Место и функции ТГП в сис-ме наук изучающих право и гос-во. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Место и функции ТГП в сис-ме наук изучающих право и гос-во.

2021-03-17 69
Место и функции ТГП в сис-ме наук изучающих право и гос-во. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место и функции ТГП в сис-ме наук изучающих право и гос-во.

Теория государства и права является составной частью юридических наук и отличается от предмета других наук. Поэтому существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе, государство и право изучаются различными науками, не только теорией государства и права, но и комплексом общественных наук.

Группы юр наук: 1. историко-теоретические (ТГП, ИОГП, ИГПЗС) 2. отраслевые(конституционное, гражданское право) 3. прикладные(криминалистика, суд медицина) 4. организационные (судоустройство и организация прокуратуры) 5. международные (международное ЧП). Роль ТГП для отраслевых и иных юр наук: 1. базовая (фундаментальная) - ТГП разрабатывает общие для всех юр наук термины, категории(правоспособность, дееспособность), кот явл фундаментом для этих дисциплин 2. Обобщающая- ТГП формирует единое понимание юр категорий на основе разработок в отдельных юр отраслях 3. Методологическая- разработка способов и приёмов исследования права для отдельных отраслей(метод сравнительного правоведения; Сравнительное правоведение- наука о том, как нужно заимствовать зарубежное законодательство)

1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.

Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «сущность», «явление», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др.

2. Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

§ переход количественных изменений в качественные;

§ закон единства и борьбы противоположностей;

§ закон отрицания отрицания.

3. Большое значение для теории государства и права представляет философский мировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают в себя политическую экономию, историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу экономической науки составляет политэкономия. Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы и т.п., решают не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая гос. суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

В современной юр литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков:

1) Территориальная организация населения. Территория – пределы действия гос.власти.                                       2) государство – единственный носитель суверенной власти                                                                                                       3) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права                                                                                                                                                                                               4) государство – аппарат управления, представляющий собой систему гос. органов                                                                     5) Наличие гос.казны и налогообложения                                                                                                                                 6) только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет                                                                                                                                                         7) государство тесно связано с правом, представляющим собой нормативно выражение государственной воли общества.

8. Сущность государства и её эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности гос-ва.

Сущность - совокупность наиболее важных, глубинных связей, отношений, внутренних закономерностей, определяющих его главные черты и тенденции развития.

Подходы:                                                                                     

1 Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.                                                                                                     

  2. Более прогрессивным является общечеловеческий (общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Вывод: в настоящее время большинство учёных отмечают, что в государстве есть и классовое и общесоциальное начало, но их преобладание в конкретном гос-ве зависит от режима гос-ва и от исторического типа.

9. Типология гос-ва. Формационный и цивилизационный подходы.                                                               Тип гос-ва следует отличать от категории форма (характеризует признаки отдельной страны), а тип более широкая категория (описывает определённые группы государств на какой либо стадии развития или историческом этапе). Осн подходы к типологии государств:                                                                                                                     1.Формационный - разработан 150л назад марксистами. Основан на объединении государств в рамках конкретной общественно – эконом. Формации. Формация обозначает определённый уровень развития экономики. Классификатор – способ производства. На стадии формирования гос-в выделяли: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое/буржуазное.

Недостатки: сведение к экономике всех факторов влияющих на право; выяснилось что не все гос-ва проходят одни типы развития.

Достоинства: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.                                                                                                               2.Цивилизационный - объединяет различные теории, кот помимо экономических факторов учитывает культурный, религиозный, и иные причины развития гос-ва. При характеристике развития конкретных стран следует учитывать не только развитие процессов производства, но и духовно – культурные факторы.

Заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества. Он является одним из основоположников социокультурного направления цивилизационного подхода. Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию науке еще предстоит разработать.

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу. Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К государствам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток. Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип государства, формирование у него черт правового и социального.

Форма правления.

Форма правления - это способ формирования высших органов государственной власти, определяющей их компетенцию, структуру, принципы взаимоотношений и степень участия населения в их образовании.

Форма правления хар-тся признаками

1)способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение)

2)структура органов верховной власти (парламент (законодат) президент, премьер министр (испл), судебные органы, глава государства)

3)распределение компетенций между высшими органами государственной власти.

4)взаимоотношения государственных органов с населением.

5)взаимоотношения между органами гос. власти.

 

Смешанная республика

5 республика во Франции, которая была установлена конституции 1958 года

Её формирование вызвано стремлением преодолеть недостатки парламентской республики и оказавшейся неэффективной в условиях политического кризиса

 

Признаки:

1)внепарламентский способ избрания главы государства

2)двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

3)президент республики есть Глава государства и глава исполнительной власти.

4)концентрация значительных властных полномочий в руках президента, стоящего над законодательно, исполнительной и судебной властями

5)ограниченные полномочия парламента

6)широкие полномочия правительства.

 

Нетипичные формы правления.

"Республиканская монархия"

 

Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где

глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалось ранее, существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу

государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

   

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки

 

В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям.

Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития

представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких

специфических черт, как:

21. высокая степень централизации государственного аппарата;

22. гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного    положения;

23. важная роль армии в политической жизни;

24. преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего   поста президента);

25. почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках

 

3.3. “Монархическая республика”

 

Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. В современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки

 

12.Формы гос устройства. В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями

Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В зависимости от распределения власти в центре и на местах выделяют:

1.Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса гос. образований, не обладают суверенитетом гос. власти. (Польша, Венгрия, Италия).

черты: 1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд); 2) одна система законодательства; 3) единое гражданство; 4) единая судебная система; 5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре; 6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

Унитарные государства бывают централизованными(Швеция, Дания) и децентрализованными(Испания, Франция) в кот крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

2.Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов

Федерации характеризуются следующими чертами: 1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства.

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации. Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.

 Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус. В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин). К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов. Третья разновидность – так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

3.Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

1.Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме, создается на договорной, добровольной основе.

2.Нет конфедеративного гражданства и единой территории.

3.Нет Конституции и единого зак-ва; есть только договор о создании

4.Субъекты имеют право свободного выхода

5. Нет общей конфедеративной собственности.

Формы:

Содружество, сообщества

Гибридные режимы

Отсутствие экономических, социальных или социокультурных предпосылок, а также переходное состояние общества могут порождать формирование гибридных политических режимов. В этом случае обычно возникает разрыв между преобразованиями в экономической сфере, что выражается в либерализации цен, свободе предпринимательства, гарантированности прав собственника, и политическими изменениями, основу которых составляет демократизация, гарантированность избирательных прав, выборность органов верховной власти. Следствием подобного разрыва является установление гибридных режимов, сочетающих элементы автократии и демократии. В настоящее время рассматривают несколько разновидностей гибридных режимов.

Диктабланда - гибридный политический режим, который формируется сверху путем либерализации экономической сферы при сохранении монополии на власть прежнего политического класса, то есть без проведения всеобщих выборов, демократизации политической жизни, создания системы контроля общества за властью. Однако либерализация может формировать гражданское общество, и в этом случае правящему классу приходится идти либо на демократические преобразования в политической сфере, либо устанавливать авторитарные режимы. Диктабланда преобладала в Гватемале, Сальвадоре.

Демокрадура - гибридный политический режим, при котором правящий класс проводит демократизацию политической жизни без либерализации экономической сферы. В этих условиях правящая партия гарантирует себе победу на всех выборах путем недопущения на них оппозиционных сил и с помощью контроля за избирательным процессом. Наряду с этим правящий класс может приводить к победе на выборах так называемых независимых кандидатов в целях создания демократического и легитимного фасада авторитарного режима. К этой разновидности режимов относятся Кения, Того, Заир, Габон и др.

К гибридным политическим режимам относятся режим неконсолидированной демократии, имеющий распространение в Южной Африке, Восточной Европе, Азии. Эта форма характеризуется присутствием элементов демократии: проводятся выборы, существуют свобода слова, собраний и иные права граждан, однако не удается установить стабильное правление на основе общепринятых правил. Существует постоянная опасность возврата к диктатуре, поскольку отсутствует консенсус интересов среди политических партий и заинтересованных групп. Всякий раз выборы проводятся по новым правилам. Каждая партия стремится к гегемонии и подавлению своих противников. Исполнительная власть концентрирует в своих руках большую часть ресурсов и осуществляется персоналистически (обычно президентами). Активное участие в политике принимают военные. Подобные режимы существуют в Бразилии, Аргентине, Перу, на Филиппинах, в странах Восточной Европы, России и бывших республиках СССР.

15. Понятие и содержание функций государства.

Сущность и социальные назначения, цели государства выражаются в его функциях.

Функции государства это основные направления деятельности государства, обеспечивающих упорядочение общественных отношений, стабильность и поступательность.

Понятие функции заимствовано из иных наук.

Функция выражает зависимость одной переменной от другой. Однако юристы наполнили его своим смыслом. Задачи и функции это смежные, но не тождественные определения

Задачи- проблемы, стоящие перед государством на том или ином этапе.

Функции- пути направления деятельности государства по их разрешению.

Число и объём функций государства обусловливаются состоянием экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов власти и принципами их формирования. Функции государства многоплановы и их формирования происходят в процессе становления, укрепления и развития государства.

Последовательность возникновения функций зависит от очерёдности задач, которые встают перед обществом, и цели, которые оно преследует. Зрелое гражданское общество сокращает до минимума функции, закреплённые за государством, оставляя наиболее важные: обеспечение правопорядка и личности; охрана окружающей среды.

Каждая функция государства имеет определённое содержание поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Оно показывает что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Содержание функций не остаётся неизменным на всех этапах. Развития общества и государства. Большим своеобразием отличаются функции государства в периоды радикальных социальных перемен, переходных состояний общества, революционных потрясений.

 

1)в соответствии с принципом разделения властей. Функции государства подразделяются на законодательные, управленческие, судебные и информационные. Сторонники данной классификации полагают, что её особенность состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется как правило совокупностью органов, принадлежащих определённой ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), а вот информационная функция государства - это сми. И специфика состоит в её способах осуществления. Поскольку целенаправленная информированность населения, а иногда и манипулирование общественным сознанием и другие способы передачи информации, и создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти.

 

2)в зависимости от основных сфер деятельности принято делить функции государства на внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны, а внешние раскрывают специфику его интересов внешнеполитических. Но если конкретно проанализировать практику реализации функции государства, то окажется, что отнесение её только к функция внутренним или внешним будет значительно условны, ибо любая функция государства характеризует и внутренним и внешнеполитическим аспектом.

 

3)по значимости функции делятся на основные и неосновные. К основным относятся те направления деятельности государства, которые наиболее полно раскрывают сущность и назначения государства, и в осуществлении которых. Принимает большинство или все органы государства. Будучи наиболее важными, по объёму самыми широкими основные функции государства носят комплексные характер, и включают в себя деятельность, государства, осуществляющих как внутренние так и внешние функции(экономическая, социальная, обороны страны). Не основные функции государств это направления деятельности государства, имеющие локальный и узких характер, касаются константной стороны жизни(в экономической деятельности: политику фермерства, развитие бизнеса)

 

4)по действию во времени. Функции государства подразделяются на постоянные(длительное время) и временные (диктуется чрезвычайными обстоятельствами).

 

5)по действию функций государства в пространстве выделяют общегосударственные или национальные и локальные и местные.

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ

Суть данной теории сводится к тому, что в каждом политически организованном обществе на ряду права в юр значении (позитивное право) существует естественное право. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того закреплены они где либо или нет. Они вытекают из самой жизни и существующих в обществе экономических, духовных факторов. В силу этого, естественные права зависят от условий общественной жизни, в своей основе являются природными, прирожденными, т.е абсолютными, неизменными. Естественные права сами по себе не выражены в каких либо нормах, а находятся за ними, существуя в качестве объективных требований, вытекают из самой жизни. Естественные права выражаются в юр нормах, нормах моралей и тд. Содержание природных прав человека не определяется государством. Гос ударство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые гос-ыми органами могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении законы с естественными правами, закон не признавался обоснованным и отвечающим правам человека, однако, чтобф оценивать тот или иной закон, как правовой, нужно сначала ответить на вопрос: что есть право?. И все представители данной теории считают, что право- определенная, высокая идея, призванная охватить все проявления правовой реальности. Все мыслители содержание данной идеи определяли по разному. Для одних эта идея сводилась к божественному началу. Для других к объективному разуму. Но в целом, эта идея всегда связывалась с природой человека и признавалась первичной по отношению к законам и регулируемым отношений.

 

 

СОЦИОЛОГИГЧЕСКАЯ.

Право- не то, что задумалось, было записано, а то, что получилось в действительности. У различных исследователей отношение к действительности не одинаково. Для представителей этой школы права типичен п риоритет реальной действительности перед идеями и нормами. Важным является изучение системы правоотношений. Эта теория наиболее завершенную форму в 20 веке. Представители: Эрлих, который считал, что теория права должна изучать право имперически в связи с другими соц явлениями. Исходная точка права не в законах, а в самом обществе, поэтому источник познания права- изучение жизни и документов конкретного осуществления права. Само право нужно понимать не как систему абстрактных норм, а как живой порядок, сеть взаимоотношений. Формулируют такое живое право судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Именно судьи наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества. Право зафиксированное в законе и право, которое сложилось на практике существенно отличаются. Законодатель не создает новую норму, а фиксирует, после того, как она сложилась на практике.

Достоинства:

1. ориентирует на реализацию права

2. указывается на приоритет общественных отношений над содержанием правовой нормы

3. теория хорошо согласуется с ограничением вмешательством гос-ва в экономику.

Недостатки.

1. теряются критерии правомерного и неправомерного поведения.

2. в силу переноса центра тяжести на судей, увеличивается опасность проявления некомпетентности.

 

 

25. Нормативистская школа права – направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе. Основоположником этой теории является Г. Кельзен. Кельзен предлагал рассматривать право как иерархическую систему норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания действительности вышестоящую норму. Конечным основанием действительности нормативной системы является основная норма, уполномочивающая на установление первой конституции тех, кто её создал после последней революции. Свою теорию Кельзен называл «Чистым учением о праве». «Чистота» теории Кельзена заключается в устранении из юридической науки всего «метаюридического», в первую очередь политико-идеологических положений, а также элементов социологии, психологии и политической теории. Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой.

 

Основные идеи: 1) исходным, для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юр. силы; 2) По Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, т.о., не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юр. правил поведения. Поэтому, Кельзен считал, что юр. наука должна изучать право в чистом виде вне связи с политическими, социально-экономическими оценками 3) в основании <


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.