Чтобы люди, которые должны быть — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Чтобы люди, которые должны быть

2021-03-17 109
Чтобы люди, которые должны быть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доблестными, подражали женщине,

Молодой или старой, спорящей с богами,

больной, скорбной или влюбленной:

Странно было бы также допустить подражание

И мужчинам, негодным и подлым

Или безумствующим людям и рабам

» 2. В этих словах ясно слышится

Выпад Платона против современной

Ему трагедии, особенно против быто-

Писательских тенденций пьес Еврипи-

Да. Но наблюдать нужно не только

За поэтами, но и за другими представителями

Искусства, чтобы они не вносили

В свои произведения распущенности,

Низости и безобразия.

В десятой книге «Государства» Платон

Прямо утверждает, что поэзия ни

В какой мере не приемлема, поскольку

Она «подражательна». Здесь как раз

Усиленно развивается и подчеркивается

Та мысль, что искусство является лишь

Копией с копии. Мастер, который делает

Кровать, создает не самую «сущность»

Кровати, а нечто на нее похожее, принадлежащее

Не миру истины, а миру

Лживого правдоподобия. Живописец

Рисует эту кровать, то есть делает

Копию того, что само является искаженным

Отражением подлинной «сущности

» кровати. «В этом отношении

Подражательное искусство стоит далеко

От истины, и думается, что оно за все

Берется потому, что от каждого предмета

Берет нечто незначительное, какой-

К. М а р к с, Капитал, т. I, M., 1953, стр. 375.

П л а т о н, Государство, кн. III, 395 D — Е.

Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 253

То призрак» г. Это положение затем

Подтверждается специально по отношению

К трагедии и «главному ее представителю

— Гомеру» 2. Необходимо раскрыть

Заблуждение тех, кто при встрече

С поэтами-трагиками не отдает себе

Отчета в том, что их произведения—

Это «третьестепенная подлинность и что

Это им легко сочинить без знания истины

». Поэты-трагики, говорит Платон,

Заявляют притязание на то, что они

Знают и добро, и зло, и то, что относится

К божеству. Между тем надо

Считать твердо установленным, что,

Начиная с Гомера, все поэты — только

Простые подражатели призраков и совсем

Не касаются истины. Поэт-подражатель,

Создавая свои произведения, опирается

На ту часть человеческой души,

Которая «удалена от разума и является

Любовницей и подругой всего болезненного

И лживого» 3.

Поэты, и особенно поэты-трагики,

Передают волнующие и темные состояния

Души. Они представляют своих

героев в слезах, в состоянии печали;

Это волнует нас, мы сострадаем герою.

Поэзия лелеет чувство нашего сострадания

К герою, поэтому oHOf как и другие

^чувства, например гнева, получает

Власть над нами, тогда как, наоборот,

Нам следовало бы господствовать над

Чувствами. Понятно при этих условиях,

Почему поэтам закрыт доступ в государство,

Которое должно быть организовано

Наилучшим образом. Поэты, по

Платону, разжигают худшую часть

Человеческой души, доставляют ей

Пищу и, укрепляя ее, губят разумное

Начало. Впрочем, по отношению к Гомеру

Платон все же делает известное

Исключение: его гимны богам и похвальные

Песни выдающимся людям допустимы

В государстве.

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ТРАГЕДИИ

Переходя к учению Аристотеля о трагедии,

Необходимо прежде всего отметить,

Что, по Аристотелю, поэзия, как

И другие виды искусства, родилась из

•«подражания». Какой же смысл вкладывает

Аристотель в это слово? В начале

IV главы «Поэтики» он указывает,

Что две причины, лежащие в природе

Человека, создали поэзию. Во-первых,

Подражание, присущее людям с детства,—

Люди тем и отличаются от других

Животных, что наиболее способны

К подражанию, благодаря которому

Они и получают первые познания.

Во-вторых, продукты подражания всем

Доставляют удовольствие. Совершенно

Очевидно, что в первом случае речь

Идет о подражании в буквальном смысле

Этого слова. Подражая взрослым,

Ребенок получает первые сведения о

Природе и человеческом обществе. Во

Втором случае речь идет о творческом

Воспроизведении действительности и

Связанном с ним наслаждении. Именно

В этом последнем смысле и понимается

Здесь, за указанным исключением, термин

«подражание». Интересно отметить,

Что в «Поэтике» Аристотель говорит

П л а т о н, Государство, кн. X, 598 С. 2 В этих рассуждениях Платона справедливым остается одно: мысль, которую античная

Трагедия приписывала еще Эсхилу, а именно что греческая трагедия в ее литературной обработке

Вышла из поэм Гомера. 3 П л а т о н, Государство, кн. X, 603 В.

Глава XI

Исключительно о воспроизведении (о


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.