Правотворчество: понятие, принципы, стадии и виды. Проблема повышения качества правотворческой деятельности. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Правотворчество: понятие, принципы, стадии и виды. Проблема повышения качества правотворческой деятельности.

2021-03-17 133
Правотворчество: понятие, принципы, стадии и виды. Проблема повышения качества правотворческой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правотворчество – это особого рода деятельность в основном государственных органов по разработке и принятию норм права, процесс возведения в закон государственной воли (Парфенов).

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

узкая трактовка – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами

широкая трактовка – весь процесс, начиная с подготовки, принятия,  до опубликования.

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, воплощение правовых идей в нормы права;

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, которая содержит новое правило или отменяет или изменяет действие прежнего;

4. Одна из форм осуществления функции государства;

5. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права (Парфенов):

1. Демократизм:

• реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

• принятие законов путем референдума;

• обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

• действие принципа верховенства законов над всеми иными подзаконными актами;

• опубликовании принимаемых актов;

• гласность и открытость правотворческого процесса.

2. Научная обоснованность:

• использование научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

• использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, наработанных приемов и способов юридической техники;

• проведение научных экспертиз проектов нормативных актов;

• экспериментальная проверка эффективности принимаемых норм права.

3. Объективност ь

4. Законност ь:

• принятие норм права конкретным органом;

• соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;

• непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции.

5. Оперативность.

6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).

7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.

8. Использование правового опыта (Пучков О.А.)

9. Связь с практикой (Пучков О.А.)

10. Планирование (Комаров С.А.)

11. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (Комаров С.А.)

 

Виды правотворчества

1) В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):

• Правотворчество государственных органов. Результат: н.п.а.: законы и подзаконные акты.

Санкционированное правотворчество – разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которого является подзаконные н.п.а. или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию. Мб еще и делегированное.

Референдум – проводится по наиболее важным вопросам гос. и общественной жизни.

2) В зависимости от субъектов правотворчества:

Законотворчество – правотворчество высших представительных органов

Подзаконное правотворчество

4) По формам правотворчества (Парфенов):

• Издание НПА;

• Создание судебного прецедента;

• Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;

Санкционированные государством обычаи, которые существовали в обществе;

• Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.

 

Классификация применительно к РФ (По субъектам правотворчества) (Парфенов):

Народ в целом (референдум): Императивный и Консультативный – выявление общественного мнения для последующего принятия решения органов государственной власти

1. Федеральным органом РФ:

• Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание (ФКЗ; ФЗ; Постановления палат ГД и СФ по внутренним орг. вопросам)

• Президент (Указы (нормативные и ненормативные); Распоряжения (чаще ненормативные))

• Правительство (Постановления, Распоряжения)

• Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (нормативные приказы)

Высший судебный орган ( Постановления КС РФ – может отменять неконституционные нормативные акты (негативное правотворчество))

2. Органы власти и управления субъекта РФ;

3. ОМС;

4. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;

5. Негосударственные органы (по делегированию);

6. Совместное правотворчество (коллективные договор)

Стадии правотворческого процесса:

Баранов:

1. Разработка проекта нормативно-правового акта;

2. Рассмотрение проекта НПА (оценка, выявление слабых и сильных сторон и при необходимости доработка);

3. Принятие нормативно-правового акта;

4. Введение в действие (акт вступает в силу). Это процедура (подписание, опубликование).

1. Стадия нормотворческой инициативы

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.

3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение

4. Рассмотрение проек та н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять

5. Принятие н.п.а.

6. Доведение содержания н.п.а. до его адресатов

Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).

Выделяют - Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права соц. проблемы.

 

Повышение качества:

- модернизация правотворчества - процесс непрерывного обновления, актуализации его идей и планов, позволяющий более мобильно связывать правотворческую деятельность с социально-эконо­мическими, политическими, правовыми и духовными потребностями общества, сделать правотворчество более гибким и адекватным вызовам времени.

- научно обоснованная правотворческая политика, задачами которой является устранение дефектов механизма правотворчества, обеспечение объективного взаимодействия всех аспектов, имеющих влияние на развитие и совершенствование правотворческого процесса.

- адекватная регламентация права законодательной инициативы, которая исключала бы лоббирование частных интересов.

- профессиональный мониторинг, цель которого заключается в выявлении отношений, которые подлежат правовому регулированию.

- активнее применять правовые нормы, предусматривающие процессуальную ответственность в случае непрофессиональной работы и допущении правотворческих ошибок.

- технико-юридическое качество принимаемых нормативно-правовых актов (отсутствие смысловой завершенности и точности в изложении нормативного материала, формулировки, которые использует законодатель, оказываются неоднозначными для толкования, нарушается единство терминологии).

- инвентаризацию правовой базы, выяснение ее отрицательных и положительных сторон, а также причин слабой эффективности.

- необходимость функционирования института антикоррупционной экспертизы законодательных и иных нормативно-правовых актов и принятия Федерального закона «О правовой экспертизе федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации».

• долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ

• единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона

• юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы

 

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество.

Ст. 104 КРФзаконодательная инициатива:

принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

 

ФЗ принимается Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.

Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ). На ФКЗ Президент не может наложить вето.

Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством. Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большинство.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.