Тема 4. Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 4. Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция.

2021-03-17 205
Тема 4. Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2 часа (метод публичных выступлений)

Цель занятия: сформировать у студентов представление, что судебный эксперт и специалист – это особые субъекты судопроизводства. Систематизировать знания о процессуальной регламентации статуса и деятельности судебного эксперта и специалиста. Дифференцировать понятия компетенция и компетентность судебного эксперта. Рассмотреть содержание понятий государственный судебный эксперт и частный, соотношение понятий судебный эксперт и специалист. Обсудить вопрос о взаимоотношениях и взаимодействии субъектов при проведении судебной экспертизы. Обсудить роль специалиста и его функции в судопроизводстве, виды помощи, оказываемой специалистом субъектам судопроизводства.

 

План занятия:

1. Роль судебного эксперта в судопроизводстве.

2. Права и обязанности судебного эксперта.

3. Виды судебных экспертов.

4. Подготовка судебных экспертов.

5. Аттестация и сертификация в деятельности судебных экспертов.

6. Судебный эксперт и специалист, их сходство и различие.

7. Виды помощи, оказываемой специалистам субъектам судопроизводства.

Вопросы для обсуждения:

1. Судебный эксперт как субъект судопроизводства, его права и обязанности.

2. Процессуальная регламентация деятельности судебного эксперта.

3. Государственные судебные эксперты и частные эксперты.

4. Система подготовки судебных экспертов, их аттестации.

5. Соотношение понятий судебного эксперта и специалиста

6. Принципы взаимодействия субъектов при проведении судебной экспертизы.

7. Виды помощи, оказываемой специалистом субъектам судопроизводства.

Задания для подготовки к практическому занятию: изучить соответствующую литературу по указанию преподавателя, нормативно-правовые акты, регламентирующие перечисленные вопросы, подготовиться к выступлениям по вопросам для обсуждения.

 

Тема 5. Организация судебно-экспертной деятельности. Система и функции судебно-экспертных учреждений России. 2 часа (презентации)

Цель занятия: сформировать у студентов представление о содержании судебно-экспертной деятельности, ее видах, принципах построения системы судебно-экспертных учреждений, особенностях их функций с учетом ведомственной принадлежности.

План занятия:

1. Особенности организации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

2. Система судебно-экспертных учреждений и принципы их формирования.

3. Соотношение функций ведомств и судебно-экспертных учреждений, формируемых при этих ведомствах

4. Возможности совершенствования системы судебно-экспертных учреждений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Система судебно-экспертных учреждений в их развитии.

2. Функции ведомств и функции судебно-экспертных учреждений.

3. Структура и функции судебно-экспертных учреждений Минюста России.

4. Задачи и функции экспертно-криминалистической службы МВД России.

5. Перспективы совершенствования системы судебно-экспертных учреждений России.

Задания для подготовки к практическому занятию: изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие структуру и функции судебно-экспертных учреждений различных ведомств, подготовить презентации, показывающие специфику деятельности судебно-экспертных учреждений, исходя из функций их ведомственной принадлежности.

Тема 6. Классификация судебных экспертиз. Основные классы судебных экспертиз и решаемые ими задачи. 6 часов (презентации)

Цель занятия: сформировать у студентов представление о значении систематизации судебных экспертиз, углубить знания об их классификации.

Рассмотреть основные классы судебных экспертиз и обсудить предпосылки и условия возникновения новых родов и видов судебных экспертиз. Углубить и систематизировать знания об основных классах судебных экспертиз. Рассмотреть и обсудить задачи, которые могут быть решены при назначении экспертиз различных классов.

План занятия:

1. Основания классификации судебных экспертиз.

2. Особенности процесса возникновения новых родов и видов экспертиз.

3. Основные классы судебных экспертиз.

4. Общая характеристика судебных экспертиз, наиболее часто назначаемых в судопроизводстве.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Научные основы классификации судебных экспертиз.

2. Возникновение новых родов и видов экспертиз.

3. Основные классы судебных экспертиз.

4. Общая характеристика традиционных криминалистических экспертиз.

5. Общая характеристика судебных экспертиз веществ и материалов.

6. Общая характеристика судебных инженерно-технических и инженерно-технологических экспертиз.

7. Задачи, решаемые судебными экономическими экспертизами.

 

Задания для подготовки к практическому занятию: изучить соответствующую литературу по указанию преподавателя. Подготовить презентации с учетом оснований классификации судебных экспертиз, в том числе их основных классов. Подготовить перечни задач, решаемых различными классами судебных экспертиз, подобрать примеры из судебной практики, решение задач различными классами.

 

Темы 7-8. Особенности назначения судебных экспертиз по видам судопроизводства. Процесс экспертного исследования и его стадии. 4 часа (разбор конкретных ситуаций, дискуссии)

Цель занятия: сформировать у студентов знание особенностей назначения судебных экспертиз следователем, рассмотреть случаи обязательного назначения судебных экспертиз. Обсудить содержание постановления о назначении экспертизы, требования к вопросам, выносимым на разрешение экспертизы. Рассмотреть специфику получения образцов для сравнительного исследования в уголовном процессе. Обсудить особенности назначения экспертизы судом. Сформировать представление об особенностях назначения судебных экспертиз в гражданском и арбитражном процессах, при осуществлении производств по делам об административных правонарушениях.

Углубить и систематизировать знания об общем содержании процесса экспертного исследования, его стадиях. Уяснить особенности этого процесса при производстве комиссионных и комплексных экспертиз. Рассмотреть сущность и пределы экспертной инициативы.

План занятия:

1. Порядок назначения судебных экспертиз следователем и судом.

2. Обязательное назначение судебных экспертиз по видам судопроизводства.

3. Особенности получения образцов для сравнительного исследования.

4. Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

5. Особенности назначения судебных экспертиз при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

6. Стадии экспертного исследования, их содержание.

7. Понятие комплексных и комиссионных экспертиз.

8. Особенности производства комплексных экспертиз.

9. Понятие и природа экспертной инициативы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Процедура назначения судебной экспертизы следователем.

2. Форма и содержание постановления о назначении экспертизы.

3. Требования к вопросам, выносимым на разрешение экспертизы.

4. Случаи обязательного назначения судебной экспертизы в уголовном процессе.

5. Требования к образцам для сравнительного исследования.

6. Особенности назначения экспертизы судом.

7. Наиболее распространенные роды экспертиз, назначаемых по гражданским делам.

8. Права и обязанности сторон при назначении экспертизы в гражданском процессе.

9. Получение образцов для сравнительного исследования.

10. Назначение судебной экспертизы при рассмотрении арбитражных споров.

11. Наиболее распространенные роды экспертиз, назначаемых в арбитражном процессе.

12. Права и обязанности участников арбитражного процесса при назначении экспертизы.

13. Особенности использования специальных знаний по делам об административных нарушениях.

14. Наиболее распространенные роды экспертиз, назначаемых при рассмотрении дел об административном нарушении.

15. Характеристика стадий экспертного исследования.

16. Роль ведущего эксперта при производстве комиссионных экспертиз.

17. Понятие комплексных экспертиз.

18. Экспертная инициатива: сущность, пределы проявления.

Задания для подготовки практическому занятию: изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие назначение экспертизы в уголовном процессе. Ознакомиться с содержанием постановлений о назначении экспертизы по материалам судебно-следственной практики. Изучить типовые вопросы, выносимые на разрешение экспертов по основным видам экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском процессе. Изучить требования к сравнительным образцам, представляемым на экспертизу. Изучить литературу о возможностях различных родов судебных экспертиз.

Тема 9. Заключение судебного эксперта, оценка заключения судебного эксперта и его использование правоприменителем. 4 часа

  ( метод публичных выступлений)

Цель занятия: углубить и систематизировать знания о содержании и форме заключения эксперта. Уяснить доказательственное значение заключения эксперта, сформироватьпонимание значения и места заключения судебного эксперта в системе судебных доказательств. Рассмотреть пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; стадии процесса оценки экспертного заключения. Обсудить направления использования вероятных выводов в заключении эксперта. Обсудить пути формирования внутреннего убеждения эксперта. Рассмотреть виды судебных ошибок и пути их выявления и устранения.

 

План занятия:

1. Заключение эксперта, его содержание, форма.

2. Роль и значение заключения судебного эксперта в системе судебных доказательств.

3. Выводы эксперта, их виды.

4. Экспертные ошибки, их виды, возможности предупреждения экспертных ошибок.

5. Оценка следователем и судом заключения эксперта.

6. Направления использования экспертных заключений в судопроизводстве.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание и форма заключения эксперта.

2. Вероятность и достоверность в экспертном исследовании.

3. Заключение эксперта в системе судебных доказательств.

4. Классификация выводов эксперта.

5. Виды экспертных ошибок и их классификация.

6. Стадии оценки заключения эксперта следователем и судом.

7.  Пути использования результатов экспертных заключений в доказывании по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Задания для подготовки к практическому занятию: изучить соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие форму и содержание заключения эксперта, а также соответствующую литературу по указанию преподавателя, подготовиться к обсуждению вопросов, указанных к данной теме.

 

Темы 10 и 11. Допрос эксперта. Профилактическая деятельность судебного эксперта. 2 часа (метод публичных выступлений, дискуссия)

Цель занятия: сформировать представление о целях и значении допроса эксперта в судопроизводстве. Рассмотреть особенности допроса на предварительном следствии и суде. Обсудить сущность момента допроса, порядок постановки вопросов и их возможное содержание. Уяснить отличие допроса эксперта от производства дополнительной и повторной экспертизы.

Сформировать представление о сущности профилактической деятельности судебного эксперта. Рассмотреть правовую регламентацию экспертной профилактики, ее формы и видов. Обсудить порядок осуществления экспертом профилактической деятельности и оформления ее результатов

План занятия:

1. Допрос эксперта в судопроизводстве – цели и порядок его производства.

2. Особенности допроса следователем и судом.

3. Соотношение допроса эксперта и дополнительной и повторной экспертиз.

4. Роль специалиста при производстве допроса эксперта.

5. Сущность экспертной профилактики и ее правовые основания.

6. Формы и виды экспертной профилактики.

7. Особенности оформления результатов профилактической деятельности эксперта.

 

Вопросы для обсуждения:

1.  Цель и значение допроса эксперта в судопроизводстве.

2.  Особенности допроса эксперта на предварительном следствии.

3.  Особенности допроса эксперта в суде.

4.  Момент допроса, содержание вопросов и порядок их постановки.

5.  Особенности ответов эксперта на вопросы, поставленные сторонами в ходе судебного слушания по делу.

6. Понятие экспертной профилактики.

7. Правовые основания экспертной профилактической деятельности.

6. Формы и виды экспертной профилактики.

7. Порядок осуществления профилактической деятельности сотрудниками экспертных учреждений и оформления ее результатов

Задания для подготовки к практическому занятию: изучить соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие допрос эксперта и участие специалиста в судопроизводстве, а также литературу по указанию преподавателя, подготовиться к обсуждению вопросов, указанных к данной теме. Ознакомиться с опубликованной судебной практикой и подобрать примеры возможностей профилактических мероприятий по результатам проведенных экспертиз.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.