Проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки

2021-03-17 51
Проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под эффективностью расходов на закупки понимается осуществление закупок исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд с использованием наименьшего объема средств.

В ходе аудита в сфере закупок осуществляется проверка и анализ эффективности расходов на закупки в процессе осуществления заказчиком планирования закупок товаров (работ, услуг), определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключения и исполнения контрактов.

Справочно. Анализ положений Федерального закона № 44-ФЗ (пункт 5 статьи 3) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 6, часть 1 статьи 152, части 2 и 3 статьи 219, часть 8 статьи 241) показывает, что государственные заказчики имеют статус участников бюджетного процесса и принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов. Следовательно, понятие эффективности осуществления государственных закупок сопоставимо с понятием эффективности расходования бюджетных средств. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 34) определяет принцип эффективности использования бюджетных средств как обязанность участников бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

При оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять в том числе следующие показатели (как в целом по объекту аудита (контроля) за отчетный период, так и по конкретной закупке):

потенциальная экономия бюджетных и иных средств на стадии формирования и обоснования НМЦК – это разница между НМЦК в плане-графике закупок и средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на идентичные (однородные) товары, работы, услуги, либо среднерыночными ценами контракта на идентичные (однородные) товары, работы, услуги (с учетом сопоставимых коммерческих и финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая объем закупки, гарантийные обязательства, срок годности и т. п.);

экономия бюджетных и иных средств в процессе осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) – это снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов;

Справочно. Под экономией, возникшей в результате осуществления закупок, принято понимать разность между НМЦК и ценой, предложенной победителем торгов. Подобный способ определения экономии может иметь место лишь в том случае, когда начальная (максимальная) цена контракта соответствует действительному положению на рынке в момент заключения контракта. Согласно статье 22 Федерального закона
№ 44-ФЗ приоритетным способом определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен, информация о которых может, в частности, быть получена от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных или однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам (часть 5 статьи 22 Федерального закона
№ 44-ФЗ). Вместе с тем велика вероятность того, что цены, сведения о которых будут предоставлены потенциальными участниками закупок, будут завышены относительно реальных рыночных цен в связи с тем, что при предоставлении информации будут учитываться такие факторы, как возможное снижение цен на торгах, вероятное повышение рыночных цен к моменту заключения и исполнения контракта и иные обстоятельства. Кроме того, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, при установлении НМЦК необходимо ориентироваться на среднее арифметическое значение цены, полученной в результате анализа рынка, а не на минимальное, что также может привести к увеличению начальной (максимальной) цены относительно ее возможного уровня. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что факт снижения цены на торгах нельзя однозначно интерпретировать как достижение экономии, полученной в результате проведения торгов.

дополнительная экономия бюджетных и иных средств, полученная по результатам осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключения контрактов, определяется (рассчитывается) в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счет закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (дополнительные сервисные услуги, более высокие качественные характеристики и функциональные показатели продукции, более низкие последующие эксплуатационные расходы, более длительный срок гарантийного обслуживания и др.);

экономия бюджетных и иных средств при исполнении контрактов – это снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (либо поставка товара, выполнение работы, оказание услуги с лучшими потребительскими свойствами без увеличения цены контракта).

В рамках оценки эффективности расходов на закупки рекомендуется рассчитать общую экономию бюджетных и иных средств на всех этапах закупки, начиная с планирования и заканчивая исполнением контрактов путем суммирования указанных показателей. Кроме того, можно оценить:

абсолютный объем экономии (в рублях) за соответствующий период (показатель рассчитывается как разница между общей суммой начальных (максимальных) цен контрактов и стоимостью заключенных контрактов за вычетом стоимости незаключенных контрактов и затрат на организацию и проведение процедур закупок (если такие затраты имеются);

относительный объем экономии (в процентах) за соответствующий период (показатель рассчитывается как отношение абсолютной экономии к общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов).

В рамках анализа и оценки эффективности расходов на закупки целесообразно также оценивать соблюдение заказчиком принципа обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок.

При анализе соблюдения принципа конкуренции при осуществлении закупок за отчетный период рекомендуется применять следующие показатели:

среднее количество поданных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок, поданных участниками, к общему количеству процедур закупок;

среднее количество допущенных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок участников, допущенных комиссией заказчика к процедурам закупок, к общему количеству процедур закупок;

доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – это отношение закупок, осуществленных в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ, к общему объему закупок (в стоимостном выражении).

Оценивая данные показатели, рекомендуется сравнивать их со средними по Российской Федерации и (или) региону (информация ежеквартально приводится в единой информационной системе).

При этом необходимо принимать во внимание изначально неконкурентные закупки (наличие ограниченного числа производителей и продавцов, отсутствие на рынке поставщиков, подрядчиков, исполнителей, способных выполнить контрактные обязательства, например, по крупным централизованным закупкам).

Анализ и оценка эффективности расходов на закупки осуществляются с учетом положений Стандарта СГА 104.

Для вывода о неэффективности расходов на закупки должны быть получены доказательства, в т. ч. с использованием критериев оценки эффективности, подтверждающие наличие фактов неэффективного использования бюджетных и иных средств в деятельности объектов аудита (контроля) в сфере закупок, которые приводят к неэффективному использованию указанных средств. К их числу могут быть отнесены следующие доказательства:

а) расходование бюджетных и иных средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат на получение требуемого результата:

приобретение товаров (работ, услуг) по ценам, значительно превышающим среднерыночные цены;

приобретение товаров, работ, услуг сверх норм,  установленных правилами нормирования в сфере закупок, а также потребности заказчика в товаре, работе, услуге;

превышение расходов на поддержание объектов в состоянии, пригодном к эксплуатации, над стоимостью приобретения и эксплуатации новых аналогичных объектов;

оплата работ (услуг), которые могли бы быть выполнены силами заказчика в рамках исполнения их должностных обязанностей;

б) расходование средств без достижения требуемого (заявленного) результата:

 приобретение товаров, работ, услуг, необходимость в которых отсутствует или наступит по истечении значительного промежутка времени с момента закупки;

неиспользование приобретенного имущества в течение длительного времени (в течение года) по различным причинам (отсутствие специалистов, необходимых для эксплуатации имущества; отсутствие средств, необходимых для ввода объектов в эксплуатацию; отсутствие средств на ремонт, приобретение расходных материалов; некомплектность и т. п.);

приемка и оплата товара работ, услуг, не соответствующих установленным характеристикам по условиям государственного контракта;

приемка и оплата фактически непоставленного товара, невыполненных работ, услуг;

уменьшение количества и (или) ухудшение качества поставляемого товара, объема выполняемых работ, услуг при неизменной цене государственного контракта.

В качестве примеров обстоятельств, способствующих неэффективному использованию бюджетных и иных средств, также могут рассматриваться:

включение в контракты условий об авансовых платежах в размере, не предусмотренном нормативными правовыми актами, неприменение механизма поэтапной приемки товаров (работ, услуг) в случаях, когда такой механизм установлен;

неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

непроведение проверки достоверности информации, представленной участником закупки в составе заявки.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.