Классические формы правления( республика и монархия) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Классические формы правления( республика и монархия)

2021-03-17 81
Классические формы правления( республика и монархия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторически первой монархией была империя месопотамского царя Саргона 1

В современном мире монархия является широко распространённой. Из 30 западных страны 10 монархических. В Азии 4ая часть тоже, в Африке из 53 3 монархи, в северной Америке Канада. В Латинской Америке их нет.

Англия, Бельгия, Голландия, Испания, Дания, Япония, Швеция.

Саудовская Аравия.

 

Монархия - это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передаётся по наследству.

Признаки классической монархии:

а) Пожизненным и единоличным пользованием властью в качестве главы государство. Шах, султан, король;

б) Концентрация в руках монарха всей полноты судебной, законодательной власти;

в) Передача власти по наследству, осуществление власти по собственному праву;

г) Юридическая безответственность главы государства.

Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе и достигла своего апогея в средние века. На Востоке Она приобрела форму восточной деспотии и теократической монархии.

 

Республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на свободных выборах и на определённый срок. Республика зародилась в древней Месопотамии в 3 тыс до н э и она приобретает различные конкретно исторические формы.(афинская, Римская аристократическая республика, в Средневековье в городах республиках)

После буржуазно-демократических революций 17-18 века она получила распространение.

Устойчивые признаки республики:

1)выборность населением высших органов власти.

2)срочность властных полномочий (на определенный срок)

3)разделение властей (законодательная, исполнительная судебная)

4)контроль общества за верховной властью

5) взаимоответственность

В качестве оснований для типологии  республик выступают: 1)парламентский и внепарламентский способ избрания главы государства. 2)режим взаимодействия законодательной и исполнительной власти, 3)кто и как формирует правительство и перед кем оно ответственно

 

Впервые президентская республика была создана в США конституции 1787. Затем начали её копировать.

Данная форма правления является наиболее эффективной, благодаря исполнительной власти в лице президента.

 

Признаки президентской республики:

1)президент - глава государства и глава исполнительной власти,                                             2)он избирается всеобщим голосованием населения.

3)!!!жесткое разделение законодательной, исполнительной, судебной власти!!!

4)правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом.                                                                                                                                 5) наличие механизма сдержек и противовесов.

 

Парламентская республика в отличии от президентской, все институты власти формируются на выборах. В ней единственный демократически избранный институт власти- парламент. Власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия.

 

Признаки:

1)глава гос-ва президент, избирается парламентом, может назначать премьер министром

2)существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной власти

3)правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партий, которое располагает большинство мест в парламенте

5)правительство ответственно перед парламентом

6)по конституции президент наделён широкими полномочиями, но на практике он осуществляет их по приказу премьер министр

7)особое положение премьер министра в системе верховной власти.

8) велика роль политических партий. По сравнению с президентской, она имеет известные преимущества:а)единство органов верховной государственной власти, ибо правительство назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) зависит от её поддержки

 

Недостатки: они собольим количеством власти крайне неустойчивы, ибо ни одна партия не обладает большинством числом голосом, поэтому сформировать нормальной правительство не получается.

 

Смешанная республика

5 республика во Франции, которая была установлена конституции 1958 года

Её формирование вызвано стремлением преодолеть недостатки парламентской республики и оказавшейся неэффективной в условиях политического кризиса

 

Признаки:

1)внепарламентский способ избрания главы государства

2)двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

3)президент республики есть Глава государства и глава исполнительной власти.

4)концентрация значительных властных полномочий в руках президента, стоящего над законодательно, исполнительной и судебной властями

5)ограниченные полномочия парламента

6)широкие полномочия правительства.

 

Нетипичные формы правления.

"Республиканская монархия"

 

Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где

глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалось ранее, существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу

государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

   

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки

 

В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям.

Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития

представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких

специфических черт, как:

21. высокая степень централизации государственного аппарата;

22. гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного    положения;

23. важная роль армии в политической жизни;

24. преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего   поста президента);

25. почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках

 

3.3. “Монархическая республика”

 

Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. В современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки

 

12.Формы гос устройства. В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями

Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В зависимости от распределения власти в центре и на местах выделяют:

1.Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса гос. образований, не обладают суверенитетом гос. власти. (Польша, Венгрия, Италия).

черты: 1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд); 2) одна система законодательства; 3) единое гражданство; 4) единая судебная система; 5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре; 6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

Унитарные государства бывают централизованными(Швеция, Дания) и децентрализованными(Испания, Франция) в кот крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

2.Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов

Федерации характеризуются следующими чертами: 1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства.

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации. Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.

 Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус. В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин). К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов. Третья разновидность – так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

3.Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

1.Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме, создается на договорной, добровольной основе.

2.Нет конфедеративного гражданства и единой территории.

3.Нет Конституции и единого зак-ва; есть только договор о создании

4.Субъекты имеют право свободного выхода

5. Нет общей конфедеративной собственности.

Формы:

Содружество, сообщества


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.