С группой обучающихся с суицидальными проявлениями — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

С группой обучающихся с суицидальными проявлениями

2021-03-18 80
С группой обучающихся с суицидальными проявлениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психокоррекционные занятия

С группой обучающихся с суицидальными проявлениями

Педагог-психолог Ласовская Л.И.

ГУО «Средняя общеобразовательная

школа №1 г.п. Корма», Гродненской обл.

ТЕМА: «Что такое толерантность?»

Цели: познакомить учащихся с понятием толерантности и с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

 

Понятие «толерантность».

Толерантность - это уважение, принятие и правильное по­нимание богатого многообразия культур нашего мира, форм са­мовыражения и способов проявления человеческой индивиду­альности.

Определение слова «толерантность» на разных языках зем­ного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, ми­лосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположен­ность к другим;

в русском языке - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

 Выполнение упражнений.

Упражнение «Шеренга».

Участники стоят спинами друг к другу по 2 человека, обра­зуя шеренгу. Задача ведущего - пробиться сквозь шеренгу. Ве­дущим должен побывать каждый.

 

Упражнение «Реакция».

Сейчас мы будем ходить по классу и реагиро­вать на ее изменения. Причем вы должны отреагировать так, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях; так, чтобы мы вас узнали...

- Вся комната залита ярким, оранжевым светом; свет повсю­ду: на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит страшный, ужасный Франкенштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исче­зают, сквозь окно пробивается лучик света. Постепенно стано­вится светлее. Но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой. Вы пробираетесь сквозь нее... А теперь пошел серый дождь. Все вокруг стало мокрым и печальным...

Упражнение «Построение».

- Участники строятся по росту, начиная с са­мого высокого.

- За несколько секунд произвести построение участников по цвету глаз, начиная с самых темных.

 

Упражнение «Кто я?»

Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос: «Кто я?» - и из предложенных картинок и вырезок создать кол­лаж, отвечающий на этот вопрос.

Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

Интолерантный путь характеризуется пред­ставлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существо­вания в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Ин-толерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта лю­дей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях ме­жду «своими» и «чужими».

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, по­нимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии.

 

А теперь вам нужно распределить слова в 2 колонки, где в 1-й - колонке - черты, присущие толерантной личности, во 2-й -черты, присущие интолерантнои личности: терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпи­мость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная аг­рессивность.

 

Толерантная личность Интолерантная личность  
Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т. д.

Непонимание Игнорирование Эгоизм и т. д.

Упражнение «Волшебная лавка».

Цель: участникам дается возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

 

Участникам группы необходимо представить, что суще­ствует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпе­ние, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознатель­ность, способность к сопереживанию.

Я буду продавцом, который обменивает одни качества на другие. Любой из вас может выбрать одну или несколько «вещей», которых у вас нет. (Это те качества, которые слабо выражены у данного участника. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен. Например, участник мо­ жет расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.)

 

Упражнение «Никто не знает...».

Участники бросают друг другу мяч со словами: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

 

Упражнение «Акустика».

Участники молча сидят в кругу. Закрыв глаза, они сначала концентрируют внимание на звуках, доносящихся извне, - из коридора, с улицы. Через 1-2 минуты ведущий спрашивает, что они слышали. Затем на 1-2 минуты они вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на звуках внутри комнаты. Через 1-2 минуты ведущий вновь спрашивает о том, что они услышали. Затем на 1-2 минуты дети закрывают глаза и прислу­шиваются к своему внутреннему состоянию и вновь анализируют услышанное.

Упражнение «Весенний лес».

Представьте, что вы в весеннем лесу. Выберите для себя какую-либо роль:

зрячего (вижу);

слышащего (слышу);

осязающего (ощущаю);

тонко чувствующего запахи (обоняние). Рассказать по очере­ди о своих ощущениях.

Заключительное задание «Дерево толерантности».

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала простран­ством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в фор­ ме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

Итог занятия

 

 

Разминка «Рубка дров».

 Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто мо­жет показать, как это делается? Как нужно держать топор, в ка­ком положении должны находиться ноги? Покажите, какой толщины кусок бревна вы хотите распилить? Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!».

 

Упражнение «Я и другие».

Каждый из вас получил лист, разделенный на две части. Слева напишите или нарисуйте, с какими проявлениями агрессии в свой адрес вы сталкивались в последнее вре­мя. Справа - как сами вы проявляли агрессию в адрес детей или взрослых. На выполнение этого упражнения отводится 10-15 ми­нут. Зачитайте ваши списки или покажите рисунки.

Обсуждение.

Что вы почувствовали, когда с вами обошлись несправед­ливо?

Что вы чувствовали, когда сами плохо обошлись с кем-то?

Как можно было поступить по-другому?

 

ТЕМА: «Мои права»

Цели:

- актуализация представлений о правах детей;

- подведение детьми итогов работы группы в контексте соб­ственных достижений и прав;

 

Рассматриваются права:

Право на жизнь.

Право на защиту от любых форм насилия.

Право на учебу.

Право на обращение за помощью к врачу, милиционеру, педагогу или взрослому, которому ребенок доверяет.

Право на уважительное отношение окружающих.

Право сказать: «Нет!»

Делается акцент на то, что у других детей и у всех людей во­обще тоже есть эти права.

 

Коллективный рисунок «Мы и наши права».

Нарисуйте совместный рисунок, на кото­ром изобразите себя, и напишите те свои права, которые пред­ставляются вам особенно важными.

Обсуждение.

Легко ли делать совместную работу?

Каким ты изобразил (а) себя?

Какие права ты считаешь самыми важными?

 

Упражнение «Я хочу тебе пожелать...».

Пусть каждый из вас напишет свое поже­лание каждому участнику группы на отдельном листочке-«ладошке» и подарит ему на память.

Дети обмениваются пожеланиями.

Обсуждение.

-Какие пожелания вы получили?

-Что приятнее: писать пожелания или получать их?

-Что самого главного мы можем пожелать друг другу?

 

Итог занятия

 

Итог занятия

 

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

 

Цели:

- развитие социальных навыков в ситуациях просьбы у обучающихся;

- развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;

- развитие вербальных и невербальных средств общения.

 

Сегодня мы пого­ворим о просьбах и о том, как просить, чтобы ситуация просьбы не превратилась в ситуацию взаимных обид.

Как обратиться с просьбой к другу, сверстнику так, чтобы он тебя услышал? Просить не всегда бывает просто. Бывает так, что мы не решаемся попросить о чем-либо, опасаясь, что нам откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации?

 

Действительно, просить не всегда легко. По­этому очень важно как именно человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя: «Ну, пожалуйста, ну, очень тебя прошу, давай поиграем...». Получается просьба с унижением. Человек, которого так просят, чувствует себя обязанным, ему становится неловко.

Иногда мы думаем, что мы просим, а на самом деле мы при­казываем или заставляем: «Отодвинься, это мое место, дай я тут сяду...».

Есть еще один вариант просьбы. Можно спокойно, доброже­лательным тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем твоя просьба и почему тебе это важно. В этом случае есть воз­можность найти общий язык и доброе отношение. Давайте с ва­ми поучимся различать эти три формы обращений.

 

Сейчас каждый из вас обратится к кому-нибудь из участников группы с просьбой. Говорящий придумывает, как он будет говорить - требовать, выпрашивать или вежливо про­сить. Тот, к кому обращаются с просьбой, пусть прислушается к себе, к своим чувствам. Соглашайтесь только на те просьбы, которые действительно хочется исполнить.

Ситуация 1

Эй, сколько времени?

Скажите, пожалуйста, который час?

Время сколько?

Ситуация 2

Ольга Николаевна, повторите задание!

Я не успел(а) записать, повторите!

-   Ольга Николаевна! Повторите, пожалуйста, задание. Я не
успел(а) записать.

Ситуация 3

Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне надо.

Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне дали сроч­ное задание, а я нигде не могу ее найти.

-   Слушай, мне так нужна эта книга. Дай мне ее на время, ну, мне очень, очень надо. Я же тебе помогла) с математикой в прошлый раз.

Ситуация 4

Дай списать задачу!

Дай мне твою тетрадь! Я только посмотрю, как ты запи-сал(а) решение задачи.

Женя, пожалуйста, помоги мне решить задачу. Я болел(а), когда объясняли эту тему, и чувствую, что мне одной(му) не справиться.

 

Обсуждение.

Когда вам не хотелось выполнять просьбу?

Что должно было измениться, чтобы вам захотелось ис­полнить просьбу?

Важно ли вам знать, почему человек обращается к вам с просьбой?

Что легче: просить или отвечать на просьбу?

 

Давайте подведем итог, что помогает общению в ситуации просьбы?

 

Ответы детей записываются на закрепленном листе:

спокойный, доброжелательный голос;  вежливые слова; доброжелательный, приветливый взгляд; ровная интонация; четкое изложение просьбы;

объяснение, почему это для вас важно.

 

Просить - это не значит заставлять. Просить - не значит вы­прашивать, клянчить, заискивать. Просить - значит доброжела тельно обратиться за помощью к другому человеку, рассказав ему о своих затруднениях или о том, почему это может быть для тебя важно.

Если вдруг по каким-либо причинам наша просьба не вы­полнима, важно уметь принять отказ.

 

Игра «Я отдам тебе то, что у меня есть».

Встаньте в круг. Один из вас начинает иг­ру, обращаясь к соседу: «Тебе, Наташа, я отдам то, что есть у меня...» Нужно показать, какой именно подарок вы дарите дру­гому участнику (большой или маленький, хрупкий или прочный, тяжелый или легкий). Получив подарок, тот, в свою очередь, так же передает кому-нибудь подарок и т. д.

 

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....

ТЕМА «Я ушел в свою обиду»

Цели: - обучение приемам совладания с обидой;

-развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.

 

На прошлом занятии мы говорили с вами о том, как можно справляться с гневом. Сегодня мы будем учиться справляться с обидами.

 

Упражнение «Копилка обид».

Детям раздается лист, на котором нарисован мешок - копил­ка для обид. Предлагается детям вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарова­ния. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиде­лись ли вы на взрослых или на сверстников? Вспомните все ва­ши обиды (или одну, самую главную) и поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.

 

Обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле:

-   Я почувствовал(а) обиду, когда...

Кто еще чувствует то же, что и... (называет имя)? Скажи­те ему (ей), что вы чувствуете.

Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рас­сказать это всем?

Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и... (называет имя)? Скажите ему (ей).

 

Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах? До каких разме­ров? Покажите.

Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: -рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде;

написать, нарисовать, «выплакать» обиду;

сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;

попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

 

Упражнение на невербальную поддержку (SOS!).

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за ру­ки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Обсуждение.

-   Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?

Упражнение «Ситуация».

Работа с конкретной ситуацией обиды или с карточками, ес­ли дети затрудняются с собственными примерами. На карточках дети получают описание ситуации обиды и варианты реагирова­ния на рассказ об обиде. Важно, чтобы дети на собственном опыте почувствовали, какие слова уместны в этой ситуации.

Ситуация 1

Я Миша, мне 8 лет. На день рождения мне подарили щенка. Я гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл после школы. Я очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды я попросил своего приятеля присмотреть за щенком. Но так случилось, что он не уследил за ним, и щенок убежал. Я расклеил по городу объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся.

Я был очень расстроен и обиделся на моего знакомого.

* * *

Выбери ответ, который поможет твоему другу справиться с обидой.

Не расстраивайся!

Подумаешь, щенок убежал!

Ты очень грустишь, да?

Что тебя обидело больше всего?

Успокойся!

У меня кот пропал, но я же не плачу!

Это очень грустно, когда тот, на которого ты рассчитыва­ешь, подводит тебя. Я понимаю, как тебе тяжело.

Ситуация 2 Я Оля, мне 10 лет. Со мной произошла такая история. Я по­делилась со своей подругой одним секретом, рассказала ей кое-что важное о себе. На другой день я узнала, что большинство ребят знают о моей тайне. Мне было очень неприятно и тяжело. Я считаю, что подруга меня предала, мне и сейчас еще нелегко успокоиться.

* * *

Выбери ответ, который поможет твоему другу (твоей подру­ге) справиться с обидой.

Не переживай!

Нашла из-за чего переживать!

Не надо никому говорить о своих секретах!

Я понимаю тебя, со мной произошел похожий случай!

Я понимаю, как тебе тяжело, ты доверилась другу и пожа­лела об этом.

Это очень грустно, когда разочаровываешься в друзьях.

Обсуждение.

-   Какие слова помогают справиться с обидой, с тяжелой си­туацией?

-   Какие реплики не уменьшают чувство обиды? Почему?

 

Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе...».

Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди гово­рят что-нибудь приятное одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребе­нок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А еще я думаю, что я...».

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

 

Цветотерапия.

Лечебные свойства цвета были известны издавна. Древние египтяне и греки использовали различные цвета для лечения конкретных заболеваний. Современные ученые обнаружили зависимость лечебных свойств цвета.

При лечении применяют семь цветов радуги и их оттенки.

 

Красный - это цвет действия и физической энергии. Это цвет страсти, мужества и жажды жизни. Он помогает преодолеть де­прессию и страх, улучшает все обменные процессы в организме, активизирует деятельность желез внутренней секреции. (Противопоказан людям с по­вышенным артериальным давлением и людям раздражительным.)

 

Оранжевый - это теплый, активизирующий цвет, цвет жиз­недеятельности. Он способствует оптимизму и открытости. Оран­жевый цвет стимулирует щитовидную железу, помогает бороть­ся с икотой, судорогами, а также способствует рассасыванию гнойников. При возникновении боли в желудке представьте себе ярко-оранжевый мигающий цвет - и боль вскоре утихнет.

 

Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией. Сти­мулирует интеллект, внимание, умственные способности. Он ну­жен для концентрации и ясности мысли, приносит удачу! Жел­тый цвет повышает аппетит, стимулирует нервы, печень, укреп­ляет сердце и контролирует уровень сахара в крови. Во время депрессии вытащите из шкафов все желтое и «искупайтесь» в этом солнечном цвете.

 

Зеленый помогает справляться с перебоями в работе иммун­ной системы, вызывает чувство уравновешенности, гармонии, обладает общим оздоравливающим действием. Этот цвет нор­мализует деятельность сердечно-сосудистой системы, подавляет микроорганизмы, понижает артериальное давление

 

Голубой - цвет душевного покоя. Вибрации синего цвета уничтожают инфекции, помогают при бессоннице, снимают психическое возбуждение.

 

Синий цвет стимулирует вдохновение и творчество, исполь­зуется для снижения боли. Если в комнате преобладает синий цвет, при болезни снижается температура, исчезает раздражение, а в семье обязательно царят спокойствие и умиротворение.

 

Фиолетовый тоже успокаивает и умиротворяет, развивает интуицию и способность мыслить абстрактно. Это очень мощ­ный цвет. Он способен снижать аппетит, поэтому желающим похудеть необходимо есть из тарелок фиолетового цвета.

 

Белый цвет - цвет чистоты и совершенства. Содержит в себе мощь преобразования и является сильным исцеляющим цветом. Способствует развитию творческого воображения и самореали­зации. Он очищает наше внутреннее пространство.

Итог занятия

 

Цели:

- развитие социальных навыков в ситуациях отказа;

- развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;

- развитие вербальных и невербальных средств общения.

- информирование детей о потенциально опасных ситуациях;

- формирование способности к распознаванию опасных си­туаций;

- развитие представлений о способах поведения в ситуациях социальной опасности.

 

Давай, пока взрослых нет, сгоняем на велосипедах до того магазина.

Подари мне свой мяч, тебе же обещали купить новый.

Можно, я принесу тебе компьютерную игру через три дня?

Дай мне посмотреть твои фотографии?

Обсуждение.

Трудно ли было формулировать вежливый отказ?

Какие чувства у вас возникали, когда к вам обращались с просьбой?

Какие чувства у вас возникали, когда вы слышали отказ?

Есть ли ситуации, когда, отказывая, мы можем не думать, задеваем ли мы чьи-то чувства или нет?

 

Если на улице или во дворе вы встретитесь с незнакомым человеком, который уговаривает вас покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить, -это может быть опасно. В этой ситуации вы не обязаны быть вежливыми. Отойдите подальше от незнакомца, позовите на по­мощь или бегите к знакомым, которые могут защитить.

 

Какие ситуации называют «опасными»?

Какие опасные ситуации могут поджидать нас дома и на улице?

Разбор ситуаций:

Ситуация I. «Рассказ Коли» - незнакомец на улице зовет ребенка пойти с ним.

Ситуация 2. «Рассказ Кости» - на улице всем желающим раздают неизвестную жвачку.

Ситуация 3. «Рассказ Саши» - незнакомец за рулем просит ребенка сесть в машину и показать дорогу.

Ситуация 4. «Рассказ Алены» - дети пускают в квартиру чужих людей.

Ситуация 5. «Рассказ Маши» - незнакомцы на улице уго­варивают девочку сняться в рекламном ролике.

Ситуация 6. «Рассказ Мити» - мальчик соглашается пере­дать неизвестный сверток.

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....

 

ТЕМА «Что делать с гневом?»

Цели:

- обучение обучающихся способам безопасного выражения агрессивных чувств;

- активизация рефлексивных механизмов.

 

Сегодня мы обсудим, как мы можем справляться с этими чувствами, не причиняя вреда себе и окружающим.

 

Упражнение «Выставка».

предлагается детям сесть удобно, расслабиться, за­ крыть глаза и глубоко вдохнуть 3-4 раза.

Представьте, что вы попали на небольшую вы­ставку. На ней - фотографии людей, на которых вы сердитесь, злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправед ливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуа­цию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства, мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Какие это будут слова?

Обсуждение.

 

Какая это была ситуация?

- Какие слова вы сказали своему обидчику?

- Всегда ли мы имеем возможность выразить злость или обиду словами?

- Как еще есть способы выразить чувства?

 

Игра «Камушек в ботинке».

Когда мы взволнованны или начинаем сердиться, то сначала это воспринимается, как маленький каму­шек в ботинке. Если мы его не вытащим, ноге придется очень плохо. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям гово­рить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Я хо­чу, чтобы вы хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что бы мешало вам. Скажите тогда: «У меня ка­мушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется, когда я рассказываю...».

 

Игра «Обзывалкн».

Когда мы сердиты друг на друга, мы мо­жем говорить разные обидные слова. А кто-нибудь пробовал ругаться необидно? Это могут быть названия овощей, фруктов, предметов посуды - «А ты - морковка!».

Дети кидают друг другу мяч, при этом называют друг друга необидными словами.

 

Разминка «Встряхнись!».

Наверняка каждый из вас видел, как отря­хивается промокшая собака... Встаньте так, чтобы вокруг вас было много свободного места. Начинайте отряхивать ладони, локти, плечи, туловище. Потрясите головой. При этом пред­ставьте, как плохие чувства, мысли, все неприятности, слетают с вас, как вода с собаки.

Рефлексия занятия.

— Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....

 

Итог занятия

 

 

ТЕМА «Спор – не ссора…»

Цели: развитие конструктивных способов поведения в конфликт­ных ситуациях, получение опыта уверенного, ненасильственного взаимо­действия со сверстниками.

 

Упражнение «Спор - не ссора...».

На прошлом занятий мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все-таки произошла, какие слова нам могут помочь помириться друг с другом.

Время от времени каждый из нас хочет доказать свою право­ту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего пло­хого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации.

Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном надвое.)

Как можно избежать ссоры?

 

Игра «Интонация».

Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда играете друг с дру­гом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут.... Сейчас моя очередь играть в эту игру» - сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно.

Обсуждение.

Какая интонация воспринималась наиболее оптимально?

Как часто вы ее используете?

 

Упражнение «Небеса и ад».

Интонация, которую мы выбираем очень влия­ет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, при­водят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опас­ны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам по­слушать восточную притчу...

Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между не­бесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и отве­тил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен».

Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч , чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать рукоприкладства? Нарисуйте, что произошло то­гда. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чув­ствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название.

Обсуждение.

В чем различие между спором и дракой?

Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?

Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

Драка - это хороший способ решить спор?

Почему мудрец в притче сказал, что насилие - это ад?

 

Когда мы обижаемся или гневаемся, то обви­няем в этом других и стараемся переложить на них ответствен­ность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты».

Ты чего разорался! -Ты мне надоел!

Ты взял мои вещи!

Ты говорил ерунду!

Ты вечно опаздываешь!

 

Составление «Я-высказывания»

Ситуация 1

Твой друг взял у тебя рубашку и порвал ее.

Что ты скажешь другу?
Когда    я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)

Ситуация 2

Твоя учительница подумала, что ты списал, и поставила тебе двойку.

Что ты скажешь учительнице?

Когда    я почувствовал(а)              

и я бы хотел(а) _      

 

Ситуация 3

Твой лучший друг не выполнил данное тебе обещание. Что ты скажешь другу?

Когд а              я почувствовал(а)    

и я бы хотел(а)

Ситуация 4

Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вы­рвала из него несколько страниц.

Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь твоей сестренке?

Когд а              я почувствовал(а)    

и я бы хотел(а)

Ситуация 5 Твоя тётя обещала навестить тебя, но не пришла. Ты очень расстроился (расстроилась). Что ты скажешь тёте?

Когда   я почувствовал(а)    

и я бы хотел(а)

Ситуация 6

Одноклассник проткнул твой футбольный мяч.

Что ты скажешь однокласснику?

Когда   я почувствовал(а)    

и я бы хотел(а)

* * *

Обсуждение.

- Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?

Какие вы испытывали чувства, когда слышали в свой адрес «ты»?

Что вы чувствовали, когда слышали «Я-высказывания»?

 

Рефлексия занятия.

Я узнал(а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

 

 

Разминка «Кто я?».

Участники группы, перекидывая друг другу мячик, отвечают на вопрос «Кто я?». Для описания себя используются характери­стики, черты, интересы и чувства. Каждое предложение начина­ется с местоимения «Я»: «Я девочка», «Я веселый», «Я люблю музыку» и т. д.

 

Сегодня мы поговорим о том, что в каждом из нас есть хорошего и чем мы можем гордиться. Ведь для того чтобы другие люди могли узнать нас с хорошей стороны, нам нужно разбираться в себе, знать, что мы любим, как о себе ду­маем, о чем мечтаем.

 

Упражнение «Я в прошлом, настоящем и будущем».

Нарисуй, каким ты видишь себя в про­шлом, настоящем и будущем. Обсуждение.

Какой из рисунков тебе нравится больше всего?

Кем ты себя видишь в будущем?

Какие качества у тебя появятся?

Что бы ты себе пожелал?

 

Дети кидают друг другу мяч, добавляя фразу «Однаж­ды я...» каким-нибудь собственным достижением. Например: «Однажды я прибежал быстрее всех на физкультуре».

 

Упражнение «Все звезды».

Закройте глаза. Вспомните какое-нибудь событие вашей жизни, когда вы чувствовали себя звездой. Что это было за событие? Какие чувства вас переполняли? Кто был рядом с вами? Говорили ли они приятные для вас вещи? Что именно? Какой эпизод вспоминается наиболее ярко?.. Поти­хоньку открывайте глаза. У всех было, что вспомнить?

Теперь мы вырежем из цветного картона большие звезды, и вы нарисуете внутри их те моменты жизни, когда вы чувство­вали себя победителями, переживали успех. В ваших рисунках могут присутствовать люди, которые для вас важны или которые помогали достичь успеха. Все звезды собираются вме­ сте и приклеиваются на лист ватмана.

Обсуждение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Легко ли было вспомнить ситуацию успеха?

В своей обычной жизни вы чаще вспоминаете о приятных или неприятных вещах?

 

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Инструкция. Кто из вас может представить, что чувст­вует артист после концерта? Встаньте в круг. Один из вас под­ходит к кому-нибудь, смотрит ему в глаза и дарит ему свои ап­ лодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши, затем они оба выби­рают следующего, потом уже втроем подходят к следующему и т. д.

 

Рефлексия занятия.

Я узнал сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

 

Итог занятия

 

Психокоррекционные занятия

с группой обучающихся с суицидальными проявлениями


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.347 с.