Философия как особый вид знания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Философия как особый вид знания

2021-04-18 142
Философия как особый вид знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………………4

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЛОСОФИЯ"…………………………………………………………………………………5

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………………………………………………………………..6

1.ФИЛООФИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЗНАНИЯ………………………………………………………………………………………….17

   1.1. Предмет философии……………………………………………………………….17

       1.2. Структура философского знания…………………………………………………20

       1.3. Функции философии……………………………………………………………………………………………21

         1.4. Место и роль философии в культуре………………………………………………………………..22

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ………………………………………………………………...22.

ТЕСТИРОВАНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..23

2 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ………………………………………..27

       2.1. Основные школы и направления философии Востока……………………………………..27

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ…………………………………………………………………………………………………….34

       2.2. Европейская философия от античности до наших дней……………………………………34

       2.2.1.Античная философия…………………………………………………………………………………………34

       2.2.2. Средневековая философия……………………………………………………………………………..42

       2.2.3. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………………………..44

       2.2.4. Западноевропейская философия 17-18 веков…………………………………….............44

       2.2.5. Классическая немецкая философия. Марксизм……………………………………………..51

       2.2.6. Зарубежная философия второй половины Х!Х -ХХ! веков……………………………..58

       2.2.7. Философия в России Х1-ХХ веков……………………………………………………………………..69

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ…………………………………………………………………………………………………….78

ТЕСТИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………80

3 БЫТИЕ.СОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ. МАТЕРИЯ И ДУХ. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМНИЕ 88

3.1 Виды бытия……………………………………………………………………………………………………………88

3.2. Фундаментальные свойства и диалектика бытия………………………………………………93

3.3. Пространство и время………………………………………………………………………………………….95

3.4. Сущность сознания, его генезис и свойства……………………………………………………….95

3.5. Познание. Основные проблемы гносеологии……………………...............................100

3.6. Теория истины. Проблема критерия истины……………………………………………………101

3.7. Философское осмысление науки и техники……………………………………………………..103

3.8. Методы и формы научного познания……………………………………………………………….103

 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ………………………………………………………………………………………………….104

ТЕСТИРОВАНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………105

4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - КУЛЬТУРА. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………………………………………………………………………………………110  

       4.1. Проблема человека………………………………………………………………………………………….110

       4.2. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации… 115

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ…………………………………………………………………………………………………..118

ТЕСТИРОВАНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….120

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………………………………121

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Электронное учебное пособие по дисциплине «Философия» направлено на формирование общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата:

 

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

 

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций. В электронном учебном пособии содержится глоссарий лекционный материал, контрольные вопросы по разделам, тестовые задания для проведения промежуточного тестирования.

 Рассмотрены вопросы, связанные со спецификой философского знания, основными этапами его развития и главными философскими проблемами современности.

Цель электронного учебного пособия – учебно-методическое обеспечение дистанционного освоения ученой дисциплины «Философия» обучающимися по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»,  

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» дисциплина «Философия» относится к Базовой части Блока 1 и изучается на 1 курсе во 2 семестре по очной форме обучения.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: специфику, основные направления, разделы и системы философии, содержание центральных философских проблем, этапы развития философии, главные направления и системы философии; принципы и методы эффективной командной работы при толерантном восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

Уметь: использовать философские подходы и методы при анализе и решении общественных и профессиональных проблем; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Владеть: навыками категориально-понятийного мышления, объективного анализа ситуаций и задач, способами формирования и обоснования мировоззренческой позиции; способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

3. Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины составляет 4  зачетных единицы, всего  144  часов, из которых  54  часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (18 часов - занятия лекционного типа, 36 часов – занятия семинары, 54 часа составляет самостоятельная работа обучающегося).


 

ГЛОССА РИЙ

 

 

Абсолютная идея  в философии Гегеля мысль, отражающая самое себя в процессе самопознания
Абстрагирование  процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предметов
Агностицизм философское учение, отрицающее принципиальную возможность познания человеком объективного мира.
Аксиология раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы, касающиеся природы ценностей и их места в жизни человека.
Антиномии утверждения, которые взаимно исключают друг друга и в то же время одинаково доказуемы как истинные
Антисциентизм концепция, которая подвергает критике науку и технику, полагая их чуждыми подлинной сущности человека и разрушающими культуру.
Антропогенез происхождение человека.
Архетип некий «первобытный образ», в котором содержание коллективного бессознательного представлено в сознании ясно выраженными наклонностями и воззрениями.
Бессознательное совокупность психических явлений, состояний и действий, которая лежит вне сферы сознания и не поддается целенаправленному контролю и оценке, но оказывает влияние на поведение человека.
Бытие существование вообще, совокупность всего существующего.  
Верификация процесс установления истинности научных утверждений при помощи опыта, либо посредством логического доказательства на основе опыта.
Восприятие процесс отражения в сознании человека непосредственно действующих на его органы чувств предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон.
Время философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последовательность событий реальной действительности.
Гносеология раздел философии, в котором изучаются закономерности развития познания и его формы, возможность и границы познания, условия его достоверности и истинности.
Гуманизм учение, которое провозгласило человека высшей ценностью и основной целью общества и которое смысл жизни видит в служении другим людям выводится по правилам логики из истинных посылок.
Движение изменение вообще.
Дедукция метод, посредством которого новое знание о предметах выводится чисто логическим путем из уже имеющегося некоторого общего знания об исследуемых предметах.
Действительность наличное, непосредственное бытие; то, что существует реально, что уже наступило, проявилось; осуществленная возможность
Детерминизм учение об универсальных причинных связях, господствующих в мире.
Диалектика общая теория развития; учение о тождестве противоположностей.
Диалектическое отрицание всеобщая форма связи низшего с высшим, старого с новым, которая осуществляется путем уничтожения того, что уже не соответствует новым сложившимся условиям, и сохранения, переноса в новое образование всего положительного, соответствующего изменившимся условиям.
Дуализм философское учение, которое признает существование двух независимых друг от друга субстанций.
Дух объективный охватывает сферу социальной жизни как некой сверхъиндивидуальной целостности, проявляющейся через различные связи и отношения между отдельными людьми
Дух субъективный охватывает сферу индивидуального человеческого сознания.
Закон общая необходимая и устойчивая связь между объектами и явлениями или их сторонами.
Западничество направление русской политической мысли 40-50-х годов ХIХ в., которое обосновывало и защищало ценности западного либерализма как необходимые для России и которое противостояло славянофильству
Знание априорное доопытное знание, которое представляет собой те навыки, умения и способности, которые были выработаны человечеством, закрепились в культуре и существуют до опыта отдельного индивида.
Идеализм философское направление, которое объясняет мир, исходя из духа, сознания
Идеализм объективный признает существование реального мира вне человека, но считает, что в его основе лежит объективное духовное начало
Идеализм субъективный первичным признает сознание, разум отдельного человека, субъекта.
Идеальное выражение бытия объекта в субъективном, мыслительном образе.
Индетерминизм концепция, в которой отрицается причинная обусловленность всех явлений.
Индивид отдельный представитель некой социальной общности, обособленный от других людей.
Индивидуальность уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.
Индукция метод исследования, заключающийся в переходе от знания единичных утверждений к знанию общих положений.
Интенциональность  направленность любого акта сознания на предмет, независимо от того, реален он или нереален
Иррационализм философское направление, которое отрицает возможность рационального постижения мира и выдвигает на первый план инстинкты человека, его интуицию и бессознательные эмоционально-волевые процессы, то есть неразумные начала.
Истина верное, адекватное отражение действительности в сознании человека, обусловленное развитием практики, прогрессом наук и существующей системой общественных отношений.
Истина абсолютная полное, исчерпывающее знание об объекте; знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем; знание, представленное в виде достоверно установленных фактов.
Истина объективная такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Истина относительная неполное, незавершенное знание об объекте.
Категорический императив основной закон этики Канта, который формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли могла бы в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
Качество существенное свойство вещи, утрата которого приводит к непременному исчезновению данной вещи.
Количество совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величины (объем, длины, ширину), темп развития, степень проявления тех или иных свойств.  
Конвенционализм учение, согласно которому некоторые определенные утверждения науки являются результатом произвольного соглашения (конвенция) между учеными, обусловленного соображениями простоты, удобства и целесообразности.
Космос гармоничный, согласованный во всех своих частях и проявлениях мир.
Коэволюция взаимосогласованное развитие человека и природы.
Креационизм учение о творении мира Богом из ничего.  
Культура исторически выработанный способ саморазвития сущностных сил человека; система материальных и духовных ценностей, которая создается в процессе духовно-практической деятельности людей и которая в своем наиболее обобщенном проявлении выступает как мера творческого развития человека, раскрытия его сущностных сил и способностей.
Личность общественно развитый человек, человек как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Майевтика составляющая диалектического метода Сократа, суть которой состоит в преодолении противоречий, раскрытых в суждениях собеседника с целью достижения истины.
Материализм философское направление, которое в качестве первоосновы мира утверждает материю, а сознание рассматривает как производное от нее.  
Материя  философская категория, обозначающая объективную реальность, которая существует независимо от человеческого сознания, но отображается им.
Метафизика учение о сверхчувственных принципах бытия; односторонний способ мышления.
Метод программа действий субъекта, способ решения поставленной задачи.  
Метод диалектический система принципов, категорий и законов, ориентирующих человека на изучение и преобразование предметов и явлений действительности в их противоречивом самодвижении.
Методология философское учение об общих основаниях, путях и закономерностях научного познания, принципах и методах его организации, функционирования, развития и применения.
Мировоззрение система взглядов, определяющих общее видение и понимание мира, человека и места человека в мире, и основанная на этих взглядах познавательная, ценностная и поведенческая ориентация человека в мире.
Монады в философии Лейбница бесконечно малые духовные единицы бытия.
Монизм учение, в котором утверждается, что в основе мира лежит одна субстанция.
Мышление высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком закономерных связей действительности и их выражения в системе абстракций.
Наука особая форма общественной духовной деятельности, в процессе которой осуществляется выработка логически организованного, систематизированного объективно-истинного знания о существенных сторонах и связях явлений природы, общества и самого процесса познания; особый социальный институт, представляющий собой совокупность разнообразных исследовательских организаций.
Необходимость то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития вещи.
Нирвана состояние полного угасания эмоциональной активности человека; абсолютный, не нарушаемый покой; состояние, при котором становится понятной суть вещей, преодолевается круг перерождений и наступает избавление от страданий; благое состояние, которое выше добра и зла
Номинализм учение, согласно которому объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия есть лишь имена для обозначения единичных вещей.
Общественное сознание совокупность идей, взглядов, теорий, а также настроений, чувств, привычек и нравов определенных социальных общностей и общества в целом на том или ином этапе его развития
Общественно-экономическая формация исторически конкретное общество на данном этапе его развития в единстве всех его сторон.
Общество обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения; определенный этап исторического развития человечества; конкретная страна; определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности
Онтология учение о фундаментальных принципах бытия, наиболее общих сущностях и категориях бытия.
Ощущение форма чувственного познания, которая отражает отдельные свойства предметов и явлений действительности.
Пантеизм учение, отождествляющее бога и природу.  
Патристика период становления западноевропейской средневековой христианской философии во II - VIII вв., к которому относится система теолого-философских взглядов отцов церкви.
.Плюрализм философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит более двух субстанций.
Понятие форма мышления, которая отражает общие и наиболее существенные свойства окружающих нас предметов и явлений.
Практика целеполагающая деятельность, характеризующаяся изменением и преобразованием тех или иных объектов окружающего мира для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Представление чувственный образ предмета, в данный момент не воздействующий на органы чувств человека, но воздействовавший на них ранее.
Причина взаимодействие между телами или элементами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах или элементах, то есть следствия.
Прогресс движение от простого к сложному, от низшего к высшему.  
Пространство философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину
Развитие такие изменения, которые отличаются обязательными качественными преобразованиями.
Разум диалектическое мышление, направленное на познание универсальной связи вещей и всех явлений.
Рассудок умение строго и четко систематизировать данные, последовательно и ясно рассуждать, делать выводы, основанные на логических законах.
Рационализм гносеологическое учение, которое решающую роль в процессе познания отводит разуму, относя чувственное отражение к недостоверному знанию.
Регресс изменения, идущие в направлении от высшего к низшему.  
Реализм учение, согласно которому объективно существуют только общие понятия, или универсалии, а не единичные чувственно воспринимаемые предметы.
Сансара бесконечный процесс перевоплощений души, «колесо жизни».  
Свобода способность человека выбирать решения, ставить перед собой цели и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами, основанными на осознании свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Сенсуализм гносеологическое учение, которое все содержание познания выводит из деятельности органов чувств.
Скептицизм учение, которое, не отрицая принципиальную возможность познания объективной действительности, выражает сомнение в достоверности знания о ней.
Славянофильство идейно-политическое учение об исключительности и неповторимости исторического пути развития России и мессианской предопределенности русского народа.
Сознание высшая, свойственная людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Солипсизм учение, в котором реально существующим признается только один воспринимающий субъект.
Субстанция характеристика бытия со стороны его внутреннего единства, взаимосвязи всех его проявлений безотносительно к их бесконечно многообразным видоизменениям.  
Сущность внутренняя, устойчивая, основная сторона действительности, лежащая за пределами непосредственных восприятий.
Сциентизм мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.
Теодицея оправдание Бога за наличие зла в мире.
Техника совокупность искусственно созданных средств человеческой деятельности.
Точка бифуркации точка ветвления путей развития нелинейных систем.
Трансцендентальный в философии Канта -  термин, обозначающий: «существующий до опыта и делающий возможным опыт».
Трансцендентный термин для обозначения мира, внешнего для познающего субъекта, находящегося за пределами его опыта.
Фальсифицируемость принципиальная опровержимость любого научного утверждения.
Фрактал понятие в синергетике, которое отражает структурное единство самоорганизующихся систем.
Экзегетика искусство истолкования и интерпретации религиозных текстов
Экзистенция категория для обозначения конкретного бытия человеческой личности, которое абсолютно не похоже на других.
Эмпирические факты действительные, реально существующие события, свойства и отношения объектов мира и процессы их изменений, которые стали известны в результате наблюдения и эксперимента и вошли в сферу человеческого познания, стали предметом человеческой деятельности.
Эсхатология религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Явление внешнее обнаружение сущности.

 

Объективный идеализм – это:

1) Философское учение, которое провозглашает независимость идеи, бога, духа не только от материи, но и от сознания человека.

2) Философское учение, которое утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.

Материализм – это:

1) Философское учение, в соответствии с которым материя является единственным основанием всего существующего, также и явлений духовного порядка.

2) Философское учение, которое объясняет возникновение материи из духа

Плюрализм предполагает:

1) Несколько или множество исходных оснований.

2) Многообразие явлений мира, исходящее из одного начала.

3) Признание равноправными, не сводимыми друг к другу, двух начал — материи и сознания.

7. Сущность пантеизма выражает суждение:

1) бог растворен в природе

2) вся природа является одушевленной

3) бог создал мир

4) мир является материальным

8. Философская теория, признающая тезис: "Мысль материальна, наш мозг выделяет

мысли, как печень выделяет желчь".

1) вульгарный материализм

2) идеализм

3) гилозоизм

4) метафизика

9.   Волюнтаризм - это:

1) направление, признающее волю как первооснову всего сущего

2) учение о подавлении воли и желании человека

3) учение о подчинении своих желаний принципам жизни общества

4) направление, изучающее психологию поведения людей

10.Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: "Существую только Я

и мои ощущения":

1) солипсизм

2) рационализм

3) эмпиризм

4) скептицизм

11. Дедукция, это:

1) путь познания от общего к частному

2) путь исследования от частного к общему

3) единство чувственного и рационального

4) метафизический путь познания

12.   Функция философии, подвергающая все сомнению:

1) критическая

2) аксиологическая

3) методологическая

4) социальная

5) мировоззренческая

13.   Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания

действительности:

1) методологическая

2) аксиологическая

3) критическая

4) мировоззренческая

5) социальная

14. Функция философии, вырабатывающая общее абстрактно - теоретическое видение

мира:

1) мировоззренческая

2) критическая

3) прогностическая

4) методологическая

Античная философия

 

Основные черты античной философии:

1) Космоцентризм. Предмет античной философии – познание космоса, природы в ее структурности, человека как ее неотъемлемой части.

2) Онтологизм. Направленность на решение проблемы бытия,

3) Диалогичность;

4) Объективизм. Прасимвол античной философии – отдельное материальное тело. Душа и ум как космические силы, а человеческая душа и ум – слабое отражение их объективного аналога. Внутренняя соотнесенность микрокосма и макрокосма. Эстетический аспект космологии. Основной метод философского познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.

 Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела.

Выделим основные школы Античной философии.

Для характеристики ранней древнегреческой философии также используют термин философия «физиса» или натурфилософия. Первые философские школы Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии – области территориально расположенной в Малой Азии. Центром философии был город Милет. Поэтому часто употребляется термин «милетская школа».

Милетская школа (VI век до н.э.), натурфилософия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Первая из философских школ. Возникновение связано с проблемой поиска первоначала, первопричины мира. В качестве такового рассматривались отдельные компоненты природы (стихии). Считалось, что возникновение мира есть результат смешения (разрежения, сгущения) отдельных стихий. В качестве таковых рассматривались: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр).

Постановкой проблемы происхождения сущего, (решение которой потребовало обращения к разуму, а не к образам, чувствам и эмоциям), милетская школа положило начало философскому подходу к изучению природы, тем самым, положив начало демифологизации античного мировоззрения.

Гераклит Эфесский.Гераклит жил в середине VI – начале V вв. до н.э. в полисе Эфесе. Важнейшим понятием в его философских размышлениях следует считать Логос. В древнегреческом языке это понятие имело более 20 значений – от значений «слово», «рассказ» до математического соотношения двух величин.

В понимании Гераклита Логос существует вечно и все в мире происходит согласно нему. У него Логос – это некий абстрактный всемирный закон, который управляет миром и людьми, он проявляется во всем. Суть же самого Логоса раскрывается у Гераклита в нескольких принципах.

- принцип борьбы и единства противоположностей;

-принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, принцип всеобщего развития;

- принцип относительности.

Иными словами в свойствах Логоса Гераклит впервые метафорически определил принципы диалектики.

Первоосновой мира Гераклит определил огонь, своего рода символ вечного движения. Но этот огонь также изменчив и существует в соответствие с Логосом.

Пифагорейская школа (VI - IV вв. до н.э.). Пифагор, Акмеон, Евдокс, Диокл.

Известно, что Пифагор родился ок. 570 г. до н.э. на о. Самос в Ионии. В городе Кротон он основал пифагорейский союз. Проблема мироздания у пифагорейцев объясняется посредством «числа», выступающего в качестве первоначала мира. Утверждением «все есть число», пифагорейцы придавали смысл соотношениям чисел как средству познания природы, как способу объяснения скрытого смысла явлений и законов природы, как причине существующей гармонии Вселенной.

Пифагорейская школа положила начало математическому доказательству теорий.

Элейская школа (VI - V века до н.э.). Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элейский

Парменид жил во второй половине VI – сер. V вв. до н.э. (эти сведения спорны) в городе Элея.

Свои мысли Парменид вкладывал в уста некой богини, которая зовет юного философа в свои божественные чертоги.

В первой части сочинения богиня открывает учение об истинном и умопостигаемом бытии. Здесь поднимается две философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления.

У Парменида этот вопрос решается следующим образом: «Бытие есть, а небытия – нет». Если мы можем помыслить небытии, значит оно сущесвует, а если оно существует, значит, оно бытие.

«Мыслить – тоже, что быть». Здесь он говорит о тождестве бытия и мышления.

Парменид выделяет следующие признаки бытия.

1. бытие не возникло; 2. бытие неподвержено гибели; 3. бытие целокупно, т.е. не состоит из частей; 4. бытие единородно (т.е. единственно); 5. бытие неподвижно; 6. бытие законченно или совершенно.

Во второй части поэмы Парменид излагает мнения смертных, которые ошибочны.

Зенон Элейский - автор апорий (затруднение мысли, недоумение, парадокс, когда сталкиваются противоположные утверждения). В передаче Аристотеля апории выглядят так.

1. “Дихотомия” (деление на два): движущийся предмет должен дойти до половины своего пути прежде, чем он достигнет его конца. Затем, в свою очередь, он должен пройти половину оставшейся половины, и так до бесконечности: он будет приближаться к конечной точке, но так никогда ее и не достигнет.

2. “Стрела летящая”: летящая стрела занимает в пространстве тот его отрезок, который равен ее длине, то есть она покоится, ее движение составляет сумму состояний покоя.

3. “Стадий”: имеется три протяженных тела, одно из них неподвижно. Два других движутся с равными скоростями навстречу друг другу по параллельным линиям. Относительно неподвижного тела они движутся вдвое медленнее, чем относительно друг друга. Получается, что в одно и то же время, проходя одно и то же расстояние, можно двигаться со скоростью Х и 2Х.

Атомистическая школа (атомизм) (V век до н.э.). Левкипп, Демокрит, Гиппократ, Герофил.

Мир существует в форме бытия и небытия. Бытие (материя, пространство, время) состоит из простейших, несотворяемых, неуничтожимых и неделимых фрагментов – атомов. Атом (Атомос) – с греческого неделимый. Небытие – пустота. Возникновение мира (вещества) – соединение атомов, уничтожение – их распад. Движение атомов лежит в основе изменчивости мира. Движение атомов возможно, поскольку они двигаются в пустоте.

Атомистическая гипотеза позволила объяснить единство и изменчивость мира; множественность вещей и его состояний.

Управляет мирозданием необходимость. Все явления имеют свою причину. Все в мире детерминировано.

Сократические школы (IV век до н.э.). Сократ, Аристипп, Критон, Ксенофонт

Существуют объективные нравственные ценности (добродетели). Эти ценности абсолютны, едины в своей основе и сводятся к одному благу, которое представляет собой умопостигаемую истину.

Истина рождается в процессе ведения диалога. Диалог – источник выявления противоречий, решение которых позволяет сформулировать знание «общее для всех».

Сократическая школа положила начало изучению не только мира вещей (событий) но и мира всеобщего, родового (идеи блага, добродетели).

Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.) – первый по рождению афинский философ. Его отец – Софроникс – был каменотесом, мать Финарета – повивальной бабкой.

Сократ совершил своего рода поворот в древнегреческом сознании, для него основным занятием в жизни человека должно быть воспитание собственной души путем разумного нравственного поведения. Его диалоги, споры были призваны определить содержание основных понятий. Например, добро, зло, мудрость и т.д. («Храбр тот, кто знает, что такое храбрость»). Однако, научить этим высшим добродетелям, как делали софисты, нельзя. Им можно научиться только самому. Причем, процесс познания не менее важен, чем его итог.

Сократ, повторяя за Дельфийским Оракулом «Познай самого себя», Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам.

Майевтика и ирония. Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

Смерть Сократа - такая же философская проблема. Сократ поистине стоически отнесся к смерти. Его философская позиция оказалась сильнее страха смерти.

Софисты (V - IV вв. до н.э.). Протагор, Горгий, Антифонт, Фразимах.

Софистика (греч.) – умение хитро вести спор.

Абсолютной истины не существует. О всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу. Эти мнения можно одновременно доказать и одновременно опровергнуть. Критерием истинности является не соответствие рассматриваемого явления своей подлинной сути, а умение философа его представить в качестве такового. Истина таким образом –


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.