонте (который, по его мнению, живёт и ходит под землёю), сообщает о сибирских рудах — меди, которой «в


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.