Программа коррекционной работы? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Программа коррекционной работы?

2021-03-17 114
Программа коррекционной работы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Пояснительная записка

I. Основные подходы к пониманию сущности термина «Индивидуальный образовательный маршрут» в современной образовательной практике

II. Технологические аспекты проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Литература

Приложения


Пояснительная записка

 

Приоритет индивидуализации подхода к созданию условий для получения доступного и качественного образования каждым из детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом специфики его образовательных потребностей и особенностей психофизического развития определяет необходимость внедрения в практику обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различных возрастных групп инновационной специальной образовательной технологии проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Особую актуальность данная технология приобретает в связи с направленностью государственной политики РФ в сфере образования детей с ОВЗ на развитие инклюзивных (включенных) форм образования.

Раскрытие содержательных и технологических аспектов проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ предполагает знакомство с основными подходами к пониманию данного феномена, в том числе в инклюзивной образовательной практике.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью совершенствования научно-методического сопровождения деятельности образовательных организаций по реализации инклюзивной образовательной практики средствами индивидуализации образовательного процесса каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с его индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Данные рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных организаций, воспитателей ДОО и специалистов сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги) и направлены на распространение передового практического опыта дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Костромской области, реализующих инклюзивную образовательную практику через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

Методические рекомендации будут полезны всем педагогическим работникам, участвующих в деятельности психолого-медико-педагогических / психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

В предлагаемом материале рассматриваются теоретические аспекты индивидуализации сопровождения образовательного процесса, а также изложена технология поэтапного проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. В приложениях содержатся образцы индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, реализуемые в условиях дошкольного и школьного инклюзивного образования.

 


 

I. Основные подходы к пониманию сущности термина «Индивидуальный образовательный маршрут» в современной образовательной практике

Впервые к проблеме проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе его обучения и воспитания в отечественной педагогике обратились такие выдающиеся педагоги-новаторы, как Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, В.В. Давыдов (Давыдов, 1986). Эти авторы рассматривали индивидуальный образовательный маршрут как программу собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т.д. Индивидуальный образовательный маршрут можно понимать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

В настоящее время проблематика индивидуальных образовательных маршрутов разрабатывается в трудах В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Т.Н. Князевой, А.П. Тряпицыной и др.).

На сегодняшний день в отечественной психолого-педагогической литературе предложено несколько точек зрения на понимание сущности индивидуального образовательного маршрута.

М.И. Башмаков рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (Башмаков, 2005).

М.Ю. Лукьянова трактует индивидуальный образовательный маршрут как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (Акулова, Заер-Бек, Писарева, Пискунова, Радионова, Тряпицина, 2009).

Группа отечественных исследователей, в которую входят С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др. определяет индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы) (Князева, 2005).

На наш взгляд, термин «Индивидуальный образовательный маршрут» следует отличать от термина «Индивидуальная образовательная траектория».

Индивидуальная образовательная траектория в отличие от понятия «индивидуальный образовательный маршрут» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.) обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации (Якиманская, 2000):

- содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

- деятельностный (специальные педагогические технологии);

- процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

В данном пособии мы будем рассматривать проблемы и особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, как одну из эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики.

Рассматривая индивидуальный образовательный маршрут в парадигме «Инклюзивное образование – ребенок с ограниченными возможностями здоровья» мы считаем целесообразным опираться на определение, предлагаемое группой исследователей Института проблем интегративного и инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс (Алехина, Самсонова, Дмитриева, Семаго, Семаго, 2012).

Практика проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях показывает, что Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).


 

II. Технологические аспекты проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Наиболее оптимальную технологию проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивной практики предлагают в своих исследованиях Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Т.П. Дмитриева и др. Эти авторы полагают, что проектирование индивидуального образовательного маршрута необходимо осуществлять через последовательное решение ряда обязательных, для каждого обучающегося с ОВЗ, и дополнительных (вариативных) задач.

Отметим, что данная технология рассматривается вышеназванными авторами с позиции школьного обучения, однако мы полагаем, что эта технология в определенной степени обладает универсальностью и широким диапозоном возможностей для переноса опыта в другие условия, поэтому она может быть адаптирована для дошкольной инклюзивной образовательной практики. Обосновать необходимость такой адаптации позволяет Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ», который провозглашает дошкольное образование уровнем, предшествующим начальному общему образованию. Практический опыт адаптации данной технологии в условиях дошкольного образования будет рассмотрен ниже.

По мнению этих авторов, к числу обязательных задач относятся (Самсонова, Дмитриева, Семаго, Семаго и др., 2012):

1. Выявление индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

2.  Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в образовательной организации, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.

3.  Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ре­бенка, степени его адаптации в среде сверстников.

4.  Принятие решения о необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, образовательная организация опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне Психолого-медико-педагогической комиссии и образовательной организации), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.

5.  Определениенеобходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.

6.  Разработка способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.

7.  Выбор стратегии включения ребенка с ОВЗ в жизнь образовательной организации с целью развития его социальной компетентности и творче­ской самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

В качестве дополнительных (вариативных) задач могут выступать следующие:

1. Определение тактики и конкретных действий учителя, воспитателя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в образовательной организации.

2.  Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.

3.  Выбор формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующий уровень образования, а так же форм итоговой аттестации.

4.  Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации. Данная задача является особенно значимой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на этапе обучения в основной школе.

5.  Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.

6.  Работа с детским коллективом — класса, школы, группы ДОО, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми дошкольного, младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.

Далее, рассматриваемая технология предполагает деятельность в рамках проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ, в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Администрация образовательной организации определяет, к какому учителю и в какой класс или к какому воспитателю и в какую группу поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопро­вождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в образовательной организации нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возмож­ные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т. д.). Заключается дого­вор с родителями.

2.  Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в класс / группу образовательной организации начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника — если ребе­нок поступает в 1 класс общеобразовательной организации), возможно — психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согла­сия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных организаций.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников образовательной организации — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель / воспитатель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в образовательной организации.

3.  Разработку индивидуального образовательного маршрута (и - соответственно — ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в образовательной организации учитель / воспитатель и специалисты психолого-педагогического сопровожде­ния проводят комплексную оценку его состояния на момент поступле­ния в образовательную организацию, или на момент присвоения ПМПК статуса «Обучающийся с ОВЗ», или «Ребенок-инвалид» на МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) если ребенок, уже находясь в образовательной организации, ранее такого статуса не имел. Если специалисты консилиума образовательной организации затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных резуль­татов, можно обратиться за консуль­тацией к специалистам ПМПК или ППМС-центра, являющимся ре­сурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке индивидуальной образовательной программы выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя / воспитателя и специалистов являются самыми актуальными.

4.  Собственно разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП) на заседании Психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума образовательной организации.

5.  Совместная деятельность администрации, учителей / воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (индивидуального образовательного плана на определенный период времени).

6.  Анализ результатов деятельности учителей / воспитателей и специалистов — динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в среде образовательной организации, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.

7.  Постановка задач на последующий временной период.

По замыслу разработчиков технологии, результа­том проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации является индивидуальная образовательная программа. Одновременно она выступает и продуктом деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Основная цель индивидуальной образовательной программы — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реали­зации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.

Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:

—  наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ребенка;

—  обеспечение реализации права ребенка и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;

—  возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

—  ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями:

1)  Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

2)  Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;

3)  Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения (профессионально-трудовое обучение детей с интеллектуальными нарушениями по выбранному профилю профессионально-трудовой подготовки);

4)  Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения во фронтальном режиме в рамках реализации инклюзивной практики.

Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план — корректируемая часть индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей / воспитателей специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/ воспитанника с ОВЗ на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).

Т.П. Дмитриева, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго выделяют следующие организационно-педагогические условия проектирования и реали­зации индивидуальной образовательной программы (Дмитриева, Семаго, Семаго, 2012):

1)  Наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ индивидуальной образовательной программы. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательной организации выступает ПМПк образовательной организации (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум);

2)  Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе;

3)  Наличие подготовленных педагогических кадров.

Функции различных групп специалистов по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы представлены в таблице (таблица 1).

 

Таблица 1.

Функциональные обязанности различных групп специалистов по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ

Группа специалистов Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ детей-инвалидов): - финансовое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы; - внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав образовательной организации, основная образовательная программа, приказы, положения и т. д.); - кадровое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование); - обеспечение материально-технических условий (безбарьерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий, информацион­но-коммуникативной среды); - поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общест­венными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.); - организация мониторинга образовательной среды образовательной организации, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов образовательной организации в направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) - разработка индивидуальных образовательных программ; - отслеживание динамики развития ребенка; - оценивание успешности обучающегося с ОВЗ в освоении программ и в случае необходимости внесение корректив; - помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; - проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; - консультирование родителей
Учитель / воспитатель ДОО Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе / группе с учетом реализации индивидуальной образовательной программы, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка: - участие в разработке индивидуальных образовательных программ; - разработка рабочих программ по предметным областям / образовательным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей детей; - организация развивающей среды в классе / группе; - создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в детском коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия; - формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации; - выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого ребенка; - применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных обра­зовательных программ; - при необходимости — адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т. д.); - выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе — детей с ОВЗ
Воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования - участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ; - помощь учителю / воспитателю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей с ОВЗ; - применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализа­ции детей с ОВЗ.

 

 

Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго выделяют ряд особенностей работы над индивидуальными образовательными программами (Самсонова, Дмитриева, Семаго, Семаго и др., 2012):

1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Учитель / воспитатель, родители — полноправные участники работы над индивидуальной образовательной программой;

2)  Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, триместр, полугодие);

3)  По окончании периода должна производиться оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

4)  Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) должны носить максимально конкретный характер;

5)  Должны быть закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Наиболее важные этапы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы представлены в таблице (таблица 2).

 

Таблица 2.

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ

 

Этап Шаги проектирования индивидуальной образовательной программы Содержание деятельности
Предварительный Предварительная оценка образова­тельных потреб­ностей ребенка и запроса родителей Администрация образовательной организации — — определяет, к какому учителю / воспитателю и в какой класс / группу поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; — если в образовательной организации нет какого-либо специалис­та, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнитель­ных ресурсов (сотрудничество с ППМС- центром, привлечение волонтеров и т. д.); — Заключается договор с родителями. — проводится сбор и анализ предваритель­ной (первоначальной) информации о ре­бенке и его семье. Изучение документации; — Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Диагностика Оценка требований ФГОС и образовательной программы Изучение резуль­татов комплексного психолого-педагогического обследования Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовате­льных условий с учетом возможностей и дефицитов — Организация диагностической работы учителя / воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности — комплексно); — подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя / воспитателя и специалистов являются самыми актуальными. Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки индивидуальной образовательной программы
Разработка Проектирование необходимых структурных составляющих программы. Определение временных границ реализации программы. Четкое формулирование цели программы (Совместно с родителями). Определение круга задач в рамках реализации программы. Определение содержания программы (коррекционный, образовательный компоненты). Планирование форм реализации разделов программы. Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности. Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы Деятельность учителя / воспитателя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. При необходимости — привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
Реализация   - Организация деятельности учителя / воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы.
Анализ и коррекция   - Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; — внесение корректив в программу.

 

 

В завершении описания данной технологии, рассмотрим примерную структуру индивидуальной образовательной программы (Самсонова, Дмитриева, Семаго, Семаго и др., 2012):

Индивидуальная программа может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ):

- индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);

- адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации;

- программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ (программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога),

- программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

Говоря о компонентном составе документа следует отметить, что обязательным компонентом Индивидуальной образовательной про­граммы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ре­бенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание про­граммы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания программы на уровне дина­мики тех или иных составляющих его психофизического развития.

Оформление индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

Ø  титульный лист программы с указанием наименования образовательной организации, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя ребенка, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк образовательной организации, указанием специалиста, который является ответственным за реализа­цию индивидуальной образовательной программы);

Ø  пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степе­ни, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);

Ø  индивидуальный учебный план;

Ø  содержание программы, включающее в себя три основных блока: I блок - образовательный компонент;                                        

II блок - коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с ребенком, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю / воспитателю и родителям.

III блок - воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя / воспитателя группы с рекомендациями для родителей ребенка;

Ø  мониторинг достижений ребенка, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне дина­мики показателей психического и психологического развития обучаю­щегося и уровне сформированности ключевых компетенций;

Ø  заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года).

Наряду с понятием «Индивидуальный образовательный маршрут» в современной специальной педагогике существует понятие «Коррекционно-образовательный маршрут». Этим термином практикующие учителя-дефектологи устойчиво именуют коррекционно-развивающую работу с ребенком в условиях общеобразовательной организации. Научной основой содержания данной деятельности выступают направления работы с обучающимися с ЗПР, предложенные А.Д. Вильшанской (Вильшанская, 2008).

Кратко рассмотрим эти направления:

1. Сенсомоторное развитие (развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; тактильных ощущений; умения организации и контроля простейших двигательных программ; тонкости и целенаправленности движений; кинестетических основ движения; межполушарного взаимодействия).

2. Формирование пространственных представлений (формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; в ближайшем окружении (классной комнаты); на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса и пр.).

3. Развитие мнемических процессов (тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов, слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия (развитие слухо-моторной координации; зрительно-моторной координации; слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности (регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; умения планирования этапов выполнения задания; основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате). 

6. Формирование навыка письма (развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты).

7. Формирование навыка чтения (заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сход


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.