Раздел второй . Режиссура эстрадным номеров различных жанров — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел второй . Режиссура эстрадным номеров различных жанров

2021-03-17 260
Раздел второй . Режиссура эстрадным номеров различных жанров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 6. Работа режиссера с конферансье.......................................................... 112

Глава 7. Эстрадный фельетон.............................................................................. 139

Глава 8. Эстрадный монолог в образе (маске).................................................... 153

Глава 9. Скетч, сценка и эстрадный диалог........................................................ 170

Глава 10. Пародия............................................................................................... 183

Глава 11. Куплет и буриме................................................................................. 197

Глава 12. Режиссерская разработка эстрадной песни......................................... 217

Глава 13. Пантомимический номер.................................................................... 239

Глава 14. Эстрадная клоунада............................................................................ 260

Глава 15. Эстрадно-цирковой номер.................................................................. 286

Заключение.......................................................................................................... 310

Рекомендуемая литература................................................................................. 317


ВВЕДЕНИЕ

В режиссуре эстрады есть две основные специализации:

—режиссура эстрадного номера;

— режиссура эстрадного представления.

Режиссер, ставящий эстрадное представление (концерт, обо-[•рение, шоу), как правило, не работает над номерами, из кото-грых оно состоит. Он объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представ­ления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает за­дачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организа­ционных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному но­меру. Часто «...режиссер эстрады принимает номера от специа­листов различных жанров, а затем из них создает эстрадную про­грамму. Номер имеет большую самостоятельность»1.

Работа над эстрадным номером требует от режиссера решения целого ряда специфических задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы. Это прежде всего умение рас­крыть индивидуальность артиста, выстроить драматургию номера, работать с репризой, трюком, гэгом, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра и многое другое.

Проблемы постановки эстрадного представления достаточ­но широко и подробно отражены в специальной литературе.

С сожалением надо отметить, что по постановке эстрадного номера практически нет учебной литературы. Как следствие — не сформулированы даже основные аспекты работы режиссера над эстрадным номером.

Важность обращения к теме постановки эстрадного номера опре­ деляется самой природой эстрадного искусства, основой которого является эстрадный номер.


Раздел второй. Режиссура эетрэдных номеров различных жанра а

наконец это удастся, Бин, прощаясь с гостями, завершает m хулиганской выходкой: ударяет кого-то ногой в живот. После • го, конечно, спешит поскорей удрать»10.

Свои оригинальные маски создали Ч. Чаплин, Л. Енгибар< •-А. Елизаров, В. Полунин и другие известные артисты, как на э<. траде, так и в кино.

В пантомиме существует система условных движений, кото­рые позволяют создать разнообразные иллюзии — предмета, ме­ста, времени, обстоятельств, партнеров. Называются такие дви­жения применительно к искусству пантомимы — стилевыми.

Стилевые движения

Стилевые движения представляют собой своего рода пантомими­ ческие трюки. Их можно назвать пантомимическими приемами создания иллюзии.

Рассмотрим конкретный пример. Многим известен, навер­ное, самый распространенный прием такого рода — шаг на мес­те. Физически артист не двигается вперед, но особая техника шага на месте создает иллюзию его перемещения. Артист при помощи специального пластического приема создает у зрителя впечатление перемещения в пространстве.

Стилевые движения вырабатывают у артиста пантомимы требовательность к жесту, к отточенности пластики. И если мы образно говорим, что тело мима должно петь, то должны согла­ситься, что в этом пении не должно быть ни одной фальшивой ноты. Такими чистыми нотами для мима являются его движения, жесты, мимика, позы.

Приведем для примера несколько наиболее распространен­ных стилевых движений: шаг и бег на месте, стена (мим ладоня­ми упирается в стену), проход вдоль стены (перебирая раскры­тыми ладонями, мим продвигается вдоль воображаемой стены), клетка (мим ладонями обхватывает прутья клетки), облокачива-ние, обозначение движениями рук (в основном, ладоней) объе­ма и конфигурации предмета, подъем и спуск по лестнице, шаг против ветра, полет птицы (движения скрещенных кистей рук, напоминающие взмахи крыльев), огонь (трепещущие руки напо­минают языки пламени).

250


Введение

Известный исследователь эстрады А. Анастасьев спр; во утверждает, что эстрада отличается от театра 4...по су художественного отражения жизни и по форме существ< если в театре это спектакль, то на эстраде — номер»*.

Режиссура эстрадного номера является базисной час* жиссуры эстрады в целом, так как номер представляет со' новную единицу эстрадного искусства.

Нужно определить и сформулировать основные зако ности режиссуры номера, характерные для всех эстрадны ров, и экстраполировать эти общие закономерности на р ные эстрадные жанры, то есть на специфику постановоч* боты над номерами большинства эстрадных жанров.

С этой целью в учебном пособии выявляются и теоре ки обосновываются принципы режиссерской работы над = ным номером, что заключает в себе и исторический анал! роса, и осмысление современных тенденций развития ре; ры эстрады в части постановки номера.

В книге также рассматриваются специфические при способы создания художественного образа в постановочв жиссерской работе над эстрадным номером.

Современная практика эстрады показывает, что мы, к лению, часто являемся свидетелями деградации многих видностей эстрады.

Заняв лидирующие позиции, эстрадная песня весьма сивио теснит речевые и оригинальные жанры; коренные и: ния происходят и в жанре конферанса. Эти частные факты жяют проблему нивелирования профессии режиссера эст] го номера, которая, хотя и существовала всегда, но нйко проявлялась в таких масштабах,' как сегодня.

Развитие одного из самых демократичных а популярна кусств — эстрады — зависит от восстановления и повьп статуса и значения режиссера эстрадного номера. Рост пр сновального и художественно-эстетического качества совр ной эстрады невозможен без того, чтобы режиссура эстрз номера стала такой же важной и ведущей составляющей э< ного искусства, какой является сегодня режиссура в дра ческом театре. Это еще раз подчеркивает актуальность подробное раскрытие которой должно помочь режиссерам-


Введение

На эстраде существует весьма интересный парадокс. Режис­сер в качестве творца добивается в эстрадном номере конечной цели любого искусства — создания художественного образа. Это творческая сторона профессии. Но в постановке номера есть то, что правильно было бы назвать «технической» режиссурой. Это обусловлено самой природой некоторых жанров: скажем, боль­шинство оригинальных и эстрадно-цирковых жанров требуют технической работы над спортивными элементами, специальны­ми трюками; работа над вокальным номером невозможна без спе­циалиста-педагога по вокалу.

Иногда эти узкие «технические» специалисты громко назы­вают себя режиссерами номеров, хотя их деятельность, по сути, ограничивается лишь выстраиванием специальной трюковой или технической составляющей номера, неважно — акробатика это или пение. Так ставится номер, где говорить о создании художе­ственного образа можно с большой натяжкой.

Особенности эстрадного искусства накладывают отпечаток буквально на все составляющие режиссуры эстрадного номера — все специфично, все «эстрадно»! Да, многие компоненты профес­сии режиссера опираются на общие фундаментальные принци­пы и в драматическом, и в музыкальном театре, и в цирке.

Но дальше на фундаменте строятся совершенно разные кон­струкции, возведение которых идет по неодинаковым.правилам. Неспроста же отдельными профессиями являются, скажем, ре­жиссура музыкального театра и режиссура драмы, которые от­ражают специфику двух видов театра. И хотя вопрос об эстраде как виде искусства остается спорным", к такой же отдельной профессии необходимо отнести и режиссуру эстрадного номера. Слишком много в ней того, что, с одной стороны, не присуще другим видам зрелищных искусств, а с другой, — отражает кон-гломеративность разных видов искусств, которые сходятся под­час в одном коротком эстрадном номере.

Эстрадное искусство чрезвычайно многожанрово. Песня и акробатика, конферанс и фокусы, музыкальная эксцентрика и психологические опыты, публицистический фельетон и игра с

* Например. С. Клитин в работе «Эстрада как вид искусства» отказывает ей в видовом своеобразии. А не менее известный исследователь эстрады А. Ана­стасьев в статье «Эстрадное искусство и его специфика» прямо говорит об вст-раде как об отдельном виде искусства.


 


Введение

хула-хупами... «Множественность номеров, исполняемых масте­рами разных искусств, — фактор не количественный, а качествен­ный, определяющий природу эстрады. Исторически сложилась такая коренная особенность эстрадного искусства, как многожанг ровость»-', — писал А. Анастасьев.

Режиссура эстрадного номера в каждом жанре имеет свои особенности, которым и посвящаются главы второго раздела по­собия: все разновидности речевых эстрадных жанров, песня на эстраде, оригинальные и эстрадно-цирковые жанры. В связи с возросшей популярностью пантомимы и клоунады на современ­ной эстраде специфике режиссуры в этих жанрах посвящены от­дельные главы.

Первая же часть представляет собой анализ общих законо­мерностей постановки эстрадного номера, характерных для всех жанров без исключения. Здесь признаки эстрадного номера ана­лизируются как основополагающие принципы его режиссуры, да­ется классификация специфических особенностей эстрадных жанров, исследуются проблемы режиссуры номера, связанные с синтетическим использованием выразительных средств различ­ных жанров. В первом разделе также анализируются вопросы со­здания режиссером драматургии эстрадного номера. Особое вни­мание обращается на принципы выявления комического в эст­радном номере, как в наглядно-зрительном компоненте (коми­ческом трюке), так и в вербальном — репризе.

Таким образом, сначала формулируются и анализируются общие закономерности режиссуры эстрадного номера, а затем из­лагается преломление этих общих законов в каждом конкретном жанре. И, пожалуй, самый важный вопрос, ответ на который со­держится во второй части учебного пособия, — как в эстрадном номере создается художественный образ посредством специфи­ческих выразительных средств, которые и определяют жанр но­мера.

Постановка эстрадного номера — один из самых сложных видов деятельности режиссера. «Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажет­ся, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренеб­режительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий»5. Эти слова С. Юткевича


Введение

еще раз подтверждают важность обращения к теме постановки эстрадного номера.

Художественное качество и профессиональный уровень эстрадных номеров определяют общее состояние эстрадного искусства в це­ лом. Важнейшее значение в этом имеет режиссура эстрадного но­ мера.


 


1 Шароев И. Профессия: режиссер! // СЭЦ (Советская эстрада и цирк). 1989. № 10. С. 2.

1 Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика // РСЭ (Русская совет­ская эстрада) 1917-1929. М., 1978.'С. 8.

1 Завадская Н. Корень зла // Эстрада без парада. Сборник статей. М., 1991. С. 248.

' Анастясьев А. Указ: соч. С. 9.

1 Юткевич С. Благодарность вдогонку // Миронова М., Менакер Л. «...В своем репертуаре». М., 1984'. С. 303-304.


Раздел первый

Общие вопросы

режиссуры эстрадного номера


Глава 1. Эстрадный номер


ГЛАВА 1

Эстрадный номер


|рр может входить в некий спектакль, как его часть, но он все Цвно отвечает сам за себя»3. Как бы изобретателен и ярок ни был

шссер концерта или эстрадного спектакля, зрелище все рав-|> выйдет блеклым, если в нем отсутствуют хорошие эстрадные

iepa.


 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.