Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-03-17 | 644024 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГ БОУ ОмГПУ)
Факультет Истории, философии и права
Кафедра правоведения, государственного и муниципального управления
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Составитель к.и.н., доцент Т.А. Фролова
2012 г.
«Теория государства и права» традиционно является вводной юридической учебной дисциплиной, изучаемой студентами юридического факультета на первом курсе. Изучение данного предмета в самом начале обучения вполне объективно: теория государства и права – это фундаментальная учебная дисциплина, закладывающая основу правовых знаний, подготавливающая студента к усвоению всех последующих юридических дисциплин. Изучение теории государства и права позволяет создать систему базовых правовых знаний у студента, на основе которых формируется специальные юридические познания, умения и навыки.
Теория государства и права дает представление о праве в целом, знакомит с основными юридическими понятиями и категориями (государство, право, норма права, правоотношение, юридический факт и др.). Знакомясь с азами теории государства и права, студенты одновременно получают первые представления о правовой системе современной России.
Успешно изучив данную дисциплину, студенты приобретают первичные навыки толкования юридических норм, преодоления юридических коллизий и пробелов в праве, работы с отдельными нормами и нормативными актами, знакомятся с общими требованиями составления юридических документов, что необходимо для работы на практике. Формируется основной юридический категориальный аппарат, целостное представление о процессе правового регулирования, месте и роли права и государства в жизни общества.
|
Для успешного получения знаний необходима не только совместная работа студентов и преподавателя, но и активная самостоятельная работа студента. Данный учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам при самостоятельной работе, т.е. подготовке к семинарским занятиям, написании курсовой работы и подготовке к экзамену.
Учебно-методический комплекс ориентирован на студентов первого курса, изучающих курс «Теория государства и права».
Темы дисциплины и виды занятий
№ | Наменования темы | Лекции (40% ауд.) | Семинарские занятия | балл | ||
Предмет и методология теории права и государства | 2 | |||||
Происхождение государства и права | 2 | 4 | Обсуждение ключевых вопросов. Практическая работа №1. Практическое задание по анализу основных теорий происхождения государства. | 5 | ||
Социальная природа и сущность государства | 2 | |||||
Форма государства. | 2 | 2 | Практическая работа №2. Модельная игра «Конституционная комиссия» | 10 | ||
Функции государства. Механизм государства и государственный аппарат | 2 | 2 | Обсуждение ключевых вопросов. Практическая работа № 3. | 5 | ||
Государство в политической системе общества. | 2 | 2 | Проект –презентация Практическая работа №4. | 5 | ||
Государство, право и гражданское общество Правовое государство | 2 | 2 | Практическая работа №5. Практическая работа №6. Круглый стол по проблемам формирования правового государства в РФ | 5 | ||
Сущность, принципы и функции права | 2 | 2 | Семинар-дискуссия по проблемам современного правопонимания. Практическая работа №7 | 5 | ||
Нормы права | 2 | 2 | Практическая работа №8 | 5 | ||
Формы (источники) права | 2 | 4 | Практическая работа №9 Практическая работа №10 | 5 | ||
Правотворчество | 2 | 2 | Ролевая игра «Заседание Законадательного Собрания Омской области»
Практическая работа №11 | 5 | ||
Юридическая техника | 2 | |||||
Система права и система законодательства | 2 | 2 | Практическая работа №12 | 5 | ||
Правовые отношения | 2 | 2 | Практическая работа №13 | 5 | ||
Реализация права | 2 | 2 | Практическая работа №14 | 5 | ||
Юридическая герменевтика (толкование права) | 2 | 2 | Практическая работа №15 Модельная игра «Юридическая консультация» | 5 | ||
Механизм правового регулирования | 2 | |||||
Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность | 2 | 2 | Практическая работа №16 | 5 | ||
Правосознание и правовая культура | 2 | 2 | Практическая работа № 17 Семинар-дискуссия по проблемам правовой культуры современного российского общества. | 5 | ||
36 | 36 | 80 |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – М. Юриспруденция. – 2006.
3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М. - 2005.
4. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. М., 2008.
5. Теория государства и права. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. Екатеринбург. - 2005.
6. Теория государства и права. / Под ред. А.С. Пиголкина М. - 2006
7. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 2006.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО АНАЛИЗУ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Парламентская
Республика
5. Дайте определение понятия «Форма государственного устройства»
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу “Формы государственного устройства”
Вопросы для сравнения | Унитарное государство | Федеративное государство |
Территория | ||
Статус административно-территориальных единиц | ||
Государственный аппарат | ||
Гражданство | ||
Правовая система | ||
Налоговая система | ||
Судебная система | ||
Современные государства |
Дайте письменный ответ на вопросы
1. Что такое право сецессии?
2. Почему большинство федеративных государств отказывают своим субъектам в праве сецессии?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте определение понятия «государственно-правовой режим»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите основные виды государственно-правовых режимов
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя полученные знания, ответьте на вопрос: “Тождественна ли античная демократия её современным формам?” Ответ обоснуйте.
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуйте, встав на позиции противников представительной демократии, подобрать соответствующие аргументы (не менее пяти), обоснуйте их историческими примерами. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение и раскройте основные признаки межгосударственных образований:
Конфедерация ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содружество
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Союз
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Проанализируйте с юридической точки зрения форму Российского государства.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА,
План анализа статуса главы государства (президент, премьер-министр)
Место в системе разделения властей | ||
Порядок назначения и смещения с должности | ||
Полномочия в законодательной сфере | ||
Исполнительной сфере | ||
судебной сфере | ||
представительские функции. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
СЕМИНАР №7. НОРМА ПРАВА
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура нормы права.
3. Классификация норм права.
4. Норма права и статья нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов.
Задание: найти в текстах нормативных актов по одному примеру каждого вида правовых норм; и по одному примеру каждого способа изложения нормы права в статье нормативного акта.
Рекомендации по подготовке к семинару
Семинар проходит в форме выполнения практического задания. Целью занятия является не только получение теоретических знаний о норме права, но и выработка навыков работы с текстом нормативного акта.
В плане теоретической подготовки обратите внимание на различное понимание нормы права, соотношения нормы права и статьи нормативного акта. Особое внимание уделите структуре нормы права. По этой проблеме в настоящее время существует три основные точки зрения. С первой точкой зрения: о существовании нескольких структур нормы (идеальной, реальной и т.п.) можно ознакомиться в большинстве учебных пособий по теории государства и права (например, учебник А.Б. Венгерова (см. список литературы для всего курса). Вторая: о двухчленной структуре нормы и специализации норм представлена в учебном пособии А.Ф. Черданцева (см. список учебной литературы для всего курса), а третья – в статье Б.И. Пугинского (см. ниже). Данные точки зрения будут обсуждаться на занятии.
После обсуждения структуры нормы права каждый из структурных элементов будет изучаться отдельно. При этом от студентов требуется не только знание определения гипотезы, диспозиции и санкции, а также их классификаций, но и умение правильно определить вид структурного элемента нормы, изложенной в конкретной статье нормативного акта.
Работа студента не признается удовлетворительной, если практическое задание не выполнено.
Дополнительная литература
Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. - 2003. - № 5.
Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. - 2003. - № 4.
Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. - Иркутск, 1984.
Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. - 2001. - № 3.
Гущина Н.А. Стимулирующая политика государства и право // Право и политика. - 2004. - № 2 (50).
Деревнин А.А. К вопросу о норме права // Академический юридический журнал. - 2001. - № 2.
Деревнин А.А. Специальные нормы в российском праве // Академический юридический журнал. - 2002. - № 1.
Курылев С.В. О структуре юридической нормы // Труды ИГУ. Вып. 4. Иркутск, 1958.
Пугинский Б.И. О норме права// Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 1999. - № 5.
Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. - 2004. - № 10.
Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. - 2003. - № 6.
Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. - 1970. - № 1.
Шестаев Н.Т., Тульев И.Т. Нормы права. - М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
НОРМА ПРАВА
Проведите сравнительный анализ правовых норм и других разновидностей социальных норм и индивидуальных правовых предписаний, выявите отличительные признаки.
Вопросы для сравнения | Право | Нормы морали | Корпоративные нормы |
Способ установления | |||
Форма закрепления | |||
Способ защиты | |||
Сфера действия |
Найдите в тексте Конституции РФ 1993 г. нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАСЧЛЕНИТЕ НИЖЕПРИВЕДЕННЫЕ НОРМЫ ПРАВА НА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД КАЖДОГО СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ПО ВСЕМ ИЗВЕСТНЫМ ВАМ КЛАССИФИКАЦИЯМ, А ТАКЖЕ ВИД НОРМЫ В ЦЕЛОМ.
«Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в
рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производиться удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«В случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу кредитор вправе поручить выполнение обязательства третьим лицам либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из договора, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕМИНАР №8. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Понятие источника (формы) права. Типичные и нетипичные формы права.
2. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
3. Закон: понятие, признаки, виды.
4. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, виды.
5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила и «переживание» закона.
6. Понятие законодательства и его система. Соотношение системы законодательства и системы права.
7. Систематизация нормативно-правовых актов:
- понятие и цели систематизации;
- инкорпорация, консолидация, кодификация.
Задание: Найти в Конституции РФ статьи, регламентирующие юридическую силу и действие различных нормативных правовых актов. Изучить главу 4 Устава Иркутской области.
Рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар проходит в форме выполнения практического задания.
Обратите внимание на проблему соотношения терминов «источник права» и «форма права». При рассмотрении основных форм права необходимо знать не только их понятие и признаки, но и в каких странах, правовых системах они наиболее распространены, в чем их преимущества и недостатки. Особое внимание следует уделить актуальным для современной России вопросам: применение международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права, а также судебной практики и судебного прецедента в качестве источников права.
При рассмотрении нетипичных форм права необходимо знать, в каких странах они являются источниками, и в каких случаях их можно применять.
Обратите внимание на понятие юридической силы нормативно-правового акта, критерии ее определения, а также деление нормативных правовых актов по критерию юридической силы (законы и подзаконные акты).
Рассмотрите вопрос о действии нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратите внимание на порядок вступления нормативных актов в силу и ее утраты. Определите, в чем заключается «обратная сила закона» и «переживание закона». Рассмотрите вопрос об экстерриториальном действии нормативных актов.
Наиболее полно вопросы данной темы рассмотрены в учебнике В.М. Сырых (см. список учебной литературы для всего курса).
Помимо учебных пособий для подготовки к семинарскому занятию необходимо использовать дополнительную литературу, приведенную ниже.
Дополнительная литература
Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - 2004. - № 4.
Бобылев А.И. Источники (формы) права // Право и политика. - 2003. - № 8.
Богдановская И.Ю. Судебный прецедент как категория «общего права» // Право и политика. - 2002. - № 7.
Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права. - 2003. - № 12.
Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. - 2004. - № 2.
Бошно С.В. Соотношение понятий источник и форма права // Юрист. - 2001. - № 10.
Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. - 2003. - № 1.
Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 1998. - № 5.
Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. - 1998. - № 9.
Гук П.А. Судебный прецедент в России: теория и практика // Правоведение. - 2001. - № 4.
Дихтор А.И., Рогожин Н.Л. Источники права и судебная практика // Юрист. - 2003. - № 1.
Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативных правовых актов в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - № 1.
Зивс С.Л. Источники права. - М.: Юникс, 1996.
Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта // Государство и право. - 2004. - № 8.
Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник права) как категория в теории государства и права // Правоведение. - 2000. - № 6.
Колесников Е.В. Особенности федеральных конституционных законов // Журнал российского права. - 2001. - № 3.
Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. - 2000. - № 2.
Котелевская И.В. Закон и ведомственный акт // Журнал российского права. - 2000. - № 10.
Кузякин Д.А. О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов // Законодательство. - 2004. - Спецвыпуск, ноябрь.
Ласточкина М.Н., Тихомирова Н.Ю. Официальное опубликование нормативных правовых актов и вступление их в силу // Законодательство. - 2004. Спецвыпуск, ноябрь.
Кучин. В.М. Судебный прецедент как источник права (дискуссионные вопросы) // Российский юридический журнал. - 1999. - № 4.
Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 2000. - № 5.
Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником Российского права? // Журнал российского права. - 2000. - № 12.
Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 2002. - № 5.
Марченко М.Н. Особенности нормативно-правового договора как источника права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 2004. - № 1.
Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени// Государство и право. - 1995. - № 3.
Мицайков М. Иерархия в праве // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 1999. - № 6.
Морозова Л.А. Еще раз о судебной практике как источнике права // Государство и право. - 2004. - № 1.
Петрушев В.А. К вопросу о понятии «законодательства»// Атриум. -1996. - № 4.
Сенчищев В.И. Виды нормативных актов // Журнал российского права. - 1998. - № 8.
Свечникова А.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Государство и право. - 1998. - № 9.
Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. - 2003. - № 3.
Чуча С.Ю. Акты судебных органов в системе источников российского права // Вестник ФАС Западно-Сибирского округа. - 2005. - № 1.
Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. - 2003. - № 2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Укажите общие черты и различия: юридического обычая и судебного прецедента; судебного прецедента и нормативно-правового акта; нормативного договора и нормативно-правового акта.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разберитесь в понятиях «судебный прецедент»; «судебное решение» и «судебная практика». Приведите примеры судебных решений в Российской Федерации, которые содержат правоположения.
Могут ли решения судебных органов РФ именоваться судебными прецедентами?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РФ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА Г. ОМСКА
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Выбрать из перечисленных ниже источников нормы права, определяющие действие данного НПА во времени (а также движение закона во времени), пространстве (а также экстерриториальность) и по кругу лиц:
Гражданский кодекс РФ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уголовный кодекс РФ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кодекс Омской области об административных правонарушениях
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон РФ«Об образовании»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!