Трансцендентальный идеализм И. Канта — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Трансцендентальный идеализм И. Канта

2021-04-18 140
Трансцендентальный идеализм И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иммануил Кант (1724 –1804). Творческую биографию И. Канта можно разделит на два периода:

1. «Докритический» период (1770 г.).

Основной труд данного периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».

В этот период Кант рассматривает вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, он занимался естественнонаучными проблемами:

- разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности;

- наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;

- выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

- изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

2. «Критический» период (1770 – 1804 г).

Основные труды: «Критика чистого разума» (гносеология/эпистемология), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).

На данном этапе И. Кант занимается вопросами гносеологии, размышляет над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.

 В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания, т.е. антиномии. С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии. Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Антиномии чистого разума:

тезис антитезис
«Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве»
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого»
«Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы»
«К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины»

 

Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема.

По Канту весь мир делится на:

- мир «явлений» или феноменов, познаваемый с помощью априорных форм.

- мир «вещей в себе» или ноуменов, заключающих в себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму, непознаваемый.

Философ ставит вопрос: возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?

Все знание Кант делит на:

1. апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения;

2. априорное – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения. Например, «все что случается, имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени». Это знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

В результате познавательный процесс происходит следующим образом:

1. Внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека.

2. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений.

3. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира.

Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того – философия в той форме, какой она существовала до Канта, невозможна: она изучает сущность бытия, а она-то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

В «Критике практического разума» И. Кант обращается к проблеме морали. Понятие морали у Канта связано с безусловным долженствованием. В качестве безусловных, моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов. Поэтому моральный закон связан со свободой: воля не подчинена чувственной мотивации и может действовать наперекор ей. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это не противоречит стремлению к счастью, но человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении. Оно имеет приоритет над стремлением к счастью, которое есть награда за добродетель. Но в нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допустить существование Бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим. Допущение бытия Бога и бессмертия души не равносильно их теоретическому доказательству. Отсутствие доказательства, место которого занимает вера или надежда, позволяет человеку спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание принуждало бы человека вести себя определенным образом, его поступки были бы «легальными», а не моральными. Исчезла бы свобода, возможная лишь в ситуации фундаментальной неопределенности. Но моральность и свобода являются самой основой человеческой личности, высшей ценностью бытия. Именно поэтому человек как цель сама по себе является главной проблемой философии

 Философская система Г. Гегеля


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.