Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-04-18 | 96 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – попытка возврата к античным мировоззренческим идеалам и ценностям.
Основные черты философии эпохи Возрождения: гуманизм (отстаивание права человека на творческую самостоятельность, на земные радости и счастье), антропологизм (рассмотрение человека в качестве творца мира культуры), антисхоластическая направленность, пантеизм.
В Эпоху Возрождения идеалом знания становится знание светское. Человек и природа перемещаются на верхние ступени в иерархии ценностей. Культура и философия освобождаются от церковного влияния (происходит секуляризация религии). Начинается мощное развитие естественных наук (Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер).
В качестве приоритетных форм познания выступают уже не интуиция и откровение, а разум и опыт. Акцент делается не на осмысление понятий, а на осмысление явлений, лежащих в их основе. Развивается скептицизм.
Появление веры человека в возможность изменить окружающий мир приводит к появлению социальных утопий (Т.Мор, Т.Компанелла).
Крупнейшие представители философии эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж. Бруно (пантеизм), Пико Делла Мирандолла, Ф.Петрарка (гуманизм), Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла (теория государства).
Западноевропейская философия 17-18 веков
Общая характеристика философии Нового времени.
Характеристика эпохи:
1. XVII век – это эпоха революций
2. Развитие мануфактур и торговли, следовательно, возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.
3. На смену пантеизму, панпсихизму, сенсуализму приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.
|
4. Ученые собирают и классифицируют факты, чтобы обосновать методы научного познания. («Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Ф. Бэкон).
5. Антиклерикализм (критика религии). Именно эта эпоха дает толчок атеистическому мировоззрению.
6. Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.
7. Логоцентризм, т.е. осмысление проблемы соотношения науки и философии.
8. Рационализм, гносеологическая направленность, метафизический характер, т.е. исследование вещей «такими как они есть», без учета их развития, изменения.
В философии XVII в. возникают 2 направления – эмпиризм (приоритет – чувственное познание) и рационализм (исходный принцип познания – разум).
Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс).
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).
Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат «О достоинстве и приумножении наук».
В противовес дедуктивной логике Ф. Бэкон выдвигает собственную индуктивную логику. Индукция - движения мысли от частного к общему.
Содержание всех знаний сводится к опыту, то истинное знание – знание, основанное на эксперименте. Эксперимент лежит в основе индуктивного метода. Истинное знание дает наука. Осуществляя познание необходимо опасаться заблуждений - идолов и опираться на логику («Логика – Бог мыслящих»).
Ф. Бэкон насчитывал четыре вида идолов, мешающих познанию.
1. Идолы рода – находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, т.к. неверно утверждать, что чувства человека есть мера всех вещей. Например, люди приписывают животным свои собственные цели, желания, влечения (волк в детских сказках). Все это привод к искажению в понимании окружающего мира.
2. Идолы пещеры – заблуждение, вытекающее из индивидуальных особенностей человека, его воспитания, образования и т.д. У каждого свои заблуждения, искажающие истинное восприятие. Одни люди, например, видят больше различий, другие – больше сходств; одни – безудержные новаторы, а другие – консерваторы и т.д.
|
3. Идолы площади (рынка) – заблуждения, вытекающие из неточного употребления слов, навязываемые толпой. Особенно опасно для науки использование имен несуществующих вещей. (Например, судьба, перводвигатель, круги планет и т.д.)
4. Идолы театра – заблуждения, связанные с общепринятыми, ложными системами мышления, завлекающими людей подобно пышным театральным постановкам. Ф. Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику.
Для успешного развития науки необходимо решительно изживать эти идолы.
Ученик Ф. Бэкона Томас Гоббс (1588-1679) сфокусировал свое внимание на роли чувственного познания в построении достоверного знания. Именно с помощью чувств мы получаем сигналы извне.
В своей самой известной работе «Левиафан» (1651) Т. Гоббс обратился к центральной, на его взгляд, проблеме практической философии — проблеме общественного устройства и предложил теорию общественного договора. Она основывается на эмпирическом (психологическом) понимании природы человека. По природе человек эгоистичен и направлен на собственное выживание. Но именно такая природа подтолкнула человека, страдающего от опасностей неизбежной «войны всех против всех» к общественному договору. Общественный (или совместный) договор Ограничивает «право всех на все», каждый его участник делегирует часть своих прав в некий центральный, общий институт— государство, поэтому на государство возложены обязанности организации нормальной жизни и экономического прогресса, оно необходимо для поддержания порядка в обществе, но вместе с тем оно приобретает и страшную силу, становится чудовищем «Левиафаном».
Джон Локк (1632 – 1704 гг.)
Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «О гражданском правлении», три письма о религиозной терпимости, книга «Разумность христианства» и др.
Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:
|
1. Первичные качества тел – объективные. Они принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение).
2. Вторичные не принадлежат самим телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук).
Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Рене Декарт (1596 – 1650).
Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии».
Декарт — дуалист, родоначальник картезианства (от Cartesio, латинская версия его имени Картезий), в которое включается как учение самого Декарта, так и философские концепции его последователей, объединенных, прежде всего, идеей самодостоверности сознания (cogito ergo sum), развитием принципа дуализма души и тела и распространением математического метода познания.
С точки зрения рационализма, основание достоверности знания— сам разум. Это открытие доступно каждому, поскольку, с точки зрения Р. Декарта, оно является результатом того радикального сомнения, который должен предпринять хотя бы однажды каждый философ и ученый: усомниться во всем, чтобы найти то единственное, несомненное — само мышление — знаменитое картезианское «Я мыслю, следовательно, я существую».
Р.Декарт выделяет две субстанции:
- субстанция мыслящая — res cogitans. Атрибут: чувства, желания и т. д.
- субстанция протяженная — res extensa. Атрибут: форма, движение, положение в пространстве и т. д.
Данные субстанции соединяются в человеке.
В научном исследовании с точки зрения Декарта следует руководствоваться разумом, и фундаментом наук должна стать философия с соответствующим научным методом, который Р. Декарт изложил в «Рассуждении о методе»:
1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения;
2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему;
3. Начинать движение к истине от простого — к сложному;
4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!